ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ И КРАЕВЕДЕНИЕ

( часть 3)

         Курс «землеведение и краеведение» призван решать на факультетах педагогики и  методики начального обучения целый ряд задач. Содержание курса имеет важное значение для общего развития студентов, для формирования у них диалектико-материалистического мировоззрения.

         В результате изучения материала курса студенты должны  усвоить основные физико-географические понятия, изучить сущность главных процессов, происходящих в географической оболочке, иметь четкое представление о глубокой взаимосвязи географических объектов, процессов и явлений, осознать необходимость природоохранительных мероприятий. Кроме того студенты должны приобрести навыки  практической работы с картами, атласами, глобусами, метеоприборами, коллекциями минералов и горных пород. Студенты должны свободно овладеть простыми и доступными методами определения горных пород  и минералов и научиться анализировать наблюдающиеся в течении года атмосферные явления.

         Программный материал подготавливает студентов к будущей практической работе – к преподаванию природоведения в начальной школе. В начальной школе происходит первичное формирование ряда физико-географических и картографических понятий и представлений, поэтому очень важно, чтобы студенты получили возможно полные и правильные представления о тех разделах физической географии, которые включены в программу курса «Познание мира».

         Раздел «Краеведение» знакомит студентов с содержанием и методами изучения природы своей области. Теоретические общеземледельческие  знания помогут понять и объяснить особенности местной природы. В программе краеведческий материал выделен в виде самостоятельной темы.

         В программе обращено внимание на вопросы охраны природы и окружающей среды. Эти вопросы обязательно должны найти свое место и при проработке краеведческого материала.

Лекционный курс

1.     Введение

Географическая оболочка – предмет общего землеведения. Задачи общего землеведения. Место общего землеведения в системе географических наук. Содержимое и задачи курса «Землеведение и краеведение» на факультетах педагогики и методики начального обучения.

  Земля и вселенная.

Современные представления о составе, строении и происхождении Вселенной (Метагалактики).

Галактика и место в ней солнечной системы. Солнечная система и место Земли в ней. Гипотеза о происхождении планет Солнечной системы. Солнце и Луна и их влияние на процессы  происхождящие в географической оболочке.

Достижения науки в изучении и покорении космоса.

    2.Общая характеристика Земли как планеты.

Форма и размеры Земли.

         Земля как шар. эллипсоид вращения, трехосный эллипсоид, геоид. Роль искусственных спутников в уточнении формы Земли. Географическое значение формы и размеров Земли: неравномерность нагревания на разных широтах, на величину ускорения силы тяжести, на возможность удержания атмосферы.

         Следствие шарообразной формы Земли: увеличение дальности видимого горизонта с высотой, постепенное  появление предметов из-за линии горизонта и др.

         Движение Земли.

         Вращение Земли вокруг оси и его следствия: смена дня и ночи, зональность в распределении тепла, сжатие Земли по оси вращения, отклонение движущих тел, возникновение приливной волны, различие времени на разных меридианах.

         Время местное, поясное, декретное. Линии перемены дат. Движение Земли вокруг Солнца; орбита, скорость движения, положение земной оси в пространстве и относительно Солнца. Географические следствия годовогоо вращения Земли: смена времен года, пояса освещенности.

  3.План и карта.

Понятие о географической карте и плане. Сходство и различие плана и карты.

Масштаб, виды масштаба. Градусная сеть. Понятие о географическом и магнитном меридиане. Азимут.

Сущность картографической проекции. Искажения,  возникающие при переходе от поверхности эллипсоида к плоскости. Классификация проекций по характеру искажений и способу построения.

Карта полушарий, карты Евраазии, Казахстана для средней и начальной школы; их проекции и  искажения.

Типы карт по содержанию. Условные обозначения на плане и физико-географических картах.

4       Внутреннее строение Земли. Литосфера.

Земная кора, мантия, ядро и значение происходящих в них процессов для развития географической оболочки. Литосфера.

