Глоссарий

Адаптация (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) – в биологии приспособление организмов к условиям окружающей среды, обеспечивающее им выживание. Адаптация характерна как для целого организма, так и для отдельных его органов и физиологических систем.

Акселерация – ускорение морфофизиологического развития детского организма или его отдельных физиологических и функциональных систем.

Активность ребенка – в рамках физиологии способность ребенка достигать в кратчайшее время полезного для существования его организма  результата действия.

Анатомо–физиологические особенности организма детей и подростковособенности строения (анатомические) и жизнедеятельности (физиологические) организма детей и подростков. То же понимают под термином  “морфофункциональные особенности организма”.

Антропометрические показатели развитиия ребенка – соматометрические признаки (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук) и соматоскопические (форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры, и половое созревание.

Биоритмыпериодичность процессов в живой природе. Различают суточные, недельные (только у человека), месячные, сезонные, годовые и многолетние ритмы физиологических процессов в живых организмах, связанные с периодичностью метеорологических и гелеогеографических процессов.

Вегетативная нервная система – отделы нервной системы, регулирующие работу внутренних органов (вегетативных процессов) в организме человека. Различают симпатический и парасимпатических отделы вегетативной нервной системы. Обычно для них характерны антагонистические взаимоотношения: симпатический отдел усиливает и учащает работу сердца, парасимпатический – ослабляет и замедляет.

Внимание   психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью и основанный на деятельности головного мозга. Различают непроизвольное внимание, обусловленное деятельностью подкорковых отделов головного мозга, и произвольное, связанное с деятельностью коры  больших полушарий. 

Восприятиеотражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (форма, величина, цвет и т.д.), действующих в данный момент на органы чувств, что и обеспечивает целостное познание предметов и явлений действительности. Последнее отличает восприятие от ощущений, отражающих лишь отдельные качества и свойства предметов.

Вторичные половые признаки морфологические особенности строения тела мужчин и женщин, особенности волосяного покрова и голоса, развитие у женщин грудных желез, половое влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.

Гармоничность развитиясоответствие функциональных возможностей организма детей и подростков требованиям окружающей среды.

Гемофилия наследственное заболевание системы крови, в результате которого кровь теряет способность свертываться. У такого больного трудно остановить кровотечение и малейшая царапина может привести к полной потере крови и гибели.

Генерализация (от лат.generalis – общий) – в нейрофизиологии процесс широкого распространения возбуждения в коре головного мозга, вызванного применением условного сигнала. Генерализация - явление, близкое к процессам иррадиации возбуждения, и всегда представляет собой первую ступень формирования условного рефлекса, предшествуя процессам дифференцировки.

Гетерохронность развития неравномерность и неодновременность роста и развития органов и физиологических систем детского организма. Прежде всего развиваются те органы и системы, функционирование которых наиболее необходимы для жизни организма на данном этапе.

Гигиена детей и подростков наука о путях и средствах охраны и укрепления здоровья детей и подростков, а также совокупность практических мер, осуществляемых в этих целях. В зависимости от возрастного контингента детей различают дошкольную и школьную гигиену.

Гормональные препараты лекарственные препараты, содержащие гормоны.

Двигательный анализатор (кинестетический анализатор) - совокупность периферических и центральных отделов нервной системы, обеспечивающих координацию мышечной деятельности.

Диагностика (от греч. диагностикос – способный распознавать) – методы и способы распознавания различных заболеваний, связанные со всесторонним изучением больного.

Динамический стереотип более или менее устойчивая система условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга, образующаяся при многократном повторении одних и тех же внешних воздействий. Динамический стереотип лежит в основе формирования у детей и подростков учебных и трудовых навыков, различных привычек и норм поведения. Образование и длительность хранения стереотипа определяется индивидуальными особенностями нервной системы ребенка, поэтому изучение скорости образования и длительности хранения динамического стереотипа – один из физиологических показателей обучаемости детей и подростков.

