Вопросы для самоконтроля:

1.Границы биосферы.

2.Свойства биосферы.

3.Что является важнейшим компонентом биосферы, и почему?

4.Каковы основные свойства почвы?

5.Что такое географическая оболочка? Перечислите её компоненты.

6.Охарактеризуйте основные закономерности географической оболочки.

7.Укажите природные зоны выделяемые на территории СНГ и Казахстана.

Рекомендуемая литература:

1.Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. М. Академия, 2000. с. 180-211

2.Шубаев Л.П. Общее землеведение. М. Высшая школа, 1969. 347 с

3.Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. М. Академия,2000. с.137-152

Практическое задание 14 (сдается на 15 неделе)

Тема:                             Биосфера  и географическая оболочка                                                      

Цель  занятия: Изучить характеристику биосферы и географической оболочки.

Литература:

1.Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. М. Академия, 2000.  с. 181-213

2.Никонова М.А., Данилов П. А. Практикум по землеведению и краеведению. М. Академия, 2001.

3.Шубаев Л.П. Общее землеведение. М. Высшая школа, 1969. 347 с

4.Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. М. Академия,2000

Задание: проработать материал в учебных пособиях и дать ответы на следующие вопросы:

1. Понятие биосферы. Распределение жизни в биосфере.

2. Живые обитатели биосферы.

3. Почвы – важнейший компонент биосферы.                                

4. Строение географической оболочки.

5. Закономерности географической оболочки.

6.Структура географической оболочки.

По теме  «Биосфера  и географическая оболочка»  выполняете задания, но присылаете только  ответы на тесты рубежного контроля по разделу «Землеведение».

15 неделя

Рубежный контроль по разделу «Землеведение»

1. Земная кора вместе с верхней частью мантии называется

А. атмосферой   

В. биосферой     

С. гидросферой 

Д. литосферой

Е. ноосферой

2. Одна из крупных рек Казахстана

А. Бухтарма      

В. Лепсы   

С. Урал    

Д. Тобол   

Е. Талас

3. Одна из крупных рек Казахстана

А. Или      

В. Аксу     

С. Эмба    

Д. Нура    

Е. Сырдарья

4. В какой ландшафтной зоне расположен  г. Семей

А. горный район

В. лесостепь

С. пустыня

Д. полупустыня

Е. степь

5.  Мировой океан разделен на … океанов

А. 2  

В. 4  

С. 6  

Д. 8  

Е. 10

6. Почвенный тип Казахстана

А. тундровые почвы

В. подзолистые почвы

С. дерново-подзолистые почвы

Д. каштановые почвы

Е. желтоземы

7. Поверхность суши составляет … %

А. 15  

В. 25

С. 35         

Д. 45         

Е. 55

8. Какие почвы преобладают в Семипалатинском регионе

А. черноземы, горные черноземы

В. каштановые, светло каштановые

С. солонцы, черноземы

Д. лугово-каштановые, луговые

Е. солонцы, красноземы

9. Водная поверхность составляет … % поверхности планеты

А. 45         

В. 55        

С. 75         

Д. 75         

Е. 95

10. Астрономический год (полный оборот Земли вокруг Солнца)

А. 365 суток      

В. 367 суток       

С. 363 суток       

Д. 360 суток

Е. 362 суток

11. Горная порода

А. нефть    

В. золото  

С. янтарь  

Д. гипс      

Е. кварц

12. К минералам относится

А. гранит  

В. базальт 

С. известняк

Д. алмаз    

Е. ископаемый уголь

13. Тип ветров характерный для условий Казахстана

А. бриз

В. муссон  

С. пассат   

Д. бора     

Е. суховей

14. Из каких слоев состоит атмосфера

А. мезосфера, ионосфера

В. тропосфера, стратосфера, мезосфера, ионосфера

С. геосфера, литосфера, ионосфера, тропосфера

Д. ионосфера, тропосфера, стратосфера

Е. литосфера, тропосфера, стратосфера

15. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данном месте называется

А. погодой

В. радиацией

С. климатом 

Д. амплитудой   

Е. осадками

16. Многолетний режим погоды называется

А. прогнозом     

В. амплитудой   

С. климатом       

Д. циклоном

Е. суммарной радиацией

17. Сейсмические волны, возникающие при тектонических движениях земной коры и охватывающие всю толщу воды называются

А. бризом 

В. цунами 

С. течением        

Д. муссоном       

Е. феном

18. Вследствие тектонического движения земной коры происходит

А. выветривание

В. землетрясение

С. оледенение

Д. образование песчаных холмов

Е. выветривание почв

19. Прибор для определения скорости ветра

А. флюгер

В. анемометр     

С. термометр     

Д. компас  

Е. барометр

20. При конденсации водяного пара на высоте образуется

А. туман   

В. роса      

С. иней      

Д. изморозь       

Е. облако

21. Морские приливы связаны с движением

А. Венеры

В. Солнца 

С. Земли   

Д. Луны    

Е. всех планет

22. Совокупность неровностей твердой земной поверхности называется

А. рельефом      

В. ландшафтом  

С. равниной       

Д. литосферой

Е. планом

23. Изучением горных пород занимается

А. минералогия

В. петрография

С. почвоведение

Д. метеорология

Е. экология

24. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости

А. план     

В. масштаб        

С. схема    

Д. географическая карта

Е. рисунок

25. Географическая оболочка включает

А. атмосферу

В. гидросферу

С. биосферу

Д. литосферу

Е. все перечисленное

26. Гидросфера -

А. озера, реки, ледники

В. Мировой океан

С. мировой океан, реки, озера

Д. непрерывная водная оболочка Земли

Е. озера, реки, моря

Методические указания

по выполнению контрольной работы по дисциплине  «Основы естествознания»

Дисциплина «Основы естествознания» состоит из трех частей:1) курс «Ботаника с основами экологии растений», 2) курс «Зоология с основами экологии животных», 3) курс «Землеведение и краеведение».

В контрольном задании шесть вопросов, из них два вопроса по разделу землеведение и краеведение, два вопроса по разделу ботаника с основами экологии растений и два вопроса по разделу зоология с основами экологии животных.

Контрольная работа выполняется студентом  самостоятельно после детальной проработки программного материала по курсу «Основы естествознания». При выполнении работы необходимо также внимательно рассматривать рисунки в учебнике.

Для того чтобы дать исчерпывающий и правильный ответ на тот или иной вопрос студент может пользоваться основной учебной литературой, а также дополнительными учебными пособиями и другими литературными источниками.

Письменные ответы на все вопросы должны быть полными по содержанию, конкретными. Контрольная работа выполняется лично студентом;  должна быть написана аккуратно, грамотно, разборчивым почерком и хорошо оформлена; обязательно оставлять поля на страницах; сокращения – только общепринятые. В конце работы использованная литература указывается  в алфавитном порядке; приводится фамилия автора книги, её название, место издания, название издательства и год издания.

Вариант для контрольной работы студент выбирает из приведенного ниже списка в соответствии со списком группы в портале института  (№ 1 – вариант № 1, и т.д.).

Вариант № 1

1.     Форма и размеры Земли.

2.     Роль живого вещества в географической оболочке.

3.     Семя и проросток.

4.     Грибы. Общая характеристика, значение, строение, использование.

5.     Общие понятия об экологии животных.

6.     Класс млекопитающие (морфофизиологические особенности).

Вариант № 2

1.     Внутреннее строение Земли.

2.     Состав и строение гидросферы.

3.     Растительные ткани.

4.     Водоросли. Общая характеристика отделов водорослей.

5.     Характеристика класса птицы (морфофизиологические особенности).

6.     Охрана природы.

Вариант № 3

1.     Движения земного шара.

2.     Общая характеристика биосферы.

3.     Морфологическое и анатомическое строения листа.

4.     Общая характеристика высших растений.

5.     Цепи питания.

6.     Классификация насекомых.

Вариант № 4

1.     Состав и строение атмосферы.

