Народная музыка

Цель лекции: формирование у студентов понятия об этнографии и фольклоре.

Основные вопросы:

  1. Этнография

  2. Фольклор

Тезисное изложение материала занятия:

Фольклор – английский термин – народное знание, народная мудрость.

Фольклористика – наука о произведениях фольклора.

Этнос – греч.- обычай, нрав, характер, термин древнегреческой философии, совокупность стабильных черт индивидуального характера.

По словарю С. И. Ожегова этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, это особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа.

Создавались с давних времен.

Сопутствовали труду.

Отражали отношение к событиям.

Плод коллективного творчества многих поколений.

Устное бытование – творились устно в процессе исполнения и переходили от одного певца к другому.

Казахский музыкальный фольклор разделяется на вокальный и инструментальный. Каждый из них имеет самостоятельное значение и представляет собой постоянный объект изучения.

Еще в первых веках нашей эры началось формирование казахской народности из многочисленных кочевых скотоводческих, полуоседлых и оседлых племен. В начале 13 века оно было прервано более чем на два столетия нашествием монголов.

Основным этническим компонентом, из которого слагалась эта народность, явились племена уйсунь, канглы, кипчак, аргын, дулат, керей, найман, алчин, конрат, ктай и др. Все они говорили на различных диалектах тюркского языка, а по расовому признаку принадлежали к одному так называемому южносибирскому монголоидному типу. В 14 – 15 веках возникают первые казахские ханства. В течение нескольких веков они не были объеденены в едином государстве. Разобщенность в хозяйственной и политической жизни, феодальная раздробленность способствовали сохранению трех географически обособленных племенных объединений – жузов: Улы-жуз (Старший жуз) – районы Семиречья, Орта-жуз (Средний жуз) – районы Центрального Казахстана и Кши-жуз (Младший жуз) – районы Западного Казахстана. У населения этих жузов и до нашего времени сохранились некоторые различия в говорах, отличия в народном прикладном искусстве, особенно в музыкальном языке.

Методические рекомендации:

Осознать тонкую разницу в сути терминов и перспективу в изучении предмета «Музыкальная этнография».

Музыкально-поэтическое творчество – одна из важных особенностей художественной культуры каждого народа.

Создавались с давних времен.

Сопутствовали труду.

Отражали отношение к событиям.

Плод коллективного творчества многих поколений.

Устное бытование – творились устно в процессе исполнения и переходили от одного певца к другому.

Создавались варианты за счет видоизменения слов и напевов (творческое отношение исполнителей).

При сочинении используются творческие накопления народа, характерные приемы мелодического, ладового развития.

Музыка притерпевала изменения у разных исполнителей, не записывалась, поэтому первоначальный слагатель оставался неизвестным.

Песни каждой страны отражают:

-черты национального характера;

-отношение к действительности;

-отношение к природе, семье;

-отношение к товарищам по труду, борьбе.

Песенные жанры – различные виды песен, по-разному связанные с окружающей действительностью.

Внутри группы – много песен, в них разное содержание и много общего (выразительные особенности, характер связи с бытом).

Чтобы определить к какому жанру относится песня, исследователи изучают словестное содержание и другие признаки, выясняют у певцов к какому жанру относят те эту песню. Решающий момент – характер бытования и способ исполнения песни.

Анализ народной песни

Песня – старейший по происхождению жанр вокальной музыки. Может быть простой и сложной, сольной, ансамблевой, хоровой, одноголосной и многоголосной.

  1. Ощутить ее эмоциональный строй, вникнуть в характер образов, в словестно-поэтическое содержание.

  2. Пропеть или прослушать ее фонозапись.

  3. Распросить певца о жанре, применении в бытц.

  4. Познакомиться с ее вариантами, проследить как она усложняется и обогащается.

Параллельные версии – это далекие варианты песни, где не наблюдается общее в интонационном складе.

В песне важны и слово и мелодия. Иногда одно из них выходит на первое место. В повествовательных песнях – впереди слово, сюжет. В лирических – напев значительнее.

Особенность песен – многократное повторение напева с меняющимися словами. Это особенность куплетной формы (строфической).

В концовках заметны звуковые повторы – рифма.

Стиховое изложение расчленяется на сходные по строению группы стихов – строфы или куплеты.

Не всегда строчек одинаковое количество в куплете, м.б. сплошное изложение – тирада, рифма может отсутствовать. Такое изложение называют стиховым. Ему соответствует однострочный или стиховой напев.

Однострочный напев – простейший вид повторности, одна фраза для одной строки, не делится на мелкие части.

Примитивы – повтор двух – трех интонаций, м.б. в старинных напевах.

Песенная строфа – более развитая форма, охватывает несколько строк текста песни.

Рефрен – неизменный припев, прибавляющийся к каждой строфе.

Парно-периодическая структура – повторы фраз: ААВВ.

Припев – заключительное предложение или фраза песенной строфы, иногда возглас, повтор неизменных слов.

Музыкальная интонация – небольшой мелодический оборот из двух-трех звуков, обладающий эмоциональной выразительностью, наименьшая составная ячейка всякого напева. Ей присущ особый звуковой объем, восходящая или нисходящая направленность, ритмическая организация и тембр. Сочетание интонаций образует лад.

Речевые интонации – это выразительные повышения и понижения голоса при разговоре.

Интервальное качество интонаций – м.б. секундовым, терцовым, квартовым и т.п.

Попевки – типические интонации в русской певческой традиции. Состоят из трех – шести звуков, складываются из секундовых сопряжений в сочетании с ходами на терцию или кварту. Они не бывают декламационные, а всегда напевные и пластичные.

Мелодический рисунок – смена широких возгласов и мелкого поступенного движения, чередование восходящего и нисходящего движения.

Вершина-исток – самый высокий звук с которого начинается мелодия.


Ұқсас жұмыстар

Рухани - мәдени өмірге қатысты жобалар мен бағдарламалар Халықаралық интеграция
Қазақстан мәдениеті ( XVIII ғ. мен ХХ ғ. басы)
Квинта бұрауындағы күйлеріндегі сипаттамасы
Мектептегі музыка сабағы
Қазақстанның Мемлекеттік Думасы
Таскескен таңбаларындағы петроглифтік жәдігерлер
Әдет - ғұрыптар халықтық мәдениеттің феномені ретінде
Мүсіндеу өнерінің бөлімдері
I МЕМЛЕКЕТТІК ДУМА: МАҢЫЗЫ ЖӘНЕ МАЗМҰНЫ
Халық банкі