БОТАНИКА С СНОВАМИ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ

Лекционный курс

         1.Введение

         Разделы естествознания. Эволюция живых организмов. Способы питания растений. Биосфера. Экологическая система.

         Ботаника и объекты ее изучения. История ботаники и ее практическое значение.

         2. Строение растительного организма.

Клетки и ткани растений. Особенности ее строения. Свойства клетки: деление, рост, развитие, обмен веществ. Разнообразие клеток, составляющих растительные ткани. Понятие о растительных тканях.

Органы цветкового растения. Понятие о вегетативных и генеративных органах. Корень и его функции. Строения корня. Ткани корня, их взаимное расположение. Поглощение воды и минеральных веществ корнем из почвы. Типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег, основные элемента побега. Строение почки, развитие побега из почки. Строение и типы побегов. Ветвление и нарастание. Видоизменение побегов. Стебель и его функции. Особенности внутреннего строения стебля травянистых и древесных двудольных растений. Внутреннее строение стебля однодольных растений. Передвижение веществ по стеблю. Лист и его функции. Морфология листа. Внутреннее строение листа. Процессы, происходящие в листе: фотосинтез, дыхание, транспирация. Влияние экологических факторов на внешнее и внутреннее строение листьев разных растений. Продолжительность жизни листьев, листопад. Цветок. Части цветка и его функции. Процессы, происходящие в цветке. Соцветия, их биологическое значение и типы. Плоды, их квалификация. Распространение плодов и семян.

3. Общие сведения о размножении растений.

    Рост и развитие семенных растений.

Способы размножения растений. Вегетативное размножение и его виды. Бесполое и половое размножение.

Понятие о росте растений. Регуляторы роста. Движение растений. Периодичность роста.

Прорастание семян и строение проростков. Направленное влияние человека на развитие растений.

Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения. Календари природы.

4. Растения и среда.

Среда и экологические факторы. Классификация экологических факторов. Свет и его роль в жизни растений. Типы растений по отношению к свету. Влияние тепла на растения. Температурный режим на земной поверхности.

Вода как экологический фактор.

Почва и ее свойства, влияние почвы на растения.

Экологическая роль рельефа. Взаимовлияние растений и животных. Жизненные формы растений. Ареалы растений.

5. Многообразие растительного мира как результат эволюции. Распределение растений на Земле.

Развитие растительного мира на Земле. Роль факторов внешней среды в процессе эволюции растений. Деление растительного мира на низшие и высшие растения. Системы растений. Таксономические единицы.

Низшие растения. Общая характеристика. Особенности строения, питания, размножения, экологические группы растений каждого отдела. Значение в природе, использование отдельных  представителей в хозяйственной деятельности человека.

Бактерии как прокариотические организмы. Разнообразие способов питания. Спорообразование. Аэробные и анаэробные бактерии. Почвенные бактерии и их участие в круговороте веществ в природе.

Водоросли – разнообразие форм тела. Пластиды и ферменты в клетках водорослей. Фотоавтотрофный способ питания водорослей как главный источник органического вещества и кислорода в водоемах. Отделы водорослей, их основные представители.

Грибы Особенности строения. Неограниченный рост и разнообразие вегетативного тела грибов. Типы спорообразования. Способ питания. Симбиоз. Классы грибов, их основные представители.

Лишайники. Взаимоотношение гриба и водоросли в теле лишайника. Типы талломов. Роль лишайников как «пионеров» растительного покрова.

Высшие растения. Общая характеристика. Особенности строения, питания, размножения, экологические группы растений каждого отдела. Значение в природе и хозяйстве человека.

Мохообразные. Своеобразие цикла воспроизведения. Участие в процессах торфообразования.

Папоротникообразные. Современные представители хвощей, плаунов, папоротников. Значение ископаемых форм в образовании каменного угля.

Голосеменные. Отличие семенных  растений от высших споровых. Значение появления семян для расселения растений на Земле. Современные классы голосеменных. Роль голосеменных растений в сложении современного растительного покрова.

Покрытосеменные. Господство покрытосеменных в современном растительном покрове Земли. Некоторые семейства из класса двудольных (лютиковые, розовые, мотыльковые, леновые, мальвовые, рутовые, зонтичные, крестоцветные, пасленовые, тыквенные, сложноцветные) и однодольных (лилейные, злаки).