2.     Основные формы рельефа суши.

3.     Видоизменения вегетативных органов.

4.     Общая характеристика низших растений. Бактерии.

5.     Биогеоценозы.

6.     Приспособление насекомых к жизни.

Вариант № 5

1.     Воды суши: реки.

2.     Гонные породы.

3.     Рост растений. Движения растений.

4.     Отдел грибы. Общая характеристика низших грибов.

5.     Общая характеристика типа плоские черви.

6.     Позвоночные. Класс круглоротые.

Вариант № 6

1.     Ледники.

2.     Процессы формирующие основные формы рельефа суши.

3.     Фенологические наблюдения.

4.     Отдел папоротникообразные.

5.     Тип кольчатые черви.

6.     Класс паукообразные.

Вариант № 7

1.     Мировой океан.

2.     Почвы важнейший компонент биосферы.

3.     Корень.

4.     Систематика растений.

5.     Тип моллюски.

6.     Рыбный промысел. Рыборазведение.

Вариант № 8

1.     Вода в атмосфере.

2.     Минералы.

3.     Отдел голосеменные растения.

4.     Понятие об ареале, флоре, растительности. Центры происхождения растений.

5.     Общая характеристика типа простейшие.

6.     Класс костные рыбы.

Вариант № 9

1.     Воды суши. Озера.

2.     Тепло в атмосфере.

3.     Классификация плодов

4.     Отдел лишайники.

5.     Экологические особенности млекопитающих (экологические типы и группы).

6.     Общая характеристика типа круглые черви.

Вариант № 10

1.     Климат.

2.     Основные природные зоны СНГ.

3.     Цветок, строение. Опыление,  его типы.

4.     Биологические факторы и их значение для растений.

5.     Тип членистоногие. Общая характеристика.

6.     Практическое значение и охрана птиц.

Вариант № 11

1.     Воды суши. Подземные воды.

2.     План и карта.

3.     Общая характеристика отдела покрытосеменные растения.

4.     Жизненные формы растений.

5.     Насекомые вредители культурных растений.

6.     Охрана птиц, рыб и млекопитающих.

Вариант № 12

1.     Солнечная радиация.

2.     Понятие о географической оболочке, ее основные закономерности.

3.     Разделы ботаники. Значение растений в природе и в жизни человека.

4.     Строение растительной клетки.

5.     Общая характеристика класса земноводные.

6.     Перелеты птиц.

Вариант № 13

1.     Магнетизм Земли.       

2.     Пустынный комплекс рельефа.

3.     Основные этапы эволюции растительного мира.

4.     Понятие о растительных сообществах.

5.     Общая характеристика класса пресмыкающиеся.

6.     Экологические группы птиц.

Вариант № 14.

1.     Краеведение.

2.     Циркуляции в атмосфере.

3.     Индивидуальное развитие растений.

4.     Индивидуальное развитие растений.

5.     Общая характеристика типа кишечнополостные.

6.     Класс хрящевые рыбы.

Вариант № 15

1.     Экваториальные, субэкваториальные, тропические и субтропические пояса земли.

2.     Горные страны.

3.     Побег, морфология побега. Типы ветвления побега.

4.     Классификация культурных растений.

5.     Общая характеристика высших грибов.

6.     Общая характеристика типа плоские черви.

Контрольная работа выполняется с использованием следующих литературных источников:

1.Кудряшов Л.В. и др. Ботаника с основами экологии. М. Просвещение, 1990

2.Дорохина Л.Н., Нехлюдова Н. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. М. Просвещение. 1986. – 96с.

3.Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. М. Просвещение, 1981.

4.Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных./ Е Н. Степанян, В.М. Душенков и др. М., Просвещение, 1986 – 96 с.

5.Никонова М.А., Данилов П. Землеведение и краеведение. М. Академия, 2000 – 240 с.

6.Никонова М.А., Данилов П. Практикум по землеведению и краеведению. М. Академия, 2001. – 144 с.

7.Естествознание и основы экологии/ Р.А.Петросова и др. 2000, 304 с. – в читальном зале.

