: МЕТОДИКА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Двигательный режим ученика 2 класса.

Двигательный режим ученика 2 класса в основном остается таким же. как и для первоклассника. В школах-интернатах для учеников 2-4 класса исключен послеобеденный сон и в связи с этим на час увеличена продолжительность прогулки и подвижных игр.

Правильная  осанка. Под осанкой  понимается умение без особого напряжения удерживать свое

тело, сохраняя правильную позу, в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр и развлечений. Дети, имеющие правильную осанку, выглядят подтянутыми и стройными.

Нормальная осанка характеризуется умеренной выраженностью изгибов позвоночника. Голова держится прямо, плечи расправлены, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Воспитание правильной осанки является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями и родителями совместно с врачом школы. Результаты врачебного обследования школьников должны докладываться на педагогических советах и родительских собраниях. Это позволит учителям и ро­дителям иметь четкое и ясное представление о состоянии здоровья учаиь хся. об их физическом развитии и осанке.

Основными средствами воспитания правильной осанки являются физические упражнения' и контроль за соблюдением правильной позы на уроке и дома в процессе занятий, на перемене, во время трудовой деятельности, прогулок и игр.

Упражнения, направленные на формирование навыка правильной осанки, включены в программу по физической культуре и описаны в настоящем пособии в разделах гимнастики. Кроме того, они имеются и среди других средств физического воспитания, например в гимнастике до занятий, физкультминутках на уроках, играх на переменах, в комплексах утренней гимнастики (зарядки) и т. д.

Контроль учителя и родителей за позой школьников должен быть систематическим, а не от случая к случаю. Они должны ПОСТОЯННО следить, чтобы во время письменных работ край стула, на котором сидит ребенок, заходил под крышку стола на 2-4 см. Ноги должны стоять на полу, голени - под прямым углом к бедрам; предплечья на крышке стола: плечи - на разном уровне; голова слегка наклонена вперед.

Положение «руки на столе» характерно в основном для письменных работ. При устных занятиях дети должны сидеть, опираясь на спинку парты и сохраняя непринужденное, но прямое положение туловища и головы. Мебель в школе и дома должна соответствовать росту ребенка. Если ребенок часто сидит на высоком стуле и его ноги не опираются о пол, а голова опускается низко, это приводит к увеличению шейного и грудного изгибов позвоночника, а в дальнейшем — к сутуловатой или кифотической осанке. I (одобная осанка возможна и в том случае, если стол низкий.

Иногда дети сидят низко опустив голову и склонив ее набок. При этом локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого. Длительное сохранение такой позы может привести к искривлению позвоночника.

Не следует закреплять за детьми одно и то же место в классе в течение длительного времени. Находясь на крайнем месте в боковом ряду, учащиеся постоянно сидят повернувшись туловищем в сторону учителя. Длительное сохранение такого неправильного положения отрицательно влияет на осанку детей. Поэтому учащихся крайних рядов нужно периодически менять местами.

Очень неправильна и некрасива поза, когда дети сидят широко расставив ноги или вытянув их вперед, как бы оползают под стол. Длительное сохранение такого положения также отрицательно влияет на правильную осанку.

Строгое соблюдение нормальной осанки рекомендуется при выполнении письменных заданий. Вместе с тем при чтении и во время занятий другими устными предметами не рекомендуется препятствовать учащимся в выборе «рабочего» положения. Однако нужно следить, чтобы относительно свободные позы периодически менялись, были естественными и красивыми.

Очень важно контролировать позу школьников при ответах стоя, и при ходьбе. Стоять нужно прямо, на слегка расставленных ногах (расстояние между ногами не больше ширины стопы), тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги. Нельзя опираться о нарту или доску.

При ходьбе следует сохранять правильную осанку, принятую при основной стойке на месте. 11е нужно широко размахивать руками, слишком разводить носки в сторону, горбиться, раскачиваться.

Особое внимание должно быть обращено на правильное ношение тяжестей, и прежде всего портфеля с учебниками. Недопустимо длительное ношение портфеля в одной руке. Так как одна и га же рука всегда занята, ее взмах при ходьбе становится меньше, а у второй руки, наоборот, амплитуда движения увеличивается. Если к тому же портфель достаточно тяжел, то мышцы несущей руки, находящиеся в постоянном напряжении, развиваются неодинаково с мышцами другой. Все это может привести к искривлению позвоночника — сколиозу.

Чтобы не допустить этого, следует рекомендовать ношение ранцев. Ранец освобождает руки, не препятствует их свободному движению при ходьбе. Давление его сзади па туловище выпрямляет спину, отводит плечи назад, тем самым способствует выработке правильной, красивой осанки. Если ребенок все же носит портфель, то необходимо следить за тем. чтобы он брат его попеременно то в правую, то в левую руку.

