Вопросы для самоконтроля:

1.     Дать определение понятию «Биосфера»?

2.     Кто является автором термина «Биосфера»?

3.     В чем заключается суть учения о биосфере и кто является ее основателем?

4.     Приведите три категории субстанций биосферы?

5.     Атмосфера, гидросфера и литосфера – составные части биосферы?

6.     Охарактеризуйте функции живого вещества?

7.     Ноосфера – современная часть биосферы?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4 (сдается на 8 неделе)

Тема: Учение В.И. Вернадского о биосфере и современная

концепция ноосферы

Задание 1. Согласно В.И. Вернадскому, биосферу слагают три категории субстанций. Назовите их и дайте определение каждой.

Задание 2. Какими компонентами представлена абиотическая часть биосферы:

 
 

Задание 3. Вставьте пропущенные слова:

Элементы и их соединения, требующиеся организмам в сравнительно больших количествах, часто называют …………. элементами. Элементы же и их соединения, которые хотя и необходимы для жизнедеятельности биосистем, но требуются в крайне малых количествах, называют …………….. элементами. По функциям элементы делятся на три группы:

1. Mn, Fe, Cl, Zn, V – необходимы ……………… .

2. Mo, B, Fe – необходимы для …………  …………. .

3. Mn, B, Co, Cu, Si – необходимы ……………..   ………………. .

Задание 4. Запишите цифрами соответствующие названия функций живого вещества и их характеристики, приведенные в столбцах. Например: если название функции под № 1 соответствует характеристике под № 3, то ответ будет выглядеть следующим образом: 1 –  3.

1.     Газовая функция

2.     Концентрационная функция

3.     Окислительно-восстановительная функция

4.     Информационная функция

5.     Биогеохимическая деятельность

человека

1.     Организмы оказались способными к получению информации путем соединения потока энергии с активной молекулярной структурой, играющей роль программы.

2.     Охватывает все разрастающееся количество веществ земной коры, в том числе таких концентраторов углерода, как уголь, нефть, газ и др., для хозяйственных и бытовых нужд человека.

3.     Пропуская через свое тело большие объемы воздуха и природных растворов, живые организмы осуществляют биогенную миграцию и накопление химических элементов и их соединений.

4.     Многие вещества в природе устойчивы и не подвергаются окислению при обычных условиях, например, молекулярный азот – один из важнейших биогенных элементов.

5.     Живые существа постоянно обмениваются кислородом и углекислым газом с окружающей средой в процессах фотосинтеза и дыхания.

Задание 5. Перечертите таблицу в тетрадь и заполните пустые графы:

Земная оболочка

Определение

Краткая характеристика

Атмосфера

Каменная оболочка Земли

Гидросфера

Задание 6. Что вы понимаете под «Ноосферой»?


РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ

по разделу «Общая экология»

(сдается на 8 недели)

Тестовый контроль.

Кто является автором термина «экология»:

A) Аристотель.   B) Ч. Дарвин.    C) И. Павлов.   D) Э. Геккель.   E) В.И. Вернадский.

2. В каком году был впервые использован термин «экология»:

A) 1726 г.          B) 1866 г.              C) 1930 г.            D) 1670 г.            E) 1966 г.

3. В каком из пунктов дано верное определение экологии: 

A) Наука, изучающая многообразие живых существ, их строение, функции, происхождение.

B) Наука, изучающая закономерности внешнего и внутреннего строения растений, их многообразие.

C) Наука о поведении животных в естественных условиях.

D) Наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

E) Наука, исследующая функции живого организма, протекающие в нем процессы.

4. Что является предметом исследования экологии:

A) Особи.                 C) Биологические макросистемы.              E) Ткани.

B) Виды.                  D) Клетки.

5. Аутэкология – это экология:

A) Биоценозов.                 C) Особей, популяций.                        E) Особей.

B) Биогеоценозов.           D) Особей, видов, популяций, биоценозов.

6. Демэкология – это экология:

A) Особей.                                 C) Популяций.                   E) Сообществ.

B) Видов, популяций.               D) Видов.

7. Синэкология – это экология: 

A) Видов.                                   C) Сообществ.                    E) Особей.

B) Популяций.                           D) Видов, популяций.

8. Как называется часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует: 

A) Экологический фактор.           C) Среда обитания.                  E) Лес.

B) Адаптация.                                D) Экологическая ниша.

9. Отдельные свойства или элемент среды, оказывающие на организмы прямое или косвенное воздействие: 

A) Экологический фактор.              C) Среда обитания.                      E) Лес.

B) Адаптация.                                   D) Экологическая ниша.

10. На какие основные группы делят экологические факторы:

A) Климатические, абиотические, антропогенные.

B) Абиотические, биотические, антропогенные.

