Лекция 12. Финансовая система и финансовая политика

Цель: при изучении данной темы преследуется раскрыть содержание такой экономической категории как финансы, выяснить их сущность и функции.

1.   Финансы.

2.   Государственный бюджет.

3.   Бюджетные дефициты. Государственный долг. 

4. Налоги. Принципы и формы налогообложения.

Финансы - это отношения в процессе образования, распределения и использования денежных фондов в народном хозяйстве. В обыденной практике под финансами понимают сами денежные фонды.

Выделяют финансы:

- предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью;

- организаций и учреждений, занимающихся некоммерческой деятельностью;

- общественных объединений (профсоюзов, движений, партий);

- государственные финансы.

Денежные средства населения обычно не относят к финансам, хотя они служат одним из источников формирования финансов и одним из результатов их распределения и использования.

Формы поступления финансовых ресурсов самые разнообразные: средства от продажи продукции и услуг; паевые и членские взносы; продажа акций и других ценных бумаг; пожертвования; кредит; налоги и платежи во внебюджетные фонды; средства бюджета и внебюджетных фондов; денежная эмиссия и др. Столь же разнообразны и направления расходования финансовых ресурсов. При этом то, что для одних субъектов экономики является расходом финансов, - для других выступает как их поступления. 

Функции финансов:

1) Обслуживание процесса воспроизводства. Бесперебойное поступление денежных средств является необходимым условием непрерывности процесса воспроизводства.

2) Распределительная. Посредством финансовых потоков происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта.

3) Контрольная. Финансовые показатели в концентрированной форме выражают соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности. Контролируя финансы, можно контролировать всю хозяйственную деятельность в целом.

4) Стимулирующая. Финансовый механизм стимулирует экономических субъектов к тем или иным действиям. Важно, чтобы он направлял их на повышение эффективности общественного производства.

Финансовый рынок - это рынок ценных бумаг и ссудного капитала. Посредством его осуществляется  функционирование кредитной системы и в значительной мере - движение финансовых потоков в капиталистической экономике. В социалистической экономике финансовый рынок отсутствует, поскольку в ней нет рынка капитала.

Государственные финансы

Государственные финансы включают в себя централизованные финансы и финансы государственных (муниципальных) предприятий. Централизованные финансы формируются и распределяются органами государственной власти и местного самоуправления. Они складываются из общегосударственных финансов, финансов регионов и территорий. Главным элементом централизованных финансов является бюджет. Бюджет включает в себя бюджеты разных уровней (государства в целом, регионов, территорий), которые имеют определенную независимость друг от друга. Совокупность бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом. Кроме того, к централизованным финансам относятся внебюджетные фонды (имеющие целевое назначение) и государственный (муниципальный) кредит (займы).

Централизованные государственные финансы предназначены для перераспределения денежных средств в целях удовлетворения ряда общественных потребностей (финансирование обороны, правоохранительных органов, бюджетных организаций, социального обеспечения, различных государственных и муниципальных программ).

Они формируются за счет доходов государства и других поступлений.

К доходам государства относятся: налоги, платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, средства от приватизации имущества, доходы от государственных кредитов, от взимания штрафных санкций, конфискации имущества. Доходами государства не являются средства от размещения государственных займов и денежная эмиссия, хотя они также могут использоваться для финансирования его расходов.

Расходы государства делятся на две основные части: трансферты (денежные выплаты - пособия, пенсии, дотации) и расходы на покупку товаров и услуг. Употребление термина “трансферт” означает, что эти денежные суммы государство только перераспределяет между разными членами общества, а не приобретает на них какие-либо товары или услуги на рынке.

Посредством системы государственных финансов в развитых капиталистических странах в настоящее время перераспределяется от 35 (США) до 61 (Швеция) процента валового национального продукта.

Превышение расходов государства над его доходами называется дефицитом государственных финансов. Поскольку недостаток денег во внебюджетных фондах или у государственных предприятий финансируется из бюджета, то дефицит государственных финансов выступает в форме дефицита бюджета (общегосударственного или регионального, территориального).

Дефицит бюджета финансируется двумя основными способами: 1) за счет увеличения государственного (муниципального) долга (внутреннего или внешнего); 2) за счет денежной эмиссии. В настоящее время дефицит бюджета имеет место во всех развитых странах. Его уровень обычно не превышает 5 % валового внутреннего продукта, хотя при определенных условиях он может быть и выше.

