Вопросы и задания для самоконтроля

1.           Понятие популяции в экологии?

2.           Структура популяции?

3.           Основные характеристики популяции?

4.           Гомеостаз популяции?

5.           Динамика численности популяции?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2 (сдается на 4 неделе)

Тема: Регуляция численности популяции

Совокупность особей одного вида, обитающих на определен­ном участке природы, называют популяцией. Исследование популяций имеет значение при изучении биоло­гии вредителей растений, переносчиков заболевании, организации охоты на диких животных, восстановлении численности исчезающих видов и т.п.

Одним из основных факторов, влияющих на размеры популя­ции живых организмов является процент особей, погибающих до дос­тижения половой зрелости (смертность в дорепродуктивном периоде). Эта величина гораздо более изменчива, чем плодовитость (рождаемость). Для того, чтобы численность популяции оставалась постоянной, в среднем от каждой пары до репродуктивного возраста должны доживать только 2 потомка (Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология, Т. 2., 1993).

Задание 1.

а) Изучите таблицу 1.

Таблица 1 - Сравнительная плодовитость отдельных видов животных

Вид животного

Среднее число оплодотворенных яиц, произ­водимых самкой в течение всей жизни, шт.

Число потомков, которые должны погибнуть до наступления половой зрелости, шт.

Величина смертности в дорепродуктивном возрасте, %

Устрица

100х106

Треска

9х106

Камбала

35х104

Лосось

10х104

Трехиглая колюшка

5х102

Мышь

50

Акула

20

Пингвин

8

Слон

5

б) Напишите для каждого вида число потомков, которые должны погибать до наступления половой зрелости, чтобы числен­ность популяций оставалась неизменной. Затем, выразите это число в процентах от общего числа оплодотворенных яиц (это дает величину смертности в дорепродуктивном периоде).

в) Объясните, почему плодовитость трехиглой колюшки и аку­лы намного меньше, чем у других рыб, данные для которых приведены в таблице.

Кривую выживания строят на основе популяции новорожден­ных особей, отмечая число выживших за определенный отрезок време­ни.

По вертикальной оси обычно откладывают или абсолютное число выживших особей, или их процент от исходной популяции:

(Число выживших особей/ Численность исходной популяции) х 100 %

Каждому виду свойственна характерная кривая выживания, форма которой, отчасти, зависит от смертности неполовозрелых осо­бей. На рисунке 1 приведены типичные кривые.

Рисунок I. Три типа кривых выживания.

Задание 2.

а) Изучите приведенные кривые выживания трех популяций.

б) Определите, в каком из 3-х случаев выше смертность молодых особей? Как это будет влиять на размеры популяции (т.е. где будет больше общее количество особей?).

в) Подумайте, в каких случаях на практике может появиться необходимость составления кривых выживания популяций?

г) Приведите примеры популяций, для которых характерны данные типы кривых выживания.

д) Объясните, в популяции какого типа I или III нужна большая скорость размножения для поддержания стабильной численности особей.

Задание 3. Решите задачу.

Осенью каждая самка лосося откладывает 3200 икринок на гравий в мелких местах в реке. Следующей весной 640 мальков, вы­ведшихся из отложенной икры, выходят в озеро вблизи отмели; уце­левшие 64 серебрянки (мальки постарше) живут в озере один год, а затем мигрируют в море. Две взрослые рыбы, уцелевшие из числа се­ребрянок, возвращаются к местам нереста спустя 2,5 года: они нерес­тятся и умирают. Подсчитайте процент смертности для лосося в каж­дом случае из следующих периодов:

а)  от откладки икры до переселения мальков в озеро спустя 6 месяцев;

б) за 12 месяцев жизни в озере;

в) за 30 месяцев от выхода из озера до возращения к местам нереста.

Задание 4.

Нарисуйте кривую выживания лосося (зависимость процента выживающих особей от возраста). Какова величина дорепродуктивной смертности среди этих лососевых?


Ұқсас жұмыстар

E-LEARNING -ДЕ БІЛІМДІ БАҚЫЛАУ ЖҮЙЕСІН ҚҰРУ
Орындаушы механизмдердің құрылымының принциптері
Информатика пәні бойынша лекциялар жинағы
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Орта мектеп оқушыларына кәсіби бағдар беру жұмысын ұйымдастырудағы педагог-психологтың қызметі
Тест сұрақтарының саны
Мектеп жасына дейінгі балалардың танымдық қабілеттерін дамытудағы ойын тәжірибесінің маңызы
Тіл маманы студенттерінің кәсіби бағыттылығын дамыту моделі
Еселі интегралдардың қолданулары
КОНСТРУКТОРЛЫҚ ҚҰЖАТТАМАНЫҢ БІРЫҢҒАЙ ЖҮЙЕСІНІҢ ЖИЫНТЫҒЫ