Дифференциация (от лат. diffenrtia – различение) – в нейрофизиологии различение сходных условных раздражителей и образование на них условных рефлексов. Дифференциация - процесс, противоположный генерализации условных рефлексов. Механизм дифференциации связан с процессами концентрации торможения в коре головного мозга. В процессе обучения и воспитания ребенку часто приходится различать многие близкие по своим качествам условные раздражители. Например, в процессе обучения письму и чтению дифференцирование различных по очертаниям букв. Состояние дифференцировочного торможения оказывает значительное влияние на способность детей и подростков к обучению.

Дифференцированный подход к обучению ребенкаорганизация учебно– воспитательного процесса адекватно индивидуальным физиологическим и психическим особенностям детей и подростков.

Индивидуальностьличность, существо как обладатель свойств, присущих только ему.

Инстинктсложная безусловно – рефлекторная деятельность. Биологическая природа инстинктов изучена не до конца. В упрощенном виде инстинкты – сложные взаимосвязанные цепочки простых врожденных рефлексов.

Интеллект (от лат. intelektus – ум, рассудок, разум) – мыслительная способность человека.

Кифоз изгиб позвоночника выпуклостью назад. В процессе развития ребенка формируются четыре физиологических изгиба позвоночника: приблизительно в 1, 5 месяца – лордоз в шейном отделе, в 6 месяцев – грудной и поясничный кифозы, в 1 год – поясничный лордоз. Формирование грудного кифоза и шейного лордоза заканчивается к 7 годам, а поясничного лордоза и кифоза в подростковом возрасте. Нормальная физиологическая глубина изгибов позвоночника колеблется в младшем школьном возрасте в пределах 3 – 4 см, а в старшем – 4 – 5, 5 см. Изменение этих соотношений приводит к нарушению осанки ребенка.

Лимбическая системав физиологии совокупность отделов головного мозга, участвующих в регуляции вегетативных функций, инстинктивных реакций и эмоций. Обеспечивает вегетативное и эмоциональное оформление любой деятельности человека.

Лордоз изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед (см. Кифоз)

Морфология ( от греч. морфе – форма + логос – учение)- в биологии наука о закономерностях формирования тканей и органов в растительных и животных организмах и особенностях их строения. Анатомия  является одним из разделов морфологии.

Неврозы функциональные расстройства высшей нервной деятельности, т.е. обусловленные лишь нарушением физиологических процессов деятельности мозга без морфологических изменений. Неврозы связаны с психическими потрясениями и в случае школьной практики могут быть обусловлены неадекватными педагогическими воздействиями.

Невротические реакции детей и подростков легкие нарушения психики, характеризующиеся: психомоторными расстройствами  (двигательное беспокойство или скованность), вегетативными расстройствами (психогенная тошнота и рвота, отказ от пищи, недержание мочи и кала, головокружения, нарушение сердцебиения и др.) явлениями страха, астеническими и неврастеническими расстройствами. Невротические реакции часто являются симптомами развивающегося психического заболевания.

Обучаемостьвосприимчивость к обучению, характеризующая  учебные способности  детей и подростков. В физиологии – интегративный показатель деятельности организма ребенка как функциональной системы, отражающий скорость сбора информации, скорость ее обработки и способы реализации при достижении полезного для существования системы результата.

Оптимизация учебно–воспитательной работытакая организация педагогической работы, где непременно учтены все индивидуальные психические и биологические свойства ребенка и на основе этого созданы оптимальные условия для развития его физических  и психических возможностей.

Опережающее развитие органов и функциональных системодин из общих принципов развития, заключающийся в более раннем формировании органов  и систем, чем это требуется. Например, рефлекс сосания обеспечивается у ребенка сложной функциональной системой, состоящей из различных органов, функционирование которых возможно задолго до рождения. Данный принцип – своеобразная  «страховка», даваемая природой человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Осанка у детей и подростков привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни. Нарушение осанки ребенка происходит при несоблюдении гигиенических норм обучения и воспитания, а также  в результате некоторых заболеваний. При правильной осанке голова и туловище занимают прямое положение, плечи немного опущены и слегка отведены назад, грудь выставлена вперед, а живот несколько подтянут. Сохранению нормальной осанки способствует правильный режим обучения в школе и жизни в семье.

