лекция №3

Тема 3. Правоохранительные органы и суд РК

Цель: Познакомить с деятельностью правоохранительных органов Республики Казахстан, их системой. Раскрыть место, роль и значение правоохранительных органов.

План

1.      Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан

2.      Суд и правосудие в Республике Казахстан

1.      Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан

Правоохранительная деятельность – это такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении им порядка.  Данный вид деятельности обладает рядом существенных признаков:

1.      Деятельность осуществляется не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами.

2.      Применяемые в ходе осуществления правоохранительной деятельности юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта.

3.      Реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

4.      Реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы и должностные лица.

Функции правоохранительной деятельности:

-конституционный контроль;

-правосудие;

-организационное обеспечение судов;

-прокурорский надзор;

-выявление и расследование преступлений;

-оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РК, справедливое разбирательство и разрешение гражданских условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования, раскрытие и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде и т.д.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты Республики Казахстан, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, орга­низацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохрани­тельных органах подразделяются на:

1. Конституцию Республики Казахстан, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны строго соответство­вать Конституции Республики Казахстан;

2.Законы;

3.Указы и распоряжения Президента Республики Казахстан, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования пра­воохранительных органов;

4. Постановления и распоряжения Правительства Республики Казахстан, которые должны соответствовать Конституции РК, законам, указам, и распоряжениям Президента РК;

5.Акты министерств и ведомств, которые издается руководителями соответствующих министерств и ведомств, занимающихся правоохранитель­ной деятельностью (Министерство юстиции РК, Министерство внутренних дел РК. и т.п.). Эти акты могут иметь различные названия: инструкции, приказы, распоряжения и т.п.);

6.Общепризнанные нормы международного права и международные догово­ры Республики Казахстан, касающиеся правоохранительной деятельности и имеющие большую юридическую силу, чем законы Республики Казахс­тан, и применяющиеся преимущественно перед последними. Не являются источниками права, однако имеют большое значение для осуществле­ния правосудия и правоохранительной деятельности: разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Верховным Судом РК в форме постановлений. Указан­ные постановления обязательны для всех нижестоящих судов.

Правовая основа деятельности правоохранительных органов достаточно важна для реализации конституционных принципов, целей и задач, поставленных перед правоохранительными органами. Правоохранительными органами по действующему законодательству РК являются: Служба охраны Президента РК, Комитет Национальной Безопасности РК, Органы внутренних дел, Таможенные органы, Органы Финансовой полиции, Прокуратура, Органы  военной полиции, Органы противопожарной службы, Органы чрезвычайной ситуации. Соответственно каждый из перечисленных органов действует в направлении своей отрасли и целевым назначением.

Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции РК. («Положение о Министерстве юстиции РК» от 11 марта 1999 года)

Основными задачами Министерства юстиции РК является содействие закреплению правовых основ политической, экономической и социальной жизни, научное и практическое обеспечение законопроектных работ, обеспечение правовой и криминалистической  экспертизы, прогнозирование эффективности принимаемых законов.

Кроме того, Министерство юстиции осуществляет материально-техническое и организационное обеспечение работы Квалификационной коллегии юстиции.

Прокуратура Республики Казахстан - подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.

Органы прокуратуры  осуществляют свою деятельность на основе Указа Президента РК, имеющего силу Закона «О прокуратуре РК» от 21.12.1995 года. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. Прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору республики.

Прокуратура Республики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий, установленных законодательством.

Акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов. В целях обеспечения верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляя высший надзор за точным и единообразным применением Конституции, законов и указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, прокуратура от имени государства:

1) выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента республики;

2) осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства;

3) представляет интересы государства в суде;

4) опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики;

5) в порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование;

6) формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики.

Прокурорский надзор это один из основных направлений деятельности органов прокуратуры. Его можно подразделить на пять отраслей:

-надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства;

-надзор за оперативно-розыскной деятельностью;

-надзор за законностью следствия и дознания;

-надзор за законностью административного производства;

-надзор за законностью исполнительного производства.

Актами прокурорского надзора являются протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона.

