лекция №5

Тема 5. Основы административного права РК

Цель: Сформировать систему знаний об административном праве, понятии государственной службы.

План

1.Общие положения об административном праве, его предмет.

2.Административно-правовые отношения: содержание и виды.

3.Понятие, принципы и виды государственной службы

1. Административное право - одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан.

Административное право закрепляет правовые и организационные формы участия граждан в управлении государством, устанавливает должностные правила поведения как для компетентных органов и должностных лиц, так и для рядовых граждан.

            Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с организацией государственного регулирования в сфере экономики, социально-культурного строительства, административно-политического устройства.

            Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы Казахстана, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления.

            Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают (складываются), развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет административного права фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль.

            Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.

            Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому подпадает под регулирующее воздействие административного права в следующих случаях:

1) когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо);

2) когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему государством для осуществления управленческой деятельности.

К числу управленческих можно отнести следующие общественные отношения:

- между исполнительными органами государства в порядке их иерархической подчиненности;

- между различными, не находящимися в подчинении, органами государственного управления;

- между органами государственного управления и подчиненными им государственными предприятиями, организациями;

- между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, организациями;

- между органами государственного управления и гражданами.

            Административно-правовое регулирование этих разнообразных управленческих общественных отношений осуществляется с помощью общих методов, т.е. совокупности средств или способов регулирующего воздействия права на общественные отношения, заложенные в самой природе права. Различают следующие методы:

1. Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (нужно поступать именно так, а не иначе);

2. Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой;

3. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой те или иные действия по своему усмотрению.

Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации.

 

2. Административно-правовые отношения имеют свою специфику, вытекающую из норм административного права и управленческой деятельности, которую они регулируют.

Сторонами этих правоотношений могут быть органы государственного управления и местного самоуправления, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, граждане, иностранцы и лица без гражданства.

Права и обязанности сторон в административно-правовых отношениях носят взаимный характер. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой и на оборот.

Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:

- неравенство сторон - одна из сторон всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой стороне;

- могут возникать по инициативе любой из сторон - органа управления, гражданина и т.п. Причем согласие второй стороны не является обязательным условием возникновения правоотношений. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон;

- административно-правовые споры разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица;

- за нарушение требований административно-правовых норм стороны несут ответственность не друг перед другом, а перед государством.

В зависимости от характера юридической связи между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.

Вертикальные - состоят в том, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (вышестоящие и нижестоящие органы управления, между организационно несоподчиненными органами управления и т.д.). Основной признак таких правоотношений - наличие полномочий по совершению односторонних властных  действий у одной из сторон по отношению к другому участнику этих отношений.

Горизонтальные - такие, в которых стороны юридически равноправны. Этот  принцип присущ отношениям, которые складываются между гражданином и органом управления (должностным лицом), например, оформление на работу, обращение с заявлением и т.д.

3.  Легальное  истолкование  понятия  государственной  службы  позволяет утверждать,  что  государственная  служба  -  это  профессиональная деятельность  служащих  в  государственных  органах  представительной, исполнительной  и  судебной  власти.

      Анализ международного опыта показал, что в мире существуют две ярко выраженные системы государственной службы – карьерная и позиционная. Говоря о понятии “государственный служащий”, мы отмечаем, что это лицо, занимающее должность в какой-либо государственной организации, и за вознаграждение выполняющее определенную работу непроизводственного

характера, связанную с осуществлением государственных функций. К принципам государственной службы можно отнести:

а) равное право граждан РК на государственную службу и ее прохождение;

б) ответственность государственных служащих;

в) действие государственных служащих на основе соблюдения законности и в рамках законоустановленных полномочий;

г) выполнение обязанностей государственной службы как трудовой деятельности;

д) расстановка (подбор) кадров государственных служащих по деловым, моральным качествам.

      Право граждан на доступ к государственной службе закреплено в статье 33 Конституции РК. Анализируя виды государственной службы, мы выделяем, что это широкое понятие, оно охватывает большое количество должностей.

   1. В зависимости от положения организации, в которой работает    государственный служащий:

а) служащие государственных организаций, учреждений, предприятий;

б) служащие государственного аппарата.

   2. По характеру труда (т.е. по старшинству должности).

   3. По юридическим свойствам должностей (по характеру служебных    полномочий).

      Внутренняя  структура  государственного  органа  представляет  собой систему  различных  по  своему  характеру,  значению  и  уровню должностей,  включённых  в  утверждённый  штат  должностей.

Государственные  должности  -  это  учреждённые  в  установленном  порядке государственной  организацией  (путём  принятия  коллегиального  решения или  единоличного  распоряжения  должностного  лица)  первичная структурная  единица,  которая  отражает  содержание  и  объём  полномочий

занимающего  её  лица  и  содержится  за  счёт  финансовых  средств государственного бюджета  (сюда  включается  заработная  плата  служащего, занимающего  данную  должность  её  техническое  обеспечение, установленные  льготы  и  привилегии  и  пр.).

      Государственный  служащий  не  владеет  занимаемой  им  должностью. Она  принадлежит  государственной  администрации.  Назначение государственным,  органом  (должностным  лицом)  служащего  на  должность, соответствующую  его  квалификационному  разряду   (рангу,  классному чину,  степени  и  т.д.),  происходит  в  рамках  установленных  законом правил  разделения  квалификационных  разрядов,  классных  чинов,  рангов и  степеней,  с  одной  стороны,  и  должностей  -  с  другой.

      «Государственная должность - структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей».

      Закон установил следующую классификацию государственных должностей.       В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих.

      1. К политическим должностям относятся должности, занимаемые

политическими государственными служащими:

      1) назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;

      2) назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;

      3) являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;

      4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.

      2. Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі