Вопросы для самоконтроля:

1.     В чем заключаются основные обязанности Казахстана в сфере устойчивого развития?

2.     С какими международными экологическими организациями активно взаимодействует Республика Казахстан?

3.     Какие внутренние и внешние предпосылки к формированию и реализации политики устойчивого развития имеет Казахстан?

4.     Приведите примеры сотрудничества законодательной и исполнитель­ной власти и НПО Республики Казахстан.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7 (сдается на 14 неделе)

Тема: Особо-охраняемые природные территории Казахстана.

Заповедники, заказники, памятники природы и др.

Особо-охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

1.     государственные природные заповедники (в том числе биосферные),

2.     национальные парки,

3.     природные парки,

4.     государственные природные заказники,

5.     памятники природы,

6.     дендрологические парки и ботанические сады,

7.     лечебно-оздоровительные местности и курорты.

       Задание: Разработать презентацию «Особо-охраняемые природные территории Казахстана».

     на первом слайде указать тему презентации, Ф.И.О., специальность, группу;

     на втором слайде – дать определение всем категориям ООПТ (категории перечислены выше);

     на третьем – перечислить все заповедники Казахстана, с указанием года создания заповедника, места нахождения.

     далее – подробно осветить два любых заповедника Казахстана (место расположения, цель создания, климатические особенности, рельеф, растительный и животный мир).


РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ

по разделу «Экономические и социальные аспекты устойчивого развития»

(сдается на 15 недели)

Задание 1: Тестовый контроль.

1. Единый водный фонд Республики Казахстан составляет:

А) 150 км3                 В) 450 км3

Б) 350 км3                  Г) 250 км3                         Д) 650 км3

2. Какие регионы Казахстана наиболее и наименее обеспечены поверхностными водными ресурсами?

А) Северный Казахстан и Южный Казахстан

Б) Центральный Казахстан и Южный Казахстан

В) Восточный Казахстан и Северный Казахстан

Г) Восточный Казахстан и Западный Казахстан

Д) Западный Казахстан и Южный Казахстан

3. В какой стране формируется больший объем стока бассейна Аральского моря?

А) Афганистан           В) Китай

Б) Иран                       Г) Узбекистан              Д) Таджикистан

4. Какая категория земельного фонда Казахстана преобладает?

А. Земли промышленности, транспорта, связи;

B. Особо охраняемые природные территории;

C. Земли сельскохозяйственного назначения;

D. Земли лесного фонда;

E. Земли водного фонда.

5. Что является одной из основных проблем, связанных с нефтедобычей в РК:

А. Проблема утилизации газовых запасов Казахстана;           

B. Проблема разлива нефти; 

C. Проблема сбыта газового конденсата;          

D. Строительство нефтехимических заводов; 

E. Проблема переработки нефти.

6. Самым крупным загрязнителем атмосферного воздуха в РК является:

А. Черная металлургия;

B. Теплоэнергетика;

C. Нефтегазовая промышленность;

D. Горнодобывающая промышленность;

E. Цветная металлургия. 

7. В какой области Казахстана насчитывается 32 района падения ракет, общей площадью 2,5 млн. га?

А. Акмолинская;

B. Талдыкорганская;

C. Восточно-Казахстанская;

D. Карагандинская;

E. Костанайская.

8. Назовите испытательный полигон, расположенный на границах Западно-Казахстанской и Атырауской областей в регионе Нарын и действующий в настоящее время:

А. Байконыр;

B. Азгир;

C. Летно-испытательный;

D. Росавиакосмос;

E. Военно-испытательный.

9. Основной вклад в суммарную годовую дозу радиационного облучения жителя Республики Казахстан вносят:

А. Процедуры медицинской диагностики лечения;

B. Деятельность атомных электростанций;

C. Процессы добычи урана;

D. Природные источники (естественные радионуклиды в почвах, горных породах, воздухе атмосферы и помещений);

E. Влияние ядерных отходов.

10. В каких областях располагается основная масса промышленных отходов, образующихся на горнодобывающих предприятиях республики:

А. Карагандинской и Восточно-Казахстанской;

B. Атырауской и Кокшетауской;

C. Западно-Казахстанской и Алматинской;

D. Павлодарской и Актюбинской;

E. Северно-Казахстанской и Жамбылской.

11. Какие регионы Казахстана характеризуются наибольше и наименьшей лесистостью?