C) Эдафические, биотические, физические.

D) Химические, климатические, физические.

E) Абиотические, биотические, гидроэдафические.

11. К какой группе экологических факторов относят совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие: 

A) Эдафические.                    C) Абиотические.                   E) Антропогенные.

B) Климатические.                D) Биотические.

12. К какой группе экологических факторов относят совокупность условий неорганической среды, влияющих на организм:

A) Эдафические.                    C) Абиотические.                   E) Антропогенные.

B) Химические.                      D) Биотические.

13. К какой группе экологических факторов относят совокупность различных воздействий человека на окружающую среду:

A) Эдафические.                    C) Абиотические.                  E) Антропогенные.

B) Химические.                      D) Биотические.

14. К абиотическим факторам окружающей среды относятся:

A) Рельеф, климат, температура, свет, влажность, соленость воды.

B) Растительный опад, минеральный состав почвы, влажность.

C) Соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет.

D) Газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды.

E) Гибель растений и животных от инфекций, вызванных паразитами.

15. К биотическим факторам окружающей среды относятся:

A) Рельеф, климат, температура, свет, влажность, соленость воды.

B) Растительный опад, минеральный состав почвы, влажность.

C) Соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет.

D) Газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды.

E) Гибель растений и животных от инфекций, вызванных паразитами.

16. К антропогенным факторам окружающей среды относятся:

A) Рельеф, климат, температура, свет, влажность, соленость воды.

B) Растительный опад, минеральный состав почвы, влажность.

C) Соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет.

D) Газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды.

E) Гибель растений и животных от инфекций, вызванных паразитами.

17. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

A) Одновременно и изолированно друг от друга.

B) Одновременно и совместно друг с другом.

C) Совместно друг с другом, но в определенной последовательности.

D) Изолированно друг от друга и в определенной последовательности.

E) Изолированно друг от друга.

18. О чем гласит закон Шелфорда:

A) О минимальном действии экологического фактора.

B) О максимальном действии экологического фактора.

C) О негативном действии экологического фактора.

D) Об оптимальном действии экологического фактора.

E) Об отсутствии действия экологического фактора.

19. Экологический фактор, ограничивающий распространение животных в воде: 

A) Недостаток влаги.          C) Недостаток тепла.           E) Концентрация кислорода.

B) Избыток влаги.               D) Избыток пищи.

20. О чем гласит правило Бергмана: 

A) У животных холодных климатических зон наблюдается тенденция к уменьшению площади выступающих частей тела.

B) Виды, обитающие в более холодных условиях, крупнее обитающих в теплом климате видов.

C) У северных животных внутренние органы больше, чем у южных.

D) У крупных животных площадь выступающих частей тела всегда больше.

E) Виды, обитающие в более теплых условиях, крупнее обитающих в холодном климате видов.

21. О чем гласит правило Аллена:

A) У животных холодных климатических зон наблюдается тенденция к уменьшению площади выступающих частей тела.

B) Виды, обитающие в более холодных условиях, крупнее обитающих в теплом климате видов.

C) У северных животных внутренние органы больше, чем у южных.

D) У крупных животных площадь выступающих частей тела всегда больше.

E) Виды, обитающие в более теплых условиях, крупнее обитающих в холодном климате видов.

22. Гомойотермные организмы: 

A) Характеризуются неустойчивым уровнем обмена веществ и отсутствием механизма терморегуляции.

B) Имеют постоянную температуру, не зависящую от температуры окружающей среды.

C) Не имеют механизма терморегуляции.

D) Холоднокровные.

E) Обитают в водной среде.

23. Пойкилотермные организмы:

A) Имеют механизмы терморегуляции и постоянную температуру тела.

B) Имеют высокий уровень обмена веществ.

C) Не имеют механизма терморегуляции и характеризуются непостоянной температурой тела.

D) Теплокровные.

E) Температура тела не зависит от температуры окружающей среды.

24. На какие экологические группы делят растения по отношению к свету: 

A) Светолюбивые, тенелюбивые.

B) Светолюбивые, теневыносливые.

C) Гелиофиты, сциофиты.

D) Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые.

E) Световые, теневые, промежуточные.