Служба охраны Президента РК. Указанный правоохранительный орган создан Указом Президента РК, имеющий силу закона, от 3 октября 1995 г. N 2483 «О Службе охраны Президента Республики Казахстан». Служба охраны Президента Республики Казахстан как государственный орган есть непосредственно подчиненное Президенту республики специальное воинское формирование, предназначенное постоянно обеспечивать безопасность Президента Республики Казахстан, экс-президента и по перечню, утверждаемому Президентом, иных должностных лиц государства, а также глав государств, правительств иностранных государств и руководителей международных организаций на период их пребывания на территории Республики Казахстан Служба охраны Президента Республики Казахстан является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, печати, штампы, счета в банках, в том числе валютные. Из данных указаний Указа Президента видно, что данный орган является юридическим лицом, в организационно-правовой форме учреждение, созданное для осуществления специализированных задач. Указ содержит перечень поставленных перед данным правоохранительным органом целей и задач. В соответствии со ст. 2 Задачами Службы охраны Президента являются: обеспечение личной безопасности охраняемых лиц,  выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, направленных против жизни, здоровья, прав, свобод, достоинства личности и собственности охраняемых лиц, охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности в служебных помещениях и других местах пребывания охраняемых лиц, прогнозирование и выявление угроз охраняемым лицам и объектам охраны, осуществление комплекса оперативных мер по их предупреждению и нейтрализации. Деятельность Службы охраны Президента Республики Казахстан строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека и профессиональной этики. Служба охраны Президента Республики Казахстан решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, должностными лицами, организациями и отдельными гражданами. Как и любой правоохранительный орган, Служба охраны Президента имеет свою структуру. Деятельность Службы охраны Президента Республики Казахстан подразделяется на оперативно-розыскную деятельность и оперативно-постовую деятельность, каждая из которых осуществляется соответствующими структурными подразделениями Службы охраны Президента Республики Казахстан. Руководство Службой охраны Президента Республики Казахстан осуществляется начальником Службы охраны Президента Республики Казахстан, назначаемым на должность, освобождаемым от должности и увольняемым с военной службы Президентом Республики Казахстан. Основными задачами оперативно-розыскной деятельности Службы охраны Президента Республики Казахстан являются выявление, предупреждение и пресечение преступлений, посягающих на жизнь, здоровье, права, свободы, личное достоинство и собственность охраняемых лиц, а также организация и осуществление розыска лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Основными задачами оперативно-постовой деятельности Службы охраны Президента Республики Казахстан являются охрана главы государства и иных охраняемых лиц, обеспечение общественного порядка и безопасности в служебных помещениях и других местах их пребывания, предупреждение и пресечение противоправных действий, посягающих на жизнь, права, свободы, личное достоинство и собственность охраняемых лиц. В состав оперативно-постовой службы входят личная и выездная охрана, охрана на трассе проезда охраняемого лица, постоянная охрана объектов в местах работы, городского и загородного места жительства и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач. Перечни охраняемых лиц и объектов собственности Республики Казахстан, подлежащих обязательной охране, утверждаются Президентом Республики Казахстан.

Органы национальной безопасности. Нормативным актом регулирующим деятельность органов национальной безопасности является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21 декабря 1995 г. N 2710 Об органах национальной безопасности Республики КазахстанОрганы национальной безопасности Республики (в дальнейшем - органы национальной безопасности) - непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.

Принципами обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан являются:

1) соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

2) оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;

3) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности;

4) приоритетность политических, экономических и информационных мер;

5) взаимная ответственность личности, общества и государства;

6) контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности.  Указанные принципы реализуются посредством определенной системы. Единую систему органов национальной безопасности Республики Казахстан составляют Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, орган правительственной связи при Комитете национальной безопасности, служба "Барлау" Комитета национальной безопасности, территориальные органы Комитета национальной безопасности по областям, городу республиканского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения), а также органы военной контрразведки, войска Комитета национальной безопасности, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные организации. Указанная система соответственно  формируется по определенному порядку

Комитет национальной безопасности:

1) образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики;

2) образует и осуществляет руководство органом правительственной связи при Комитете национальной безопасности, территориальными органами Комитета национальной безопасности по областям, городам республиканского значения и столицы Республики, органами военной контрразведки, войсками Комитета национальной безопасности, подразделениями специального назначения и подведомственными организациями;

3) издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов национальной безопасности;

4) возглавляет Председатель, который назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента Республики; освобождается Президентом Республики от должности;

5) является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, свою символику и знаки отличия, соответствующие печати и штампы, счета в банках, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения, учебные центры.

2. Структура и организация деятельности Комитета национальной безопасности определяются Положением о Комитете национальной безопасности.

2-1. Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан утверждает символику, знаки отличия и ведомственные награды органов национальной безопасности.

Органы национальной безопасности в пределах своих полномочий обязаны:

1) информировать Президента Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан об угрозах безопасности страны;

2) осуществлять разведывательную деятельность в интересах Республики Казахстан;

3) осуществлять контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;

4) выявлять, предупреждать и пресекать терроризм и иную деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, нарушения целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан;

5) выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, отнесенные законодательством к ведению органов национальной безопасности;

6) оказывать содействие государственным органам в предупреждении и пресечении деятельности на территории Республики Казахстан незаконных военизированных формирований, политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями;

7) разрабатывать и осуществлять меры по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственную и военную тайну, в государственных органах, воинских формированиях и организациях, а также контролировать их деятельность в указанной сфере. Проводить специальную проверку граждан Республики Казахстан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к информации, составляющей государственную и военную тайну

Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право:

1) проводить общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия, экспертно-криминалистические исследования, привлекать к работе граждан Республики Казахстан на добровольной основе в качестве внештатных оперативных сотрудников в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов национальной безопасности;

2) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, преступные группы, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, нарушение целостности Республики Казахстан, насильственное изменение конституционного строя;

3) решать совместно с компетентными государственными органами вопросы о закрытии въезда и выдворении из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;

4) при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности, давать обязательные для исполнения поручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

5) вызывать в органы национальной безопасности граждан по материалам, находящимся в производстве, получать от них объяснения, справки, документы и снимать с них копии; подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову;

6) в соответствии с законодательством проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений документы, удостоверяющие их личность. Производить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществлять проверку документов, личный досмотр задержанных и их транспортных средств, а также изъятие находящихся при них вещей и документов;

7) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных и иных объектов, незаконно пребывающих в пограничной зоне. Проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов;

8) использовать средства связи, транспортные средства, принадлежащие организациям, воинским формированиям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия и доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения. По требованию владельцев органы национальной безопасности возмещают в установленном законодательством порядке причиненный в результате этого фактический ущерб.

