Методические указания по выполнению семинаров, практических занятий срсп и срс
Методические указания разработаны на основании утвержденной типовой учебной программы. Рабочая учебная программа содержит перечень тем лекционных, семинарских занятий, занятий СРСП, заданий СРС. В дополнение к рабочей учебной программе составлены методические рекомендации по выполнению СРСП, СРС, практических занятий.
Задачей настоящих рекомендаций является оказание помощи студентам при изучении дисциплины.
В пособии кратко раскрывается содержание каждой темы, включены вопросы, задания, выполнение которых будет способствовать усвоению темы, вопросы для самоконтроля.
Одни темы курса являются предметом рассмотрения в лекциях и на практических занятиях, другие — только в лекциях, третьи — изучаются самостоятельно. Самостоятельная работа студентов и преподавателя (СРСП), самостоятельная работа студента (СРС) предполагает выполнение заданий конспектирование, составление выписок, библиографических списков, тезисов, подготовку реферативных выступлений, написание рецензий и аннотаций, решение педагогических задач, анализ программ и учебников для школы, анализ протоколов уроков, и уроков, наблюдаемых студентами в процессе психолого-педагогического практикума. В пособии предусмотрены разные формы проведения занятий: практикумы, деловые игры, проблемно поисковые семинары и пр.
Для того чтобы качество различных видов самостоятельной работы было более высоким, ниже помещены указания к выполнению некоторых из них.
Семинар
Главная цель семинарского занятия – приобретение знаний самостоятельно, семинарские занятия стимулируют инициативность, активизируют мыслительные процессы, помогают осознано переработать материал. Эффективность семинаров зависит от ряда условий: постановка цели, формулирование проблемы, объяснение, установление регламента выступлений, напоминание правил. Перед началом семинара необходимо уточнить термины и понятия, по окончании дискуссии на семинарском занятии необходимо помочь участникам прийти к правильному и согласованному мнению.
Практические занятия
Практические занятия позволяют каждому студенту обогатить теоретические знания фактическим материалом и приобрести умение применять теорию на практике. Практические занятия – это практические методы обучения, в процессе которых приобретаются и формируются ЗУН. Практические занятия способствуют решению задач контроля и самоконтроля, стимулируют познавательную активность в процессе проведения занятия. Практические занятия позволяют избежать или предупредить пробелы как в знаниях, так и в умениях.
Конспектирование работ по отдельным темам курса
Слово конспект латинского происхождения, оно означает обзор, изложение. В правильно составленном конспекте выделено самое основное в изучаемом произведении, сосредоточено внимание на наиболее существенном, в кратких четких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения. Хороший конспект можно составить только тогда, когда первоисточник полностью прочитан, а его основное содержание усвоено, когда выявлено соотношение отдельных частей текста и составлен план изучаемого произведения. Основные мысли автора конспектируемой работы должны излагаться не дословно, а своими словами. Это способствует более успешному овладению содержанием текста. При дословном приведении каких-либо положений следует указывать страницы цитируемого текста.
Внешнее оформление конспекта должно отвечать следующим требованиям: нужно указать фамилию и инициалы автора цитируемой работы, название работы, ее выходные данные (место издания, издательство, год), указать конспектируемые страницы; текст писать четко, разборчиво, оставляя большие поля, на которые выносятся пункты плана работы.
Составление выписок из работ по отдельным вопросам курса
Выписка - это дословная, точная запись определенного текста. Использование такой формы записи дает возможность выбрать материал на определенную тему. Требования к внешнему оформлению выписок такие же, как и к оформлению конспектов.
Составление тезисов
Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения текста. В тезисах, как правило, не рассматривается фактический материал, который в тексте приводится для обоснования, доказательства или пояснения высказываемых положений.
Очевидно, что тезисы, как и конспект, могут быть правильно составлены лишь на основе предварительного изучения текста.
Написание аннотаций и рецензий на статьи
Аннотация - краткая характеристика содержания произведения, которая обычно дается в виде перечня главных вопросов. В аннотации могут быть отмечены и некоторые особенности произведения: время его появления, структура построения, указание на то, кому предназначена данная работа, и т.п.
Рецензия представляет собой критический анализ какого-либо произведения. В рецензии, как правило, отмечается актуальность работы, раскрывается ее структура, перечисляются основные вопросы, рассматриваемые в данной работе, указывается на ее практическую значимость. Рецензент высказывает свою точку зрения на излагаемую проблему, делает общий вывод о ценности рецензируемой работы, исходя из современных требований.
Составление библиографий по определенным темам курса
Подбирая литературу по теме, необходимо обратиться к имеющемуся в библиотеке систематическому каталогу, к последним в году номерам педагогических журналов («Начальная школа», «Педагогика», «Вопросы психологии» и т.п.), Интернету.
Оформляя библиографический список, необходимо все работы располагать в алфавитном порядке следования фамилий их авторов или названий сборников.
При описании каждой из работ следует указать фамилию и инициалы автора, название работы, ее выходные данные: место и год издания. В случае описания журнальных статей указываются автор, навание статьи, название журнала, в котором помещена статья, год его издания и номер. В описание сборника статей следует включить фамилию его редактора.
Образцы описания литературных источников
Вергелес Т.Н., РаевА.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования//Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сборник научных трудов/Под ред. Г.И. Вергелес. СПб., 2002.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
Новое педагогическое мышление/Под ред. А.В. Петровского. М., 1989.
Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников// Начальная школа. 2003. № 10.
Подготовка реферативных сообщений
Реферат — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме. Различают две разновидности рефератов: передающие содержание одной книги, одного учения или научной проблемы и суммирующие данные нескольких источников по определенной теме.
Готовя реферативное сообщение, необходимо продумать не только содержание выступления (теоретический уровень, логичность, актуальность для решения проблем современной школы, убедительность примеров, собственное отношение к рассматриваемой проблеме), но и методику преподнесения его аудитории.
Болашақ заңгерлердің кәсіби ақпараттық-технологиялық даярлығын жетілдіру
Машинажасау мамандығының білім алушыларына Машинажасау мамандығына кіріспе пәнінен студенттердің өзіндік жұмыстарын орындауға арналған әдістемелік нұсқаулар
Емдеу әдістері
ООС бойынша іс- шаралардың экономикалық нәтижелілігі
Жаркент акционерлік электр тасымалдау компаниясы акционерлік қоғам
Суда еріген оттегіні анықтау
Студенттердің кәсіптік - қолданбалы дене дайындығында айналма жаттығу әдісін қолдану әдістемесі
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Газ турбинасының техникалық сипаттамасы
Вуздағы кафедра құжат айналымын DELPHI көмегімен дамытуды ұйымдастыру