Рабочая программа

Рабочая программа

Отрасль применения

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» предназначен для студентов 2 курса заочного отделения специальности 5В011100 Информатика.

Нормативные сноски

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» составлен на основе ГОСО РК 6.08.059 - 2010 для студентов бакалавриата специальности 5В011100 Информатика.

Общие правила

·       Составитель кандидат биологических наук, и.о. доцента кафедры эколого-химических и географических дисциплин

– Евлампиева Елена Петровна

·       Место нахождения кафедры – учебный корпус № 3

·       Факультет естественных наук

·       Контактная аудитория – 113

·       Название дисциплины «Экология и устойчивое развитие»

·       Количество кредитов – 2 кредита

Методические предложения  по изучению дисциплины

Ведущий вид деятельности при изучении дисциплины, который позволяет у студента выработать  способности к самообразованию и саморазвитию, это самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа подразумевает самостоятельно изучение учебного материала в условиях библиотеки, компьютерного класса, через интернет, составление конспектов по темам, написание контрольной работы, выполнение практических заданий, разбор тестовых заданий.

Выполнение практических заданий, контрольной работы, разбор тестов способствует закреплению знаний у студентов. Для того чтобы выполнение практических заданий проходило успешно, необходимо предварительно изучить теоретический материал по рекомендуемой учебной литературе, конспекту лекций.

Методические указания по выполнению контрольной работы приводятся ниже.

Практические задания, тестовые задания должны быть сданы в соответствие  с темами, сроками и формами указанными преподавателем.


Список литературы

         Основная литература:

1.     Чернова Н.М и др. Экология.  – М., 1991 г.

2.     Одум Э. 1,2 том Экология. – М., 1986 г.

3.     Радкевич Б.А. Экология. – Минск, 1977г.

4.     Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная: Учебник. – М., 1999г.

5.     Петров К.М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы: Учебник. – СПб., 1998 г.

6.     Карташев А.Г. Введение в экологию. – Томск, 1998 г.

7.     Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2002.

         Дополнительная литература:

1.     Панин М.С. Химическая экология. – Семипалатинск, 2000 г.

2.     Панин М.С. Экология Казахстана. – Семипалатинск, 2005 г.

3.     Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник. – М., 1998 г.

4.     Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М., 2000 г.

5.     Фурсов В.И. Экологические проблемы окружающей среды. – Алматы, 1991г.

6.     Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Р-на-Д, 2000 г.

7.     Вернадский В.И. Живое вещество. – М.: Наука, 1978 г.

8.     Доклады Министерства охраны окружающей среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.

9.     Гутенев В.В., Денисов В.В., Камышев А.П., Москаленко А.П., Нагибеда Б.А., Осадчий С.Ю., Хорунжий Б.И. Промышленная экология. – М., «МарТ», 2007 г.

10.           Маркович Д. Социальная экология. – Москва «РУДН», 1998 г.

11.           Хандогина Е.К, Герасимова Н.А., Хандогина А.В. Экологические основы природопользования. – М.: «Форум», 2007 г.

12.           Химия окружающей среды / Под ред. Дж. О.М. Бокриса. – М.: Химия, 1982 г.

13.           Экологическая химия / Под ред. Ф. Корте. – М.: Мир, 1997 г.

14.           \ Экологический курьер

15.           \\ Экология и жизнь

16.                  \\Экология и устойчивое развитие

Пререквизиты дисциплины

Биология, химия, география, физика, математика, история, философия, экономика, правоведение, психология, политология.

Постреквизиты дисциплины

Студент должен овладеть преподаваемой информацией, наблюдать, сравнивать, применять в практике полученные теоретически экологические знания и навыки; стать экологически образованным и просвещенным.

Содержание и разделение дисциплины по модулям

Наиме-

нование модуля

Неделя

Лекции

Задания

Срок сдачи

(неделя)

Модуль  1

Стратегия и цели устойчивого развития

1

1. Концепция и принципы устойчивого развития. Политика и стратегия УР на разных уровнях: глобальном, региональном, национальном и местном уровнях.