Правильная осанка вырабатывается и закрепляется в npoi "cce роста и воспитания ребенка. Нерациональный режим. ■ различные заболевания, влекущие за а 5ой ослабление организма, плохая постановка физического воспитания в школе и семье, недостаточг je внимание к воспитанию навыков правильной осанки - все это может привести к хроническому нарушен: ю стройности телосложения

ГИМНАСТИКА

Построения и перестроения

Построение в круг из колонны по одному выполняется в движении по команде «Класс, по кругу -марш!». Команда подается в момент, когда направляющий приближается к средней линии зала. Вначале учителю следует самому несколько раз занять место направляющего. После того как круг будет образован, подается команда: «Класс, стой!»

Расчет по порябку. Для расчета подается команда: «Класс, по порядку - рассчитайсь!» Учащиеся называют свои порядковые номера: первый, второй, третий, четвертый и т. д. Расчет начинается; с правого фланга и сопровождается поворотами головы влево, а затем прямо. Левофланговый голову не поворачивает. Объявление номеров должно производиться громко и четко.

Расчет на «первый-второй» выполняется по команде «Класс, на первый-второй - рассчитайсь!». По этой команде правофланговый произносит слово «первый», следующий за ним - «второй», третий ученик опять говорит «первый» и т. д. Повороты головы выполняются так же, как при расчете по порядку.

Перестроение из одной шеренги в две (без строевой команды) можно произвести двумя способами.

Первый способ: рассчитать строй на «первый-второй», затем подать команду: «Вторые номера, два (три) шага назад, шагом марш!»

Второй способ: после такого же расчета подать команду: «Первые номера, два (три) шага вперед, шагом марш!» В обоих случаях дети будут стоять в две шеренги в шахматном порядке. Если нужно поставить учащихся в затылок или лицом друг к другу, то подаются дополнительные команды: «Первые (вторые) номера, шаг влево (вправо), шагом марш!». «Первые номера, кру-гом!»

Размыкание и смыкание приставными шагами. Вначале изучается выполнение приставных шагов, когда дети находятся в колонне по одному, затем отрабатывается размыкание в колонне по два, по три и четыре. В команде, которую подает учитель, должно быть указано, в каком направлении, на какое расстояние и каким способом осуществляется размыкание, например: «Класс, от середины, на вытянутые руки, приставными шагами, разом-кнись!» Для смыкания строя подается команда: «Класс (к середине, вправо, влево), приставными шагами сом-кнись!»

Повороты на месте направо и налево по разделениям. Команды здесь такие: «Класс, по разделениям, направо, делай - раз!» и (после небольшой паузы) - «Делай - два!» На счет «раз» дети выполняют поворот'на

пятке правой ноги и на носке левой ноги, на счет «два» -левую ногу приставляют к правой. Изучать повороты лучше всего построив класс в одну шеренгу.

Начало движения шагом с левой ноги. По предварительной команде «Класс, шагом...» нужно подать корпус несколько вперед и перенести тяжесть тела на правую ногу, а по исполнительной команде «...марш!»—начать движение с левой ноги.

Одновременно целесообразно изучить команду: «Класс, стой!» По предварительной команде «Класс...» ученики должны ставить ногу тверже. По исполнительной команде «...стой!» (которая всегда подается под левую ногу) сделать еще один шаг правой ногой и приставить к ней левую.

Изучение обеих команд рекомендуется начинать во время ходьбы на месте (команда: «Класс, па месте шагом марш!»).

Акробатические упражнения

Перекат в сторону из упора стоя на коленях. Учащиеся становятся на колени и опираются о пол предплечьями. Перекат выполняется в правую или левую сторону последовательным касанием пола .плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, в такое же положение, которое было вначале. При перекате йоги и руки максимально огибают и прижимают к "туловищу, колени держат вместе; кисти рук тыльной поверхностью должны быть обращены к лицу.

Перекат вправо из упора стоя на правом колене, левая в сторону на носок. Руки опираются о пол кистями точно под плечевыми суставами. Для выполнения переката нужно, последовательно опираясь предплечьем и плечом правой руки, лечь на правый бок. перекатиться на спину, затем на левый бок, стать на колено левой ноги и правую отвести в сторону на носок; руки опустить вниз.

Перекаты в сторону в широкой группировке. Прежде чем приступить к изучению этого упра;. нения, необходимо ознакомить учащихся с положением широкой группировки. От плотной группировки она отличается тем, что ноги находятся в полусогнутом состоянии, руки охватывают бедра снизу, у подколенных впадин. Обучение широкой группировке целесообразно начинать в положении неглубокого приседа, затем лежа на спине.

Перекаты в широкой группировке выполняются влево и вправо из «сходного положения лежа на спире.

Кувырок вперед из упора присев в положение сидя в группировке. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30—40 см), выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, толчком ног перевернуться через голову. Обратить особое внимание на то, чтобы голова не касалась пола, а толчок ногами был направлен не вверх, а вперед. Коснувшись лопатками пола, быстро сгруппироваться и, сделав перекат вперед, снова принять положение сидя в группировке.

Целесообразно вначале дать возможность ученикам опробовать опору руками с последующим касанием лопатками иола, а потом уже выполнять упражнение в целом.