Ощущенияотражение отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на анализаторы (органы чувств). Различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах, обеспечивают соответственно ощущение голода, жажды, сытости, ощущения, связанные с движением и положением тела в пространстве.

Память процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что было в прошлом опыте. В основе памяти лежит образование временных связей в коре головного мозга. На клеточном уровне память, очевидно, связана с деятельностью нейронных цепей, с изменением клеточных процессов в нервных клетках и с фиксацией полученной информации в молекулах ДНК (нейронная и биохимическая теория памяти).

Патология (от греч. патос – страдание + логос – слово) – медицинская наука, изучающая болезненные (патологические) состояния и процессы в организме человека.

Педиатрия ( от греч. пайс (паидос) – ребенок + иатрия – лечение – медицинская наука о болезнях детского возраста и способах их лечения.

Первичные половые органыособенности строения внутренних и наружных половых органов.

Переутомление - патологический процесс, характеризующийся расстройствами деятельности нервной и других физиологических систем организма. Переутомление детей и подростков в процессе обучения приводит к задержке их физического и психического развития, неврозам, и другим нарушениям психической деятельности. Ведущее значение для предотвращения переутомления детей и подростков имеет соблюдение правильного режима труда и отдыха и других необходимых гигиенических норм школьной и личной жизни.       

Пропускная способность анализаторов максимальное количество информации, проходящей через органы чувств и регистрируемой в единицу времени. В процессе обучения ребенка особо  важное значение имеет пропускная способность зрительного и слухового анализаторов. Для количественной оценки информации используется специальная единица – бит.

Психиатриямедицинская наука, изучающая психические болезни человека.         

Психика (от греч. психикос – душевный ) – особое  свойство высокоорганизованной  материи, заключающееся в отражении объективной  действительности в форме ощущений, представлений, мыслей, чувств, волевых действий  и т.п. Физиологическую основу психики составляет головной мозг, и особенно кора больших полушарий. Ведущую роль в формировании психики ребенка играет социальное окружение, в частности его обучение и воспитание.

Психические процессыпроцессы, лежащие в основе психики человека: процессы ощущения, внимания, восприятия и т.д.

Психическое развитие ребенкапроцессы развития психики ребенка: формирование познавательной деятельности (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и т.д.), развитие у него чувств, воли, формирование различных свойств личности (темперамент, характер, способности, потребности и интересы).

Работоспособность детей и подростковспособность детского организма как функциональной системы функционировать длительное время с максимальной активностью. Работоспособность определяется функциональным состоянием всего организма, но решающее значение имеет состояние нервной системы.

Развитие ребенка  качественные  изменения детского организма, сопровождающиеся усложнением его организации и функциональной деятельности.

Реактивностьспособность организма отвечать на воздействия адекватными реакциями.

Резистентность детского организмаустойчивость организма к действию вредных факторов внешней среды.

Ретардация развития задержка развития одной, нескольких или большинства функциональных или физиологических систем ребенка.

Рефлексответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая с помощью центральной нервной системы. Различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы. В осуществлении безусловных рефлексов преимущественное значение  имеют подкорковые отделы головного мозга, условных – корковые. Рефлексы составляют физиологическую основу психической деятельности человека, а следовательно, простейшую элементарную базу для формирования знаний, умений и навыков у детей и подростков в процессе их обучения и воспитания.

Речь процесс общения людей посредством сложившегося в общественном развитии языка. Язык представляет собой систему средств общения  - фонетических, лексических и грамматических.

Рост детей и подростковв биологии увеличение длины, объема и массы тела, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т.е. количественные изменения в организме.