25. На уменьшение динамики численности популяции влияние могут оказывать следующие факторы:

A) Эмиграция и смертность

B) Иммиграция и рождаемость

C) Эмиграция и рождаемость

D) Иммиграция и смертность

E) Смертность и рождаемость

26. На увеличение динамики численности популяции влияние могут оказывать следующие факторы:

A) Эмиграция и смертность

B) Иммиграция и рождаемость

C) Эмиграция и рождаемость

D) Иммиграция и смертность

E) Смертность и рождаемость

27. Экологическая стратегия – это…

A) Общая характеристика роста и размножения данного вида (включает в себя темп роста особи, время достижения половозрелости, периодичность размножения и др. показатели)

B) Общая характеристика роста данного вида в определенных условиях

C) Плодовитость данного вида в изменяющихся условиях

D) Не способность вида приспосабливаться к среде обитания

E) Способность вида приспосабливаться к среде обитания

28. В чем заключается эффект группового образа жизни:

A) Защита от хищника, создается благоприятный микроклимат, создаются благоприятные условия для размножения

B) Защита от хищника, совместная добыча пищи, создаются условия для быстрого размножения

C) Защита от хищника, совместная добыча пищи, создается благоприятный микроклимат, группа положительно сказывается на метаболизм

D) Защита от хищника, совместная добыча пищи, группа положительно сказывается на метаболизм, создаются условия для быстрого размножения

E) Защита от хищника, совместная добыча пищи, создается благоприятный микроклимат

29. Какие типы смертности вы знаете:

A) Случайная смертность, смертность преобладает в молодом возрасте, смертность преобладает среди взрослых

B) Случайная смертность, смертность преобладает в молодом возрасте, смертность преобладает среди взрослых, естественная смерть

C) Смертность одинакова во всех возрастах, смертность преобладает среди старых животных, смерть бывает естественной

D) Смертность одинакова во всех возрастах, смертность среди взрослых, смертность преобладает среди молодых

E) Смертность одинакова во всех возрастах, смертность среди молодых

30. Что такое гомеостаз популяции:

A) Тенденция популяции поддерживать внутреннюю стабильность с помощью собственных регулирующих механизмов

B) Взрыв численности популяции в определенные годы или сезоны

C) Постоянство половозрастного состава популяции в течение года

D) Внутрипопуляционные генетические разнообразия

E) Постоянство половозрастного состава популяции в течение всей жизни

31. Что такое стабильные популяции:

A) Популяции длительное время не изменяющие размеры занимаемой территории

B) Популяции со сбалансированной интенсивностью рождаемости и смертности, численность и ареал удерживается на одном уровне

C) Длительное время продуктивность популяции стабильна

D) Популяции с постоянным сбалансированным половым составом

E) Популяции с постоянным сбалансированным возрастным составом

32. Какие виды обладают высокой плодовитостью:

A) Виды, живущие в благоприятных условиях

B) Виды, охраняющие свое потомство

C) Виды, не охраняющие свое потомство

D) Виды, живущие в неблагоприятных условиях

E) Виды, живущие в благоприятных условиях и охраняющие свое потомство

33. Простейшая, постоянная группировка особей, которая после сезона размножения может распадаться, а может состоять из родителей и потомков нескольких поколений:

A) Стадо                   C) Одиночный образ жизни                      E) Колонии

B) Стаи                     D) Семья

34. Группа животных одного вида, которые сохраняют близость друг к другу, одинаково ведут себя, состав по возрасту и полу изменчивы во времени:

A) Стадо                   C) Одиночный образ жизни                      E) Колонии

B) Стаи                     D) Семья

35. Растущими будут популяции, в которых:

A) Рождаемость превышает над смертностью и численность популяции растет

B) Рождаемость превышает над смертностью, плотность и численность популяции растет

C) Рождаемость не превышает над смертностью, численность популяции стабильна

D) Смертность превышает над рождаемостью, численность популяции стабильна

E) Смертность превышает над рождаемостью, численность популяции снижается

36. Сокращающейся будут популяции, в которых:

A) Рождаемость превышает над смертностью и численность популяции растет

B) Рождаемость превышает над смертностью, плотность и численность популяции растет

C) Рождаемость не превышает над смертностью, численность популяции стабильна

D) Смертность превышает над рождаемостью, численность популяции стабильна

E) Смертность превышает над рождаемостью, численность популяции снижается

37. Потенциальная плодовитость – это…

A) Число потомков достигших половозрелости

B) Плодовитость, выявляемая на уровне откладки яиц или рождения живых особей

C) Плодовитость, выявляемая на уровне рождения живых особей

D) Способность образовывать на уровне гонад за время жизни одно число яйцевых клеток

E) Способность образовывать на уровне гонад за время жизни некоторое число яйцевых клеток

38. Фактическая плодовитость – это…

A) Число потомков достигших половозрелости

B) Плодовитость, выявляемая на уровне откладки яиц или рождения живых особей

C) Плодовитость, выявляемая на уровне рождения живых особей

D) Способность образовывать на уровне гонад за время жизни одно число яйцевых клеток

E) Способность образовывать на уровне гонад за время жизни некоторое число яйцевых клеток

39. Термин «биоценоз» ввел в науку в 1877 г.: 

А) А. Тенсли.              B) Э. Геккель        E) В. И. Вернадский.

