«История создания физического воспитания в Казахстане»

1.      Мировая история физического воспитания.

2.      История советской системы физического воспитания.

3.      Система физического воспитания в Республики Казахстан.

С помощью этнографических и археологических изысканий, многочисленных исследований в области истории физической культуры и военного дела установлено, что элементы физической культуры появились еще на ранней ступени развития общества, когда труд человека стал неотъемлемым условием освоения природной среды. Умелое владение орудиями труда, оружием, высокая физическая подготовленность человека становились определяющими факторами в успешном ведении охоты, земледелия, боевых действий. В процессе освоения природы совершенствовались формы ведения хозяйства и орудия труда. Возникла необходимость передачи жизненного опыта в применении орудий труда, способов ведения охоты и боевых действий подрастающему поколению. Так постепенно сформировалось одно из ведущих направлений физической культуры – физическое воспитание, которое на начальном этапе носило чисто прикладной характер и было связано с физической подготовкой.         Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние говорили: «Historia est magistra vita» — «История — наставник жизни».
Термин «культура» латинского происхождения, первоначально означал разделывание и обработку почвы. Культура — это основная первопричина, определяющая потребности и поведение людей. Основной движущейся силой развития культуры являются возрастающие людские потребности.
Так, в условиях первобытнообщинного строя первостепенной потребностью людей являлось удаление голода и жажды, в связи с этим физические упражнения представляли собой имитацию охоты.
При рабовладельческом строе у человека возникла необходимость сохранения своей безопасности, в связи с этим появилась физическая культура военной направленности.
Во времена феодального строя, по мере появления у людей духовных потребностей, физическая культура начинает включать в себя рыцарские турниры.
Капиталистический и социалистический строй ознаменовались тем, что человеческим потребностям стало присуще самоутверждение и общественное признание. Физическая культура этого исторического периода, способствовала удовлетворению социальных потребностей людей и их самоутверждению. Победителей в те времена восхваляли, награждали, и они становились объектом всеобщего признания. Роль физической культуры состояла также в удовлетворении потребностей общества в культурно-зрелищных мероприятиях.
В настоящее время спорт способствует саморазвитию и самореализации личности спортсменов и специалистов физической культуры. Кроме того, физическая культура выполняет одну из самых важных социальных функций человечества – укрепление здоровья нации и будущего поколения страны.
Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблен в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России этот термин стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Физическая культура — часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает в себя систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы — солнца, воды и воздуха — в целях оздоровления и закаливания организма.
Термин спорт происходит от латинского слова disportare — развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также нормы и достижения. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет ее.
История физической культуры — это интересная и увлекательная наука, часть общей человеческой культуры. Это наука о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества; она дает научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества. История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры с древнейших времен и до наших дней.
Суть дисциплины истории физической культуры состоит в том, чтобы узнать какую роль, играла физическая культура в жизни общества на всех этапах его развития.
Для чего нужно изучать эту дисциплину? Знание предмета «История физической культуры и спорта» необходимо в первую очередь потому, что данная учебная дисциплина является отправной точкой для изучения практически всех предметов экономических направленностей. Именно с изучения культурных и исторических традиций того или иного населенного пункта следует начинать любое предпринимательское дело, поскольку исторический менталитет местных граждан имеет немаловажное значение для успешного развития бизнеса.
Этот предмет, как не что иное, помогает будущим специалистам лучше узнать свою профессию, с исторической точки зрения повысить свой квалификационный уровень в сфере физической культуры и спорта.
На состояние и развитие физической культуры и спорта оказывают влияние экономические, политические, идеологические, географические факторы, национальные особенности, а также состояние науки и культуры.
1.2.Курс истории физической культуры и спорта состоит из трех частей:
1. Всеобщая история физической культуры и спорта.
2. История физической культуры и спорта в СССР и в России.
3. История международного спортивного движения.
Первая часть «Всеобщая история физической культуры и спорта» состоит из подразделов:
- физическая культура в первобытнообщинном и рабовладельческом строях (физическая культура древней Греции);
- физическая культура в Средние века;
- физическая культура в Новое время;
- физическая культура в Новейшее время.
Вторая часть «История развития физической культуры и спорта в СССР и в России» включает в себя:
- физическую культуру во время революции 1917 г. и в годы Великой отечественной войны;
- истоки возникновения и развития предпринимательства и коммерциализации в спорте в России;