Растительные сообщества. Растения как компонент биосферы. Понятие о флоре и растительности. Формирование растительных сообществ. Структура растительного сообщества.

Типы растительности. Биоценоз.

Закономерности распределения растительных сообществ по  природным зонам на территории СНГ. Характерные растения природных зон СНГ, приспособительные особенности и разнообразие жизненных форм в каждой зоне.

Значение растений в жизни человека. Роль растений в создании биосферы Земли. Растения и климат. Санитарно-гигиеническая роль растений. Эстетическое значение. Культурные растения и их происхождение. Дикорастущие растения и их использование. Охрана растений, растительных сообществ и создание заповедных территорий. Рациональное использование растительных ресурс

Лекция № 1. Введение

Цель: Дать основные представления о предмете «Основы естествознания», сформировать понятия ботаника и разделы ботаники, показать значение растений в природе и в жизни человека.

Основные вопросы:

1. Предмет, задачи и содержание дисциплины.

2. Понятие о ботанике, её разделы.

3. Значение растений в природе и в жизни человека.

Разделы естествознания. Дисциплина «Основы естествознания» состоит из трех частей: курс «Ботаника с основами экологии растений»; курс «Зоология с основами экологии животных»;  курс «Основы землеведения». Данная дисциплина призвана решать, по специальности педагогика и  методика начального обучения, целый ряд задач. Цель дисциплины «Основы естествознания» - вооружить будущих учителей начальных классов знаниями, умениями и навыками необходимыми для преподавания основ познания мира, ведения внеклассной работы.

         Курсы «Ботаника с основами экологии растений» и «Зоология с основами экологии животных» ставят следующие цели – вооружить будущих учителей начальных классов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для преподавания познания мира и природоохранительной деятельности, а также внеклассной работы, показать значение ботаники и зоологии в формировании диалектико-материалистических представлений. Задачи курсов состоят в том, чтобы познакомить студентов с многообразием растительных форм, животных форм, используя экологические сведения, раскрыть взаимосвязи, существующие между растениями и окружающей средой, между растениями и животными, между животными и окружающей средой, изучить процессы, которые происходят в органах растений и животных и необходимость рационального их использования и охраны растительных и животных организмов.

         В результате изучения материала курса  «Землеведение и краеведение» студенты должны усвоить основные физико-географические понятия, изучить сущность главных процессов происходящих в географической оболочке, иметь  четкое представление о глубокой взаимосвязи  географических объектов, процессов и явлений, осознать необходимость природоохранительных мероприятий; ознакомиться  с содержанием и методами изучения природы своей области. 

Понятие о ботанике Ботаника - наука о растениях. Она является одним из под­разделений биологии, которая исследует все живые организмы, насе­ляющие нашу планету. Само слово «ботаника» произошло от грече­ского слова «ботанэ», что означает в переводе росток, растение, зелень, трава.

Растение - сложный организм. Существует большое разнообра­зие форм растительных организмов. Каждый из них имеет характерное внутреннее строение, в каждом протекают специфические процессы жизнедеятельности, все они тесно связаны с окружающей средой. Поэтому, чтобы познать растение, следует его всесторонне изучить.

Разделы ботаники    Морфология   растений -  изучает внешнее строение, форму отдельных органов, изменение их в зависимости от внешних условий и в процессе развития (онтогенеза и филогенеза). Анатомия  растений - наука об их внутреннем строе­нии. Систематика   растений   классифицирует растения, устанавливает  родственные  отношения  между   растениями,   опреде­ляет, к какой таксономической единице относится данное растение, дает название новым видам. Цитология - наука  о  строении,   развитии  и  функциях растительной клети и ее составных частей. Эмбриология - раздел биологии, изучающий зародыше­вое развитие растительного организма. Генетика изучает законы наследственности и изменчивости. Фитопатология   изучает вредителей и болезни растений. География   растений    изучает   закономерности   и причины распределения растений на земном шаре, выясняет границы распространения растений.  Экология  растений    изучает  взаимосвязь  растений и окружающей среды, влияние различных факторов ее на структуру растений. Геоботаника  изучает состав, закономерности строения, развития и распространения исторически сложившихся растительных сообществ   (фитоценозов),  их   использование  и  возможности  преобразования. Физиология  растений    рассматривает   процессы, происходящие в растительном организме, закономерности превращения веществ в нем, выявляет функции тканей растений. Палеоботаника - наука о вымерших ископаемых растениях прошлых геологических эпох. 