8.Шубаев Л.П. Общее землеведение. М. Высшая школа. 1969. 347 с.

                                                                                                                                             

Материалы по организации   итогового контроля

Вопросы экзаменационных тестов

1. Главной задачей землеведения является

2. В процессе длительного развития Земли на ее поверхности   возникла целостная природная система, которую называют

3. Укажите истинную форму земли

4. Внутренне строение Земли       

5. Укажите планету типа Юпитер

6. Укажите планету земной группы

7. Солнце является

8. Сколько планет входит солнечную систему?

9. Сколько материков на планете Земля?

10. Спутник планеты Земля

11. Земная кора вместе с верхней частью мантии называется

12. Одна из крупных рек Казахстана

13. В какой ландшафтной зоне располагается  г. Семей?

14. Величайшее озеро на границе Европы и Азии

15. Какие почвы преобладают в Семипалатинском регионе

16. На сколько океанов разделен Мировой океан? 

17. Водная поверхность составляет … % поверхности планеты

18. Поверхность суши составляет … %

19.Почвенный тип Казахстана

20. Что такое астрономический год, и чему он равен?

21. Что такое 1 синодический месяц и чему он равен?     

22. К минералам относится

23. К горным  породам относится

24. Из каких слоев состоит атмосфера

25. Тип ветров характерный для условий Казахстана     

26. Многолетний режим погоды называется

27. Состояние нижнего слоя атмосферы          в данное время в данном месте называется

28. Вследствие тектонического движения земной коры происходит

29. Сейсмические волны, возникающие при тектонических движениях земной коры и охватывающие земную толщу называются    

30. Прибор для определения скорости ветра

31. При конденсации водяного пара на высоте образуется

32. Морские приливы связаны с движением

33. Совокупность неровностей твердой земной поверхности называется   

34. Изучением горных пород занимается

35. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости - это     

36. В республике Казахстан равнинные области занимают … % территории

37. В республике Казахстан горные районы занимают … % территории

38. Географическая оболочка включает

39. Гидросфера - это

40. Чем споровики отличаются от других простейших    

41. Какие органоиды присущи простейшим для передвижения и захвата пищи

42. К моллюскам относится

43.Какой образ жизни ведет коралловые полипы

44. У каких червей самый высокий уровень организации?

45. К хрящевым рыбам относятся

46. Признаки характерные для хордовых     

47. Кто относится к китообразным

48.Для каких представителей животных характерно внутренне оплодотворение?

49. Кровеносная система птиц и млекопитающих

50. Тип питания земноводных

51. Экологический тип дятла

52. К теплокровным хордовым относится

53. Компоненты экосистемы, использующие готовые органические вещества

54. Сигналом к сезонным изменениям растений и животных является

55. Какую основную функцию выполняет газовый пузырь у рыб?

56. Кто является консументом 1 порядка  пищевой цепи включающей травянистые растения, саранчу, паука-крестовика, воробья, ястреба?

57. Какие органы выделяют яд у змеи?

58. Какая осетровая рыба обитает в Семипалатинском регионе?

59. Какой вид птиц является гнездовым паразитом?

60. Где развивается потомство рака?

61. Как дышит гидра?

62. К ядовитым змеям относится?

63. Как происходит заражение аскаридой?

64. Какие железы наиболее характерны для млекопитающих

65. Какой из признаков наиболее характерен для птиц?

66.Какая птица относится к промысловым?

67. Копытное млекопитающее Казахстана

68. Стадии развития насекомых с неполным превращением

69. Регенерацией у животного называется

70. Какие экологические типы млекопитающих вы знаете?

71. Водные организмы, обитающие в придонном слое

72. Водные организмы, парящие в толще воды

73. Какое животное ложится в спячку? 

74. Обитатель биоценозов пустынь

75. Млекопитающее Казахстана   

76. Промысловые  животные Казахстана

77. Обитатель биоценозов степи

78. Насекомое, используемое как объект биологической борьбы с вредителями  сельскохозяйственных растений

79. Наука, изучающая строение растений в связи с окружающей средой  

80. Как называется наука, изучающая строение растений

81. Какой органоид выполняет в клетке функцию синтеза белка?     