А. Актюбинская и Алматинская;

B. Восточно-Казахстанская и Костанайская;

C. Павлодарская и Кызылординская;

D. Мангистауская и Карагандинская;

E. Жамбылская и Актюбинская.

12.           Формулировка какой формы ООПТ приводится: «Участки тер­ритории, которые полностью изъяты из обычного хозяйствен­ного использования с целью сохранения в естественном состоя­нии природного комплекса»?

А) естественный парк          В) заповедник

С) природный парк              D) заказник                    E) дендрологический парк

13.           Формулировка какой формы ООПТ приводится: «территории, созданные на определенный срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания эко­логического баланса»?

А) памятник природы                             В) заповедник

С) природный национальный парк       D) заказник         

Е) дендрологический парк

14.           Формулировка какой формы ООПТ приводится: «относительно большие природные территории и акватории, где обеспечивается выполнение трех основных це­лей: экологической, рекреационной и научной; есть и зоны хо­зяйственного использования»?

А) природный национальный парк             В) биосферный заповедник

С) вводно-болотные угодья                         D) заказник       

Е) дендрологический парк

15.           Формулировка какой формы ООПТ приводится: «уникальные, невоспроизводимые природные объекты, имеющие научную, экологическую, куль­турную и эстетическую ценность»?

А) памятник природы                    В) заповедник

С) биосферный заповедник           D) заказник                 Е) дендрологический парк

16.           Какой формы ООПТ не существует?

А) естественный парк                    В) заповедник

С) природный парк                        D) заказник                  Е) дендрологический парк

17.           Сколько заповедников функционирует в настоящее время в Казахстане?

А) 3            В) 5              С) 7             D) 10             Е) 12

18.           Какой процент территории Казахстана занимают ООПТ?

А) 0,32       В) 5              С) 2             D) 7,7             Е) 12

19. Заповедник, входящий в состав биосферных заповедников, функционирование которых регулирует ЮНЕСКО:

А) Алматинский                В) Западно-Алтайский

С) Наурзумский                 D) Устюртский                     Е) Аксу-Джабаглинский

20.           Какой из заповедников нашей страны занимает первое место по площади?

А) Алматинский                В) Наурзумский

С) Барсакельмес                D) Кургальджинский          Е) Маркакольский

21.           Назовите самый первый заповедник Казахстана?

А) Западно-Алтайский        В) Устюртский

С) Аксу-Джабаглы               D) Барсакельмес                 Е) Наурзумский

22.           Баянаульский национальный парк находится:

А) в Павлодарской области                    В) в Акмолинской области

С) в Карагандинской области                D) в Южно-Казахстанской области

Е) в Алматинской

23.      Какая форма ООПТ применяется для охраны уникальных комплексов Баян-Аула?

А) заповедник     В) заказник    С) памятник природы   D) национальный парк  Е) ботанический сад

24.           Сколько заповедников расположено на территории Восточного Казахстана?

А) 1               В) 2              С) 3               D) 4                     Е) 5

25.      Кто из приведенных животных не является краснокнижным видом позвоночных животных Восточного Казахстана?

А) розовый пеликан     В) таймень   С) журавль-красавка    D) прыткая ящерица    Е) манул

26.      Какой из заповедников расположен не в степных и полупустынных районах нашей республики?

А) Барсакельмес         В) Устюртский      С) Наурзумский        D) Алакольский       Е) Алматинский

27.           Какой из заповедников находится на территории Восточного Казахстана?

А) Западно-Алтайский          В) Устюртский

С) Аксу-Джабаглы                 D) Барсакельмес                  Е) Наурзумский

28.      В каком из заповедников Казахстана расположен интересный памятник природы «Поющие пески»?

А) Алматинский                    В) Наурзумский

С) Барсакельмес                    D) Кургальджинский            Е) Маркакольский

29.      В каком году в Республике Казахстан был принят Закон «Об особо охраняемых природных территориях»?

А) 1987 г.           В) 1992 г.            С) 1995 г.               D) 1997 г.             Е) 1999 г.

30. Какие леса преобладают в заповеднике Аксу-Джабаглы?

А) смешанные    В) хвойные     С) арчовые        D) бореальные     Е) лиственные

31. Самый молодой заповедник Казахстана:

А) Каратауский                        В) Ерейментауский

С) Алтын-Емельский               D) Чарынский                         Е) Бетпак-Далинский

32. Создание какого заповедника планируется в последнее время?