- физическую культуру и спорт в современной России.
В третьей части «История развития международного спортивного движения» рассматриваются вопросы:
- международное спортивное движения до Второй мировой войны и после нее;
- возникновение Олимпийского движения и его развитие на современном этапе.
В данном лекционном курсе в ходе исторической периодизации одновременно рассматриваются все три вышеуказанные части (направления) развития физической культуры.
Для изучения данной дисциплины характерен системный подход. Под системой принято понимать комплекс взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Речь идет об упорядоченной совокупности структурных и функциональных элементов информации. В системе изучение ее элементов в отдельности друг от друга не имеет смысла. Функционирование системы невозможно без воздействий внешней среды. Например: человек является сложной системой. Социологический фактор существования человека заключается в том, что он не может существовать в отдельности, вне общества, а общество, в свою очередь, не может существовать без законов, правовых норм и т. п.; биофизиологический фактор означает, что все органы человеческого организма взаимосвязаны друг с другом, они не могут существовать в отдельности.
Создавшиеся исторические условия порождали различные системы физического воспитания. Например: в доклассовом обществе элементы системы характеризовались, прежде всего, тесной связью с трудовой деятельностью людей. В играх и упражнениях люди отражали конкретные сцены охоты или другого вида их деятельности. Об этом свидетельствуют археологические раскопки (различные рисунки на камнях), которые можно обнаружить практически повсеместно на земном шаре.
С появлением классового общества, рабовладельческого строя, в развитии физической культуры появилась военная направленность. Содержание рабов в страхе и повиновении, защита интересов своего государства от вражеских нападений способствовало появлению холодного оружия (меч, лук, щит, копье).
Военная направленность оставалась лидирующей и при феодальном строе, отличие состояло лишь в том, что при рабовладельческом обществе физическая культура (прежде всего, культурно-массовые мероприятия – турниры, состязания), служила удовлетворению потребностей господствующего класса в зрелищах. Считалось, что рабы приравнивались к скоту и вообще не могли иметь своей культуры, в том числе и физической. Именно при феодализме крепостные и ремесленники создают свою культуру, в частности физическую. Зарождается система физического воспитания трудящихся людей.
При капиталистическом строе впервые господствующий класс начинает проявлять заинтересованность в физическом воспитании народных масс. В этот период укрепляется взаимосвязь между системой физического воспитания и общественной жизнью всех слоев общества. В этом и заключалось коренное отличие рассматриваемого периода от предшествующих эпох.
Важно иметь в виду, что, во-первых, здесь фигурирует политический аспект. С помощью средств физической культуры буржуазия отвлекала трудящихся от отрицательных сторон «дикого» капитализма. Во-вторых, средства физической культуры использовались для подготовки молодежи к военным действиям. И, в-третьих, капиталисты осознали, что с помощью «здоровой» рабочей силы произойдет увеличение трудодней, что будет способствовать росту производительности труда и, соответственно, доходов бизнесменов.
Социалистическая система, прежде всего, славилась спортом высших достижений, массовостью в спорте, фанатизмом в Олимпийском движении. Первоначально физкультурно-спортивная и оздоровительная работа с населением была направлена на подготовку людей к предстоящему рабочему дню, а также на подготовку победителей на международной спортивной арене. Занятия физическими упражнениями в свободное от работы время практически не рассматривались как вариант проведения досуга в активном стиле и удовлетворения потребностей населения в здоровом образе жизни. Также физкультурно-спортивная сфера деятельности категорически не рассматривалась с точки зрения предпринимательства и бизнеса.
Однако распад Советского Союза и переход к рыночным отношениям внес свои коррективы в развитие массового спорта и спорта высших достижений.
Разразившийся бум здорового образа жизни в экономически развитых странах, не оставил равнодушными и российских граждан. Появившиеся за последние три-четыре десятилетия новые формы услуг в сфере физической культуры и спорта способствовали формированию интереса у многих россиян к занятиям физическими упражнениями в фитнес-клубах, основу функционирования которых составляют членские взносы клиентов.
На современном этапе развития общества появилось множество профессиональных спортивных клубов, которые развиваются по законам бизнеса, имеют своих владельцев и практически не финансируются из бюджета страны, а существуют за счет эффективной маркетинговой политики и клубного менеджмента.
История физической культуры и спорта взаимосвязана с такими науками, как философия, культурология, социология и общая история.
Предпосылками к возникновению физической культуры в обществе явилось стремление к взаимному общению, а также духовные потребности. Они способствовали формированию физической культуры как общественного явления.
Основными задачами физической культуры на современном этапе является:
- укрепление здоровья населения;
- снижение заболеваемости;
- повышение работоспособности;
- удовлетворение потребностей населения в здоровом образе жизни;
- удовлетворение потребностей населения путем проведения спортивно-зрелищных мероприятий;
- организация активного отдыха.

