ЗООЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ

Лекционный курс

Многообразие и эволюция животного мира.

Многообразие животного мира. Основные отличия животных и растений. Черты их сходства. Систематика животных. Экология растений.

Происхождение одноклеточных, многоклеточных. Усложнение строения и жизнедеятельности позвоночных животных в процессе исторического развития.

1.     Одноклеточные животные. Тип простейшие.

Строение, питание, среда обитания, передвижение, дыхание, выделение, размножение. Значение.

3.Тип кишечнополостные.

Среда обитания. Внешнее строение. Лучевая симметрия. Двухслойность. Особенности строения клетки многоклеточного животного организма. Покровные, стрекательные, нервные клетки. Нервная система. Рефлекс. Питание. Регенерация. Размножение.

Многообразие кишечнополостных (кораллы, полипы, медузы) и их значение.

2.     Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви.

Общая характеристика типов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности в связи с паразитизмом; вред наносимый животноводству, меры борьбы; многообразие видов (бычий цепень, эхинококк, белая планария).

Круглые черви: человеческая аскарида, острица – паразиты человека. Меры предупреждения от заражения.

Кольчатые черви. Среда обитания. Строение, передвижение, внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности. Регенерация, размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании.

5.     Тип Моллюски. Общая характеристика типа.

Среда обитания, особенности внешнего строения, питания, дыхания, размножения. Многообразие, их значение.

6.     Тип членистоногие

Класс ракообразные. Общая характеристика класса. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, многообразия.

              Класс паукообразные. Общая характеристика класса. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, многообразия , поведение паука в связи с жизнью на суше. Клещи

вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи – возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей.

         Класс насекомые. Общая характеристика класса. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие насекомых, их роль в природе; практическое и эстетическое значение. Закон об охране и использовании животного мира.

7.     Тип хордовые.

Класс ланцетники. Среда обитания. Особенности строения ланцетника как низшего хордового.

Класс рыбы. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения. Обмен веществ. Нервная система и органы чувств. Рефлексы. Поведение. Размножение, нерест и развитие. Забота о потомстве. Приспособленность рыб к среде обитания. Миграция. Многообразие рыб. Хозяйственное значение рыб. Искусственное разведение рыб, прудоводство. Охрана рыб.

8.     Класс земноводные.

Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения. Обмен веществ. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных, их происхождение, значение и охрана. Экология.

9.     Класс пресмыкающиеся.

Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения, размножения, поведения в связи с жизнью на суше. Регенерация. Многообразие (отряды: чешуйчатые. черепахи, крокодилы), их практическое значение и охрана. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Экология пресмыкающихся.

10.           Класс птицы.

Общая характеристика класса. Внешнее строение, скелет, мускулатура. Особенности внутреннего строения, обмен веществ птицы связанные с полетом. Усложнение нервной системы, органы чувств, поведение птиц. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве.

Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе (гнездование, кочевание, перелет). Происхождение птиц. Классификация. Экологические группы. Роль птиц в природе и жизни человека, система мероприятий по охране птиц, предусмотренных законом РК об охране и использовании животного мира.

         11.Класс млекопитающиеся.

Общая характеристика класса. Внешнее строение, скелет, мускулатура. Особенности внутреннего строения, обмен веществ птицы связанные с полетом. Усложнение нервной системы, органы чувств, поведение птиц. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве.

Прои

Лекция № 2. Строение растительного организма

Цель: Дать представления о строении растительной клетки, значении органоидов; строении вегетативных и генеративных органов растения.

Основные вопросы:

1. Клетка

2. Растительные ткани.

3. Вегетативные органы растений

4. Генеративные органы растений.

Строение клетки. Большинство живых организмов имеют клеточное строение. Клетка – это структурная единица живого. Для нее характерны все признаки и функции живых организмов: обмен веществ и энергии, рост, размножение, саморегуляция. Клетки различны по форме, размеру, функциям, типу обмена веществ. Однако между всеми клетками много общего. Они имеют одинаковый химический состав и общий план строения.

