Симфоническая музыка. Опера. Балет. Детская музыка

Цель лекции: Познакомить студентов с жанрами симфонической музыки, синтетическими жанрами и особенностями детской музыки.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

  1. Симфоническая музыка.

  2. Музыкальные инструменты.

  3. Оркестр.

  4. Опера.

  5. Балет.

  6. Детская музыка.

К симфоническим жанрам относят симфонию, увертюру, концерт и др. жанры.

Симфония – от латинского созвучие – многочастное произведение. Классический вид приобрела у Гайдна и Моцарта. Обычно имеет 4 части. В первой части – главный конфликт, 2 часть – передышка, 3 часть – менует, 4-я – финал

Концерт – контрастное противопоставление партий солиста (нескольких солистов) оркестру. От латинского слова состязание. В эпоху барокко возник жанр кончерто гроссо у авторов: Корелли, Вивальди, Баха, Генделя. Основа жанра – противопоставление соло и тутти оркестра (тутти – исполняет весь оркестр).

Оркестр – греческое слово, означал площадку перед сценой в театре, где размещался хор. Это большой коллектив музыкантов, совместно играющих на различных инструментах. Оркестр бывает: военный, эстрадный, симфонический, струнный, духовой.

Симфонический оркестр – большой коллектив, объединяющий исполнителей, играющих на струнных, духовых, ударных инструментах.

Струнная группа: 16 первых скрипок, 14 вторых скрипок, 12 альтов, 10 виолончелей и 8 – 10 контрабасов.

Духовые инструменты: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, 1 туба. В тройном составе будет по три инструмента.

Инструменты симфонического оркестра:

Струнные: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Имеют мягкий, нежный, теплый тембр. Инструменты имеют изящную форму, играют на них смычком. Играют вибрато, тремоло, флажолеты, сурдины, пиццикато, иногда древком смычка.

Деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Это полые трубки, сделанные из сортов плотного дерева, имеют для вдувания – язычок, а внизу – раструб.

Медные духовые инструменты: это валторна, труба, тромбон, туба. Название получили от материала, из которого сделаны. Их предками были охотничьи рога, военные сигнальные трубы и почтовые рожки. Трубки цилиндро-конического сечения, расширяющиеся от места вдувания до места выхода воздуха.

Ударные инструменты названы от способа извлечения звука – удара. Есть инструменты, имеющие высоту: литавры, колокольчики, ксилофон, колокола. Ударные не имеющие высоты звука: треугольник, бубен, барабан, тарелки, кастаньеты. Ударные инструменты несут блеск, яркость, упругость и ритмичность.

Инструменты, часто звучащие с оркестром, но не вошедшие в оркестровые группы: арфа, фортепиано, челеста, орган.

Опера – жанр вокального музыкально-драматического искусства, определяют как синтетический жанр. В нем объединяются музыка, драма, хореография, изобразительное искусство. Возникла в Италии в 17 веке. Первая опера называлась «Дафна». Ее авторы: Ринуччини и Пери. Опера имеет оркестровые эпизоды, массовые сцены, хоры, арии, речитативы и др.

Балет – музыкальный сценический жанр, в котором все герои танцуют. В основу балетов ложится специально подготовленные литературные либретто. Либретто является и литературной основой оперы. Много сил, таланта, внимания вложили советские композиторы в песенное творчество для детей. В первые годы советской власти дети пели революционные песни и песни гражданской войны. С Середины 20-х годов активизируется творчество композиторов в жанре детской песни. А. Давиденко написал детские песни-игры: «Моя мельница», «Не видно -только слышно», «Скорый поезд». Выходят сборники песен сборники песен для детей с произведениями М. Красева, М. Раухвергера, А. Александрова, А. Давиденко. Сразу завоевывают большую популярность песни «Октябрята» М. Раухвергера, «Первое мая» М. Красева, пионерский марш «Взвейтесь кострами» С. Дешкина, «Маленький барабанщик» А. Давиденко. Это были в основном песни-марши с четким пунктирным ритмом, с призывными фанфарными ходами в мелодии.

