лекция №7

Тема 7. Основы финансового права РК

Цель: Раскрыть основные положения финансового права РК, структуру бюджета, бюджетный процесс, понятие и виды налогов и других обязательных платежах в бюджет.

План

1.      Основные положения финансового права

2.      Бюджетное право РК

3.      Налоговое право РК

1. Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. Осуществляя финансовую деятельность, государство решает три главные задачи:

1) Создание денежной инфраструктуры общества и обеспечение ее нормального функционирования;           

2) Добывание денежных средств для обеспечения самого себя и функционирования своей деятельности;

3) Воздействие с помощью денежных рычагов на социально-экономический процесс. Финансовая деятельность государства должна строиться на следующих принципах:

1. Учет потребностей общества и подчиненность его интересам.

2. Гласность и публичность, подотчетность и подконтрольность обществу.

3. Предсказуемость и доступность общественному пониманию.

4. Законность.

5. Научная обоснованность, рациональность и эффективность.

6. Экономичность бережливость в расходовании денежных средств.

7. Плановость  и нормативность.

            Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Основным методом выступает императивный метод, который иногда называют односторонне – властным методом, методом властных предписаний. Применяя данный метод государство требует безусловного подчинения и безоговорочного исполнения своих предписаний, выраженных в нормах финансового законодательства. Диспозитивный метод (договорной, автономный) – по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов финансового отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения.

Финансовая деятельность осуществляется государством разнообразными методами. Государство вступает в отношения с различными субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных средств или по поводу их распределения.

            Методы формирования денежных фондов

  1. Принудительное и безвозвратное изъятие денежных средств
  2. Добровольно-возвратное привлечение денежных средств

Методы распределения денежных фондов

  1. Финансирование – это плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета
  2. Кредитование – это плановая, целевая, возвратная и возмездная выдача денежных средств в виде банковских ссуд, которые подлежат возврату в назначенный срок и за них взимается определенный процент.

Финансовый контроль – это действия государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства, своих финансовых обязанностей перед ними. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль представляет собой сложную организационную систему и состоит из следующих элементов:

  1. Субъект контроля (кто проверяет?) Субъектами государственного финансового контроля являются либо непосредственно государственные органы, наделенные властными полномочиями, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства – независимый аудитор.
  2. Объект контроля (кого проверяют?) – это лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства, а именно государственные органы, государственные юридические лица, негосударственные юридические лица, граждане.
  3. Предмет контроля (что проверяют?) – поведение объектов финансового контроля с точки зрения соблюдения  ими своих обязанностей.
  4. Цель контроля (для чего проверяется?) – выявление фактов нарушения финансового законодательства  или некачественного исполнения своих обязанностей; выявление виновных и привлечение их к ответственности; устранение нарушения финансовой дисциплины и ликвидация последствий этих нарушений.
  5. Методы контроля (как, каким образом проверяется?) - конкретные приемы и способы осуществления контроля.

По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверка расчетов финансовых планов; анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации; проверка первичных денежных документов; инвентаризация; заслушивание и изучение докладов; официальные запросы в банковские учреждения; ревизия.

Ревизия – это проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанной на изучении первичной документации и бухгалтерских записей, проводящаяся в сочетании  с другими методами.

2. Термин «бюджет» происходит от  старинного нормандского слова, которое означает кожаный мешок. Бюджетное право – это раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а так же в связи с формированием, распределением и организацией использования центральных и местных бюджетов. Бюджетное право состоит из двух частей: общей и особенной.

Общая часть включает такие институты, как бюджетное устройство, управление в области финансов, правовые основы бюджетного планирования и др. Особенная часть включает такие институты, как правовое регулирование бюджетных доходов и расходов, правовое регулирование государственного кредита.

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:

  1. составление проекта бюджета
  2. рассмотрение проекта бюджета
  3. утверждение бюджета
  4. исполнение бюджета
  5. рассмотрение и утверждение отчета об исполнении.

3.  Налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, которые регулируют правоотношения между государством и налогоплательщиками по поводу формирования доходов государственного бюджета. Налоговые правоотношения обладают следующими признаками:

1. возникают только по воле государства, в результате его одностороннего волеизъявления и носят односторонне-властный характер.

2. возникают и существуют только в правой форме.

3. носят только обязательственный характер.

4. применение к нарушителям мер государственного принуждения.

Налог – это платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчисления денежных средств.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВ:

  1. Налоги, которые идут в доход республиканского бюджета:

·         Подоходный налог(50%)

·         НДС

·         Акцизы (в полном размере, 50% - спиртные напитки)

·         Социальный налог

·         Налог на сверхприбыль

·         Ряд государственных сборов и так далее

  1. Налоги, которые идут в доход местного бюджета:
    • Подоходный налог (50%)
    • Акцизы на спиртные напитки(50%)
    • Часть социального налога
    • Земельный налог
    • Налог на транспорт

Индивидуальный подоходный налог.

Плательщики – физические лица:

1.Резиденты – налогом облагается весь доход ( полученный в РК и за ее пределами)

2.Нерезиденты – облагается налогом доход, полученный в РК

 

РЕЗИДЕНТ.

Резидентами РК признаются физические лица, постоянно проживающие в РК или центр жизненных интересов, которых находится в РК.

  1. Постоянно проживающими признаются:
    • Находится в РК не менее 183 календарных дней текущего налогового периода
    • Если количество дней пребывания в текущем и двух предыдущих составляет не менее 183 календарных дней:

А)коэффициент 1 – количество дней в текущем периоде

Б)коэффициент 1/3- в первом предыдущем периоде

В)коэффициент 1/6 – во втором предыдущем периоде.

     2. При этом центр жизненных интересов рассматривается как находящийся в РК при одновременном выполнении условий:

  • Гражданин РК или вид на жительство
  • Семья или близкие родственники живут в РК
  • Наличие в РК недвижимого имущества, на праве собственности ему или членам его семьи.

ОБЪЕКТ – доходы физического лица.

1.доходы, облагаемые у источника выплаты:

·         Доход работника

·         Доход от разовых выплат

·         Стипендии

2.Доходы, не облагаемые у источника выплаты:

  • Имущественный доход
  • Доход адвокатов и частных нотариусов

НЕ облагаются:

Алименты, возмещение ущерба здоровью, пенсии из ГЦВП, социальные пособия по беременности и родам.

Корпоративный подоходный налог:

Плательщики – юридические лица.

1.Резиденты - национальные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, и иные юридические лица, место эффективного управления находится в РК.

2.Нерезиденты – все остальные юридические лица.

А)нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение – по налоговому режиму приближаются к резидентам.

Б)нерезиденты, осуществляющие деятельность без образования постоянного учреждения.

ОБЪЕКТЫ налогообложения:

1.Налогооблагаемый доход – разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.

2.Доход, облагаемый у источника выплаты.

-лица – резиденты(дивиденды, выигрыши и так далее) Ставка – 15%

-лица – нерезиденты(почти все виды доходов в РК) Ставка – 20%

3.Чистый доход юр.лица – нерезидента, через постоянное учреждение. Ставка – 15%.


Ұқсас жұмыстар

Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы
Азаматтық құқық пәнінен лекция тезистері
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
Ғылым және дін пәнінің лекциялар жинағы