Лазанье и перелезанис

Выполняются следующие упражнения:

1.         Лазанье на четвереньках по наклонной скамейке, установленной под утлом 30° вверх и под
уклон.

2.         Лазанье  на  четвереньках  вверх  по  наклонной   гимнастической  скамейке,  перелезание  на
гимнастическую   стенку,   опускание     вниз.     Закончив     перемещение     по     скамейке.     поочередно
перехватывают руками   за рейку стенки.   После этого делают шаг ногой в сторону на рейку гимнастической
стенки.

3.         Лазанье по гимнастической стенке,   перелезание па гимнастическую скамейку и лазанье на
четвереньках по скамейке под уклон. Перелезание осуществляется вначале ногами, а затем руками.

Возможны и различные варианты лазанья. Например, при лазанье по скамейке применяется: поочередное переступапие hoi с одновременным перехватом руками или лазанье с поочередным перехватом руками и одновременным переставлением ног (скачком).

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз осуществляется одноименным способом, когда движение начинает, например, левая рука и левая нога, а потом правая рука и правая нога, и разноименным способом, когда движение начинает- правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога. Вначале ноги ставятся па каждую рейку, затем через одну-две рейки.

На гимнастической стенке, кроме этого, повторяются способы лазанья, изученные ранее на гимнастической скамейке, в том числе лазанье по диагонали вправо, влево и по диагонали приставными и окрестными шагами.

Перелезшие «перевалом» через препятствие высотой до 90 см выполняется из исходного положения стоя лицом к снаряду. Для перелезания нужно опереться руками и грудью о препятствие, перенести через него сначала одну ногу, затем другую; опуская ноги -поочередно на другую сторону препятствия, встать к нему лицом.)

Упражнения на равновесие

Упражнения  на равновесие   изучаются' на скамейке или бревне высотой не более 75 см. Выполняются следующие упражнения:

1.     Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча. Подбрасывание и ловля мяча стоя на правой i ore (левая
сзади). "Го же с шагом левой ногой и ловлей с постановкой правой ноги. Подбрасывание и ловля
v 14а с шагом
правой ногой. То же на каждый шаг.

2.     Ходьба с ударами мяча о пол и ловлей его. Вначале упражнение изучается стоя на месте, а затем в
движении. Рекомендуется при этом выделять помощников, которые в случае неудачи быстро   подадут мяч
исполняющему упражнение.

3.     Ходьба с перешагиванием через набивные мячи или веревочку, натянутую над бревном па высоте
20—25 см.    Здесь следят за тем, чгобы ученики ставили ноги ближе к препятствию, но не касались его.
Места постановки стоп намечаются на бревне мелом.

4.     Ходьба приставными шагами -влево и вправо.   Вначале ходьба должна быть разучена на полу.
При ходьбе по бревну учитель находится за спиной ученика, чтобы в случае необходимости вовремя оказать
ему помощь.

5.     Несколько быстрых шагов.

6.    Опускание в упор присев и вставание. Упражнение следует делать не  торопясь, сохраняя
равновесие.

7.     Стойка на одной ноге поперек бревна и продольно ему. Свободная нога вытянута вперед в сторону
или назад. Изученные предварительно на полу, эти движения на бревне не представляют для учеников особой
трудности. Учитель следит лишь за тем. чтобы учащиеся поднимали прямую ногу, оттягивали носок и
держали туловище прямо.

8.     Повороты на 45 и 90 . выполняемые переступанием. При повороте, например, вправо движение
начинается с правой ноги, а заканчивается приставлением левой ноги. Вначале изучаются повороты на 45°
вправо и влево, а затем на 90°. Поворот на 90° вначале выполняется как два следующих друг за другом
поворота на 45°, а потом как одно целостное движение.

Ходьба и бег

Продолжая обучать детей широкому свободному шагу при ходьбе и беге, а также ритмической ходьбе, учитель ставит во 2 классе новые задачи: научить детей ходить с изменением темпа движений, при беге ставить ногу с носка, бежать прямолинейно и т. д. При этом усложняются подводящие упражнения, увеличиваются отрезки дистанции, количество повторений бега в чередовании с ходьбой.

Ходьба. Задача повышения скорости ходьбы решается во II классе за счет увеличения темпа шагов.
Для этого можно рекомендовать ходьбу с энергичными движениями рук. согнутых в локтях. Это упражнение
сп0собствует также более быстрому разогреванию организм
a учащихся и применяется обычно в вводной
части урока. Во время обычной ходьбы в колонне по одному дети по команде учителя сгибают руки в локтях
и под учащающиеся удары, в бубен или хлопки переходят на ускоренную ходьбу. Учитель обращает внимание
детей на энергичные и достаточно быстрые движения рук. правильную осанку, прямую спину, сохранение
дистанции.                                              

После того как учащиеся научатся ходить быстро в строю, можно переходить к обучению ходьбе с
замедлениями и ускорениями. Ученики, идущие в колонне по одному обычным шагом- увеличивают или
уменьшают частоту шагов соответственно темпу ударов в бубен, хлопков или подсчета. Одновременно учи­
тель напоминает о необходимости согнуть руки в локтях. Во время упражнения обращается внимание на
равнение и точное соблюдение темпа.     