Земной магнетизм и его значение. Возраст Земли. Геологическое летоисчисление.

Рельеф земной поверхности.

Основные рельефообразующие процессы.

Главные факторы рельефообразования; внутренняя энергия Земли, сила тяжести, космические воздействия, солнечная энергия.

Внутренние процессы, изменяющиеся поверхность Земли. Тектонические движения земной коры: колебательные, складчатые, разрывные.  Основные структурные зоны земной коры: геосинклинали, их развитие, платформы, их развитие.

Основные эпохи горообразования в истории Земли.

Землетрясения, вулканизм, закономерности их распространения на Земле и значение в географической оболочке.

Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Выветривание и его роль в изменении земной поверхности. Рельефообразующая роль ветра, снега, льда, текущих и подземных вод.

5.Минералы и горные породы.

Минералы. Физические свойства минералов. Общие представления о классификации минералов. Разнообразие минералов.

Горные породы. Классификация горных пород по способу образования: магматические горные породы (излившиеся , внедрившиеся); осадочные горные породы (обломочного, органогенного и химического происхождения); метаморфические горные породы.

Химическая классификация магматических горных пород.

6 .Форма рельефа земной поверхности.

Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних процессов.

Главные планетарные формы рельефа - материки и океаны. Рельеф океанического дна: шельф, материковый склон, ложе океана (срединные хребты, глубоководные впадины и равнины). Современные представления об образовании материков и океанов.

     Главные формы рельефа материков – горы и равнины.

     Горы. Складчатые и складчато – глыбовые горы. Основные формы горного рельефа: горные хребты и долины. Понятие о горных   узлах, нагорьях. подразделение гор по абсолютной высоте: низкие, средние и высокие.

Равнины. Классификация равнин по образованию: равнины денудационные, пластовые, аккумулятивные. Подразделение равнин по абсолютной высоте: низменности, возвышенности, высокие равнины (плато, плоскогорья); по характеру поверхности; плоские и холмистые. Закономерная связь рельефа равнин с современными движениями земной коры. Форма рельефа, связанные с материковыми оледенением четвертичного периода.

7.Гидросфера.

Понятие о гидросфере как одной из сфер Земли. Вода. Физические и химические свойства воды. Круговорот воды на Земле. Значение воды в природе и жизни  человека.

Мировой океан. Моря, заливы, проливы. Состав и свойства океанической         воды; соленость, насыщенность газами, прозрачность, температура, плотность.

      Течение в мировом океане и их географическое значение.

Жизнь в мировом океане. Биологические и геологические ресурсы океана.

Подземные воды. Происхождение подземных вод и их свойств. Источники. Минеральные воды. Рельефообразующая роль подземных вод: оползни, карст.

Реки. Питание и режим рек. Работа рек. Речная эрозия. Продольный профиль реки. Пороги, водопады. Аккумулятивная деятельность рек. Дельты. Речные долины. Речные системы и бассейны. Значение рек. Овраги и балки.

         Озера. Происхождение озер и классификация. Озера пресные и соленые. Эволюция озер.

         Болота. Условия образования болот. Значение болот.

         Значение гидросферы в жизни и развитии географической оболочки.

         8. Атмосфера

         Понятие об атмосфере. Состав и строение атмосферы. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера, ионосфера.

Нагреваемость атмосферы

                Понятие о солнечной радиации. Прямая, рассеянная, суммарная. Зависимость солнечной  радиации от угла падения солнечных лучей. Преобразование солнечных лучей в атмосфере. Альбедо Земли. Тепловой баланс.

         Особенности нагревания суши и воды. Температура воздуха. Температурная инверсия. Распределение температур у земной поверхности. Изотермы. Тепловые пояса.

         Вода в атмосфере

         Влажность воздуха. Конденсация и сублимация водяных паров у поверхности: роса, иней, изморозь, туман, гололед. Конденсация и сублимация водяных паров в свободной атмосфере. Облака,

их типы. Образование осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков.

         Основные закономерности распределения осадков на земном шаре. Коэффициент увлажнения.

         Давление атмосферы

         Единицы измерения давления. Приборы для измерения давления атмосферы. Зависимость давления от температуры и движения воздуха. Изменение давления с высотой. Барический градиент. Особенности распределения атмосферного давления на земной поверхности. Центры действия атмосферы.

         Циркуляция атмосферы.

         Ветер, скорость, направление.

         Общая циркуляция атмосферы: господство западного переноса в атмосфере Земли; особенности общей циркуляции атмосферы в тропических широтах (пассаты, экваториальные муссоны), в умеренных и полярных широтах.

         Муссоны внетропических широт.

         Погода и климат

         Понятие о погоде. Воздушные массы и фронты. Погода в циклонах и антициклонах. Наблюдение и предсказание погоды.

         Климат. Клииматообразующие факторы: солнечная радиация, подстилающая поверхность, циркуляция атмосферы. Типы климата. Роль климата в развитии географической оболочки. Изменение климата. Роль климата в развитии географической оболочки. Изменение климата.

         9. Географическая оболочка

         Современные представления о биосфере на основе концепции В.И.Вернадского.

         Роль живых организмов в развитии атмосферы, гидросферы, литосферы.

         Почва. Почвообразовательный процесс. Роль живых организмов , минерального вещества, климата, рельефа в образовании почв. Классификация почв по механическому составу.

         Дифференциация географической оболочки на крупнейшие ландшафтные комплексы: географические пояса и географические зоны.

         Факторы, обуславливающие и нарушающие зональность. Вертикальность пояса.

         Основные природные зоны Казахстана и Евразии:  арктическая, тундровая, степная, пустынь, полупустынь, субтропиков. Характеристика зон: географическое положение, особенности рельефа, климата, зональный тип почв, общая характеристика растительности и животного мира. Проблемы рационального использования и охраны естественных ресурсов зон в процессе хозяйственной деятельности.

                10. Человек и природа

         Население земного шара. Расы. Роль природы и ее ресурсов в развитии общества. Влияние человека на окружающую среду.

         Охрана и преобразование природы в Казахстане.

5.     Краеведение

Задачи и содержание краеведения. Географическое краеведение. Своя область (край). Географическое положение. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые. Климат и погода. Характер сезонов. Реки и озера. Почвы. Растительность и животный мир. Характеристика типичных представителей. Население. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства и перспективы их развития. Мероприятия по охране природных ресурсов области.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Афанасьева Т.П., Василенко В.И., Терешина Т.В., Шеремет Б.В.. Почвы СССР. М, Мысль, 1979.

2. Верзилин Н.Н., Верзилни Н. М. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее. М., Просвещение, 1976.

3.Волынский 1J.А, Астрономия. М., Просвещение, 1971.

4.Гембель А.В. Общая география Мирового океана. М., Высшая школа, 1979.

5.Герасимов В.П. Животный мир пашей Родины. М., Просвещение,

6.  Герасимов И. П. Биосфера Земли. М., Педагогика, 1976.

7.  Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М., Мысль, 1970.

8 Картография с основами топографии / Под ред. Д.В. Гедымина.  М, Просвещсние, 1973.

9. Лярский П.А. Пособие по краеведению. Минск, 1966.

10.Неклюкова П.И. Общее землеведение. М., Просвещение, 1976, т. 1, II 11.Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению. М., Высшая школа, 1969.

Лекция № 3.  Система классификации живых организмов

Цель: Дать представления о классификации  живых организмов.

Основные вопросы:

1. Систематика, как биологическая наука.

2. Таксономические категории.

Систематика. На Земле идентифицировано около 2 000 000 видов животных и растений, включая виды, которые жили в далеком прошлом, но затем вымерли. На долю растений приходится 500 000  видов, а на долю животных около 1 500 000 видов. Непрерывно открываются новые виды растений и животных. Чтобы изучать это огромное множество животных и растений, их необходимо вначале классифицировать на сходные группы или категории. Задачи классификации организмов решает наука, которую называют систематикой и предметом которой является выявление, изучение и описание особенностей этого множества форм. Современная систематика отражает эволюционные  взаимоотношения  и родственные связи между организмами.  Задачи систематики – расположить живые организмы в такую систему, которая отражала бы историю развития мира животных и растений от форм древнейших и примитивных до современных и самых сложных.

Основы современной классификации были заложены  в XVIII в. шведским ученым К.Линнеем. К.Линней в качестве основной (начальной) систематической (таксономической)  единицы (таксона) определил вид. Вид – это совокупность особей, сходных по строению, имеющих одинаковый набор хромосом и общее происхождение, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, потомство, приспособленных к сходным условиям обитания и занимающих определенный ареал. К.Линней ввел  бинарную номенклатуру, т.е. обозначение вида двумя наименованиями: родовым и видовым. Например, пшеница мягкая, здесь первое слово обозначает род, а второе видовую принадлежность, а в целом название вида. Каждый таксон имеет  наименование на латинском языке.

В настоящее время в систематике используют девять основных систематических категорий: империя, надцарство, царство, тип, класс, семейство, род, вид.

Таблица 1 Примеры классификации организмов

Таксоны

Представители

Человек

Мышь

Пшеница

Царство

Животные

Животные

Растения

Тип (у растений Отдел)

Хордовые

Хордовые

Покрытосеменные

Класс

Млекопитающие

Млекопитающие

Однодольные

Отряд  (Порядок)

Приматы

Грызуны

Злаки

семейство

Гоминиды

Мышиные

Злаковые

Род

Человек

Мышь

Пшеница

Вид

Человек разумный

Мышь домовая

Пшеница твердая

По наличию оформленного ядра все клеточные организмы делятся на две группы: прокариоты и эукариоты. Кроме организмов, имею­щих клеточное строение, существуют и неклеточные фор­мы жизни - вирусы и бактериофаги.

Бактерии – это одноклеточные  микроскопические организмы. Форма бактерий весьма разнообразна и лежит в основе  их классификации. Бактерии живут повсеместно -  в почве, воде, воздухе, в организмах растений, животных и человека. Многие бактерии по способу питания являются гетеротрофными организмами. Часть из них, являясь сапрофитами, разрушает остатки  мертвых растений  и животных, способствует минерализации почвы. Бактериальные процессы спиртового и молочнокислого брожения используются человеком. К сапрофитам относятся бактерии гниения и брожения.   Многие бактерии паразитируют внутри организма человека и животных,  вызывая различные заболевания (туберкулёз, сибирская язва, столбняк, дифтерит и др.). Кроме гетеротрофных, существуют и автотрофные бактерии, например почвенные азотобактерии.

К прокариотам относится еще одно группа микроорганизмов -  цианобактерии., автотрофы, имеющие окраску сине-зеленого цвета. Распространены в  воде, почве, горячих источниках, входят в состав лишайников.

Грибы - это группа гетеротрофных организмов, ко­торая имеет признаки сходства с растениями и живот­ными. Как и растения, грибы имеют клеточную оболочку, неограниченный рост, они неподвижны, размножаются спорами, питаются путем всасывания растворенных в воде питательных веществ. Как и животные, грибы не способны синтезировать органические вещества из неорганических, не имеют пла­стид и фотосинтезирующих пигментов, в качестве запас­ного питательного вещества накапливают гликоген, а не крахмал, клеточную оболочку строят из хитина, а не из целлюлозы.

Именно поэтому грибы выделяют в отдельное царство. Царство грибов объединяет около 100 тыс. видов, широ­ко распространенных на земле.

Строение гриба Тело гриба - таллом состоит из тонких нитей - гифов. Совокупность гифов называется мицелием или грибницей. Гифы могут иметь перегородки, образуя отдельные клетки. Но в некоторых случаях пере­городки отсутствуют (у мукора). Поэтому клетки грибов могут содержать одно или множество ядер. Мицелий развивается на субстрате, при этом гифы про­никают внутрь субстрата и разрастаются, многократно вет­вясь. Размножаются грибы вегетативно - частями мицелия и спорами, которые созревают в специализированных клет­ках - спорангиях.

