Этапы развития информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Созданные отнюдь не для нужд системы образования современные коммуникационные технологии ведут к подлинной революции в образовании. В настоящее время информационные и коммуникационные технологии значительно влияют на изменения в обществе. Необходимо заметить, что это отнюдь не новое явление. Эти технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык. Исторически сложилось представление о важнейшей функции языкапередаче и сборе с его помощью знания, то есть как о специфической системе связи, коммуникации. Помимо языка для создания и сбора знаний, их хранения, поиска и передачи всегда требовались некие дополнительные средства, которые, собственно, оказывали большое влияние на социальную среду. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet – вот наиболее впечатляющие примеры этой эволюции в передаче знаний. В этом плане нельзя говорить, что мы живем в век информации и коммуникаций. Информация и коммуникации были всегда, а наше общество уникально тем, что сейчас происходит беспрецедентно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся исключительно богатыми и разнообразными. Такие темпы развития – менее чем за поколение, имеют только один исторический аналог, поскольку из всех открытий, ранее оказавших влияние на всемирный обмен информацией, важнейшим является изобретение печатного станка - в 1457 году в г. Майнц Иоанном Гуттенбергом.

Выделенные в качестве отдельной категории ИТТ, инструментальные средства коммуникационных технологий включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.

Электронная почта (e-mail) – это асинхронная коммуникационная среда, в которой для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединений от одного ко многим получателям. Эти особенности ее работы целесообразно использовать и для установления обратной связи между обучающими программами и одним или несколькими обучаемыми, независимо от их физического расположения. Электронная почта также широко применяется для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Электронная конференцсвязь – асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для обмена идеями. Это средство предоставляет пользователям некий структурированный форум, где можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Асинхронность способствует рефлексии и продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.

Видеоконференцсвязь – в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост). Основное препятствие для широкого использования – дорогое оборудование, которое не всегда доступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения.

Компьютерные коммуникации выступают также как средство доступа к такой технологии Internet, как WWW (World Wide Web), или Всемирной Паутине, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками. WWW поддерживает, наряду с текстами, графикой и мультимедийные страницы. Это отнюдь не пассивный ресурс, а среда, в которой можно заниматься поиском информации, вступать в контакт с другими лицами или интерактивными программами, отвечая на вопросы или заполняя специальные формы на Web-страницах, создавая страницы и размещая их в WWW для последующего использования в учебном процессе.

К числу базовых также относят следующие технологии Internet:

FTP (англ. File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - технология передачи по сети файлов произвольного формата;

IRC (англ. Internet Relay Chat - поочередный разговор в сети), или чат - технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность общаться с другими людьми по сети в режиме прямого диалога.

Internet-технологии как часть общей информационной культуры учителя и учащихся.

Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты рассматривают технологии Internet, как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера. И, соответственно, понятие информационная культура нельзя сегодня рассматривать в отрыве от знания технологических возможностей Internet.

Заметим, что, в свою очередь, понятие культура трактуется по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере. Культура – это высшее проявление человеческой образованности, включая личностные качества, и профессиональной компетентности. В контексте такого понимания для становления современного учителя как личности просто необходимым становится его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям технологий Internet, его подлинная информационная культура, которая открывает ему и его ученикам путь к решению высших задач сферы образования – от диалога людей и культур к взаимообогащению ценностей и смыслов человеческой жизни.

Говоря об учащихся, было бы более корректно обсуждать вопрос достижения ими определенного уровня информационной грамотности, помня о том, что культура занимает значительно более высокую позицию в цепочке грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет, характеризующей структуру становления личности.


Ұқсас жұмыстар

ОРТА МЕКТЕПТЕ АҚПАРАТТЫҚ-КОММУНИКАЦИЯЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ҚОЛДАНУДЫҢ ТЕОРИЯЛЫҚ НЕГІЗДЕР
Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
Қашықтықтан оқыту бойынша оқытушылардың кәсіби құзырлылығын қалыптастырудың теориялық және әдіснамалық негіздері
Бастауыш мектепте математиканы оқыту ерекшеліктері
Ашық интерактивті тапсырмалардың компьютерлік бағдарламаларын жасаудың әдістемесі (алгебраны оқыту мысалында)
Түсіну дағдысын дамытуда мультимедиалық құралдарды пайдаланудың маңызы
Жоғары сынып оқушыларына ағылшын тілін үйретуде іскерлік ойын элементтерін қолданудың өзгешеліктері
Бастауыш мектепте электронды оқыту жүйесін қолдану ерекшелігі
Қашықтықтан оқыту технологиялары негізінде студенттердің танымдық іс- әрекетін қалыптастыру
Ақпараттық оқу дайындықтарды пайдалану