Принципы построения финансовой системы:

-            принцип демократического централизма. (Единство построения бюджетов различных уровней - т.е. бюджеты различных уровней были едины по структуре. Предполагается свободное переливание средств между бюджетами, возможно государственное перераспределение средств.)

-            фискальный федерализм – предполагает самостоятельность бюджетов различных уровней, т.е. за каждым бюджетом различных уровней закреплены свои доходы и расходы. Перемещение средств между бюджетами затруднено. Возможны дотации, субвенции и субсидии, которые рассматриваются как исключение. Предполагается самостоятельность в рамках децентрализованных финансов, т.е. финансы отдельных фирм отличаются самостоятельностью.

Финансовая политика государства – представляет собой инструмент государственного регулирования экономики и складывается из 2-х направлений:

-          бюджетная политика

Концепции бюджетной политики

1)      концепция сбалансированного бюджета, согласно которой бюджет должен балансироваться ежегодно

Положительные моменты – сбалансированность, стабильность.

Отрицательные моменты – предположим в экономике спад Þ недобор по налогам Þв целях балансирования бюджета – увеличение ставок налога и ужесточение сбора налогов Þ усиление спада в экономике.

2)      концепция бюджета, который сбалансируется в ходе экономического цикла, т.е. дефицит бюджета в период спада покрывается за счет профицита бюджета в период экономического подъема

3)      концепция функциональных финансов, согласно которой балансирование бюджета не является целью экономической политики. Допускается дефицит финансирования, который рассматривается как основа для дальнейшего экономического роста.

Проблема несбалансированного бюджета

       Совокупность бюджетных дефицитов формирует категорию – государственного долга.

        Различают внутренний и внешний государственный долг.

        Внутренний долг покрывается рефинансированием долга, за счет выпуска государственных ценных бумаг, за счет эмиссии. ОПАСНОСТЬ внутреннего долга – налоговая проблема перекладывается на будущее поколение.

        Внешний долг – условие его обязательного погашения, обставляется политическими требованиями.

-          фискальная политика

     Фискальная политика – это экономическая политика в области государственных расходов и налогов.

      Государственные расходы оказывают воздействие на экономику аналогично воздействию частных плановых инвестиций, т.е. однократное увеличение государственных расходов в определенную сферу экономики приводит к росту вторичного, третичного потребления. т.е. к мультипликативному эффекту в экономике.

                                                                             1

                                                             Kg = -----------

                                                                        1-MPC

      Налоги также оказывают мультипликативное воздействие на экономику, но с обратным эффектом.

       Налоговый мультипликатор – рассматривается применительно к доходам населения, т.е. увеличение налогов уменьшает доход населения Þ уменьшается предельная склонность к потреблению (ЬЗС) и предельную склонность к сбережению (MPS).

       В макроэкономическом анализе состав совокупного спроса (АД) входит потребление (С) Þ нас интересует в первую очередь, как налоги воздействуют на потребление, поэтому налоговый мультипликатор определяет, как уменьшится потребление при увеличении подоходного налога.

                                     MPC               MPC

                           Kt = ------------ = ------------

                                     1-MPC            MPS

Налоговая система

Под налогами понимается обязательные экономические платежи экономических субъектов в пользу государства

Главным источником доходов государства являются налоги, в число которых обычно включаются и платежи во внебюджетные фонды, поскольку они, как и налоги, носят обязательный характер.

Налоги выполняют две основные функции:

1) Фискальную, то есть обеспечивают поступление средств для финансирования государственных расходов.

2) Регулирующую. С помощью налогов государство оказывает воздействие на экономические процессы: способствует расширению одних видов деятельности и затрудняет другие, влияет на уровень цен и объемы продаж товаров и услуг, на эффективность использования ресурсов, регулирует соотношение в уровнях конечных доходов населения.

C налогами связаны следующие понятия:

- Налоговая база - объект налогообложения. Ею могут быть: доходы (прибыль предприятий, доходы граждан, от операций с ценными бумагами и т. п.); стоимость определенных товаров; определенные виды деятельности; используемые ресурсы; имущество и его передача  и  др.

- Налоговая ставка - уровень налогообложения определенного объекта. Она имеет форму денежной величины или процента от стоимости налоговой базы.

- Налоговые льготы: - необлагаемый минимум; - изъятие элементов налоговой базы; освобождение от налога; - понижение ставки; - налоговый кредит т др.

