Вопросы для самоконтроля:

1.   Приведите основную классификацию экологических факторов.

2.   Какие существуют механизмы адаптации на уровне организма?

3.   О чем гласит закон минимума Ю. Либиха?

4.   О чем гласит закон толерантности В. Шелфорда?   

5.   Перечислите основные виды биотических отношений в экосистеме согласно классификации В.Н. Беклемишева.

6.   Какие виды паразитов существуют?                            

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1 (сдается на 2 неделе)

Тема: Влияние погодных условий и рельефа на динамику численности моллюсков поймы Иртыша

Чтобы выявить закономерности воздействия факторов среды на динамику численности моллюсков, изучают изменение метеоусловий в местах обитания моллюсков и соответственное посезонное изменение численности животных, затем устанавливают наличие зависимости. В таблицах 1 и 2 отражены результаты проведенных исследований по изучению моллюсков поймы Иртыша.

Таблица 1 – Динамика метеоусловий окрестности г. Семипалатинска в течение вегетационного периода

Месяцы

Среднесуточная температура воздуха (0С)

Среднесуточная влажность воздуха (%)

Осадки в течение суток (мм)

3

-5,70

74

15,5

4

5,3

67

10,6

5

15,2

59

41,5

6

17,4

61

43,9

7

22,9

51

13

8

12,6

56

12,2

9

12,5

60

22,2

10

3,9

72

23

11

-5,4

77

40

Задание 1

         На основании данных таблицы 1 постройте графики посезонного изменения погодных факторов окрестности города. Кривые можно построить на одной плоскости.

Таблица 2 – Динамика численности моллюсков поймы Иртыша

Вид моллюска

Название биотопов, где обитают моллюски

Численность моллюсков по месяцам

4

5

6

7

8

9

10

Кустарни-ковая

улитка

Заросли кустарников

Березовый лес

20

5

13

4

18

8

7

4

8

3

32

2

25

3

Янтарная алтайская

Заросли кустарников

Березовый лес

40

20

30

7

22

25

18

25

26

10

37

8

31

12

Янтарка

Пойма реки

Камышовый ручей

20

15

26

7

32

9

16

15

5

16

13

4

12

5

         Примечание: Биотопы «Заросли кустарников» и «Камышовый ручей» расположены на возвышенном участке природы, «Березовый лес» - в пойме реки.

         Задание 2

         Постройте графики посезонной динамики численности моллюсков из разных биотопов.

         Задание 3

         На основании изучения кривых графиков по 1 и 2 заданию выявите закономерности воздействия факторов среды на динамику численности моллюсков. Обоснуйте Ваши выводы, ответив на следующие вопросы:

-         Как изменяются погодные условия в течение вегетационного сезона?

-         Как изменяется численность моллюсков из разных биотопов?

-         Обнаруживается ли связь между этими двумя явлениями?

-         Чем можно объяснить разницу в характере динамики численности моллюсков одного вида из разных биотопов?

Выводы запишите в тетрадь.


Ұқсас жұмыстар

Орындаушы механизмдердің құрылымының принциптері
Орта мектеп оқушыларына кәсіби бағдар беру жұмысын ұйымдастырудағы педагог-психологтың қызметі
Жоғары сынып оқушыларының мамандық таңдаудағы процесіне мектеп психологының әсері
E-LEARNING -ДЕ БІЛІМДІ БАҚЫЛАУ ЖҮЙЕСІН ҚҰРУ
Бастауыш мектеп оқушыларының математикадан білімдерін тексеруде тест әдісін қолдану ерекшеліктері
Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері. Дәрістер курсы
Көпдеңгейлі тапсырмаларды дайындаудың ерекшеліктері
Информатика пәні бойынша лекциялар жинағы
Баскетбол сабақтары туралы ғылыми-педагогикалық және техникалық көзқарас
E-leaning - де білімді бақылау жүйесін құру