лекция №9

Тема 9. Основы экологического и земельного права

Цель: Раскрыть предмет экологического и земельного права.

План

1.      Предмет, метод и система экологического права

2.      Основы земельного права РК

1. Экологическое право — совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.

Экологическое право — часть современного общечеловеческого права, которая постепенно выделилась и сформировалась главным образом во второй половине XX в. Экологическое право не было известно древним правовым системам. Его не было во времена средневековья и даже в недалеком прошлом. Оно появилось тогда, когда люди стали осознавать необходимость подчинения своего по­ведения определенным правилам и требованиям, направленным на уменьшение вредного влияния человеческой жизнедеятельности на окружающую природную среду, чтобы в результате этого сохра­нить ее в благоприятном состоянии для живущих людей и будущих поколений.

Вместе с тем экологическое право является результатом возросших и продолжающих возрастать человеческих знаний о природе и обществе, об объективных закономерностях их взаимодействия о предельных возможностях природной среды «терпеть» возрастающее число людей на Земле с их многообразными потребностями. На основе этих знаний, путем дозволений и запретов и при помощи других юридических методов экологическое право определяет, что людям можно и чего нельзя делать, чтобы, обеспечивая себя средствами жизни, сохранить окружающую природную среду  в благоприятном состоянии.

  Экологическое право как общечеловеческое право в целом подразделяется на два крупных раздела — международное право и национальное право.

Международное экологическое право — совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организация­ми (в редких случаях с участием физических и юридических лиц).

В структуре международного экологического права выделяются такие категории, как жесткое — обязательное право и мягкое право, нормы которого имеют рекомендательный характер и не подлежат принудительному исполнению.

Основными источниками обязательного международного экологического права являются общепризнанные международно-правовые нормы и принципы, а также межгосударственные соглашения (договоры, конвенции, протоколы и т.п.). Межгосударственные соглашения могут быть многосторонними, когда сторонами являются три и более государств, и двусторонними, когда в каждом из них участвуют только два государства.

Общее число действующих в мире глобальных и региональных международных соглашений, принадлежащих к экологическому праву, достигает полутора тысяч. Что касается двусторонних соглашений в области международного экологического права, то число превышает три тысячи.

В формировании международного экологического права особое место занимает практика Европейского Союза по изданию согласованных правовых норм, которые непосредственно вплетаются законодательство государств, являющихся членами Союза.

Нечто сходное намечается в сотрудничестве стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Здесь с 1992 г. действует Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды и Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения. Образованы Межгосударственный экологический совет и Межгосударственный экологический фонд. В 1993г. Межпарламентская ассамблея государств—участников Содружества Независимых Государств приняла рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической опасности в государствах Содружества», который призван до известной степени гармонизировать национальное экологическое законодательство заинтересованных государств.

Международно-правовые нормы и акты по экологическому праву, носящие рекомендательный характер, существуют в виде деклараций, хартий, пактов, резолюций, решений, постановлений и иных актов такого рода, принимаемых международными конфе­ренциями и международными организациями.

Из наиболее значительных международных конференций экологического направления, существенно повлиявших на формирование экологического права, особенно выделяются по крайней мере две — Стокгольмская конференция Организации Объеди­ненных Наций по проблемам окружающей человека среды (5—16 июня 1972 г., Стокгольм) и Бразильская конференция Организа­ции Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (3— 14 июня 1992 г., Рио-де-Жанейро), которую кратко называют «РИО-92».

Наибольшую известность в мире приобрел документ «РИО-92», названный «Повесткой дня на XXI век». Это долгосрочная програм­ма всемирных действий по охране окружающей природной среды и обеспечению рационального использования природных ресурсов и согласованном контексте с социально-экономическим развитием человечества на рубеже текущего и следующего столетий. В ней 4 раздела: социальные и экономические аспекты; сохранение и ра­циональное использование ресурсов в целях развития; укрепление роли основных групп населения; средства осуществления. Предпо­лагается, что выполнение этой программы повернет развитие мира по пути оздоровления природной среды при более экологически дисциплинированном экономическом развитии (в отличие от современной практики, когда мир развивается по пути к экологичес­кой катастрофе).

Среди международных организаций, создающих рекомендательные нормы экологического права, главную роль играет Орга­низация Объединенных Наций (ООН). Генеральная Ассамблея ООН (на 30-й сессии) одобрила Всемирную хартию природы, ко­торая представляет собой свод принципов, ориентированных глав­ным образом на охрану животного и растительного мира — живой природы.

В отличие от международного экологического права националь­ное экологическое право не представляет единства. Каждое государство имеет свое национальное — внутригосударственное экологическое право, которое характеризуется многими индивидуальными признаками, обусловленными природно-экономическими социально-культурными и государственно-правовыми особенностями и традициями данной страны.

Экологическая функция государства признана юристами как одна из основных и самостоятельных функций современного государства. В юридической литературе она называется функцией по охране природы. Однако экологическая функция государства заключается не только в охране природы, она значительно шире и включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы.

К правовым методам относится принятие закона и иных нормативно-правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных государственных органов по охране права, путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.

Организационный метод осуществления экологической  функции государства включает в себя следующие меры: бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.д., нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, мониторинга, контроля и др.

Предметом экологического права выступают две группы общественных отношений – по рациональному использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды.