А) Каратауского                      В) Ерейментауского

С) Алтын-Емельского             D) Чарынского                       Е) Бетпак-Далинского

33. В каком заповеднике охраняется Розовый фламинго?

А) Западно-Алтайском            В) Кургальджинском

С) Алматинском                       D) Наурзумском                    Е) Маркакольском

34. В каком году была выпущена первая Красная книга КазССР?

А) 1972 г.          В) 1948 г.            С) 1956 г.           D) 1993 г.            Е) 1981 г.

35. Виды растений и животных, относящиеся ко второй категории Красной книги:

А) исчезающие виды    

В) восстановленные, нуждающиеся в постоянном контроле виды

С) неизвестные, не достаточно изученные виды

D) редкие виды                Е) сокращающиеся в численности виды

36. Виды растений и животных, относящиеся к четвертой категории Красной книги:

А) восстановленные, нуждающиеся в постоянном контроле виды

В) сокращающиеся виды             С) неизвестные, не достаточно изученные виды

D) безвозвратно исчезнувшие виды             Е) редкие виды

37. Виды растений и животных, относящиеся к пятой категории Красной книги:

А) восстановленные, нуждающиеся в постоянном контроле виды

В) катастрофически сокращающиеся виды                    С) редкие виды

D) неизвестные, не достаточно изученные виды          

Е) безвозвратно исчезнувшие виды

         Задание 2. Контрольная работа

1.        Какой фактор биосферы служит защитой от опасного воздействия коротковолнового ультрафиолетового излучения? Какое влияние оказывают эти лучи на живые организмы?

2.        Назовите основные причины, почему биомасса планеты закономерно возрастает от полюсов к экватору.

3.        Вся биомасса планеты (в сухом веществе) равна 2,4232 · 1012 т, из этого количества на континентах распределено 2,42 · 1012 т. Вычислите биомассу зеленых растений континентов, а также животных и микроорганизмов, если известно, что она составляет 99,2 % и 0,8 % соответственно.

4.        Общий вес биомассы Мирового океана значительно меньше биомассы суши. Он составляет 0,0032 · 1012 т. Каково соотношение между биомассой зеленых растений, а также животных и микроорганизмов в Мировом океане, если известно, что биомасса растений составляет около 0,0002 · 1012 т, а животных и микроорганизмов – 0,003 · 1012 т. Сделайте соответствующие выводы.

5.     Общее количество кислорода в биосфере, продуцируемого растениями в процессе фотосинтеза, составляет около 3,2 · 1011 т/год. Из этого количества наземные растения синтезируют примерно 2,6 · 1011 т/год, а водные – около 0,6 · 1011 т/год. Выразите эти значения в процентном соотношении. Сделайте вывод о биосферной роли зеленых растений. 

6.     На территории, окружающей взрослую плодоносящую ель, число всходов маленьких елочек может достигать 700-900 штук на 10 м2. Через двадцать лет на этой площади останутся 2-3 молодые ели. Почему большая часть елочек погибнет? Объясните экологическое значение подобного явления. 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольной работы по дисциплине 

«Экология и устойчивое развитие»

Контрольная работа выполняется студентом  самостоятельно после детальной проработки программного материала по курсу «Экология и устойчивое развитие».

Для того чтобы дать исчерпывающий и правильный ответ на тот или иной вопрос студент может пользоваться основной учебной литературой, а также дополнительными учебными пособиями и другими литературными источниками.

Письменные ответы на все вопросы должны быть полными по содержанию, конкретными. Контрольная работа выполняется лично студентом;  должна быть написана аккуратно, грамотно, разборчивым почерком и хорошо оформлена; обязательно оставлять поля на страницах; сокращения – только общепринятые. В конце работы использованная литература указывается  в алфавитном порядке; приводится фамилия автора книги, её название, место издания, название издательства, год издания, количество страниц.

Вариант для контрольной работы студент выбирает из приведенного ниже списка в соответствии со списком группы в портале института  (№ 1 – вариант № 1, и т.д.).

Вариант № 1

1.     Предмет экологии: определение, цели, задачи и методы. Краткий очерк станов­ления экологических знаний. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология.

2.     Энергетический баланс экосистемы. Потери энергии при переходе с одного тро­фического уровня на другой. Круговорот углерода, серы, фосфора. Круговорот воды.