Ходьба используется и как подготовительное упражнение для формирования правильного навыка в беге. Для этого применяют ходьбу.на носках в «коридорчике» шириной 20 см и ходьбу с высоким подниманием бедра. «Коридорчик» обозначается двумя положенными на землю рейками, веревками, кубиками и другими предметами. Ходьба с подниманием бедра выполняется сначала на месте, затем с продвижением вперед. При проведении этою упражнения учитель следит за тем, чтобы опорная нога у занимающихся была прямой и ставилась на стопу с носка, чтобы колени не разводились, а руки были на поясе.

В дальнейшем применяют такие упражнения в ходьбе: перекатом с пятки на носок в прямом направлении; в «коридорчике» с параллельной постановкой стоп; на носках в «коридорчике» с высоким подниманием бедра: с высоким подниманием бедра в «коридорчике».

Если учащиеся плохо усваивают ходьбу с высоким подниманием бедра, то целесообр? sho применять упражнения в ходьбе с перешагиванием через препятствия. Для этого в направл нии движения раскладываются на расстоянии шага друг от друга какие-либо предметы (скакалки, веревки, палочки, кубики, мешочки и др.). Если разложенные предметы маленькие, например кубики, то они раскладываются не по прямой, а в шахматном порядке, в два ряда так. чтобы правый ряд кубиков при ходьбе попадал под правую ногу, а левый - под левую. Перешагивая через разложенные предметы, дети невольно будут поднимать колени, чтобы не задевать их ногой.

Бег. К концу второго года обучения дети должны научиться бегать свободно, широкими шагами, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь на носок, с движениями рук, совпадающими по темпу с движениями ног. Туловище при этом должно быть слегка наклонено вперед, дыхание согласовано с ритмом движений.

Для обучения бегу по прямой применяется многократное пробегание на носках по «коридорчику» шириной 30 см, на расстояние до 40 м. Учитель обращает внимание учащихся на постановку ноги с носка и прямолинейность постановки стоп па землю. Последовательность упражнений в беге на носках в узком «коридоре» может быть такой: бег с бесшумной постановкой ног: с поднятыми в стороны руками; с согнутыми в локтях руками: по прямом} «коридору» через линии, нанесенные на расстоянии 90-100 см одна от другой; по «коридору», имеющему форму дуги.

Во II классе изучается также бег с изменением направления. По сигналу учителя занимающиеся меняют направление бега (вправо, влево, крутом) или обегают поставленные па пути предметы. Хорошими упражнениями для этой цели являются также различные эстафеты с пробеганием по узким «коридорам» по разложенным па земле кольцам, когда учащиеся будут вынуждены бежать па носках прямолинейно. Вводя в уроки элементы соревнования, учитель обращает внимание учащихся не на количественный результат, а на лучшее качество движений в беге. Дистанция для чередования ходьбы и бега увеличивается во II классе до 100 м. Чередование ходьбы и бега проводится в течение урока дважды. Наряду с закреплением навыка правильного перехода с бега на ходьбу продолжается и работа над умением изменять темп движения.

Бег в чередовании с ходьбой проводится чаще всего во вводной части урока. Упражнение начинается с обычной ходьбы. Постепенно увеличивая частоту шагов, дети сгибают руки в локтях и по команде учителя переходят на медленный бег (10-15 м). После того как учащиеся снова перейдут на обычную ходьбу, необходимо в движении проделать 2—3 упражнения на дыхание. Например, на счет «один, два. три, четыре» поднять руки через стороны вверх (вдох) и на вторые четыре счета опустить руки вниз (выдох). Закончив упражнения на дыхание, чередование ходьбы с бегом повторяют.

Прыжки

Прыжки через короткую скакалку. Во 2 классе продолжается обучение прыжкам с короткой скакалкой, но упражнения усложняются. Вводятся прыжки на одной ноге и с одной ноги на другую, способствующие развитию равновесия.

Обучение проводится в следующем порядке:

1.    Прыжки без скакалки на правой ноге, руки на поясе, туловище держать прямо; левая нога, слегка
согнутая    в    колене    и    поднятая    вперед.    пола    не    касается.    Те    же    прыжки,    но    на
левой ноге. То же. но с продвижением вперед.

2.    Прыжки через вращающуюся скакалку вперед (3-5 прыжков)   с промежуточным подскоком   на
правой ноге, затем на левой. При смене ног следует останавливать скакалку. Тс же прыжки с продвижением
вперед.

3.    Несколько прыжков (3-5) на одной ноге, затем на другой, не останавливая вращения скакалки.

В дальнейшем применяются различные комбинации прыжков: на одной ноге и на двух поочередно, с Промежуточными подскоками и без них.

Перечисленные упражнения даются в течение нескольких уроков: после хорошего усвоения их приступают к разучиванию следующих:

1.      Скакалка сзади:   стоять на правой йоге, левую, слегка согнутую в колене, приподнять вперед;
переводя скакалку вперед, прыгнуть на левую ногу, правую, согнутую в колене, слегка поднять вверх.
Повторить то же самое, но с левой ноги.