                                      Физическая культура в древнем мире
2.1.Истоки и причины возникновения физической культуры

Человек стал человеком, не только в ходе развития труда, но и в ходе развития самого человеческого тела, организма, как главной производственной силы.
В древнем мире первоначальным источником существования стала охота на крупных животных. В частности, для перехода по рыхлому снегу и поднятия тяжелого оружия из дерева, камня, костей животных нужна была сила. Для преодоления водных пространств и болотистых мест были необходимы навыки плавания. Физическая культура становится общественной формой добывания пищи.
Постепенно возникли условия для того, чтобы процесс обучения и передача опыта организованно отделились от непосредственной работы. Применение бега при охоте или при спасении от противника, прыжки через препятствия, различные движения при проведении магических действий способствовали возникновению таких разновидностей физической культуры, как бег на расстояние, прыжки в длину и высоту, метание (имитационные движения во время танцев).
Благодаря найденным при раскопках предметам древней культуры можно проследить за ее развитием начиная с 150 000 года до нашей эры. Например: 120 000 лет до н. э. был изобретен лук. На основе археологических раскопок относящихся примерно к периоду 40 000 лет до н. э. можно констатировать, что физическое развитие человека более поздней древней эпохи сопровождалось магическими действиями.
На следующих этапах (8000-3000 лет до н.э.) главным источником существования стало земледелие и животноводство. С уходом в прошлое первобытнообщинного строя (с VII тыс. лет до н. э.) и развитием пастушества, облавной охоты, у людей стал появляться интерес к верховой езде.
С появлением частной собственности возникают церемонии посвящения мужчин в воины. Впоследствии практика подобных церемоний стала общепринятой, в этот период появились первые соперничества и состязания.


2.2.Физическая культура в родовом обществе

В родовом обществе возникает новая форма социальной организации, вступает в силу ведение общего хозяйства. В связи с этим, быту древних людей становится присуща облавная охота, разнообразное метание.
Австралийцы, например, в своих обрядах (при рождении человека, переходе из одной группы в другую, принятии в племя) руководствовались принципами количественного участия. Во время посвящения в ходе совершения обрядов происходило поражение животного на песке, подбрасывание посвященного в воздух, бег и прыжки, охотничьи пляски, борьба, бег с препятствиями. После того, когда юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Обрядам предшествовали систематические занятия физическими упражнениями, к ним допускались лишь те юноши, которые достигали необходимой степени физической подготовленности и духовной зрелости.
У индейцев обрядам предшествовали такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, гонки на лодках, метание, игры с мячом. При совершении ритуалов посвящений широко применялись индийские танцы.
Физическая подготовка детей африканских племен отличались от тренировки силы и выносливости подрастающего поколения у других древних народов. Их собирали в команду и удаляли из селения на сборы, где упражнялись фехтованию палками и метанию в цель.
У эскимосов были широко распространены комплексные соревнования, типа простейших многоборий.