Органы внутренних дел. Данный правоохранительный орган действует на основании УказаПрезидента РК  имеющего силу Закона РК от 21 декабря1995 г. N 2707 Об органах внутренних дел Республики Казахстан. Органы внутренних дел Республики Казахстан  являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Задачами органов внутренних дел являются:

1) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного или военного положения;

2) предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников;

3) осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством;

4) исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных, отбывающих наказания в следственных изоляторах органов внутренних дел, и административных взысканий;

5) обеспечение правопорядка и поддержание режима содержания лиц в следственных изоляторах органов внутренних дел и местах содержания административно арестованных;

6) выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) в необходимых случаях оказание содействия органам государственной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности;

8) государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения;

9) охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении актов терроризма, освобождении заложников.

Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами Единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему управления внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, следственные изоляторы органов внутренних дел, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации. В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция Министерства внутренних дел, имеющие статус воинского формирования. Создание, реорганизация и упразднение подразделений криминальной, административной и иных служб полиции, а также военно-следственных органов и военной полиции Министерства внутренних дел осуществляются министром внутренних дел Республики Казахстан. Типовая организационная структура и лимит штатной численности системы органов внутренних дел, финансируемых из республиканского бюджета, утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению Министра внутренних дел Республики Казахстан. Органы внутренних дел в лице уполномоченных на то должностных лиц для выполнения возложенных задач в пределах своей компетенции имеют право:

1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка и общественной безопасности, прекращения противоправных действий и действий, препятствующих осуществлению полномочий органов внутренних дел. В случае невыполнения этих требований применять соответствующие меры принуждения;

2) при подозрении в совершении преступлений и административных правонарушений проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел;

3) рассматривать заявления или сообщения о любых совершенных или готовящихся противоправных посягательств, в том числе и не относящихся к их ведению, регистрировать их, своевременно принимать меры по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, недопущению общественно опасных последствий;

4) при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений давать обязательные для исполнения поручения другим органам, организациям и должностным лицам;

5) по находящимся в производстве материалам и уголовным делам вызывать граждан в органы внутренних дел, получать от них объяснения, документы, их копии, производить допросы, а также в установленном порядке подвергать приводу лиц, уклонившихся от явки без уважительной причины.

2.                  Суд и правосудие в РК.

Правосудие – это такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Принципы правосудия – это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

Данные принципы рассмотрены в статье 77 Конституции РК.

Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами:
1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;
2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;
3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;
4) в суде каждый имеет право быть выслушанным;
5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;
6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;
8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом;

10) никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;
11) применение уголовного закона по аналогии не допускается.
Принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей Республики.


            Судебная власть. Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение исполнения Конституции и т.д.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

Судебную систему РК составляют Верховный Суд РК и местные суды.

К местным судам относятся:

1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения, специализированный суд – Военный суд войск РК и др.);

2) районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный, специализированный суд – военный суд гарнизона и др.);

В РК могут создаваться специализированные суды:

-военные;

-экономические;

-административные;

-по делам несовершеннолетних.

Судьи при отправлении правосудия независимы. Независимость судьи обеспечивается неприкосновенностью судьи, установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи. Судьи, члены их семей и имущество находится под защитой государства.  Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента РК или Сената Парламента, кроме случаев задержания на месте совершения преступления или совершения тяжкого преступления.

Отбор кандидатов на должность судьи. Отбор осуществляется Квалификационной коллегией юстиции на конкурсной основе из числа лиц, отвечающих требованиям. Требования: гражданин РК в возрасте 25 лет и выше, Высшее юридическое образование, безупречная репутация и стаж работы по юридической профессии не менее 2 лет, сдача квалификационного экзамена, стажировка в суде и положительный отзыв пленарного заседания суда. Затем Квалификационная коллегия юстиции рекомендует кандидата на должность председателя или судьи районного суда Министру юстиции, который представляет его Президенту для назначения на должность.

Схема 1. Структура Верховного Суда РК.

Органы Верховного Суда РК:

Пленум:

Председатель, председатели судебных коллегий, судьи Верховного Суда

Президиум:

Председатель, восемь постоянных судей Верховного Суда

Судебная коллегия по гражданским делам

Судебная коллегия по хозяйственным делам

Судебная коллегия по уголовным делам

Судебная военная коллегия

Научно-консультативный совет


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі