«Методические принципы физического воспитания»

1.      Принцип сознательности и активности.

2.      Принцип наглядности.

3.      Принцип доступности и индивидуальности.

4.      Принцип систематичности.

5.      Принцип постепенности.

Успех реализации задач учебно-воспитательного процесса возможен при условии постоянного соблюдения основных методических принципов, которые, объединяя в себе теоретические положения, определяют практическую деятельность учителя по физическому воспитанию учащихся. Успех реализации задач учебно-воспитательного процесса возможен при условии постоянного соблюдения основных методических принципов, которые, объединяя в себе теоретические положения, определяют практическую деятельность учителя по физическому воспитанию учащихся.

Принцип сознательности и активности. Неосознанное выполнение упражнений — одна из основных причин, не позволяющих многим учащимся успешно овладевать школьной программой, добиваться хороших результатов в двигательной подготовленности и физическом развитии. Отсутствие сознательности затрудняет выработку привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Как следствие этого, у школьников не формируется потребность в укреплении здоровья, снижается двигательная активность, ослабевают процессы развития адаптивных свойств организма. Обеспечение сознательности и активности школьников в учебно-воспитательном процессе достигается путем выполнения ряда педагогических требований: а) объединение двигательной и умственной деятельности ученика в процессе занятий физическими упражнениями; б) нацеливание ученика на достижение поло­жительного результата; в) достижение самостоятельности в выполнении двигательных заданий; г) обеспечение новизны в содержании занятий.

^ Объединение двигательной и умственной деятельности происходит с помощью разъяснения ученикам цели проводимых занятий, раскрытия содержания основных направлений их физического совершенствования, понимания влияния физических упражнений на состояние здоровья, осознания выбора методов и средств физического развития. Реализация этого требования осуществляется посредством формирования у учеников умений анализировать правильность выполнения двигательных действий, контролировать свое функциональное состояние, использовать двигательные действия в практике, передавать свои знания сверстникам.

^ Нацеливание ученика на достижение положительного результата достигается постоянным поддержанием интереса к занятиям, объективной оценкой учеником своих возможностей, развитием этих возможностей в процессе выполнения индивидуальных домашних заданий. Данное требование предполагает использование разнообразных подготовительных и подводящих упражнений, облегчающих процесс обучения, выбор доступных упражнений, а также понимание учащимися причин, обусловливающих отрицательный результат, и факторов, содействующих получению положительного результата.

^ Достижение самостоятельности в выполнении двигательных заданий является одним из требований развития творческой активности школьников, их интереса и потребностей к регулярным занятиям физическими упражнениями. При этом двигательную активность нельзя подменять развязностью, беготней, криками недисциплинированностью. Самостоятельность учеников может проявляться в оказании помощи учителю в организации и проведении занятий, помощи своим товарищам при овладении движениями, в выполнении домашних заданий и т. д.

^ Обеспечение новизны в содержании занятий поддерживает постоянство интереса к ним у школьников, обеспечивает поступательное развитие физических способностей. Вместе с тем, вводя новые упражнения или новые задания в урок, учитель должен обеспечить их преемственность с содержанием предшествующих занятий, учитывать функциональное состояние школьников, уровень их работоспособности, эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Принцип наглядности реализуется посредством формирования представлений о разучиваемом двигательном действии. Возникновение образа разучиваемого действия происходит за счет сигналов, поступающих от органов чувств, и в первую очередь зрения. Вместе с тем для создания полного образа двигательного действия недостаточно только зрительных ощущений. Требуются еще ощущения, поступающие от других органов чувств — слуха, вестибулярного аппарата и т. д. Реализация принципа наглядности требует учета ведущего для каждого школьника анализатора. У одних восприятие происходит в основном с помощью зрения, у других— слуха и т. д. В связи с этим для одних более оптимальным будет предметно-чувственное преподнесение материала, а для других — словесно-логическое.

Различают непосредственную, опосредованную и умозрительную наглядность.