2.3.Физическая культура при рабовладельческом строе
Самая древняя цивилизация – шумерская – возникла на территории древней Месопотамии, (около 4 тыс. л. до н. э.), в долине рек Тигр и Евфрат (там, где в настоящее время находится Ирак и Иран, зона Персидского залива). В древней Месопотамии проживал народ — шумеры. Армия набиралась из свободного сельского населения. Поскольку физические упражнения непосредственно были связаны с военной подготовкой в армии, была велика ее роль в развитии физической культуры.
Именно в Месопотамии произошли революционные изменения в развитии физической культуры. Благодаря колеснице, которая была изобретена 2000 лет до н. э. появились такие состязания, как гонки на колесницах, стрельба на кольцах, конное поло.
Ритуальные состязания проводились в новогодние праздники, они более чем на 1000 лет превзошли Олимпиады античных греков.
После воздвигнутой шумерами цивилизации, которая впоследствии перешла во владение древней Персии (2000 лет до н. э.), дети стали обучаться в специальных воспитательных домах, где они постигали метание, бег, верховую езду, стрельбу из лука. Эта традиция дошла и до наших времен: общеизвестно, что и сейчас существуют школы-интернаты для спортсменов, училища Олимпийского резерва, где спортсменам создаются лояльные условия для совмещения занятий спортом с учебой.
Цивилизация на территории Древнего Египта возникла спустя 500 после шумерской. В конце 4-го тысячелетия до н. э. царь Менес основал первую единую египетскую империю. Очередным царем Древнего Египта имел право быть тот из аристократов, который побеждал в спортивных состязаниях по силе, ловкости, бегу, прыжкам, акробатике и т.п. Изображения, извлеченные в наше время из гробниц, свидетельствуют о владениях фараонами техникой борьбы и об их хорошей физической подготовке.
В отличие от Месопотамии, где физической культурой занималось сельское население, в Египте это было обязанностью рабов, которые должны были развлекать богатых на спортивных праздниках. В те времена представители верховной знати погрязли в пиршествах и празднествах, что и послужило причиной восстания рабов под предводительством Спартака.
Индия возникла приблизительно в период от 2000 до 1200 лет до н. э. Там впервые были введены занятия по физической культуре, которая включала оздоровительную гимнастику, точечный массаж, йогу, танцевальное искусство.
В Китае цивилизация возникла 3 тысячелетия до н. э. Уже в 2698 г. до н. э. была написана книга под названием «Комфу». Лечебная гимнастика, болеутоляющий массаж, танцы и боевые искусства составляли физическую культуру Китая.

2.4.Физическая культура в Древней Греции

Греки считали, что боги любят сильных и ловких, поэтому соревнования атлетов были частью религиозных обрядов. Сила, ловкость, выносливость, храбрость очень высоко оценивались обществом, и как, считали сами греки, повышали боеспособность воинов.
Еще до того, как Греция стала единым государством, его территория была разделена на полисы, в которых преобладало женское население. Это стимулировало мужчин проявлять заботу о своем физическом состоянии. Большое внимание уделялось молодым воинам. В таких условиях происходило формирование системы физического воспитания.
В период расцвета древнегреческой культуры (V-VI вв. до н. э.) сформировались города, в которых греки получали образования — Афины и Спарта. Все остальные греческие государства (полисы) вступали в союз с этими городами.
Родоначальники афинского образования считали, что городу нужны были не только физически сильные воины, но и хорошо образованные. В частности, они должны были обладать искусством ведения переговоров с торговцами, заниматься торговлей, управлять кораблями, общаться с представителями других государств.
С 7 до 14 лет юноши обучались в гимнастических и грамотных (как их тогда называли) школах, в том числе музыке и пению. С 16 лет они посещали гимназию, где в течение 2-х лет обучались, так называемой «эфебии», т. е. усиленной военной подготовке.
Родоначальники спартанского образования выбрали несколько иное направление. У них много внимания уделялось физической закалке ребенка. Здоровых и крепких детей оставляли в живых, а слабых с рождения безжалостно уничтожали. В семье мальчик воспитывался до 7 лет, где родители его готовили к предстоящей суровой жизни (спали в холоде, на камнях и т. п.). С 7 лет мальчики жили уже вне семьи и воспитывались под руководством специальных учителей. С 14 лет начиналась военная служба, обучение владению оружием. В процессе обучения устраивались различные соревнования, когда они заканчивались победителей восхваляли, а слабых высмеивали. Девочки наравне с мальчиками участвовали в соревнованиях и различных состязаниях.
Несмотря на существенные различия, в спартанском и афинском образовании существовала одна общая цель — подготовка к войне, поэтому практически средства физической подготовки были однотипны. К ним, в частности, относилась древнегреческая гимнастика.
В Греции сам процесс физического воспитания назывался гимнастикой (от греч. «гимнос» — голый). Греки считали, что во время выполнения физических упражнений одежда сковывает движения, поэтому они предпочитали заниматься физкультурой в обнаженном виде. Все физические упражнения делились на три вида (см. табл. 1).