C) В. Сукачев.            D) М. Мёбиус.                      

40. Элементарная группировка организмов определенного вида, обладающая всеми необходимыми условиями для поддержания своей численности необозримо длительное время в постоянно изменяющихся условиях среды: 

A) Экосистема.

B) Биоценоз.                      C) Популяция.

D) Биогеоценоз.                E) Биотоп.                        

41. Термин «экосистема» ввел в науку в 1935 г.: 

A) А. Тенсли.                    B) Э. Геккель.

C) В. Сукачев.                  D) М. Мебиус.                  E) В.И. Вернадский.

42. Учение о биогеоценозе разработал: 

A) А. Тенсли.                   B) Э. Геккель.

C) В. Сукачев.                 D) М. Мебиус.                     E) В.И. Вернадский.

43. Назовите основные среды жизни: 

A) Водная, наземная, горная.                    B) Почвенная, морская, воздушная.

C) Наземно-воздушная, водная, почвенная, живой организм.

D) Живой организм, наземная, воздушная, водная.

E) Наземная, подземная, живой организм.

44. Как называется среда жизни, характеризующаяся взаимоотношением типа «паразит-хозяин»: 

A) Водная.                                           B) Почвенная.

C) Наземно-воздушная.                      D) Живой организма.

E) Общественная.

45. Укажите биотические экологические факторы: 

A) Космическое излучение.                  B) Свет.

C) Температура.                                     D) Давление.                    E) Хищничество.

46. Межвидовые или внутривидовые отношения, при которых особи в борьбе за пищу, местообитание и др. воздействуют друг на друга отрицательно: 

A) Хищничество.                            B) Конкуренция.

C) Паразитизм.                               D) Комменсализм.                  E) Симбиоз.

47. Форма межвидовых взаимоотношений, при которой особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида: 

A) Хищничество.                              B) Конкуренция.

C) Паразитизм.                                  D) Комменсализм.                 E) Симбиоз.

48. Межвидовые отношения, при которых один вид полностью живет за счет другого, поселяясь внутри его или на поверхности его тела:

A) Хищничество.                              B) Конкуренция.

C) Паразитизм.                                  D) Комменсализм.               E) Симбиоз. 

49. Как называется обоюдовыгодное сожительство разных видов:

A) Хищничество.                              B) Конкуренция.

C) Паразитизм.                                  D) Комменсализм.              E) Симбиоз.

50. Как называются взаимоотношения, при которых один вид доставляет пищу или убежище для другого, не испытывая при этом вреда:

A) Хищничество.                             B) Конкуренция.

C) Паразитизм.                                 D) Комменсализм.               E) Симбиоз.

51. Взаимосвязанные виды, последовательно извлекающие органическое вещество и энергию друг из друга, образуют:

A) Промысловые популяции.                               B) Цепи питания.

C) Восстанавливающиеся биоценозы.                D) Агроценозы.

E) Нет правильного ответа.

52. Как называют потребителей живых растений:

A) Сапрофаги.                  B) Фитофаги.

C) Копрофаги.                  D) Некрофаги.              E) Зоофаги.

53. Кто нуждается в животной пище:

A) Сапрофаги.                 B) Фитофаги.

C) Копрофаги.                 D) Некрофаги.               E) Зоофаги.

54. Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи:

A) Растения – листовой опад – дождевой червь – землеройка – лисица.

B) Растения – землеройка – дождевой червь – листовой опад – лисица.

C) Листовой опад – дождевой червь – растения – землеройка – лисица.

D) Лисица – землеройка – дождевой червь – листовой опад – растения.

E) Растения – дождевой червь – землеройка.

55. Какие организмы относятся к деструкторам:

A) Одноклеточные водоросли.           B) Продуценты.

C) Грибы и микроорганизмы.             D) Плотоядные животные.

E) Автотрофные.



Ұқсас жұмыстар

Орындаушы механизмдердің құрылымының принциптері
Орта мектеп оқушыларына кәсіби бағдар беру жұмысын ұйымдастырудағы педагог-психологтың қызметі
Жоғары сынып оқушыларының мамандық таңдаудағы процесіне мектеп психологының әсері
E-LEARNING -ДЕ БІЛІМДІ БАҚЫЛАУ ЖҮЙЕСІН ҚҰРУ
Бастауыш мектеп оқушыларының математикадан білімдерін тексеруде тест әдісін қолдану ерекшеліктері
Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері. Дәрістер курсы
Көпдеңгейлі тапсырмаларды дайындаудың ерекшеліктері
Информатика пәні бойынша лекциялар жинағы
Баскетбол сабақтары туралы ғылыми-педагогикалық және техникалық көзқарас
E-leaning - де білімді бақылау жүйесін құру