2.      Вращая скакалку вперед, прыгать с ноги на ногу с промежуточным подскоком (6-8 раз по,, чяд).

В течение урока количество прыжков не должно быть более 50-60. Паузы для отдыха рекомендуются после выполнения 10-12 прыжков на одной ноге или 14-16 прыжков с одной ноги на другую. Во время пауз учитель указывает учащимся их ошибки или проводит несколько упражнений без скакалки.

Для закрепления навыков в прыжках с короткой скакалкой проводятся игры, рекомендованные ранее в первой главе настоящею пособия.

Прыжок в длину с места. Для правильного выполнения этого прыжка необходимо не только знание его правильной техники, но и достаточная сила ног. Результат прыжка в длину является одним из показателей физической подготовленности ученика.

Техника прыжка состоит в следующем: из исходного положения, поднимаясь на носки, сделать свободный мах руками вперед-вверх: затем, отводя руки вниз-назад, опуститься на всю ступню, согнуть ноги до полуприседа и слегка наклонить туловище вперед: резким махом рук вперед-вверх с одновременным толчком обеих ног прыгнуть вперед-вверх: в полете вынести ноги вперед и приземлиться на пятки, с последующим перекатом на вею стопу.

Подготовительные и подводящие упражнения к прыжку в длину многочисленны и разнообразны. Это подскоки на двух ногах со скакалкой и без нее: выпрыгивания из полуприседа и из глубокого приседа толчком двух ног, с обязательным полным выпрямлением ног и туловища; доставание высоко подвешенных предметов (мячей, флажков) в прыжке толчком двумя ногами с места;  небольшие прыжки  вперед из полуприседа в то же положение полуприседа (руки «перед) и т. д.

Обучение прыжку в длину с места можно проводить сразу со всеми учащимися класса. Придерживаясь такой последовательности в выполнении упражнений:

1.      Произвольный прыжок с места толчком двух ног. с приземлением на обе ноги.

2.      Прыжок из положения полуприседа, когда руки отведены назад.

3.      Прыжки на дальность, которые обычно проводятся в форме соревнований между отделениями.

Прыжки в длину дают большую нагрузку на ноги, поэтому количество их в уроке не должно превышать 6-8. Навыки в этих прыжках закрепляются путем проведения всевозможных эстафет на полосе препятствий, а также подвижных игр, в которых ученикам приходится преодолевать прыжком различные условные «ручьи», «рвы с водой», «канавы» (в зале) или естественные препятствия (на местности).

Приводятся некоторые виды эстафет, способствующие закреплению навыков в прыжках в длину с места.

Эстафета в приседе. Класс разбивается на 3-4 команды. По сигналу учителя «На старт!» впереди стоящие ученики принимают положение приседа и кладут руки на колени. По команде «Марш!» они начинают быстро передвигаться скачками, вперед до поворота, обозначенного заранее, сохраняя при этом положение приседа. После поворота, вернувшись (также прыжками) к строю, они передают эстафету следующему игроку, а сами встают в конец колонны. Передача эстафеты повторяется беспрерывно, до тех пор, пока каждый ученик не пройдет дистанцию 2-3 раза, после чего объявляется победитель.

Встречная эстафета с обменом набивными мячами. Класс разбивается на 3-4 команды, которые в свою очередь делятся пополам и встают за противоположными линиями старта. Если со стороны старта каждой команды стоит, например, по четыре человека, то по сигналу первые и пятые номера каждой команды, держа в руках набивные мячи, продвигаются скачками в приседе навстречу друг другу. Встретившись, они обмениваются набивными мячами (бросать мячи нельзя), потом возвращаются в свои колонны и передают мячи следующим. За ними прыгают навстречу друг Другу вторые и шестые номера и т. д. Победителем считается команда, игроки которой первыми закончат обмен мячами.

Прыжки «по кочкам через болото». «Кочки» могут быть расположены на одной линии или зигзагами, на одинаковом или на разных расстояниях друг от друга. Обязательное условие эстафеты - отталкиваться двумя ногами и приземляться на обе, Победитель - команда, игроки которой «не замочат ноги в болоте».

Программа предусматривает обучение прыжкам в длину с места только во 2 кл осе. но и в последующие годы обучения необходимо совершенствовать у учащихся навыки в выполнении этих упражнений.

Во избежание травм при проведении прыжков в длину в зале необходимо придерживаться следующих мер предосторожности: в местах приземления должны быть маты или акробатическая дорожка: чтобы ноги при отталкивании не скользили, учащиеся должны быть в резиновых тапочках, а если их нет. то отталкивание должно выполняться с резиновой дорожки.

Прыжки в высоту с прямого разбега. Освоению техники прыжков в высоту с прямого разбега способствуют упражнения в прыжках с доставанием высоко подвешенных предметов. Мячи, флажки, ленточки и другие предметы подвешиваются для девочек на высоту 150-160 см от пола, для мальчиков - на 160-170 см.