Основные виды налогов:

1) Общие (предназначены для финансирования расходов бюджета независимо от конкретного направления этих расходов) и специальные (платежи во внебюджетные фонды или в бюджет, имеющие специальное целевое назначение).

2) Прямые (взимаются прямо из доходов юридических или физических лиц) и косвенные (включаются в цену товаров в виде надбавки к издержкам и прибыли; фактически оплачиваются покупателями, но не прямо, а посредством покупки товаров).

3) С юридических лиц и с физических лиц.

Принципы налогообложения:

-          пропорционально доходам

-          пропорционально выгоде

      Применение данных принципов в абсолютном виде невозможно.

Принципы оптимального налогообложения

(сформулированы А.Смитом)

-          налоги должны быть понятными налогоплательщикам

-          налог должен уплачиваться налогоплательщиком в удобное для него время

-          сбор налога не должен стоить больше чем сумма собранного налога

-          как правило, подоходные налоги должны учитывать и выгоду, которую налогоплательщик получает под покровительством государства

-          не допускать двойное и тройное налогообложение

Общий уровень налогов определяется, в конечном счете, размерами государственных расходов, потребностями в финансировании бюджетной сферы и измеряется отношением суммы налогов к валовому национальному продукту. Его величина на начало 1990-х г. г. в развитых странах колебалась в пределах: США, Япония, Швейцария - 30-35 %; Италия, Великобритания, Германия, Канада, Финляндия - 36-40 %;  Австрия, Франция, Бельгия - 41-45 %; Норвегия, Голландия - 46-50%; Дания, Швеция - 51-56 %. В среднем по развитым капиталистическим странам - 38,4 %; по странам ЕЭС - 40,8 %.

Для налоговых систем развитых капиталистических стран характерно, что налоги на прибыль предприятий в сумме в 2-3 раза ниже суммы подоходных налогов с населения, а сумма последних, как правило, не превосходит суммы косвенных налогов. Отчисления на социальное страхование в сумме также превышают сумму налогов на прибыль предприятий (в 1-4 раза). Они выплачиваются как предприятиями, так и самими работниками. В целом объем налогов с физических лиц выше, чем с юридических.

Согласно теории экономики предложения (А. Лаффер), объем налоговых поступлений зависит от общего уровня налоговой ставки (отношения налогов к добавленной стоимости). При ее повышении, начиная с нуля и до 100 %, объем налоговых поступлений вначале растет, достигает максимально возможной величины, а затем при дальнейшем увеличении налоговой ставки он падает до нуля. Иначе говоря, при стопроцентном (или близком к нему) изъятии добавленной стоимости у предприятий полностью исчезают всякие мотивы хозяйственной деятельности. Оптимальной ставкой налогов в соответствии с этой концепцией является та, при которой достигается максимум налоговых сборов. Она составляет 30-40 % добавленной стоимости. При увеличении уровня налогообложения выше этой ставки происходит уменьшение деловой активности и сокращение суммы налоговых поступлений. Данная концепция в настоящее время взята на вооружение во многих капиталистических странах.

Основные направления государственных расходов - финансирование оборонных программ, социальных (социальные выплаты, образование, здравоохранение), научно-исследовательских и природоохранных, дотации сельскому хозяйству и другим отраслям, содержание государственного аппарата.

Государственный бюджет.

Через бюджет перераспределяется значительная часть ВВП страны. В России эта величина составляет примерно 1/3.

Понятие государственного бюджета

Понятие «бюджет» трактуется двояким образом:

Во-первых, как совокупность денежных средств, которыми располагает эко-номический субъект.

Во-вторых, как соотношение доходов или как баланс денежных средств, ха-рактеризующих их поступления и расходы в течение определенного периода (обычно года).

Оба эти определения применимы к понятию «государственный бюджет».

Прежде всего государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций.

Очевидно, что эти средства государству должны откуда-то поступать и на что-то расходоваться. При этом государству в отличие от других субъектов должны быть хорошо известны источники поступлений средств и адреса расходов. Вот почему формирование госбюджета связано с составлением ежегодной сметы доходов и расходов государства. Такая смета воплощается в финансовом плане, в котором с учетом текущего состояния экономики и ее перспектив, а также стоящих перед ним задач, определяется объем поступлений в государственную казну, их источник и основные направления использования бюджетных средств. Так что госбюджет предстает как основной финансовый план государства.

