лекция №4

Тема 4. Государственное управление в РК

Цель: Раскрыть научные основы государственного управления в Республике Казахстан.

План

1.      Принципы формирования и деятельности государственного аппарата.

2.      Основы государственного управления

1. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата

Термин «государственный аппарат» в отечественном государствоведении употребляется в двух значениях. В широком смысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается в литературе, в этом случае понятие «государственный ап­парат» равно по объему понятию «механизм государства». Вместе с тем, ду­мается, что для обозначения всей системы органов государства и должност­ных лиц термин «механизм государства», несмотря на его традиционность, не очень подходит: «механизм» есть совокупность динамических закономернос­тей, последовательно обусловливающих функционирование или развитие то­го или иного явления, и это понятие в большей степени подходит для харак­теристики динамики государства - закономерностей работы его частей, тех или иных подсистем, их взаимодействия друг с другом, общих закономерно­стей функционирования государства.

В узком смысле под «государственным аппаратом» понимается подсисте­ма органов государственного управления - исполнительно-распорядитель­ный (профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат.

Наряду с органами государственного управления (органами исполнитель­ной государственной власти) в системе органов государства выделяют зако­нодательные (представительные) органы государственной власти, судебные органы (органы судебной государственной власти), органы прокуратуры. Иногда в самостоятельную группу выделяют «силовые» органы: армию, поли­цию, органы безопасности и т. п. Правильнее, видимо, их включать в госу­дарственный аппарат (систему органов государственного управления).

Следует иметь в виду, что система органов государства - это еще не все государство. В целом государство состоит из государственных организаций. К государственным же организациям относятся:

а) органы государства;

б) государственные учреждения;

в) государственные предприятия.

Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако, админи­страции этих предприятий и учреждений включаются в общую систему госу­дарственных органов.

Нужно обратить внимание на то, что в систему органов государства не входят органы местного самоуправления.

Наряду с государственными органами выделяют должностных лиц госу­дарства. «Должностное лицо» - это не некое физическое лицо, а «индивиду­альный» элемент государства, своего рода «индивидуальный орган», который занимает свое место в системе органов государства, имеет свою компетен­цию. «Должностное лицо» можно понимать как ячейку в системе государст­ва, которую на тот или иной период времени может занимать то или иное фи­зическое лицо, по своим качествам соответствующее данной должности. Высшее должностное лицо Казахстана - Президент.

Для государственного органа характерны следующие признаки:

- государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;

- государственный орган есть элемент государства;

- государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;

- государственный орган есть разновидность государственной организации;

- от других государственных организаций государственный орган отлича­ет то, что он наделен государственно-властными полномочиями;

- каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;

- в рамках своей компетенции государственный орган выступает от име­ни государства;

- каждый государственный орган имеет свои функции.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, ле­жащие в основе его построения и функционирования».

Говоря о принципах формирования и деятельности государственного ап­парата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов го­сударства. К таким принципам в литературе относят:

- принцип приоритета прав человека;

- принцип законности и конституционности в организации и деятельно­сти государственного аппарата;

- принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государствен­ных органов;

- принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

- принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

- принцип иерархичности в построении и принцип субординации в дея­тельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и по­дотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

- принцип координации в деятельности государственных органов, выра­жающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;

- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,

- принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

2.      Основы государственного управления

Говоря об административном управлении как предмете административного права, мы имеем ввиду государственное управление как деятельность
специальных государственных органов - органов государственного управления.
Следует отчетливо понимать, что административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Государственное управление, как один из видов государственной
деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности
специальных государственных органов в целях руководства различными
областями общественной жизни.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1. Государственное управление осуществляется специальными субъектами -
органами государственного управления.
2. Основное направление деятельности в процессе государственного управления - исполнение законов и других нормативных актов.
3. Относительная независимость исполнительных органов государства от
правительственных органов государства. Эта независимость вытекает из
принципа разделения властей, закрепленного в Конституции РК.
4. Наличие материальной базы у исполнительных органов, которым подчинены государственные предприятия, учреждения, организации.
5. Юридически властный характер государственного управления, что означает наделение исполнительных органов властными полномочиями.
6. Всеобъемлющий характер государственного управления. Он охватывает
важные стороны общественной жизни, регулируемые правом.
7. Государственное управление имеет подзаконный характер. Оно осуществляется на основе законов и должно соответствовать нормативным актам.

Таковы основные черты государственного управления.
Функции государственного управления представлены видами управленческой деятельности, определяющими их цели.

К основным функциям относятся:
1. прогнозирование и планирование;
2. организация;
3. регулирование;
4. руководство и координация;
5. контроль.
Содержание этих функций достаточно хорошо раскрыто в учебной литературе.
Функционирование любой ветви власти, в том числе исполнительной, во многом определяется применением методов управления. Методы управления – это способы организации деятельности субъекта административного права; решения конкретных вопросов, возникающих в процессе управления; воздействия на волю управляемых. Конкретные вопросы в процессе управления могут решаться единолично, коллегиально или совместно. Методы управления подразделяются на административно-правовые и экономические. Экономические методы управления воздействуют на материальные интересы граждан, а административно-правовые отражают интересы государственных органов. Выделяются следующие методы управления:

1. Метод субординации.