Закрепление навыка отталкивания одной ногой проводится в игре «Прыгни выше», а также с помощью иапрыгивания на высокие препятствия и высоко-далеких прыжков.

Во 2 классе при прыжках в высоту через планку длина разбега увеличивается до 5 шагав, а планка поднимается до 50 см. Организация \чащихся. форма проведения упражнений и их дозировка такие же. как в 1 классе.

Прыжки из кружка в кружок. Эти прыжки весьма разнообразны по условиям выполнения, но вес они способствуют закреплению навыков в прыжках в длину и развитию прыгучести. Расстояние между кружками для девочек 50-60 см, для мальчиков - 60-70 см.

Прыжки проводятся сначала по кружкам, расположенным на одной прямой, затем — зигзагами, с различными расстояниями между ними и т. д.

При этом рекомендуются следующие упражнения:

1. От линии финиша из исходного положения стоя па толчковой ноге, маховая на носке сзади, слегка согнув опорную ногу, оттолкнуться, сделав одновременно резкое движение бедром маховой ноги вверх, прыгнуть в первый кружок на другую ногу. Далее нужно прыгнуть, фиксируя положение «шага», с одной ноги на другую в оставшиеся кружки. Количество кружков должно быть четным, чтобы прыжок из

последнего кружка за линию финиша был сделай толчковой норой с приземлением на обе ноги. Руки при этих прыжках работают так же, как во время бега, но с более выраженным махом вперед-вверх.

2. Скачки «по кочкам» на одной толчковой ноге. Они выполняются с помощью энергичного выноса вперед-вверх бедра маховой ноги с одновременным выведением вперед таза и с махом обеими руками вперед-вверх. Приземление производится на обе ноги.

Эти же прыжки рекомендуется выполнять с разбега в 3 шага, а затем в 5 и 7 шагов.

Прыжки по кружкам дают большую нагрузку на ноги, поэтому повторять их в течение урока более 6-8 раз не следует.

Прыжки в длину с разбега через полосу. Ширина полосы для девочек 90-100 см, для мальчиков - 100-110 см.

При обучении прыжкам в длину с разбега во 2 классе ставятся такие задачи:

-  научить детей отталкиваться с определенного места - из «зоны отталкивания» шириной 60 см;

-  научить прыгать возможно дальше.

Вначале рекомендуется повторить все упражнения в напрыгивании на препятствие и спрыгивании с высоты, в прыжках в длину с разбега, пройденные в 1 классе. При этом основное внимание обращается на точность попадания толчковой ногой в «зон\ отталкивания». Для обучения этому навыку применяется следующее упражнение. Отделение мальчиков встает у линии, расположенной в 5-6 беговых шагах oi «зоны». По команде учителя «Марш!» мальчики быстр» разбегаются, стараясь попасть толчковой ногой в «зону», и пробегают ее, не снижая скорости. С помощью девочек учитель подсчитывает количество не­попаданий в «зону». Затем то же проделывают девочки. Побеждает отделение (мальчики или девочки;, сделавшее меньшее количество ошибок. Победитель определяется после 2-3 таких пробежек.

Прыжки через полосу также проводятся в отделениях (отдельно мальчики и девочки), но поточно, в колонне по одному. Количество повторений в уроке - 3-4 раза. В процессе обучения прыжкам через полосу учитель следит за умением учащихся сочетать быстрый разбег с сильным отталкиванием. Это достигается многократным повторением упражнения. Часто наблюдается такая ошибка: ученик попадает в «зону» и не успевает полностью выпрямить толчковую ногу, что ведет к неполноценному по силе отталкиванию или его запаздыванию. Для устранения этой ошибки нужно уменьшить длину разбега до 2-3 шагов, а затем снова постепенно ее увеличивать. Рекомендуется также делать разбег по ориентирам - поперечным линиям, начерченным на полу. Чтобы вынос маховой ноги после отталкивания был правильным, в 20-30 см от «зоны» натягивается веревочка на высоте 15-20 см.

Для закрепления навыка рекомендуются игры «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики-воробушки» и эстафеты с преодолением препятствий. Прыжки в длину у детей обычно не вызывают большого интереса, поэтому при обучении рекомендуется периодически применять прыжки через конкретные препятствия (вертикальные и горизонтальные).

Метания

Во 2 классе ставится задача закрепить навыки, приобретенные в 1 классе, и научить точному метанию с места по горизонтальным, вертикальным мишеням и метанию с места на дальность.

Для закрепления техники метания малого мяча способом «из-за головы» необходимо вначале повторить комплекс упражнений, который применялся в 1 классе, но теперь эти упражнения следует выполнять более свободно и с большой амплитудой.

При обучении особое внимание уделяется метаниям в цель и через высоко расположенные препятствия, так как при этом приобретается навык в метании с правильным углом вылета мяча, от чего в значительной степени зависит дальность броска.

В качестве подводящих упражнений рекомендуются следующие:

1. Метание мяча в круг, расположенный на полу на расстоянии 3 м

2.  Метание малого мяча по набивным   мячам, расположенным на гимнастической скамейке.