Государственный бюджет (госбюджет)-это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных заказов.

Теоретические подходы к бюджету

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру  вызваны самим характером современного общества, которое становится постиндустриальным . Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения и индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг (на социально-культурные мероприятия).

В ряде стран, и развивающихся, и с переходной экономикой, в последнее десятилетие доля государственных расходов по отношению к ВВП снизилась, однако это произошло из-за отказа государства от значительного числа экономических (но не социально-культурных) функций.

Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.

Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает или к печатанию денег (что менее характерно для современных условий), или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции: высокой — в первом случае или более низкой — во втором вкупе с другими проблемами (обслуживание государственного долга, удорожание ссудного капитала в стране). Неолиберальный и неоклассический подходы преобладают в последние годы в США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются (см. 27.3). Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличибает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок. И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.

1.   Бюджетные дефициты. Государственный долг.

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние  налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим услугам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.  Государственный долг в разных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП считается потенциально опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Более осторожной оценки считается соотношение этих двух показателей как 0,6:1. В 1998 г. государственный долг по отношению к ВВП составил: в США - 62%, Японии - 116, Германии - 62, во Франции - 59, в Италии - 119, в Великобритании - 52, Канаде - 91,5%. В России государственный долг в указанном году оценивался в 50%.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).

4. Налоги. Принципы и формы налогообложения.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

Особенность налога – его безвозмездность. Он предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

На деле налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рас-сматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, эко-номической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю обла-гаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть де-нежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся:

-          на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, ди-виденды, ренту);

-          налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

-          налог на имущество (предприятий и граждан);

-          налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

-          налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной вла-сти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в со-ответствующие бюджеты.

Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фон-ды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

С учетом различий в механизме формирования налоги делят на два вида: прямые и косвенные налоги.

Прямой налог представляет непосредственное изъятие из дохода или стои-мости имущества. К нему относятся подоходные налоги, налоги на прибыль,

взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный на-лог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

Косвенный налог представляет скрытое изъятие дохода через его включение в цены на продаваемые товары. К этому виду относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвен-ный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

Каждый из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

Главное достоинство прямых налогов заключается в том, что они обеспечи-вают относительно стабильные поступления в госбюджет. Кроме того, они доста-точно эффективны как средство целенаправленного воздействия на совокупный спрос и как фактор перераспределения доходов и обеспечения социальной ста-бильности.

Недостатки прямых налогов связаны с их открытостью. Плательщики хоро-шо видят долю и величину изымаемого у них дохода и, если сумма значительна, стремятся его как-то избежать, в том числе и путем сокрытия доходов.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усили-вают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Оче-видно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном ха-рактере.

Обращение к формам налогов указывает на важность такой организации сбора налогов, чтобы усиливались их достоинства, а недостатки нейтрализова-лись или ослаблялись. Для этого очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.

Современные принципы налогообложения таковы.

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.

2. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. ;  

3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

4. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

5. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки нало-гов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступле-ний, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уров-ня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.

Налоговые поступления

Налоговая
0                                   50                              100     ставка, %

Рис. Кривая Лаффера

Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превышать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налоговых поступлений. По-следние могут опуститься до нуля, если установить 100%-ю ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщиков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того, получаемые доходы плательщики начинают скрывать. Наиболее выгодная величина налоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране. Она может быть довольно высокой в военное время. Если в стране процветает казнокрадство, налоги идут на строительство роскошных дач государственных чиновников, то даже не очень высокая ставка вызывает возмущение плательщиков.


Ұқсас жұмыстар

Неологизмдердің жасалу тәсілдерін саралау
Нарықтық қатынас жағдайындағы кәсіпорынның маңызы, мәні мен қаржылық сипаты
Аймақтардың қаржы саясаты саласындағы әлемдік тәжірибе
Кәсіпорынның қаржылық саясатының стратегиясы мен тактикасын қалыптастырудың теориялық негіздері
Қазақстан Республикасындағы ипотекалық несиелеудің дамуын талдау
Қаржы жүйесінің қызметі
Нарықтық экономикадығы әрекеттер мен табыстар және әлеуметтік негізгі саясат
Мемлекет қаржысының жалпы сипаттамасы
Нарықтық шаруашылық туралы
Ақша рыногының теориялық негіздері