2.5.Олимпийские игры и другие соревнования в Древней Греции

Главным образом, все соревнования в Древней Греции посвящались божествам или памяти погибших воинов, они же являлись важной частью религиозных обрядов (игры не входили в эти соревнования). Такие состязания были внутренними. Они проводились с участием представителей других полисов и назывались агонами, а подготовка к ним агонистикой. Олимпийские агоны имели большое политическое значение, поскольку во время Олимпиад прекращались все войны. На протяжении игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами-полисами.
Время греки исчисляли четырехлетними периодами – Олимпиадами, в каждой из которых проводилось традиционное празднество, посвященное богу Зевсу, жившему по представлению греков, высоко на горе Олимп. Празднества эти, в последствия получили название Олимпиады и проводились у подножья горы Кронес, на берегу реки Алфей. Всего 293 раза встречались древние атлеты в спортивных поединках. Олимпийские игры древности собирали зрителей до IV в. н. э. Стадион вмещал до 50 тыс. зрителей. В нем имелись специальные места для тренировки и жилья участников игр. Первоначально игры проводились в беге на одну стадию (192,17 м.). Так возникло хорошо всем знакомое слово «стадион». В последующем бег увеличился до двух стадий (с поворотом) — «диаулос», бег на выносливость — от 8 до 24 стадий — «долихондром». Потом присоединилась борьба, кулачный бой, гонки на колесницах и пятиборье – «пентатлон», в которое входило: бег на одну стадию, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба.
Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки. Рабов и женщин к соревнованиям не допускали. По условиям участники игр должны были, готовясь к соревнованиям, тренироваться 10 месяцев вне Олимпа, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением специально назначенных для них элланодиков — жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посещались игры.
Первые сведения об Олимпийских соревнованиях относятся к 776 г. до н. э.. Возможно, они проводились и раньше, но с этого года велась запись победителей. Философ Аристотель, ученик царя Александра Македонского, один из первых предложил составлять список победителей Олимпийских игр. Победа на Олимпийских играх была не менее почетной, чем победа на войне. Победителей прославляли, ставили в честь них монументы, избирали на почетные должности. Наградой служил венок из лавра (лавровый венок, или лавровая ветвь).

2.6. Причины упадка физической культуры в Древней Греции

Расцвет игр приходился на V в. до н. э., период, когда греческие города-государства вели напряженную борьбу против персидских завоевателей. Причиной же упадка физической культуры в Древней Греции послужило расслоение общества на бедных и богатых, когда произошел раскол рабовладельческого общества. Богатеющая верхушка начинала отклоняться от несения военных обязанностей. Именно в это время появились наемные войска и спортсмены–профессионалы, стали возникать специализации по видам спорта. Ослаблялось значение традиций физической культуры, посвященных религии. Соревнования атлетов все больше походили на обычные зрелища.
Повсеместный общий кризис приводил к ослаблению развития физической культуры во всех полисах, что дало возможность македонским царям — Филиппу и Александру воспользоваться ситуацией и объединить все полисы в единое государство — Грецию. После смерти Александра Македонского империя опять распалась на множество государств и, не выдержав конкуренции с растущей Римской державой, в конечном счете, присоседилась к ней. Таким образом, в состав Римского государства с середины II-го века до н. э. входила Греция.
Физическая культура в Древнем Риме. История Древнего Рима насчитывала два основных периода:
- царский период;
- период республики;
Царский период (XIII-XI вв. до н. э.) характеризуется эпохой разложения родового строя и появлением Римского государства. В этот период интенсивно развиваются соревнования — гонки на колесницах, метание копья, кулачные бои, соревнования всадников и др.
В период республики (VI-I вв. до н. э.) в физической культуре наиболее ярко был выражен военный характер. В Риме, в отличие от Греции, система физического воспитания не была обязательной. Именно в Риме зародились первые частные школы, где мальчики из зажиточных семей имели возможность получать хорошую физическую форму. Имели место попытки возрождения Олимпийских игр, но, к сожалению, они не увенчались успехом.
В период республики были построены первые спортсооружения, наподобие современных стадионов и цирков. Система военно-физической подготовки достигла своего совершенства. В те времена в Римской Армии для выполнения физических упражнениях широко применялись снаряды, например, штурмовые лестницы, чучела для нанесения ударов кулаками.

Тема III. Физическая культура в средние века (V-XVII вв.)