Принципы экологического права проистекают из современ­ного понимания значения доброкачественной природной среды для здоровой жизни людей, обеспечения их ресурсами и иными средствами жизни, а также понимания влияния человеческой жизнедеятельности на качественное состояние природной среды и способности людей изменять свое поведение по отношению к ок­ружающей природе в соответствии с познанными объективными законами природы и общества.

Принципы экологического законодательства

Как  отмечалось ранее, для построения системы не­обходимо наличие определенных руководящих начал, в соответствии с которыми данная система осуществляет свое функциональное назначение. Руководящие идеи, ко­торые концентрированно выражают сущность, основные свойства, внутреннее единство и развитие правовых норм в пределах системы права либо его отдельных отраслей и иной совокупности норм - принципы права. Поэтому анализ любой правовой системы (применительно к наше­му исследованию системы экологического законода­тельства) должен включать исследование принципов данной правовой системы.

Основные принципы охраны окружающей природ­ной среды:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека над другими видами деятельности, обеспечение реальных га­рантий прав граждан на благоприятную для жизни, тру­да и отдыха окружающую природную среду;

— научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества при приоритете пос­ледних;

— бережное отношение  к окружающей  природной среде и ограничение вредных последствий для окружаю­щей природной среды;

— бесплатность общего природопользования, платность специального природопользования;

— поощрение мер, направленных на повышение при­родоохранного и природовосстановительного эффекта;

— гласность в решении задач хозяйственной и иной деятельности и тесная связь с общественными организа­циями и населением;

— сочетание национальных и международных инте­ресов в области охраны окружающей природной среды;

— полное возмещение ущерба, причиненного  окру­жающей природной среде предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами нарушением при­родоохранительного законодательства;

— нормирование влияния хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую природную среду;

— комплексность решения вопросов ресурсосбереже­ния и охраны окружающей природной среды;

— строгое соблюдение требований законодательства об охране окружающей природной среды, неотвратимости ответственности за его нарушения;

— обязательность экологической экспертизы и науч­ная обоснованность любых видов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих  влияние  на  окружающую природную среду.

Такова система экологических принципов действую­щего законодательства Республики Казахстан. В то же время надо отметить, что указанная система принципов носит общий характер, но «Общие черты в исходных нача­лах регулирования отношений по использованию и охране всех видов объектов природы не исключают возможности сформулировать принципы отраслей права для каждой из них в отдельности». Это означает, что в отраслевых ресурсовых законодательствах существуют свои принци­пы земельного, водного, лесного, горного и т. д. законо­дательства, которые исходит из общих принципов эколо­гического законодательства. Они являются основами эко­логической политики нашего государства; имеют не толь­ко теоретическое, но и важное практическое значение. На основе этих принципов строится деятельность органов государственного управления, а также общественных ор­ганизаций и граждан.

2. Земельное право- отрасль права, которая регулирует отношения собственности, отношения управления землей, отношения землепользования и отношения по охране земельных ресурсов страны. В основу норм земельного законодательства заложены следующие основные принципы:

1) сохранения земли как природного объекта, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;

Данный принцип означает, что государство, собственники и землепользователи должны строить свои отношения с землей таким образом, чтобы человеческая деятельность не наносило вреда земле, как природному объекту, сохраняя и улучшая ее для нынешнего и будущих поколений. Этот принцип опирается на статью 31 Конституции РК, в которой провозглашено: « Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека»
2) обеспечения рационального использования земель;

Суть этого принципа заключается в экономном и эффективном использовании каждого участка земли, в повышении плодородия почв и в недопущении перевода ценных угодий в менее ценные.
3) обеспечения экологической безопасности;

Этот принцип является сердцевиной экологического законодательства, так как использование земли в конечном итоге должно быть направлено на создание благоприятных условий жизни человека.
4) целевого использования земель;

Согласно законодательству все земли должны использоваться только в тех целях, для которых они предоставлены. В соответствии с целевым назначением все земли в Республике Казахстан подразделяются на 7 категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
4) земли особо охраняемых природных территорий;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Отнесение земель к категориям, указанным выше, а также перевод земель из одной категории в другую в связи с изменением их целевого назначения производится по решению исполнительных органов в соответствии с их компетенцией.
5) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для сельского хозяйства, либо угодья худшего качества.
6) доступности информации о состоянии земель;

Принцип доступности информации реализуется в статьях 113, 114 Указа о земле (от 22.12.1995г.), которыми установлено, что государственный земельный кадастр представляет собой систему сведений о природном и хозяйственном положении земель Республики Казахстан, местоположении, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете землепользования и оценке земельных участков, иных необходимых сведений. Сведения земельного кадастра являются общедоступными и предоставляются заинтересованным лицам на платной основе.
7) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

Основы этого принципа составляют 2 взаимосвязанных и взаимообусловленных момента- планирование и финансирование мероприятий по использованию и охране земель.
8) предотвращения ущерба земле или устранения его последствий;

Собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на устранение негативных последствий, причиненных земле, осуществлять рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и т.д.
9) платности использования земли.

Введение платы за землю обусловлено созданием рынка земельных участков, стимулированием рационального использования земель и их охраны. Плата за землю определятся в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности участка.

            Источниками земельного права являются Конституция РК, законы, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения

 


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Әкімшілік басқару бойынша дәрістер
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен
ДЕРЕКТЕР ҚОРЫНЫҢ ТЕОРИЯСЫ
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)