Саморегуляция организмаспособность организма поддерживать деятельность своих органов и физиологических систем на уровне, который наилучшим образом обеспечивает ему в данный момент выполнение задач, имеющих важное значение для существования организма.

Сенсорная информацияв физиологии информация, получаемая организмом с помощью органов чувств.

Серое и белое вещество мозга - на поперечных разрезах спинного и головного мозга скопления нервных клеток приобретают серый оттенок, а скопления  их отростков – белый.

Cинапсместо контакта двух нервных клеток или нервной и мышечной клеток. Синапс состоит из пресинаптической мембраны, синаптической щели и постсинаптической мембраны.

Сигнальные системы изученный И.П. Павловым условно – рефлекторный  механизм отражения действительности. Первая сигнальная система – система конкретных сигналов, общая для человека и животных. Вторая сигнальная система – система слов – построена на отвлечении и обобщении конкретных сигналов окружающей среды. Эта система является сугубо человеческой и лежит в основе  мышления. Обычно у человека обе системы  находятся в равновесии и тесном взаимодействии. Изучение деятельности сигнальных систем позволило дать естественно  научное обоснование некоторым методическим приемам обучения и воспитания ребенка.

Синтез ( от греч. синтезис - соединение, составление ) – в физиологии способность мозга связывать, обобщать и объединять отдельные раздражения окружающей действительности  в единое целое. Синтез тесно связан с анализом раздражений. Аналитико–синтетическая деятельность мозга лежит в основе процессов мышления человека.

Сколиозобразование изгиба позвоночника в сторону вследствие нарушения гигиены обучения и правил личной гигиены. Встречаются две основные формы сколиоза: грудной и поясничный. Существенную роль в этом заболевании играет также общая мышечная слабость и рахит.

Стрессовые реакции организма (стресс) – реакции организма, связанные с большим нервным и физическим напряжением. Они вызываются  действием cверхсильных раздражителей. Частые стрессовые реакции приводят к физическому  и нервному истощению и развитию различных заболеваний, например сердечно – сосудистых.

Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее смешение частей) – совокупность индивидуально–психических особенностей человека (генотип) и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Физиологическую основу темперамента составляют типы высшей нервной деятельности. Знание психофизиологических основ темперамента  необходимо педагогу для организации дифференцированного обучения и воспитания детей и подростков. 

Тромбозпатологический процесс образования тромбов внутри сосудов. Тромб представляет собой кровяной сгусток, состоящий из свернувшейся  плазмы крови и ее форменных элементов.

Утомлениевременное снижение физической и умственной работоспособности. Утомление проявляется у детей снижением внимания и усилением двигательного беспокойства  (шум в классе).

Ферментыбиологические катализаторы, вещества, регулирующие скорость химических превращений в растительных и животных организмах.

Физическое развитие ребенкапроцесс биологического созревания  клеток, тканей, органов и всего организма в целом, т.е.  усложнение их взаимоотношения и функций всех клеток, тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов регуляции их деятельности.

Фонацияголосообразование, в котором участвуют различные органы речевого аппарата: нос, глотка, рот, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.

Функциональные системывременное объединение различных систем детского организма, направленное на достижение полезного для него результата действия. Важное значение для такого объединения имеет не анатомическая близость органов, а выполнение  необходимой для жизни организма функции.


Ұқсас жұмыстар

Глоссарий
«Бастапқы есеп және құжат айналымы» пәні бойынша СӨЖ және ОСӨЖ тапсырмаларын орындауға арналған ӘДІСТЕМЕЛІК НҰСҚАУ
Іс қағаздарын мемлекеттік тілде жүргізу
Паразитизмнің экологиялық тұжырымдамасы
Қашықтықтан оқытуды іске асыруға арналған MOODLЕ жүйесі
СӨЖ (СӨЖО) бойынша әдістемелік нұсқаулар
МДҰ әдістемелік кабинет
JavaScript- та бағдарламалау
Оқу-әдістемелік кешен “Сулы жүйелер географиясы” пәні бойынша
Психоллогия консультация жайлы анықтама беру