3.  Метание по мишеням различной формы, расположенным на полу или стене.

4.  Метание через волейбольную сетку, подвешенную на высоте 2,5 м.

5.    Метание в баскетбольный щит.

6.    Метание в щит размером 1x1 м. расположенный на высоте 2.5-3 м.

Для того чтобы повысить интерес к занятиям по метанию, рекомендуется после освоения техники метания проводить соревнования на большее число попаданий, постепенно усложняя задания путем увеличения расстояния до мишеней или уменьшения размеров мишеней. Так. для мальчиков при метании в щит размером 1x1 м, расположенный на высоте 3 м. расстояние постепенно увеличивается до 8 м. а для девочек - до 6 м.

В целях предупреждения возможных ошибок нужно следить за тем, чтобы при метании правой рукой впереди всегда была левая нога, чтобы рука с мячом при метании проносилась сверху, через плечо (не сбоку), а при метании на дальность не было закрепощения, скованности мышц — движения выполняются свободно, с большой амплитудой.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Во 2 классе продолжается совершенствование ранее изученных строевых приемов. Среди них построение в одну шеренгу с лыжами в руках, перестроение из шеренги в колонну по одному, передвижение с лыжами, держа их на плече или под рукой: и т. д. Кроме этого, во 2 классе изучается поворот т месте вокруг носков лыж. Этот способ нередко применяется для того: чтобы начать спуск, если лыжник стоит на середине склона, боком к линии спада, и на ровной местности, когда поворот вокруг' пяток лыж менее удобен. Переступание на месте вокруг носков лыж - одно из упражнений, развивающих умение свободно маневрировать лыжами, а также подводящих к овладению поворотами в движении.

При обучении повороту нужно следить, чтобы дети не отрывали носков лыж от снега, а палки переставляли в такт с перестановкой лыж, не мешая ими повороту.

В начале изучений приема разрешается держать их на весу.- не ставя на снег.

Подъем ступающим шагом. На первых занятиях лыжной подготовкой используются подъемы крутизной не более 5-6 . При обучении подъемам ступающим шагом обращается внимание главным образом на то. чтобы лыжи не проскальзывали назад. Для этого можно слегка прихлопывать ими, ставя на снег. При подъеме важно иметь хорошую опору на палки: Палка ставится немного сзади каблука ботинка. Отталкиваться ею надо так. чтобы в конце своего движения рука была полностью разогнута. После толчка рука выносится вперед и палка ставятся на снег еще до того, как другая рука закончит отталкивание; нельзя допускать, чтобы между толчками была пауза, нужно постоянно иметь опору на палки.

Спуск в основной стойке. Обучение средней по высоте стойке спуска, которая чаще всего применяется лыжниками и потому называется основной, начинается с показа ее учащимся на горизонтальной площадке. Положение тела при этом способе такое: ноги слегка согнуты и раздвинуты в продольном направлении примерно на половину столы, тяжесть тела распределена па них почти равномерно (чуть больше на стоящую сзади); туловище немного наклонено; кисти рук на уровне тазобедренных суставов, чуть выдвинуты вперед: палки кольцами отведены назад.

Когда все учащиеся правильно выполнят такое положение на месте, учитель повторяет показ уже в движении, на склоне в 3 - 4  и длиной 10-20 м, плавно переходящем в горизонтальную поверхность. Это нражиение дети разучивают повторяя его много раз.

На одном из первых уроков нужно показать, как правильно падать при спуске и как вставать после ения. Падать, когда уже никак не удается сохранить равновесие, следует по возможности на бок, раскинув 1 в стороны. Чтобы встать, следует подтянуть лыжи, сгруппироваться, удобно опереться на палки и с их мцью рывком подняться.

Дальнейшее обучение стойке спуска проводится на более крутых склонах (до 10 ), примерно такой же с достаточно укатанным снежным покровом.

Передвижение скользящим шагом (закрепление и совершенствование навыка). В 1 классе дети овладевают основными элементами скользящего шага - толчком, переносом тяжести тела с ноги на могу и одноопорным скольжением. Во 2 классе ставится задача закрепить эти умения до стадии прочною навыка, одновременно устраняй ошибки и выявляя индивидуальные особенности выполнения движений каждым учащимся. Основное внимание обращается на движение опорной и маховой ноги, туловища, на правильное держание палок и постановку их на снег. Техника работы рук во всех деталях будет изучаться в следующем классе.

При работе над закреплением навыка движения скользящим шагом важно обратить внимание на то, куда у детей направлен толчок ногой. Раньше лыжники старались отталкиваться больше назад; в момент отрыва лыжи от снега нога как бы «отлетана» назад довольно высоко кверху. Теперь учат по-другому. Сила отталкивания должна действовать вдоль оси бедра и туловища. Тогда тело будет продвигаться по восходящей траектории вперед-вверх («на взлет»). Такой способ помогает уменьшить давление на лыжу при последующем скольжении на ней. следовательно, уменьшить трение и увеличить продолжительность скольжения.