^ Непосредственная наглядность достигается образцовым показом упражнения, сопровождающимся подробным объяснением техники его выполнения. Объяснив упражнение, необходимо сконцентрировать внимание учеников на отдельных движениях (элементах). Кроме показа и объяснения упражнения, в практике работы со школьниками применяют и другие виды непосредственной наглядности, например выполнение двигательного действия перед зеркалом, что обеспечивает эффективный самоконтроль.

^ Опосредованная наглядность, дополняя непосредственную, позволяет направленно воздействовать на различные анализаторы для «прочувствования» отдельных движений и элементов двигательного действия. Например, для регулирования длины шага при разбеге в прыжках в длину используют бег по разметкам; для обучения вынесению маховой ноги при прыжках в высоту применяют подвешенные на разной высоте ориентиры, которые нужно достать носком маховой ноги, и т. д. Опосредованную наглядность эффективно подкрепляет умозрительная, когда образным объяснением воздействуют не только на сознание школьников, но и на их воображение. Например, при обучении подъему в гору на лыжах способом «елочка» ученикам советуют: «Делайте такие движения, как будто вы пятками забиваете гвозди».

Принцип систематичности и последовательности является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действиям. Во время обучения необходимо добиваться как бы слияния двух процессов — повторения старого материала и разучивания нового. Данное слияние (систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия (например, обучение прыжку вверх толчком двумя ногами, потом — обучение броску мяча по кольцу в прыжке или обучение перекатам на спине в группировке, а затем — обучение кувырку и т. д.).

Качество усвоения учебного материала, время его прохождения зависят от последовательности (преемственности) обучения. Реализация последовательности достигается через обязательное выполнение дидактических правил: от освоенного — к неосвоенному, от легкого — к трудному, от простого — к сложному, от известного — к неизвестному.

В практике физического воспитания систематичность и последовательность выражаются при планировании учебного материала на отдельное занятие, цикл занятий, четверть или учебный год. На каждую тему следует отводить столько часов, сколько требуется, чтобы двигательное действие было освоено всеми учениками. Только после этого можно переходить к последующему.

Принцип развивающего эффекта педагогических воздействий основывается на этапности и фазности развития физических способностей, требует повторяемости и постепенности при обучении. Под повторяемостью понимают многократное выполнение нагрузки как на одном занятии, так и в системе занятий, объединенных в недельные, месячные, годовые циклы. Начальное выполнение нагрузки в каком-либо занятии вызывает функциональную активность соответствующих органов и структур, создает условия для прогрессивных перестроек в организме. Повторная нагрузка усиливает функциональные сдвиги в организме. Изменения, происходящие в организме к концу учебного занятия или цикла занятий, способствуют углублению и закреплению достигнутых ранее адаптивных (приспособительных) перестроек.

Повторяемость воздействий предполагает чередование работы и отдыха, а следовательно, предъявление нагрузок в разные фазы работоспособности. Таким образом, одна и та же по объему и интенсивности нагрузка, но применяемая в разных фазах может вызывать различную функциональную активность организма. Нагрузки могут совпадать с фазой повышенной работоспособности или с фазой временного ее снижения. И в том и в другом случае происходит суммация следов предшествующих воздействий, однако в первом варианте достигается поступательное, а во втором — отставленное повышение работоспособности (тренирующий эффект воздействий), когда повышение работоспособности происходит не сразу (от нагрузки — к нагрузке или от занятия — к занятию), а через определенный цикл нагрузок или занятий. Оба эти подхода в применении нагрузок широко используют в практике, где выбор каждого из них определяется особенностью направленного развития той или иной физической способности. Например, физические способности, характеризующие качество выносливости, эффективно развиваются в том случае, если педагогические воздействия приводят организм к существенному утомлению, что достигается включением нагрузок в фазу временного снижения работоспособности. Физические способности, характеризующие ка­чество быстроты, эффективно развиваются только в фазе повышенной работоспособности.