Его основными чертами является прямое воздействие на управляемых путем установления их прав и обязанностей, юридически обязательный характер актов управления. Таким образом, основу метода составляют властный характер юридического воздействия и государственный авторитет, социальную опору которого образуют публичные интересы.

2. Метод координации

Он проявляется в обеспечении согласованного взаимодействия центральных исполнительных органов, руководителей и должностных лиц в решении управленческих задач.

 

СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
«Правовые акты управления – важные средства практической реализации целей и функций исполнительной власти, основная форма их исполнительно- распорядительной деятельности.»
Во-первых, акты управления принимаются при осуществлении функций исполнительной власти и издаются органами государственного управления и
должностными лицами; издаются коллегиально или единолично.
Во-вторых, они являются подзаконными, производными от закона; издаются
в случаях, когда это предусмотрено законом, либо с целью претворения в жизнь положений закона. Акт управления не может изменять или отменять
закон, а норма, установленная актом управления, может быть изменена или
отменена законом.
Акты управления должны отвечать, прежде всего, закону, а также решениям высших органов, судебным решениям.

В-третьих, акты управления издаются органом управления, представляющим
интересы государства, а поэтому носят официальный характер. Эти акты влекут за собой юридические последствия.
В-четвёртых, акты управления опираются на властные полномочия государственного органа или должностного лица. Основой для многих актов является предложение, заявления, ходатайства граждан, но при этом акты управления являются односторонним волеизъявлением.
Акты государственного управления классифицируются по разным критериям. Это позволяет лучше понять их юридические особенности. Универсальным является разделение актов управления в зависимости от их юридических свойств на виды: нормальные, индивидуальные (ненормативные) и смешанные.
Действует классификация актов управления по издавшим их субъектам. По данному критерию различают три группы актов управления:
1. изданные Президентом
2. другими центральными органами исполнительной власти;
3. местными органами исполнительной власти;
Президент издаёт указы и распоряжения. Эти акты управления являются обязательными для исполнения на всей территории Казахстана. Постановления по наиболее принципиальным вопросам принимаются коллегиально, подписываются премьер-министром и публикуются в официальных изданиях. Распоряжения по вопросам, не требующим коллегиального обсуждения, издаются единолично премьер-министром.
Другие центральные органы власти: министры, государственные комитеты, ведомства. Министры издают приказы, инструкции, делают распоряжения в
рамках своей компетенции. Приказы могут быть нормальными (по организационным, производственно-техническим вопросам). Ими утверждаются правила, инструкции и т.п. Инструкция нормативный акт, которым разъясняется порядок применения закона, другого нормативного акта, создаётся механизм их реализации, рассчитанный на многократное применения. Распоряжения издаются по конкретным вопросам. Нормативного характера не имеют.
Государственные комитеты принимают распоряжения в коллегиальном порядке. Председатель комитетов издаёт приказы и распоряжения. Приказы могут быть нормативными и не нормативными. Распоряжения нормативного характера не имеют.
Ведомства издают приказы, постановления, инструкции, правила, положения (три последних утверждаются приказом).
Местные государственные администрации (точнее их главы) издают решения, которые могут носить как нормативный так и не нормативный характер.
Руководитель отделов, управлений и других подразделений органов исполнительной власти издают приказы и распоряжения, являющиеся актами ненормативными, инструкции которых являются нормативными предписаниями. Есть кроме этих двух критериев и другие критерии, по которым разделяют акты управления. Они не столь значимы в жизни и имеют специальный характер:
по порядку применения – коллегиальные или единоличные;

по адресату – внешние и внутренние;

по форме – письменные, устные и конклюдентные (от латинского –делаю, заключаю – выражающие волю установить правоотношения: к примеру, сделку).
К актам предъявляют юридические требования:
1. они должны быть законными, т.е. изданными в соответствии с конституцией Республики Казахстан и другими законодательными актами; отвечать компетентности принявшего их государственного органа; издаваться с соблюдением процессуальных требований.
2. в основе действия актов управления –презумпция законности (правильности) актов; низшие органы (должностные лица) не должны проверять законность акта, кроме суда в случае осуществления правосудия.
3. должны отвечать организационно-техническим требованиям (прежде всего
к языку, который должен соответствовать законодательству РК о языке, хотя это практически не исполняется; должна быть выдержана форма акта, он должен иметь название, номер, дату издания, подписи, штампы, печати, указание кем и когда издан).
Управленческие решения должны быть оптимальными, то есть сочетать в себе эффективность управленческого акта и целесообразность его применения.
По общему правилу акты управления могут быть отменены тем, кто их принимал или высшим органом (должностным лицом), а в некоторых случаях судом.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Әкімшілік басқару бойынша дәрістер