Методические указания по выполнению семинаров, практических занятий срсп и срс


Методические указания разработаны на основании утвержденной типовой учебной программы. Рабочая учебная программа содержит перечень тем лекционных, семинарских занятий, занятий СРСП, заданий СРС. В дополнение к рабочей учебной программе составлены методические рекомендации по выполнению СРСП, СРС, практических занятий.

Задачей настоящих рекомендаций является оказание помощи студентам при изучении дисциплины.

В пособии кратко раскрывается содержание каждой темы, включены вопросы, задания, выполнение которых будет способствовать усвоению темы, вопросы для самоконтроля.

Одни темы курса являются предметом рассмотрения в лекциях и на практических занятиях, другие — только в лекциях, третьи — изучаются самостоятельно. Самостоятельная работа студентов и преподавателя (СРСП), самостоятельная работа студента (СРС) пред­полагает выполнение заданий  конспектирование, составление выписок, библиографи­ческих списков, тезисов, подготовку реферативных выступлений, написание рецензий и аннотаций, решение педагогических задач, анализ программ и учебников для школы, ана­лиз протоколов уроков, и уроков, наблюдаемых студентами в процессе психолого-педаго­гического практикума. В пособии предусмотрены разные формы проведения занятий: практикумы, деловые игры, проблемно поисковые семинары и пр.

Для того чтобы качество различных видов самостоятельной ра­боты было более высоким, ниже помещены указания к выполне­нию некоторых из них.

Семинар

Главная цель семинарского занятия – приобретение знаний самостоятельно, семинарские занятия стимулируют инициативность, активизируют мыслительные процессы, помогают  осознано переработать материал. Эффективность семинаров зависит от ряда условий: постановка цели, формулирование проблемы, объяснение, установление регламента выступлений, напоминание правил. Перед началом семинара необходимо уточнить термины и понятия, по окончании дискуссии на семинарском занятии необходимо помочь участникам прийти к правильному и согласованному мнению.

Практические занятия

Практические занятия позволяют каждому студенту обогатить теоретические знания фактическим материалом и приобрести умение применять теорию на практике. Практические занятия – это практические методы обучения, в процессе которых  приобретаются  и формируются ЗУН. Практические занятия способствуют решению задач контроля и самоконтроля, стимулируют познавательную активность в процессе проведения занятия. Практические  занятия позволяют избежать или предупредить пробелы как в знаниях, так и в умениях.

Конспектирование работ по отдельным темам курса

Слово конспект латинского происхождения, оно означает обзор, изложение. В правильно составленном конспекте выделено самое ос­новное в изучаемом произведении, сосредоточено внимание на наи­более существенном, в кратких четких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения. Хороший конспект можно соста­вить только тогда, когда первоисточник полностью прочитан, а его основное содержание усвоено, когда выявлено соотношение отдель­ных частей текста и составлен план изучаемого произведения. Основ­ные мысли автора конспектируемой работы должны излагаться не дос­ловно, а своими словами. Это способствует более успешному овладе­нию содержанием текста. При дословном приведении каких-либо по­ложений следует указывать страницы цитируемого текста.

Внешнее оформление конспекта должно отвечать следующим требованиям: нужно указать фамилию и инициалы автора цитируе­мой работы, название работы, ее выходные данные (место издания, издательство, год), указать конспектируемые страницы; текст пи­сать четко, разборчиво, оставляя большие поля, на которые выно­сятся пункты плана работы.

Составление выписок из работ по отдельным вопросам курса

Выписка - это дословная, точная запись определенного текста. Использование такой формы записи дает возможность выбрать ма­териал на определенную тему. Требования к внешнему оформлению выписок такие же, как и к оформлению конспектов.

Составление тезисов

Тезисы представляют собой кратко сформулированные основ­ные положения текста. В тезисах, как правило, не рассматривается фактический материал, который в тексте приводится для обосно­вания, доказательства или пояснения высказываемых положений.

Очевидно, что тезисы, как и конспект, могут быть правильно составлены лишь на основе предварительного изучения текста.

Написание аннотаций и рецензий на статьи

Аннотация - краткая характеристика содержания произведения, которая обычно дается в виде перечня главных вопросов. В аннота­ции могут быть отмечены и некоторые особенности произведения: время его появления, структура построения, указание на то, кому предназначена данная работа, и т.п.

Рецензия представляет собой критический анализ какого-либо произведения. В рецензии, как правило, отмечается актуальность работы, раскрывается ее структура, перечисляются основные воп­росы, рассматриваемые в данной работе, указывается на ее практи­ческую значимость. Рецензент высказывает свою точку зрения на излагаемую проблему, делает общий вывод о ценности рецензируе­мой работы, исходя из современных требований.

Составление библиографий по определенным темам курса

Подбирая литературу по теме, необходимо обратиться к имею­щемуся в библиотеке систематическому каталогу, к последним в году номерам педагогических журналов («Начальная школа», «Педаго­гика», «Вопросы психологии» и т.п.), Интернету.

Оформляя библиографический список, необходимо все работы располагать в алфавитном порядке следования фамилий их авторов или названий сборников.

При описании каждой из работ следует указать фамилию и ини­циалы автора, название работы, ее выходные данные: место и год из­дания. В случае описания журнальных статей указываются автор, навание статьи, название журнала, в котором помещена статья, год его издания и номер. В описание сборника статей следует включить фа­милию его редактора.

Образцы описания литературных источников

Вергелес Т.Н., РаевА.И. Творческие способности как предмет психолого-педа­гогического исследования//Младший школьник: формирование и разви­тие его личности: Сборник научных трудов/Под ред. Г.И. Вергелес. СПб., 2002.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.

Новое педагогическое мышление/Под ред. А.В. Петровского. М., 1989.

Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников// Начальная школа. 2003. № 10.

Подготовка реферативных сообщений

Реферат — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме. Различают две разновидности рефератов: передающие содержание одной книги, одного учения или научной проблемы и суммирую­щие данные нескольких источников по определенной теме.

Готовя реферативное сообщение, необходимо продумать не толь­ко содержание выступления (теоретический уровень, логичность, актуальность для решения проблем современной школы, убедитель­ность примеров, собственное отношение к рассматриваемой про­блеме), но и методику преподнесения его аудитории.


Ұқсас жұмыстар

Болашақ заңгерлердің кәсіби ақпараттық-технологиялық даярлығын жетілдіру
Машинажасау мамандығының білім алушыларына Машинажасау мамандығына кіріспе пәнінен студенттердің өзіндік жұмыстарын орындауға арналған әдістемелік нұсқаулар
Емдеу әдістері
ООС бойынша іс- шаралардың экономикалық нәтижелілігі
Жаркент акционерлік электр тасымалдау компаниясы акционерлік қоғам
Суда еріген оттегіні анықтау
Студенттердің кәсіптік - қолданбалы дене дайындығында айналма жаттығу әдісін қолдану әдістемесі
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Газ турбинасының техникалық сипаттамасы
Вуздағы кафедра құжат айналымын DELPHI көмегімен дамытуды ұйымдастыру