Согласно закономерностям поэтапного развития физических способностей нарастание величины физических нагрузок должно происходить поступательно и прогрессивно. Динамика повышения нагрузки должна соответствовать динамике анатомо-морфологических и психофизиологических изменений, что предполагает усиление воздействий по мере приспособления органов и структур к предъявляемым нагрузкам. Повышение нагрузки можно проводить за счет увеличения объема работы или интенсивности ее выполнения (количества работы в единицу времени) либо одновременно изменяя первый и второй компоненты. Существуют три формы прогрессивного повышения нагрузки: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная (рис. 4). Использование той или иной формы повышения нагрузки зависит от решаемых задач, возраста, подготовленности, длительности планируемого цикла занятий (неделя, месяц, год). Прямолинейно-восходящая форма используется при относительно невысоком уровне подготовленности занимающихся, когда требуется постепенное втягивание организма в работу. Ступенчатая динамика, напротив, отвечает задаче резкого стимулирования развития способностей на базе проделанной работы. Волнообразная форма повышения нагрузок позволяет решать задачи специальной подготовки в соревновательной деятельности или при обучении двигательному действию (например, начальные этапы обучения целесообразно проводить на затухании волны нагрузок, когда наблюдается постоянный рост работоспособности).

Принцип сопряженного воздействия основывается на закономерности переноса в развитии физических способностей и отражает необходимость осуществления педагогического процесса в двух взаимосвязанных направлениях: в накоплении потенциала качества и формировании способностей для его эффективной реа­лизации. Накопление потенциала характеризуется направленным развитием соответствующих физических способностей (повышением функциональных возможностей отдельных органов и структур), а его реализация — максимальным проявлением этих способностей в конкретном двигательном действии. Накопление потенциала качества осуществляется с помощью подготовительных упражнений, развивающих необходимые способности (например, при обучении лазанью по канату вначале применяют упражнения для развития скоростно-силовых способностей мышц плечевого пояса, затем развивают силовую выносливость и только после этого обучают лазанью). Эффективность реализации потенциала качества достигается только повторным выполнением двигательного действия, выполняемого н"а максимальный результат с коррекцией техники. Коррекция техники обеспечивает воздействие на функциональную активность соответствующих органов и структур организма, координирует 'их взаимодействие при выполнении конкретного двигательного действия. Таким образом, накопление потенциала качества должно опережать его реализацию в данном двигательном действии.

Принцип вариативности решения двигательных задач устанавливает необходимость выполнения двух основных методических требований: а) содержание двигательных задач нужно постоянно видоизменять и обеспечивать проявление различных сочетаний физических способностей, выражающих то или иное физическое качество; б) условия решения двигательных задач должны стимулировать школьников на достижение положительного результата. При постановке двигательных задач необходимо учитывать возрастно-половые особенности школьников и уровень их физической подготовленности. В этом случае решение двигательных задач не будет лимитировано содержанием и количеством освоенных двигательных действий. Решение этих задач достигается выполнением двигательных заданий, как правило, двумя методами.

^ Метод регламентированных заданий предусматривает взаимосвязь содержания двигательного действия и уровня проявления физических способностей (например, при игре в «пятнашки» салить соперника только по правой руке). Метод свободного выбора предусматривает самостоятельное решение двигательной зада­чи учеником по ходу ее выполнения (например, во время игры в баскетбол возникает ситуация, которая требует от учащегося принять решение: либо произвести бросок мяча в корзину, либо передать его партнеру, либо продолжить передвижение с ним).

Вариативность воспитания физических качеств осуществляется экстенсивным или интенсивным методами. При первом усложнение двигательной задачи происходит постепенно, преимущественно за счет изменения условий, а ведущие способности, выражающие соответствующее качество, остаются относительно постоянными (например, для воспитания качества быстроты исполь-,зуют бег на 20 м либо по дорожке, либо по пересеченной местности, либо по разметке, изменяющей длину шагов). Интенсивный метод предусматривает использование двигательных задач, различных по содержанию, но выражающих одно физическое качество (например, проявление качества быстроты при преодолении препятствий, переноске тяжестей или в подвижных играх).