Физическая культура в средние века разделялась на три периода:
- период становления феодализма (V-X вв.);
- период расцвета феодализма (XI-XV вв.);
- период заката феодализма (XV-XVII вв.)
К 1000 г. н.э. феодальный строй укрепился уже практически по всей Европе. Армия уже перестала быть вольнонаемной. Так называемые пехотинцы нужны были для производства холодного оружия. В остальном превосходство отдавалось «рыцарям в латах». Появились такие народы, как мавры (герой кинофильма «Отелло» является мавром — это смесь арабов с коренным африканским населением), нормандцы (викинги), французы.
Получившие за военную службу поместье и рыцарский титул воины попадали в вассальную зависимость от короля. Таким образом, в XI-XII вв. рыцарство распространилось уже по всей Европе. Для координации оборонной и боевой подготовки создавались самостоятельные религиозные и гражданские рыцарские организации. Внутри дворянства рыцарство представляло собой замкнутую феодальную военную систему.
3.1.Рыцарские турниры и другие состязания в период Средневековья
Первые рыцарские турниры появились в конце XI-го века, во Франции, в Провансе. Рыцарские состязания разделялись на групповые и парные. Парные состязания заключались в том, что один из рыцарей в полном вооружении с помощью острого или тупого копья должен был выбить соперника из седла. Нередко случалось, когда один из рыцарей на скаку не попадал в другого рыцаря копьем. Потеряв, таким образом, равновесие от сильного толчка, он падал вниз головой на землю. Такой исход сражения считался постыдным, и победитель забирал себе лошадь и все снаряжение побежденного.
К иной форме состязаний относилась турнирная игра или массовая схватка. В данном случае, в зависимости от договоренности использовались, как тупые, так и острые копья. Несмотря на тщательно разработанные правила и прочные латы, массовые схватки были очень опасным развлечением.
В XV-XVI вв. рыцарские турниры начинают приобретать наживной характер. Теперь в них участвовали не только аристократы. Устанавливались первые правила игры: место состязания осматривалось, использовались различные виды оружия, наносить удары в запретные части тела не разрешалось. В этот период турниры носили разбойный характер, а своей целью нередко ставили получение руки и сердца дочери какого-нибудь монарха.
Рыцарские войска потерпели свое поражение во время войн со швейцарской, английской и турецкой пехотой и, соответственно, утратили свою значимость. Позднее, когда было изобретено огнестрельное оружие (в XIV в.) рыцари уступили первенство в военном деле стрелкам, т. е. пехоте. Возвращаясь с крестовых походов, по всей Европе они распространили конное поло. Наряду с многодневной охотой при дворе организовывались состязания по прыжкам, бегу, борьбе и метанию. Кроме того, преобразования в придворной жизни оказали влияние и на развитие танцевальной культуры (появились танцы с притопами, подскоками и т.п.).
В это время из мелких раздробленных княжеств постепенно образовывалось централизованное государство, во главе с монархами, куда и переходили на службу рыцари, образуя дворянское сословие. Ремесленники и торговцы, выходцы из крепостных крестьян, по разным причинам освободившиеся от крепостной зависимости, объединялись в добровольные «братства» для проведения совместных тренировок стрелков и фехтовальщиков, с целью защиты горожан от нападения феодалов-рыцарей.
В дни проведения ярмарок возникли договорные, постепенно перешедшие в современные, правила проведения спортивных состязаний. Вначале они носили развлекательный характер и организовывались после рабочего дня, затем они проводились в специальные отдельные дни недели.
В рассматриваемый нами период появились бродячие акробаты, которые пользовались большой любовью у горожан. Иногда по этому виду спорта проводились соревнования. Уже достаточно серьезные по тем временам соревнования проводились по фехтованию и стрельбе из арбалета.

3.2.Физическая культура в период разложения феодализма
и зарождения капитализма

В основе развития физической культуры этого периода лежит борьба народных масс с религиозными средневековыми идеологиями. Появилось и интенсивно развивалось учение гуманистов, суть которого заключалось в том, что средства физического воспитания использовались не в военных целях, а для укрепления здоровья. Однако написанные гуманистами произведения были на латинском языке, это означало, что их учение не имело отношения к простому народу, так как простой народ в то время был абсолютно безграмотный.