Грибы делятся на два класса: низшие и высшие грибы.  Низшие грибы часто имеют многоядерный мицелий или состоят из одной клетки. Представителями низших гри­бов являются плесневые грибы. Плесневые грибы развиваются в почве, на влажных продуктах питания, плодах, овощах, вызывая их порчу. Одна часть гифов гри­ба проникает внутрь субстрата, а другая часть поднимает­ся вверх над поверхностью. На концах вертикальных ги­фов созревают споры.

К высшим грибам относятся шляпочные грибы. Для них характерен многоклеточный мицелий, который развива­ется в почве, а на поверхности образуются плодовые тела, состоящие из плотно переплетенных гифов, в которых созревают споры. Плодовые тела состоят из ножки и шляп­ки. Часто мицелий гриба образует микоризу, прорастая гифами в корни растений.

Растение снабжает гриб органическими питательными ве­ществами, а гриб обеспечивает минеральное питание ра­стения. Такое взаимовыгодное сожительство называется симбиозом. Многие шляпочные грибы съедобны, но среди них есть и ядовитые. По способу питания грибы делят на сапрофитов и пара­зитов. Грибы наряду с бактериями играют важную роль в кру­говороте веществ в биосфере. Они разлагают органичес­кие вещества, минерализуют их, участвуют в образова­нии плодородного слоя почвы - гумуса. Велико значение грибов и в жизни человека. Кроме использования в пищу из грибов получают лекарственные препараты - антибио­тики (пенициллин), витамины, ростовые вещества рас­тений (гиббереллин), ферменты.

Лишайники - это своеобразная группа организмов, представляющая собой симбиоз гриба и од­ноклеточных водорослей или цианобактерий. Гриб обес­печивает защиту водоросли от высыхания и снабжает во­дой. А водоросли и цианобактерии в процессе фотосинте­за образуют органические вещества, которыми питается гриб. Тело лишайника - слоевище (таллом) состоит из гифов гриба, среди которых нахо­дятся одноклеточные водоросли. Лишайники обладают уникальной особенно­стью - они могут существовать в самых неблагоприятных условиях, поселяться на голых скалах и камнях, коре де­ревьев, крышах домов. Их называют пионерами почвооб­разования, так как, «обживая» горные породы, они со­здают условия для последующего поселения растений. Единственным необходимым условием для жизни лишай­ников является чистота воздуха. Поэтому они служат ин­дикаторами степени загрязнения атмосферы. Размножаются лишайники вегетативно - частями сло­евища и клетками водорослей. Растут очень медленно. По внешнему виду лишайники делят на три группы: корковые (накипные), листоватые и кустистые.

Будучи автогетеротрофами, лишайники в процессе фо­тосинтеза создают органические вещества в местах, недо­ступных другим организмам. Одновременно они минера­лизуют органические вещества, тем самым участвуя в кру­говороте веществ в природе и играя важную роль в почво­образовании.


Ұқсас жұмыстар

Географиялық қабықтың бірлік заңдылығы
Ақмола өңірінің қысқаша тарихы
Ақмола облысы
Өлкетану жұмыстарының мақсаттары
Қазақстан Республикасындағы өлкетанудың мәні мен мақсаттары
Өлкетану
Геология пәнінің мақсаты мен міндеті.Гелогия пәнінің зерттеу әдістері мен зерттелу тарихы. ӘДІСТЕМЕЛІК НҰСҚАУ
Болашақ мұғалімдерді педагогикалық өлкетану жұмысына даярлығын қалыптастырудың тиімділігін тәжірибелі педагогикалық жолмен тексеру
Бастауыш сыныпта дүниетану пәнінде өлкетану материалдарын оқыту. Мектеп өлкетануының тарихы
Атмосфераның құрылысы