Принцип соответствия педагогических воздействий требует соблюдения их направленности на опережающие в своем развитии органы и структуры организма. Вместе с тем выбирая состав средств и методов для воспитания физических качеств и развития физических способностей, нужно обеспечить воздействие не только на интенсивно развивающиеся органы и структуры, но и на те, которые в своем развитии временно отстают. Несоблюдение этого требования может отрицательно сказаться на темпах физического развития в последующие годы.

Принцип индивидуализации в обучении характеризуется необходимостью учета особенностей каждого учащегося, в том числе возрастно-половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности. На начальном этапе усвоения нового учебного материала целесообразно использовать обычные средства и методы группового обучения. Однако это правомерно только до тех пор, пока наблюдается прогресс в решении педагогических задач. Когда же эффект снижается, следует переходить к персональным заданиям. Это означает, что один и тот же программный материал разные ученики должны осваивать разными методами, с различным распределением нагрузок, отдыха и т. д. При разработке таких индивидуальных программ учебно-воспитательного процесса учитель должен опираться прежде всего на особенности характера каждого ученика, его темперамент, свойства нервной системы и способность переносить нагрузки.

Принцип сознательности и активности. Неосознанное выполнение упражнений – одна из основных причин, не позволяющих многим учащимся успешно овладеть школьной программой, добиваться хороших результатов в двигательной подготовленности и физическом развитии. Отсутствие сознательности затрудняет выработку привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Как следствие этого, у школьников не формируется потребность в укреплении здоровья, снижается двигательная активность, ослабевают процессы развития адаптивных свойств организма. Обеспечение сознательности и активности школьников в учебно-воспитательном процессе достигается путем выполнения ряда педагогических требований: а) объединение двигательной и умственной деятельности ученика в процессе занятий физическими упражнениями; б) нацеливание ученика на достижение положительного результат; в) достижение самостоятельности в выполнении двигательных заданий; г) обеспечение новизны в содержании занятий.

Принцип наглядности реализуется посредством формирования представлений о разучиваемом двигательном действии. Различают непосредственную, опосредованную и умозрительную наглядность.

Принцип индивидуальности в обучении характеризуется необходимостью учета особенностей каждого учащегося, в том возрастно-половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально- типологических свойств личности.

Принцип систематичности является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действиям. Во время обучения необходимо добиваться как бы слияния двух процессов – повторения старого материала и разучивания нового. Данное слияние (систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предшествующего двигательного действия.

Качество усвоения учебного материала, время его прохождения зависят от постепенности обучения. Реализация этого принципа достигается через обязательное выполнение дидактических правил: от усвоенного – к неусвоенному, от легкого – к трудному, то простого – к сложному, от известного – к неизвестному.


Ұқсас жұмыстар

Болашақ мұғалімдерді оқушылардың дене тәрбиесі жүйесін жүзеге асыруға дайындаудың ғылыми - педагогикалық негіздері
Жалпы орта мектептерде оқушылардың дене мәдениетін қалыптастыру
Педагогикалық оқу орындарындағы болашақ мұғалімдерді тұлғалық – кәсіби дамыту процесінде рухани және дене тәрбиесін интеграциялау
Студенттердің кәсіптік - қолданбалы дене дайындығында айналма жаттығу әдісін қолдану әдістемесі
ММВ Статодинамикалық жаттығуы
«Дене тәрбиесі және спорттың ілімі мен әдістемесі» оқу кітабы
Алаңда жүргізілген сызықтар
Денешынықтырудан дәрістер
Жас шамалық топтар
Ауылдық жердегі балалардың қазақтың ұлттық ойындары арқылы өзіндік сабақтарында дене дайындығы дағдыларын қалыптастыруы