3.3.Физическая культура в период перехода от Средневековья
к Новому времени

Этот исторический период характеризуется превращением спортзалов в театральные помещения и в залы для проведения балов. Нормы тогдашнего поведения стали служить препятствием для развития физического воспитания в западных странах. В то же время только в Европе, в XIX веке, в сфере физической культуры период перехода от Средневековья к Новому времени характеризуется определенным прогрессом в развитии системы современного здравоохранения и школьного физического воспитания.
В XIX веке в западной Европе понятия «джентльменского» и «любительского» спорта практически являлись синонимами. Поскольку денежные призы рассматривались как награда, а не как средство к существованию. Любители называли себя джентльменами.
В период перехода от Средневековья к Новому времени (в 1640 г.) в Англии произошла буржуазная революция, к власти пришли пуритане, которые были против всякого рода празднеств и развлечений. Ограничивая в наиболее развитых промышленных районах страны проведение традиционных народных игр и обычаев, они сократили число прежних спортивных праздников до минимума.
Таким образом, пуритане разрушили основы физической культуры, заложенные при феодализме, однако были склонны к компромиссу. Именно в этот период во время конных скачек, соревнований по бегу и боксу заключались пари на огромные, по тем временам, суммы денег. В профессиональном спорте существовала простейшая формула: боксер (продавец) — менеджер (посредник) — зритель (покупатель). Также аристократия нашла применение физической культуры в охотничьих закрытых клубах, в клубах верховой езды, катании на коньках, в яхт-клубах.
В 60-е годы XVIII столетия атлеты требовали официально отделить профессионалов от любителей спорта. В 1867 году в Лондоне основался любительский атлетический клуб, в уставе которого было зафиксировано, что платный тренер, а также лица, принявшие деньги в качестве вознаграждения за победу в соревнованиях в прошлом, не могут участвовать в состязаниях любителей.
Следует отметить, что уже в 1824 г. в г. Нью-Йорке проводились соревнования гребцов, на которых присутствовало около 50 000 зрителей, и разыгрывался денежный приз в размере 1000 долл. США.
Немаловажное значение в развитии физической культуры сыграл бокс. Этому способствовали футбольные игры, когда во время матча, свои негативные эмоции болельщики сопровождали кровавыми жестокими драками. Отсюда берет свое начало кулачный бой, который впоследствии перерос в вид спорта — бокс. Во время проведения поединков по боксу, были введены правила: не разрешалось хватать противника за волосы, душить его и бить ногами. Бокс считался престижным видом спорта и одновременно решал вопрос средства защиты. Благодаря боксу было отменено ношение остро режущих предметов.
В начале 18 века возник союз профессиональных бегунов, для которых было характерно проведение тренировок два раза в день. Этому явлению способствовало получение рабами независимости (речь идет о так называемых скороходцах) от своих господ. В 1806 г. в свет вышла книга «Атлетические упражнения», в содержании которой подробно описывалась подготовка спортсменов к соревнованиям.
Некоторые аристократические круги занимались меценатством и покровительствовали гребле.
В 1742 г. возникло первое в мире общество фигурного катания. Для того чтобы войти в него, нужно было заплатить высокие членские взносы и пройти приемные испытания.
Правила современных спортивных соревнований, в первую очередь, издавались на основе развития коммерциализации спорта, учитывалось мнение судей и людей, которые заключали пари (сделки) на большие суммы денег. В 1727 г. стали издаваться программы спортивных соревнований на год вперед.