Модуль  2

Общая экология

2-3

2. Основные закономерности взаимодействия экологических факторов на различных уровнях организации экосистем.

Практическое задание 1. Влияние погодных условий и рельефа на динамику численности моллюсков поймы Иртыша

2

4

3. Экология популяций – демэкология.

Практическое задание 2.

Регуляция численности популяции

4

5-6

4. Экосистема как структурно-функциональная единица биосферы.

Практическое задание 3.

Типы биотических отношений

6

7-8

5. Биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского.

Практическое задание 4.

Учение В.И. Вернадского о биосфере и современная концепция ноо­сферы

8

8

Рубежный контроль по разделу «Общая экология».

8

Модуль  3

Экономические и социальные аспекты устойчивого развития

9

6. Антропогенное воздействие как геологический и геохимический фактор эволюции биосферы.

10

7. Природная среда как основа экономического развития. Управление природными ресурсами.

Практическое задание 5.

Рациональное использование природных ресурсов

10

11-12

8. Достаток и бедность. Здоровье личности и семьи.

Практическое задание  6.

Экология человека. Приходно-расходная модель организма

12

13

9. Проблемы населенных пунктов.

14-15

10. Перспективы устойчивого развития Республики Казахстан.

Практическое задание 7.

Особо-охраняемые природные территории Казахстана. Заповедники, заказники, памятники природы и др.

14

15

Рубежный контроль по разделу «Экономические и социальные аспекты устойчивого развития».

15

Информация по оценке знаний

Политика выставления оценок

Оценка знаний – выполнение и отчетность заданий (практические работы, СРСП, СРС,  контрольная работа) оценивается по – 100 % шкале:

·      задание не выполнено – 0 %;

·      задание выполнено не полностью – 50 %;

·      задание выполнено, но с небольшими ошибками – 80 %;

·      задание выполнено правильно, студент в совершенстве владеет материалом, дает полные ответы на вопросы – 100 %.

         Все задания должны быть сданы вовремя. Задания, выполненные с опозданием, будут автоматически оцениваться ниже (на 20%). Выполнение данных требований обеспечивает допуск к сессии.

Аттестация 1 – 30 баллов

Аттестация 2 – 30 баллов

Всего 1 и 2 аттестация – 60 баллов

Шкала аттестационной оценки (0-30 баллов)

Аттестация

0-14

15-22

23-26

27-30

Оценка

неудов

удовлетворительно

хорошо

отлично

Шкала экзаменационной оценки (0-30 баллов)

Аттестация

0-14

15-22

23-26

27-30

Оценка

неудов

удовлетворительно

хорошо

отлично

Определение итоговой экзаменационной оценки знаний студентов

Итоговая оценка включает: рубежный контроль – 60% , экзамен – 40%.

Итоговый балл выставляется согласно следующей шкалы:

Оценка

Значение

Средний балл

Проценты

А

Отлично

4,0 0

95 – 100

А -

3, 67

90 – 94

В +

Хорошо

3, 33

85 – 89

В

3, 00

80 – 84

В -

2, 67

75 – 79

С+

Удовлетворительно

2, 33

70 – 74

С

2,00

65 – 69

С-

1, 67

60 – 64

D +

1, 33

55 – 59

D

1, 00

50 – 54

F

Неудовлетворительно

0, 00

0 –   49

Политика курса

Студенты  должны своевременно, качественно и старательно выполнять задания. При выполнении заданий, контрольной работы использовать максимальное количество  литературных источников предназначенных для высших учебных заведений.

Контроль знаний студентов

Студенты  должны  своевременно сдавать задания: срок – до четверга каждой недели.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель курса – сформировать целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества.

Задачи преподавания дисциплины:

         изучить основные закономерности функционирования живых организмов, экосистем различного уровня организации, биосферы в целом и их устойчивости;

         сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования;

         сформировать современные представления о концепциях, стратегиях и практических задачах устойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан;

         сформировать у студентов широкий комплексный, объективный и творческий подход к обсуждению наиболее острых и сложных проблем экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития.

