Методические указания по выполнению семинаров, практических занятий, СРСП, СРС

Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям
Семинарские занятия призваны закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания лекционного материала, изучения действующего законодательства, ознакомления с учебной и научной литературой. Подготовка к семинару – это последовательно осуществляемая мыслительная деятельность, состоящая из определенных этапов.
Подготовка к семинару, как правило, начинается с прослушивания лекции по соответствующей теме курса. Часто встречающимся заблуждением является мнение студентов о том, что для подготовки к семинару достаточно ознакомиться только с учебником. Это неверное представление. Современная вузовская лекция решает серьезные и ответственные задачи, масштабность которых постоянно возрастает в связи с количественным ростом и качественным изменением содержания научной информации. Лекция служит организующим элементом в изучении курса, обеспечивает первоначальное ознакомление студента с учебным материалом, систематизирует полученные знания, формирует его профессиональное мировоззрение, направляет самостоятельную работу студентов.
Далее студенты должны внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, а также с учебной программой по данной теме. Самостоятельная работа студента при подготовке к занятиям включает в себя осмысление лекционного материала и проработку учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, рекомендованных программой и публикуемых в периодической печати, а также изучение действующего законодательства.
Семинар предусматривает углубление знаний студента по теме, поэтому вопросы, которые вызывают затруднение при подготовке, должны быть заранее сформулированы и озвучены во время занятий в аудитории для дополнительного разъяснения преподавателем. Ответы, выносимые на обсуждение, должны быть тщательно подготовлены и по ним составлена схема (план), которой студент вправе воспользоваться на семинаре. При ответе студент должен уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать понятиями и категориями.
План каждого семинарского занятия включает план семинарского занятия, рекомендуемую для изучения дополнительную литературу (помимо основной), нормативные акты и судебную практику, электронные информационные ресурсы по теме семинарского занятия и задания для самостоятельной работы студентов (задачи, творческие задания, задания для подготовки к деловой игре и т.п.).
По решению преподавателя выполнение дополнительных заданий может быть предложено отдельным студентам или всей группе. Одновременно эти задания могут быть использованы студентами для самостоятельной подготовки к конкретному семинару или при освоении всего курса в целях углублённого изучения дисциплины.
 
Методические рекомендации по СРСП
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов с преподавателем означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Методические рекомендации по выполнению эссе
При написании эссе необходимо учитывать, что этот жанр требует от автора не только продемонстрировать какую-то "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе - не только рассказчик, повествователь, но и … герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию.
Литературный энциклопедический словарь (М., 1987) сообщает нам, что эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
      Эссе - древнейший жанр мировой литературы. Произведения в жанре эссе пишутся на философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы. Важно отметить, что эссе может быть воплощено в различные литературные формы: статья, дневник, рассказ, очерк, речь, письмо, слово и др.
При написании эссе необходимо учитывать главные особенности этого жанра:
·                     небольшой объем и конкретность темы;
·                     личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;
·                     свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;
·                     свободное использование лексического состава языка - от слов высокого стиля до разговорной лексики;
·                     атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.
Пробовать свои силы в написании эссе очень полезно - это развивает творческие способности, чувство слова, формирует стиль.
Аргументированное эссе имеет более чёткую структуру и позволяет оценить сформированность умения доказательства. Студенты должны придерживаться следующего плана:
а) изложение своего мнения по проблеме;
б) аргументированная защита не менее, чем тремя аргументами, подтверждёнными фактами и данными источников;
в)   обобщение, выводы.
Методические рекомендации по выполнению схемы
Составление схем учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому схема способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача студента использовать такие формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.
Подготовка данной работы студентом состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.).
Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
В схеме важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации.
Методические рекомендации по выполнению конспекта
Вам предложено законспектировать тем. Не ограничивайтесь простым копированием или просто записью того, что вы найдете в разнообразных источниках по данной теме. Копировать, не пытаясь хоть в какой-то степени осмыслить материал, слишком легко. Излагайте услышанное своими словами, в своей манере. Не пишите длинно, полными фразами, если можно передать смысл несколькими тщательно подобранными словами. Непрерывно принимая решение о том, что конкретно следует записать, вы поддерживаете свой мозг в состоянии напряжения и не даете ему скучать. Записывайте все, что считаете необходимым сохранить. Выделяйте важные места в своих записях. Располагайте записи на каждой странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, используйте цвет, обвод, маркер, рисунок и другие известные вам способы. Каждый раз, когда вы что-либо не понимаете, записывайте свои вопросы. Точно так же записывайте свои мысли и комментарии по поводу услышанного. Тогда ваши записи будут не просто копией услышанного, в них уже будет содержаться результат его осмысления вами.
 
Методические рекомендации по СРС
В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.
Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.
Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Самостоятельная работа студентов фактически является самообразованием. При этом роль преподавателя заключается в оказании консультативной и направляющей помощи студенту. Чаще всего преподаватель ставит перед учащимся задачу самостоятельного нахождения тех или иных сведений. Действия студентов должны быть направлены на нахождение информации, уяснения ее содержания и самостоятельное воспроизведение проработанного материала без опоры на текст. Самостоятельная работа проводится во внеучебное время в специализированных учебных комнатах содержащих большое количество наглядных пособий, демонстративного материала. Кафедра обеспечивает студентов учебными и методическими пособиями, учебниками и другой литературой.
Эффективность проделанной работы должна контролироваться преподавателем и самим обучающимся. К каждой рассматриваемой теме должны быть освоены основные ключевые понятия и даны ответы на контрольные вопросы по каждой изучаемой теме. Критерием качества самостоятельной подготовки являются правильные ответы студента на вопросы в ходе самоподготовки и в процессе опроса на занятиях.
Реферат
Целью   написания   реферата      является   приобретение   студентами навыков умений анализировать, исследовать проблему.
Реферат должен содержать следующую структуру:
Введение                                                             
Теоретическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Во введении  рассматривается актуальность разрабатываемой темы, глобальное и локальное значение вопроса, состояние разработки проблемы на данный момент, вклад ученых в решение данной проблемы и обоснование выбора этой темы для изучения.
В теоретической части  раскрываются взгляды на проблему ученых и специалистов, как они на сегодня решаются, что является проблемным; даются теоретические выкладки, существующие гипотезы; студент может изложить свое видение и теоретическое осмысление проблемы. Она может состоять из нескольких глав, а те в свою очередь делиться на подглавы.
В заключении приводятся краткие выводы по теме.
Список литературыдолжен состоять из перечня литературы, которая непосредственно использована при подготовке реферата. Не ограничивайтесь только учебниками, преимущественно используйте периодические издания, монографии.
Объем реферата не должен быть менее 15 страниц рукописи или 8 – 10 страниц компьютерного набора.
 


Ұқсас жұмыстар

Болашақ заңгерлердің кәсіби ақпараттық-технологиялық даярлығын жетілдіру
Машинажасау мамандығының білім алушыларына Машинажасау мамандығына кіріспе пәнінен студенттердің өзіндік жұмыстарын орындауға арналған әдістемелік нұсқаулар
Емдеу әдістері
ООС бойынша іс- шаралардың экономикалық нәтижелілігі
Жаркент акционерлік электр тасымалдау компаниясы акционерлік қоғам
Суда еріген оттегіні анықтау
Студенттердің кәсіптік - қолданбалы дене дайындығында айналма жаттығу әдісін қолдану әдістемесі
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Вуздағы кафедра құжат айналымын DELPHI көмегімен дамытуды ұйымдастыру
Газ турбинасының техникалық сипаттамасы