После отмены крепостного права в России была проведена школьная реформа и физическая культура заняла свое место в системе народного образования. Крупный вклад в теорию и практику физического воспитания внес выдающийся русский анатом, физиолог и педагог П.Ф. Лесгафт (1837-1909). В 19 веке в России создаются первые спортивные кружки и клубы, возникает спортивно-гимнастическое движение. Широкое распространение получили гиревой спорт, спортивное плавание, борьба, коньки. После октября 1917 года начался новый этап в развитии физической культуры. На сиену дореволюционному физическому воспитанию и спорту, которые были недоступны широким массам и весьма ограничены по своим масштабам, не имели серьезного научного обоснования, пришло народное физкультурное движение. Его цель выла сформулирована в первых директивных документах Советского правительства – обеспечить подготовку физически крепких, всесторонне развитых людей. 1923-1924гг. крупные соревнования – Всесоюзные праздники физической культуры. Таким образом, физическая культура стала обретать свои новые черты – массовость, народность и общедоступность. В 20-е гг. были приняты меры по ускоренному развитию физкультурного движения. В 1923 году был создан Высший совет по физической культуре при ЦИК РСФСР. В 1925 году было принято Постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры», Постановление ЦК РКП(б) «О физкультурном движении» сыграло определенную роль в создании по инициативе Ленинского комсомола Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В марте 193г. был утвержден комплекс ГТО. В 1934г. по предложению ЦК ВЛКСМ был разработан и утвержден комплекс испытаний для детей школьного возраста «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО). В мае 1951г. Советский олимпийский комитет вступил в Международный олимпийский комитет. Так советские спортсмены вышли на международную арену. Это событие оказало огромное влияние на развитие физической культуры, подъем ее массовости и рост спортивных результатов. Уже в 1959 году в стране проводится I Спартакиада народов СССР, в финальных стартах которой приняли участие 9244 лучших спортсмена из всех союзных республик. Последующие документы партии и правительства – Программа партии (1961), Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1966, 1968, 1981) и др. – были направлены на совершенствование системы физического воспитания, повышения массовости физической культуры и спорта, нацеливали на комплексное развитие ее массовых форм и высших достижений в спорте.

Государственная политика в области физической культуры и спорта в Республике Казахстан проводится в целях обеспечения здорового образа жизни населения, развития физической культуры и спорта и осуществляется в соответствии с принципами:

1)    Равенства и общедоступности занятий физической культурой и спортом для всех граждан;

2)    Непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения;

3)    Добровольности занятий физической культурой и спортом;

4)    Оздоровительной направленности физкультурно-спортивных мероприятий;

5)    Признания государственной, общественной и частной форм организации физической культуры и спорта;

6)    Равного уважения к массовым занятиям физической культурой, любительскому и профессиональному спорту;

7)    Приоритетности спорта высших достижений, отстаивающего честь Республики Казахстан на международных соревнованиях;

8)    Государственной поддержки и стимулирования физической культуры и спорта, поощрения спонсорской, благотворительной деятельности и меценатства;

9)    Сохранение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и других объектов для занятий граждан физической культурой и спортом в условиях изменения их форм собственности;

10) Развития народных игр и национальных видов спорта;

11) Развития научной базы для исследования проблем физкультурно-спортивного движения, спорта высших достижений и медицинского обслуживания спортсменов;

12) Развития технических и прикладных видов спорта.

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан в области физической культуры и спорта основывается на Конституции Республики Казахстан, номах международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированных Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 4. Государственная поддержка развития физической культуры и спорта.

1)    Государство регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта путем формирования государственной политики, создания соответствующего финансового, материально-технического, кадрового, научно-методического, медицинского, информационного, нормативно-правового обеспечения развития физической культуры и спорта, а также признания самодеятельного статуса физкультурно-спортивного движения в Республике Казахстан.

2)    Государство создает условия для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, спортивных и детских клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных оздоровительных лагерей, специализированных групп и школ для инвалидов, врачебно-физкультурных диспансеров, укрепления их материально-технической базы.

3)    Государство оказывает поддержку развития внешних связей физкультурно-спортивных организаций, интеграции в международные спортивные организации и учреждения, способствующие росту физкультурно-спортивного движения в Республики Казахстан.

Государство создает благоприятный инвестиционный климат для отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих свои средства в проектирование и строительство отвечающих международным стандартам спортивных сооружений, предприятий по выпуску товаров и оборудования спортивного назначения, высококачественных продуктов для спортсменов. психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.


Ұқсас жұмыстар

Ұлттық спорт пен ойындардың теориялық және педагогикалық негіздері
Ұлттық спорт түрлерінің ерекшелігі
Қазақ күресінің оқу пәні ретінде дамуы
«Дене тәрбиесі және спорттың ілімі мен әдістемесі» оқу кітабы
Педагогикалық оқу орындарындағы болашақ мұғалімдерді тұлғалық – кәсіби дамыту процесінде рухани және дене тәрбиесін интеграциялау
Ыбырай Алтынсаринның дидактикалық жүйесі
Мектеп жасына дейінгі балалардың дене тәрбиесіне деген психологиялық дайындығының компоненттерін анықтау
Жалпы орта мектептерде оқушылардың дене мәдениетін қалыптастыру
Қазақ халқы ұлттық дене шынықтыруының педагогикалық мәні
Денешынықтырудан дәрістер