В результате изучения курса студент должен знать:

         основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания;

         распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;

         закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом;

         основные принципы охраны природы и рационального природопользования;

         социально-экологические последствия антропогенной деятельности;

         концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Уметь:

         Выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;

         разбираться в современных концепциях и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов;

         использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.

Приобрести: навыки анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач; знания по закономерностям развития биосферы и условий сохранения её устойчивости, а также реализации идей устойчивого развития в разных странах, в том числе и в Республике Казахстан.

         Краткое описание содержания дисциплины: взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности. Со времени появления человека на Земле влияние его на биосферу постоянно росло. Но именно в условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер. В невиданных ранее масштабах загрязняется окружающая среда. Наметились тенденции к истощению горючих и минеральных ресурсов. Разные виды антропогенной деятельности привели к прямому или косвенному уничтожению разнообразных видов животных и растений. Химическое загрязнение природной среды, радиационная обстановка, качество продуктов литания и питьевой воды и т.д. привели к ухудшению состояния здоровья населения. Возник ряд глобальных экологических проблем: явление парникового эффекта, разрушение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, опустынивание и другие. Экологическая ситуация в Казахстане, в связи с экстенсивным развитием экономики, также резко ухудшилась: кризис Аральской экосистемы, неблагоприятная экологическая обстановка в Прикаспийском регионе и Восточном Казахстане; территорий, прилегающих к Семипалатинскому полигону, деградация почв и т.д. На современном этапе антропогенные изменения затронули практически все экосистемы планеты, газовый состав атмосферы, энергетический баланс Земли. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, система «биосфера - человечество» всё более приходит в разбалансированное состояние, в результате чего во многих районах мира нарушилось ее динамическое равновесие. Всё это способствует ухудшению состояния современной биосферы, разрушению здоровья и духовности человека.

         Программа Всемирного сотрудничества «Повестка дня на XXI век», принятая на Второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро, представила чрезвычайно сложную, беспрецедентную в глобальном отношении систему решения задач, направленных на достижение высокого качества состояния окружающей среды, здоровой экономики и устойчивого развития.

         Устойчивое развитие – это видение на перспективу, включающее обеспечение экономической жизнеспособности, социальной сплоченности, охраны окружающей среды и экологичного управления природными ресурсами, с тем чтобы удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерб возможностям будущих поколений удовлетворять свои потребности, давая им возможность делать наш мир более безопасным, более здоровым и более процветающим, тем самым повышая качество жизни.

         Чем раньше человечество осознает это и пойдёт по пути устойчивого развития, тем вероятнее будет его выживание на Земле. При этом решающая роль принадлежит образованию в интересах устойчивого развития (ОУР), содержанием и сущностью которого является процесс формирования у личности представления о системной организации и динамичности (непрерывного изменения) окружающего мира, взаимосвязи и взаимодействия общества, природы и экономики, а также осознания ответственности каждого человека и человечества в целом за качество жизни настоящего и будущих поколений, основой которого является дисциплина «Экология и устойчивое развитие». Её цель – формирование у студентов конструктивно-оптимистического отношения к решению эколого-социо-экономических проблем, а также практических жизненных навыков, способствующих устойчивому качеству жизни. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и, тем самым, способствовать устойчивому развитию биосферы.


Ұқсас жұмыстар

Windowsқа қолданбалары мен құрылымын орнату
Windowsқа Web-серверді орнату және баптау
Орта мектепте визуалды программалау негіздерін оқыту
Delphi бағдарламасы туралы
Дельфи ортасында анимация жасау әдістері
Delphi ортасынның графикалық мүмкіндіктерін сипаттайтын программа
Delphi компоненттерінің анықтамалығын құру технологиясы
Информатика 10 сынып
Объектілер инспекторы терезесі
Delphi ортасындағы функционалды инженерлік калькулятор бағдарламасын құру