Стойка лыжника в фазе скольжения теперь выше, чем это было в прежние годы. Значительное опускание таза, сильное сгибание ноги в колене и наклон голени вперед, т. с. то. что раньше считалось показателем правильной техники, теперь рассматривается как ошибка. В своей работе учитель должен все это учитывать.

Нужно следить также за правильным выносом вперед свободной маховой ноги. В начале скольжения маховая нога только немного поднимается назад-вверх. Если она поднимается высоко, потребуется много времени, чтобы потом вывести ее вперед. Мах ногой должен быть энергичным. Сильно сгибать ногу в колене не следует, так как это приведет к запаздыванию отталкивания. Вынос маховой ноги стопой вперед (а не коле­ном) - обязательное требование современной техники. Мах сильно согнутой ногой теперь рассматривается как серьезная ошибка.

К началу отталкивания маховая нога должна поравняться с опорной ногой. Значительное опережение или запаздывание выноса маховой ноги к началу отталкивания в большинстве случаев является ошибкой. На снег лыжа ставится мягким движением, без шлепка.

Обращая основное внимание на выработку у учащихся широкого, свободного скользящего шага, рекомендуется вместе с тем следить и за работой рук.

В I классе дети уже учили, как правильно держать палку при движении ступающим шагом и стоя на месте. Во 2 классе надо показать, как держать палку при толчке рукой. Палка во время толчка должна слегка освобождаться кистью и под конец движения удерживаться только тремя пальцами. Такой способ усваивается не сразу, вначале дети все время держат палку всеми пальцами (в кулаке) и только постепенно привыкают к правильному держанию ее.

Передвигаясь с палками, дети вначале выносят их кольцами далеко вперед и ставят на снег у носков лыж. Надо показать правильный способ: палка выносится лишь слегка согнутой рукой и ставится наклонно, кольцом около носка стопы опорной ноги. При выносе палок руки движутся параллельно лыжне. Чтобы разучить это движение, полезно провести упражнение в передвижении скользящим шагом с палками на весу, держа их за середину. Во время движения палки должны быть все время почти горизонтальными и перемещаться строго параллельно лыжне.

Передвижение по местности. Передвижение на лыжах но слабо пересеченной местности в равномерном или слегка переменном темпе проводится в этом классе на дистанции до 500 м.

Игры па лыжах. Многие игры на лыжах для младших школьников проводятся с метанием снежков в цель. Примером такой игры является «Эстафета-биатлон». Для проведения ее на площадке проводится линия старта. Впереди, на расстоянии 10 м, устанавливаются двое ворот высотой по 75 см. Расстояние между воротами 2 м. В 10 м от каждых ворот заготавливают два снежных холмика, служащих материалом для снежков. В пяти метрах за холмиками ставят вторую пару ворот высотой I м с подвешенным к перекладине прямоугольным куском железа или фанеры размером 30x30 см.

Две команды лыжников по 5 - 6 человек, рассчитавшись по порядку номеров, становятся за линией старта против своих ворот. По сигналу судьи первые номера стартуют и пробегают под первыми воротами. Достигнув холмика, нужно слепить снежок и попасть им в мишень (при промахе с первого раза бросать до попадания), затем объехать ворота с мишенью и вернуться к месту старта. Как только подбежавший лыжник

пересечет линию старта, стартует следующий и т. д. Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат перебежки.

Множество игр-упражнений можно придумать при скатывании с горок: спуск на одной лыже на дальность:, спуск с переступанием с одной лыжни на вторую, затем на третью; спуски с подбрасыванием и ловлей, с раскладкой и подниманием различных предметов: спуски с проездом через ворота различной ширины и т.д.

Для развития у детей быстроты можно рекомендовать также игру-соревнование «Встречная эстафета на горе». Класс делят на две команды, а каждую команду, в свою очередь, еще на две равные группы. Эти группы располагают на противоположных склонах. Очередной участник эстафеты должен спуститься с горы, подняться на противоположный склон и касанием руки по плечу партнера передать ему эстафету. Выигрывает команда, все участники которой раньше закончат упражнение.


Ұқсас жұмыстар

ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Ұлттық спорт пен ойындардың теориялық және педагогикалық негіздері
Баскетбол сабақтары туралы ғылыми-педагогикалық және техникалық көзқарас
Студенттердің кәсіптік - қолданбалы дене дайындығында айналма жаттығу әдісін қолдану әдістемесі
Орыс тілі
Ауылдық жердегі балалардың қазақтың ұлттық ойындары арқылы өзіндік сабақтарында дене дайындығы дағдыларын қалыптастыруы
Жалпы орта мектептерде оқушылардың дене мәдениетін қалыптастыру
Мектеп жасына дейінгі балалардың дене тәрбиесіне деген психологиялық дайындығының компоненттерін анықтау
Болашақ мұғалімдерді оқушылардың дене тәрбиесі жүйесін жүзеге асыруға дайындаудың ғылыми - педагогикалық негіздері
Шығармашылық есептер арқылы мектеп оқушыларының физикаға қызығушылығын арттыру әдістемесі