Значение растений в природе и в жизни человека.  Велика роль растений в жизни нашей планеты. Одни растения способны создавать и накапливать огромную массу органических веществ (автотрофные растения), другие - разрушают их (гетеро­трофные растения), возвращая в почву минеральные вещества, не­обходимые для питания зеленых автотрофных растений. Так совер­шается круговорот веществ в природе.

Автотрофные   растения   синтезируют  органические  вещества   из неорганических соединений  (углекислого газа,  воды,   минеральных солей), используя лучистую энергию Солнца. Эта энергия поглощается  пигментом (у зеленых растений - хлорофилл, у других окрашенных растений - каротиноиды или фикобилины) и используется в процес­се сложных биохимических реакций, приводящих к образованию органических веществ. В органических веществах накапливается преобра­зованная солнечная энергия в виде потенциальной энергии химиче­ских связей. Этот сложный процесс получил название фотосинтеза.  

Образовавшаяся глюкоза в дальнейшем превращается в более слож­ные углеводы, жиры, а после присоединения азота, который посту­пает в растения из почвы в виде неорганических солей, синтезируют­ся белки и другие сложные вещества. В процессе фотосинтеза вы­деляется свободный кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов.

К автотрофным организмам относят высшие зеленые растения, водоросли и окрашенные виды бактерий. Все они синтезируют органические вещества при помощи лучистой световой энергии и поэтому их называют фототрофными организмами или фототрофами. Бактерии, способные создавась органические вещества из неорганических за счет энергии, освобождаемой при окислении ними бактериями неорганических веществ, называют хемосинтетиками или хемотрофными.

Гетеротрофные растения питаются готовыми органиче­скими веществами, которые присутствуют в окружающей среде, и строят из них органические вещества своего тела. К ним относят некоторые высшие растения, грибы и большинство бактерий. Среди гетеротрофных растений различают растения-паразиты и сапрофиты. Растения-паразиты живут на теле или в теле другого организма и питаются за его счет.  Сапрофиты питаются органическими веществами из разлагающихся трупов животных и растений. Сапро­фитные грибы и бактерии играют огромную роль в почвообразовательном процессе, расщепляя (минерализуя) органические остатки до простых неорганических соединений. У растений встречается и смешанный способ питания (миксотрофный). В этом случае растения могут сами создавать органические вещества, так как имеют зеленую окраску, но частично способны питаться и за счет других организмов (омела, росянка).

         Растения и животные создают живую оболочку Земли, и в этом заключается их планетарная роль. Для человека  растения являются прежде всего источником пищи. Они обеспечивают многие отрасли промышленности и хозяйственной деятельности человека сырьем и материалами (древесина, текстильное волокно и др.), являются лекарственным сырьем для медицинской промышленности и др. Имеют санитарно-гигиеническое и эстетическое значение.

Не менее важна роль растений как образователей  леса, луга, степи и других растительных сообществ. При этом создаются не только раз­нообразные ландшафты Земли, но и определенные отношения между жизненными формами растений и животных, их приспособленность к   определенным   физико-химическим   условиям   среды.






Ұқсас жұмыстар

Жобадан күтілетін нәтижелер
Биологиялық экология туралы ақпарат
«Биологиялық экология»
Пайдалы өсімдіктердің зерттелуі
Төменгi сатыдығы өсiмдiктер
Мезгілсіз өсімдік гүлі
Сайрам - Өгем мемлекеттік ұлттық табиғи паркінің дендрофлорасы
Төменгі сатыдағы өсімдіктер систематикасы
Цитокинин медиаторы биореттегішінің тұздың әртүрлі пайызында өңделген жұмсақ бидай сорттарының біріншілік меристемалық клеткасының бөліну белсенділігі мен өнімділік параметрлеріне әсерін зерттеу
Кентау қаласының табиғи және экологиялық жағдайы