82. Сколько примерно  процентов воды содержится в растительной клетке

83. Назовите пигмент хромопласта       

84. К запасным питательным веществам относятся

85. К образовательным тканям относится      

86. Бесполое размножение осуществляется

87. Колючки у кактуса – это видоизменения  

88. Видоизменением корня является

89. Стержневая корневая система у растений семейства

90. Мочковатая корневая система у растений семейства

91. К коробочковидным плодам относится    

92. К ореховидным плодам относится

93. К морским водорослям относятся

94. Тело грибов называется

95. Какое заболевание вызывают у человека грибы

96. К съедобным грибам относятся       

97. К ядовитым грибам относятся

98. Лишайники  используются как индикаторы чистоты, т.к.             

99. Тело низших растений называется

100. Среди современных растений значительное место принадлежит        

101. Для какого отдела характерно образование семян

102. Есть ли цветы у папоротникообразных  

103. Голосеменные  и покрытосеменные растения заняли господствующее

положение, т.к. имели     

104. К покрытосеменным растениям относится

105. К подцарству низшие растения относится отдел      

106. К подцарству высшие растения относится отдел

107.Бесполое поколение в цикле развития высших растений называется   

108. К вегетативным органам растения относятся

109. Какое семейство относится к  классу двудольных?  

110. Какое семейство относится к классу однодольных?

111. Основная единица систематики растений

112. Совокупность видов растений произрастающих на данной территории     

113. Зона растительности выделяемая на территории Казахстана

114. К голосеменным растениям относится    

115. Для каких растений характерен симбиоз?

116. Область распространения вида

117. Сколько ног имеют насекомые?

118. Для какой природной зоны характерны черноземные почвы?

119.С чем связано образование метаморфических горных пород?

120. Формы рельефа связанные с ветровой деятельностью

121. Часть речной долины, заливаемая во время половодья

122. Самое большое озеро в мире

123. Обилие мхов, лишайников и карликовых деревьев характерно для природной зоны

124. У какого животного клетка выполняет все функции живого организма?

125. Литосфера – это?

126. Двудомные растения

127. К горным породам магматического происхождения относятся

128. Что общего у птиц и пресмыкающихся?

129. Представители костных рыб

130. При какой картографической проекции меридианы и параллели образуют сеть прямоугольников?

131.Крупнейшим  животным нашей планеты является

132.Метаморфически  горные породы  образуются в результате

133.Что такое карст

134.Что общего у птиц и пресмыкающихся

135.К костным рыбам относится

136.Площадь суши, с которой река собирает воду называют

137.Меандры - это

138.Понижение в рельефе, в котором находится вода в реке

139.К водопроницаемым грунтам  относится

140.Внутренние водоемы со стоячей  или мало проточной водой

141.Озеро Аральское

142.Современные ледники занимают около …% суши

143.Часть речной долины, заливаемая водой во время половодья -..

                                                                                             


Ұқсас жұмыстар

Орындаушы механизмдердің құрылымының принциптері
Орта мектеп оқушыларына кәсіби бағдар беру жұмысын ұйымдастырудағы педагог-психологтың қызметі
Жоғары сынып оқушыларының мамандық таңдаудағы процесіне мектеп психологының әсері
E-LEARNING -ДЕ БІЛІМДІ БАҚЫЛАУ ЖҮЙЕСІН ҚҰРУ
Бастауыш мектеп оқушыларының математикадан білімдерін тексеруде тест әдісін қолдану ерекшеліктері
Фармацевтикалық қызметті ұйымдастыру негіздері. Дәрістер курсы
Көпдеңгейлі тапсырмаларды дайындаудың ерекшеліктері
Информатика пәні бойынша лекциялар жинағы
Баскетбол сабақтары туралы ғылыми-педагогикалық және техникалық көзқарас
E-leaning - де білімді бақылау жүйесін құру