3.     Политика и стратегии УР на глобальном уровне – Декларация Первой конференции ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972 год), доклад Брундтланд, 1987 год. Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992 год) и Йоханнесбурге (2002 год). Саммит Тысячелетия: «Цели развития тысячелетия» (2000 год). Связь УР и индекса человеческого развития (ИЧР).

Вариант № 2

1.     Водная и организменная среды обитания. Свойства воды. Кислородный, солевой, температурный и световой режимы водоемов. Адаптации животных и растений к разным условиям различных сред жизни. Экто- и эндопаразитизм.

2.     Экологические проблемы Аральского региона. Причины падения уровня Аральского моря. Пути решения проблем Приаралья.

3.     Политика и стратегии УР на региональном уровне. Повестка-21 для Балтийского региона (ВаШс-21). Стратегии и принципы УР. Стратегия УР Евросоюза (2001 год). Центрально-Азиатская инициатива для УР (ПАИ).

Вариант № 3

1.     Экологические факторы и их классификация. Абиотические и биотические факторы. Лимитирующие факторы. Закон минимума Ю. Либиха.

2.     Сокращение озонового слоя как одна из глобальных экологических проблем. Вещества, разрушающие озон атмосферы. Пути сохранения и восстановления озонового слоя.

3.     Политика и стратегии УР на местном уровне. Концепция перехода Республики Казахстан к УР на 2007-2024 годы. Хартия устойчивого развития Европейских городов (г. Ольборг, Дания, 27 мая 1994 года). Устойчивые города.

Вариант № 4

1.       Закон толерантности В. Шелфорда. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов: освещенности, температуры, влажности и др.

2.       Энергетические пирамиды чисел (Ч. Элтона), биомассы и энергии. Продуктивность биоценозов (первичная и вторичная).

3.       Социально-экологические проблемы современности: рост населения, ресурсный кризис, изменение генофонда и др.

Вариант № 5

1.     Влажность. Роль влажности в жизни наземных организмов. Экологические группы растений по водному балансу: гидрофиты, мезофиты и ксерофиты. Способы регуляции водного баланса у животных.

2.     Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы. Концепция живого вещества.

3.     Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности.

Вариант № 6

1.         Понятие о популяции. Статистические характеристики популяции: численность (плотность) и биомасса популяции, возрастной и половой состав.

2.         Экологическая сукцессия (первичная и вторичная). Изменение биологического разнообразия в процессе природной сукцессии и при антропогенных воздействиях.

3.         Экологические проблемы Каспийского моря. Общая характеристика и основные источники загрязнения Каспийского моря. Принципы принятия мер по улучшению экологической обстановки Каспийского региона.

Вариант № 7

1.     Свет. Роль света в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к свету и их адаптивные особенности.

2.     Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структурная организация и классификация экосистем. Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы, редуценты). Пищевые цепи и трофические уровни.

3.     Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Последствия испытаний, производимых на полигоне. Радиация и здоровье населения.

Вариант № 8

1.     Типы взаимоотношений между организмами: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз, комменсализм, аменсализм и др.

2.     Ноосферная концепция В.И. Вернадского. Рост производства и нагрузки на окружающую среду.

3.     Парниковый эффект как одна из глобальных экологических проблем. Парниковые газы. Положительные и отрицательные последствия потепления климата.

Вариант № 9

1.         Температура. Экологическая валентность видов по отношению к температуре. Специфика теплового режима растений. Специфика теплообмена у животных. Пойкилотермия, гомойотермия и гетеротермия.

2.         Динамические характеристики популяции: рождаемость, скорость роста, смертность. Кривые выживания.

3.         Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (конвенции, соглашения, договоры). Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития.

Вариант № 10

1.     Регуляция численности; факторы, зависимые и независимые от плотности популяции. Гомеостаз популяции.

2.     Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. Заповедники Республики Казахстан. Красная книга.

3.     Устойчивое производство и потребление. Экологизация производства и потребления. Ресурсосберегающие и малоотходные технологии. Экологически чистая продукция. Экоинновация.

Вариант № 11

1.     Наземно-воздушная среда обитания. Адаптации животных и растений к услови­ям наземного существования. Воздух как экологический фактор для наземных организмов. Погодные и климатические особенности. Влияние климата.

2.     Антропогенные факторы – особая группа экологических факторов. Прямое, кос­венное, отрицательное и положительное влияние деятельности человека на ок­ружающую среду.

