Лекция 14. Социальная политика государства и экономиечский рост

Цель: выяснить специфические проблемы экономического роста в Казахстане и способы их решения.

1.   Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства.

2.   Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Социальная  справедливость.

3.   Сущность, цели и основные показатели экономического роста.

4. Факторы экономического роста.

Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий

между участниками рыночной экономики.           

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1 ) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов-

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

А б с о л ю т н а я     ч е р т а    б е д н о с т и    — это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

П р о ж и т о ч н ы й     м и н и м у м   представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

О т н о с и т е л ь н а я      ч е р т а     б е д н о с т и   показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах — членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995—1997 гг. — 20—25%).   Г л у б и н а   б е д н о с т и— это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Д е ф и ц и т    д о х о д а   оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России — 3%; Эстонии — 2,7; Польше — 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

М и н и м а л ь н ы й    п о т р е б и т е л ь с ки й   б ю д ж е т    представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0;услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.

Р а ц и о н а л ь н ый     п о т р е б и т е л ь с к и й      б ю д ж е т    отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания — 30; непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель, предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги—23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

1) «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;

2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;

3) «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;

4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

   Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной  экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

  Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь,  слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет  целью поддержание оптимальных соотношений между доходами   активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан  через механизм налогов и социальных трансфертов.    Социальная политика в переходный период отличается не  столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме  с о ц и а л ь н о г о     п а р т н е р с т в а,  которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «об щественного договора» в области экономической и социальной политики.

Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.

Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

4. Под экономическим ростом понимают долговременные изменения естественного  уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале.

Сущность реального экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении  на новом уровне основного  противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешается это противоречие  между двумя основными способами: во-первых, за счет увеличения производственных возможностей, во-вторых, за счет наиболее эффективного  использования имеющихся  производственных возможностей и развития общественных потребностей.

В экономической теории  сложились два основных подхода к трактовке  форм проявления экономического роста. Наиболее распространенным является понимание экономического роста как итоговой  характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемый либо темпами роста реального объема  ВНП (ВВП, НД), либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения. Первый способ измерения экономического роста используется при оценке темпов расширения экономического потенциала страны, второй - при анализе динамики благосостояния населения или сравнении жизненного уровня в разных странах и регионах.

Основными конечными целями экономического роста являются повышение материального  благосостояния населения и поддержание  безопасности. Первое конкретизируется в следующих основных составляющих: увеличение среднедушевых  доходов населения;  увеличение свободного времени; улучшение распределения ВВП среди различных слоев населения; улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров  и услуг.

Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех  составляющих многогранного понятия “эффективность производства”. Сюда относятся: улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках; освоение производства новых товаров, позволяющих удовлетворить ранее не удовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения наилучшим образом; освоение новых технологий, позволяющих минимизировать затраты органических производственных ресурсов для выпуска данного объема производства.

Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту и к ним относят: увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов; рост объема и улучшение качественного состава основного капитала; совершенствование технологии и организации производства; повышение количества и  качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов; рост предпринимательских способностей в обществе.

Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. В состав косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынка, уменьшение цен на производственные ресурсы, снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов, а также факторы спроса и распределения.

Факторы спроса определяют возможность реализации растущего объема производства. К числу важнейших относят такие факторы спроса, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспорта.

Если динамика спроса отстает от расширения естественного уровня

Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации производства на основе НТР.

Показатели современного типа экономического роста:

1.      повышение качества продукции;

2.      повышение производительности труда;

3.      ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта;

4.      динамика фондоотдачи;

5.      снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции;

6.      интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства.

Главная задача правительства состоит в том, чтобы добиться устойчивого экономического роста высокого качества на основе:

1)      расширения инвестиций

2)      создание программы стимулирования экономического роста

3)      обновление технологий

4)      расширение занятости


Ұқсас жұмыстар

Құқықтық саясат тұжырымдамасы және әлеуметтік мемлекет мәселесі
Қазақстан Республикасының ұлттық қауіпсіздік контекстіндегі әлеуметтік саясат мәселелері
Қазіргі кезеңдегі Қазақстан Республикасының әлеуметтік саясаты: саяси талдау
Трендтік әдістің жалпы формуласы
1991 – 2001 жылдардағы Қазақстан Республикасының әлеуметтік - экономикалық дамуы туралы ақпарат
Халықты әлеуметтік қорғау жүйесін дамыту және кедейшілікті төмендету бағыттары
Мемлекеттің әлеуметтік саясатының теориялық негіздері
Қазақстан Республикасының экономикалық қауіпсіздігі ұлттық қуатты нығайтудың негізгі факторы ретінде
Мемлекет және құқықтың жалпы теориясының пәнінен дәрістер
Бақылау жұмысы