В начале 30-х годов заметно расширяется содержание детских песен. Более внимательное отношение композиторов к интересам ребят, их школьной и внешкольной жизни, к занятиям трудом, спортом, искусством сказалось на создании целого ряда замечательных песен. В 1934 году вышел сборник «С песней в лагерь», в котором были напечатаны полюбившиеся ребятам песни «Пионерка Оля» А. Хачатуряна, «Песня о Павлике Морозове» Ф. Сабо, «Лагерная песенка» и «Про Петю» Д. Кабалевского и многие другие. В этих произведениях заметно меняется музыкальный стиль: появляются песни лирические и шуточные – о лагерной жизни, грустно-взволнованные – о пионерах – героях.

В конце 30-х годов среди авторов детских песен появляются имена И. Дунаевского, Т. Хренникова, Е. Жарковского, М. Иорданского, еще активнее пишут детскую музыку Д. Кабалевский, М. Красев, А. Александров. Они выбирают для песен стихи любимых детских поэтов С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, О. Высотской. Песни воспитывали в детях чувство патриотизма, товарищества, дух коллективизма и дружбы, любовь к труду, уважение к памяти героев. Среди лучших песен тех лет следует назвать «Пионерские мечты» Б. Шехтера, «У костра» Д. Кабалевского, «песню о старших братьях» М. Старокадомского, песни И. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта», «Концерт Бетховена» и др.

Расцвет детской массовой песни связан с ростом исполнительской культуры детских хоровых коллективов. Пение становится обязательным школьным предметом, организуются хоровые кружки в школах, Домах пионеров, в летних пионерских лагерях. В 1935 году был создан первый детский ансамбль песни и пляски, ныне – Народный ансамбль песни и танца Центрального Дома детей железнодорожников. Его создатель и бессменный художественный руководитель – народный артист РСФСР Семен Осипович Дунаевский. В 1936 году при Институте художественного воспитания детей АПН В. Г. Соколов организовал детский хор. Этот коллектив поднял детское хоровое искусство на небывалую высоту и вызвал к жизни многие детские хоровые организации.

В годы войны при московском городском Доме пионеров Владимир Сергеевич Локтев организовал пионерский ансамбль ныне Народный имени Локтева ансамбль песни и танца московского Дворца пионеров. Организованный в 1944 году народным артистом СССР профессором А. В. Свешниковым хор мальчиков Московского хорового училища явился первым исполнителем старинной русской и западной хоровой классики, а также детских хоров в ораториях «На страже мира» С. Прокофьева и «Песнь о лесах» Д. Шостаковича.

Высокое мастерство этих детских хоровых коллективов стимулировало творчество советских композиторов и позволило им создать интересные песни для детей с усложненной хоровой фактурой, развернутые детские хоры, кантаты, сюиты, произведения без сопровождения.

В послевоенный период детская хоровая литература обогатилась новыми интересными сочинениями. Д. Кабалевский доверил детям исполнять кантату «Песни утра, весны и мира». Вслед за Кабалевским крупные сочинения для детского хора пишут и другие композиторы. Оргомную воспитательную роль играют произведения, посвященные теме преемтвенности поколений. Это кантата Ю. Чичкова «Дети рядом с отцами», кантата Кабалевского «О родной земле». Велика роль песен в военно-патриотическом и спортивном воспитании школьников.


Ұқсас жұмыстар

Петр Ильич Чайковскийдің шығармашылығы
Фортепиано шығармашылығының дамуы және стиль ерекшеліктерін анықтау
Студенттердің бойында музыка–педагогикалық мәдениетінің негізін қалыптастыру және болашақ бастауыш мектеп мұғалімдерін оқушыларға музыкалық тәрбие беру жұмысына даярлау
Қазақстанның балет өнері
Қазақ балет музыкасындағы Қалқаман - Мамыр эпосы
Балет
Қазақ музыка театрының би өнері
Вокалдық өнер саласы
Қазақстанның музыка және балет өнері
ТМД елдерінде музыкалық тәрбие беру облысында озат тәжірбиелердің қолдануы