3.     Мониторинг окружающей среды. Основные направления мониторинга. Класси­фикация мониторинга по масштабам воздействия, по характеру обобщения ин­формации, по методам наблюдения.

Вариант № 12

1.     Почва как среда обитания. Особенности почвы. Разнообразие обитателей поч­венной среды (микро-, мезо-, макро-, мегафауна).

2.     Сокращение лесных массивов как современная экологическая проблема. Лесные ресурсы Казахстана. Причины потери лесных массивов.

3.     Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития.

Вариант № 13

1.     Вода как среда обитания. Особенности водной среды: температурный, кислород­ный, световой режимы. Классификация водных обитателей.

2.     Опустынивание как одна из глобальных экологических проблем. Причины воз­никновения опустыненных земель. Водная, ветровая эрозии. Меры и способы восстановления нарушенного почвенного покрова.

3.     Этика бизнеса. Корпоративная социальная ответственность.

Вариант № 14

1.     Энергетический баланс экосистемы. Потери энергии при переходе с одного тро­фического уровня на другой. Круговорот азота, углерода, кислорода.

2.     Основные подходы к организации экологического мониторинга и контроля со­стояния окружающей среды.

3.     Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компонентов устойчивого развития экосистем и общества.

Вариант № 15

1.     Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов.

2.     Характеристика природных ресурсов Земли: литосферы, гидросферы и атмосферы.

3.     Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Достаток и бедность.

Вариант № 16

1.     Изменение видового биоразнообразия в процессе природной сукцессии и при антропогенных воздействиях. Экологическая сукцессия.

2.     Основные экологические законы: закон минимума Ю. Либиха, закон толерантности В. Шелфорда, закон незаменимости биосферы, закон биогенной миграции атомов (В.И. Вернадского), закон однонаправленности потока энергии, закон (правило) 10 процентов Р. Линдемана, закон (принцип) исключения Гаузе, законы экологии Б. Коммонера. Выявление приведенных законов в природной среде.

3.     Сохранение мира и международная безопасность. Гражданственность, демократия и управление.

Вариант № 17

1.     Экологические факторы и их классификация. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Классификация экологических факторов согласно временных характеристик: первичные периодические, вторичные периодические, непериодические.

2.     Законодательство Республики Казахстан: в области охраны окружающей среды.

3.     Кислотные дожди как одна из глобальных экологических проблем. Причины воз­никновения кислых осадков. Влияние кислотных дождей на экосистемы и людей.

Вариант № 18

1.      Водные ресурсы Земли. Значение воды в хозяйственной деятельности человека. Водоснабжение и водопотребление, классификация. Источники загрязнения во­ды.

2.      Антропогенное воздействие как геологический и геохимический фактор эволю­ции биосферы.

3.      Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития.

Вариант № 19

1.       Экосистема как структурно-функциональная единица биосферы. Экологические принципы, экосистемный подход.

2.       Влияние транспорта на окружающую среду. Способы снижения воздействия транспортных средств на природу и человека. Альтернативные виды топлива.

3.       Экологическое образование и воспитание. Проблемы этики и эстетики в экологи­ческом образовании человека.

Вариант № 20

1.       Основные виды биотических отношений в экосистеме: хищничество, конкурен­ция, паразитизм, симбиоз, комменсализм, синойкия и др.

2.       Альтернативные экологически чистые источники энергии: ветровая и водная энергии, биотопливо, биогаз и др.

3.       Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития.



Ұқсас жұмыстар

Орындаушы механизмдердің құрылымының принциптері
Орта мектеп оқушыларына кәсіби бағдар беру жұмысын ұйымдастырудағы педагог-психологтың қызметі
Жоғары сынып оқушыларының мамандық таңдаудағы процесіне мектеп психологының әсері
E-LEARNING -ДЕ БІЛІМДІ БАҚЫЛАУ ЖҮЙЕСІН ҚҰРУ
Бастауыш мектеп оқушыларының математикадан білімдерін тексеруде тест әдісін қолдану ерекшеліктері
Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері. Дәрістер курсы
Көпдеңгейлі тапсырмаларды дайындаудың ерекшеліктері
Информатика пәні бойынша лекциялар жинағы
Баскетбол сабақтары туралы ғылыми-педагогикалық және техникалық көзқарас
E-leaning - де білімді бақылау жүйесін құру