Химический состав клетки. Из неорганических веществ входящих в состав живых организмов, наибольшее значение имеет вода. Её содержание в клетке колеблется от 60 до 98 %. Кроме воды в клетке находятся и минеральные вещества, в основном в виде ионов. Это соединения железа, фосфора, натрия, калия и др. Кроме неорганических веществ в клетке присутствуют и органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), жироподобные вещества  или липоиды, углеводы (крахмал, пектины, глюкоза, фруктоза); физиологически активные вещества (витамины, ростовые вещества) необходимые для осуществления нормальной жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Клеточные структуры. Клетка состоит из наружной кле­точной мембраны, цитоплазмы с органеллами и ядра. Наружная клеточная мембрана - это двумембранная клеточная структура, которая ограничивает живое содер­жимое клетки всех организмов. Обладая избирательной проницаемостью, она защищает клетку, регулирует по­ступление веществ и обмен с внешней средой, поддер­живает определенную форму клетки. Клетки раститель­ных организмов, грибов кроме мембраны снаружи име­ют еще и оболочку.

В цитоплазме, полужидком содержимом клетки, нахо­дятся все органеллы. Эндоплазматическая сеть пронизывает цитоплазму, обеспечивая сообщение между отдельными частями клет­ки и транспорт веществ.  Рибосомы – это мелкие тельца, на которых идет синтез белка. Аппарат Гольджи обеспечивает упаковку и вынос синтезируемых веществ из клетки. Кроме того, из его структур образуются лизосомы. Митохондрии –  это энергетические стации клетки. В растительных клетках есть пластиды (хлоропласты, хромопласты и лейкопласты). Кроме хлоропластов растительные клетки имеют и ва­куоли, заполненные клеточным соком.

Клеточный центр участвует в процессе деления клетки. Он состоит из двух центриолей и центросферы. Во время деления они образуют нити веретена деления и обеспечи­вают равномерное распределение хромосом в клетке.

Ядро - это центр регуляции жизнедеятельности клетки. Ядро отделено от цитоплазмы ядерной мембраной, в ко­торой имеются поры.

Кроме перечисленных некоторые клетки имеют специ­фические органеллы - реснички и жгутики, обеспечиваю­щие движение в основном у одноклеточных организмов, но имеются они и у некоторых клеток многоклеточных организмов.

Растительные ткани. Клетки, сходные по происхождению и взаимосвязанные друг с другом функционально, образуют ткань. Тело высших растений сложено из тканей, которые отличаются друг от друга по функциям, строению и форме слагающих их клеток. Все ткани растения, принято делить на образовательные (меристемы) и постоянные. Среди постоянных различают ткани покровные, проводящие и основные (механическая, ас­симиляционная, запасающая и т. д.).

Образовательные ткани, или меристемы - это специализированные ткани, клетки которых делятся и дают начало новым клеткам. Основная функция меристемы - образо­вание новых клеток, которые затем дифференцируются в клетки по­стоянных тканей. Благодаря делению клеток меристемы обеспечива­ется рост растения и образование новых тканей и органов. По положению в теле растения меристема может быть верхушечной, вставочной, боковой. Верхушки побегов и корней, сложенные меристематической тканью, получили название конусов   нарастания.

Покровные ткани покрывают снаружи органы растения и защищают его от неблагоприятных воздействий внешней среды. Через покровную ткань осуществляется поглощение веществ из внешней среды и выделение. Покровные ткани подразделяются на первичные (эпидермис или кожица), вторичными (перидерма).

Механические ткани выполняют опорную функцию. Различают колленхиму, склеренхиму и склереиды.

Проводящие ткани. По ним осуществляется передвижение воды и питательных веществ во все органы растения. Подразделяются на проводящие сосуды, трахеиды и ситовидные трубки. Проводящие ткани в теле растения располагаются в комплексе с механическими и основными тканями, и образуют проводящие пучки. В проводящих пучках различают ксилему (восходящий ток) и флоэму (нисходящий ток).

Органы растения. Орган – это часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции. Органы высших растений подразделяются на две группы: вегетативные и репродуктивные, или генеративные.

