Методы музыкального обучения и воспитания

Цель лекции: Подробное знакомство студентов с методами музыкального образования, вкладом Д. Кабалевского, Э. Абдуллина, Л. В. Школяр, В. О. Усачевой и др. в формирование специфических методов музыкального образования.

Основные вопросы и их тезисное изложение:

  1. Методы музыкального образования, их классификация. Связь методов и приемов обучения с основными задачами музыкального образования школьников.

  2. Классификация методов.

  3. Ведущие методы обучения: обобщения, ретроспективы и перспективы, эмоциональной драматургии.

  4. Проблемно-поисковые методы.

  5. Метод моделирования художественно-творческого процесса.

  6. Метод переинтонирования.

Классификация методов, разработанная Ш. Кульмановой:. Методы она делит по этапам учебного процесса: этап восприятия, этап воспроизведения и закрепления и этап творческого выражения.

1 группа: метод рассказа, объяснения, беседы, иллюстрации и демонстрации.

  1. группа: метод игровой ситуации, проблемной ситуации, повторения или упражнения.

  2. Группа: метод самостоятельного поиска и метод художественного исполнительства.

Д. Б. Кабалевский предложил к применению на уроках музыки три метода: метод размышления о музыке, метод создания поисковой ситуации и метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Использование этого метода подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем и предъявление ее для самостоятельного решения ученикам.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному устанавливает преемственные связи между темами программы, формирует целостное представление о музыке. Установление связей предусматривается на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями. Этот метод в дальнейшем Э. Б. Абдуллин назвал методом перспективы и ретроспективы.

Метод создания поисковой ситуации: до ответов дети должны додуматься сами. Состоит из трех этапов: 1) задача, четко сформулированная учителем; 2) постепенное, совместное с учащимися ее решение; 3) вывод, сделанный самими учащимися. В этом методе приемлема дискуссия, сравнение, анализ при выполнении творческих заданий.

Э. Б. Абдуллин разработал методы музыкальных обобщений и эмоциональной драматургии.

Метод музыкальных обобщений направлен на усвоение детьми ключевых знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы, на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Метод эмоциональной драматургии направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесение предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся. Определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.

Горюнова разработала методы создания композиций и создания художественного контекста.

Метод создания композиций (Горюнова, Кабалевский) направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения. Композиция состоит из простейших элементов и вызывает особый интерес у учащихся, поскольку для исполнения требует внимания и музыкального дыхания на значительном отрезке времени.

Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры учащихся через выходы за пределы музыки, в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы. Метод направлен на создание богатой художественно-педагогической среды. Музыка представляется в богатстве ее разнообразных связей, он помогает понять сходство и отличие музыки от других видов искусств, других сфер общественного сознания.

Метод моделирования художественно-творческого процесса. Один из новейших методов музыкального образования. Метод требует самостоятельности в добывании знаний, творческости, способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Прежде чем делать, ребенок должен понимать смысл своей деятельности. Поэтому моделируется творческий процесс, чтобы ребенок исследовал свои ценностные ориентации в этом мире. Творческий эксперимент – когда дети сами из россыпи звуков выращивают интонацию. Творческая задача – задача, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска связей внутри явлений, проникновения в его природу. Школьники ставятся в позицию творца – композитора, творца – поэта, творца – художника, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей. Это прохождение пути рождения музыки, воссоздания ее изнутри и прохождение самого момента воссоздания. Сначала дается ситуация «вхождения в образ», выявляется то содержание, которое и надо воплощать. Происходит главное: содержание чувства диктует форму своего выражения. Выводится наружу то, что спрятано за строчками, превращается в детские переживания, в действо. Ребенок, поняв принцип, начинает в дальнейшем формировать для себя художественную задачу. Этот метод имеет два следствия: для учителя главное не обучение детей, а наблюдение за их развитием в соприкосновении с музыкой и окружающим миром; идет отказ от штампов и стереотипов педагогического мышления.

Метод переинтонирования направлен на постижение интонационной природы музыки. Метод направлен на раскрытие учащимся сути музыкального искусства, его интонационной и временной природы, то есть раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Суть метода в раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменения, развития. Смысл музыки постигается через сравнение интонаций внутри одного образа, через соотношение интонаций разных частей произведения, через переосмысление произведения целиком, в исполнительских трактовках, в другом стиле, жанре, драматургии. Применяется метод во всех видах деятельности на уроках. Путь:

  1. Поем знакомые мелодии одного композитора.

  2. Слушаем фрагмент незнакомого произведения этого композитора.

  3. Просим спеть мелодию, показывая рукой линию движения мелодии.

  4. Выявляем какая линия?

  5. Рука движется непрерывно или останавливалась?

  6. Останавливалась резко или подготовлено?

  7. Повторно пропеваем мелодию и рисуем на доске линию ее движения.

  8. Выявляем черты, придающие индивидуальность.

  9. Вспоминаем, часто ли эти черты в произведениях данного композитора встречаются?

  10. Применяем прием «разрушения», разрушив выявленную черту, затем восстанавливаем ее.

  11. Находим выявленные интонации в других произведениях этого композитора.


Ұқсас жұмыстар

Музыкалық ойлаудың шығармашылық сипаты
Баланың музыкалық қызметінің мазмұны, түрлері мен формалары
Музыка сабағындағы оқушылардың шығармашылық бастамаларын дамыту жолдары
Білім саласындағы әлемдік даму
Музыкалық тәрбие қызметінің сипаттамасы
Мектепке дейінгі ұйымдардың күнделікті өміріндегі музыка
Музыкалық білім беру
Мектептегі музыкалық тәрбие әдістемесі
Музыка сабағында мектеп жасына дейінгі балаларға музыканы қабылдауды оқыту әдістемесі
Оқу әдістемелік құрал «Музыкалық этнография»