Вегетативные органы составляют тело растения и выполняют основные функции его жизнедеятельности, т.е. служат для  поддержания индивидуальной жизни конкретной особи, а иногда  и её вегетативного размножения. К ним относятся корень, стебель и лист. У прокариот, низших растений и грибов вегетативных органов нет, поэтому низшие растения называют слоевищными, а тело – слоевищем.

Корень - осевой вегетативный орган растения. Корни закрепляют растение в почве, обеспечивают всасывание и поступление в растение воды и минеральных веществ, в корне могут накапливаться запасные питательные вещества. Виды корней – главный, боковые и придаточные. Совокупность всех корней растения называют корневой системой. Выделяют следующие типы корневых систем – стержневая, мочковатая и смешанная. Видоизменениями корня являются корневые клубни и корневые шишки.

Побег – это стебель с листьями и почками. Части побега это узлы, междоузлия, пазуха листа, почки (боковые, верхушечные). Стебель это осевая часть побега. Стебли классифицируются по расположению в пространстве, по поперечному сечению, по анатомическому строению, по типу ветвления. К видоизменениям стебля относятся корневища, луковицы, клубни, усы, колючки, столоны, клубнелуковицы. Функции стебля – опорная, проведение питательных веществ, хранилище запасных питательных веществ, орган размножения.

Лист -  это боковое образование на стебле. Он выполняет функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. Основные части листа – листовая пластинка, черешок, прилистники и основание. Листья могут быть простыми  и сложными. Важные признаки в морфологической характеристике листа – форма листовой пластинки, ее края,  основания, верхушки, степень расчленения пластинки и характер жилкования. У растений различают несколько типов листорасположения: очередное, супротивное, мутовчатое. Видоизменениям листа являются семядоли, колючки, усы, чешуи.

Репродуктивные органы служат для воспроизведения особи в ряду последующих поколений. У покрытосеменных это цветок и его производные (семя и плод). При половом процессе происходит слияние мужской и женской половых клеток, в результате появляется более жизнеспособное потомство, чем при вегетативном размножении.

Цветок – это укороченный видоизмененный неветвящийся побег с ограниченным ростом, орган размножения  покрытосеменных растений. Части цветка: цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки и плодолистики. Чашелистики составляют чашечку, лепестки околоцветник. По наличию тычинок и пестиков различают два типа цветков (обоеполые и однополые). Если тычиночные цветки располагаются на одной особи, то растения называются однодомными, если на разных - двудомными.

         Растения могут обладать крупными одиночными или многочисленными мелкими цветками. Мелкие цветки, собранные вместе называют соцветиями. Принято различать моноподиальные и симподиальные соцветия. Моноподиальные – кисть, колос, початок, головка, корзинка, щиток, зонтик, сложный колос, сложный зонтик, метелка. Симподиальные – монохазий, дихазий, плейохазий.

Плод – орган, развившийся из цветка и служащий для защиты и распространения семян. После процесса двойного оплодотворения, одновременно с образованием семян происходит и образование плодов. В формировании плода могут принимать участие не только пестик, но и другие части цветка: основания лепестков, чашелистиков и цветоложе.  Плоды могут быть простые и сложные, сухие и сочные, многосемянные и односемянные, вскрывающиеся и невскрывающиеся

схождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. Отряды плацентарных. Насекомоядные и рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие.


Ұқсас жұмыстар

Биологиялық экология туралы ақпарат
«Биологиялық экология»
Аңшылық құстардың аңшылықта алатын орны
Балықтардың қаңқасы
Биология сабағында қосмекенділер класын оқыту
Қарапайымдылардың клетка құрылысын, көбею жолдарын, систематикасын табиғаттағы маңызын зерттеу
Экологияның негізгі бағыттары
Топырақ түзілу процестері және оған әсер ететін факторлар
Биологиялық алуантүрлілікті сақтау мақсатында экологиялық торларды құрудың маңыздылығы
Гепардтардың биологиялық ерекшелігі