Лекция № 4 - 5

Тема: Высшая нервная деятельность

       Цель: дать будущему педагогу современные представления о закономерностях высшей нервной деятельности детей и подростков.

План:

1. Понятие о ВНД.

2. Понятие о аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

3. Условные и безусловные рефлексы.

4. Типы высшей нервной деятельности.

5. Интегративные процессы в ЦНС как основа психических функций.

Значение работ И.М.Сеченова и И.П.Павлова в изучении функции коры головного мозга. Высшая нервная деятельность – совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающую взаимодействие целостного организма с внешней средой.

Понятие об аналитико-синтетической деятельности. И.П.Павлов – автор аналитико-синтетического метода.

Методы изучения высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Биологическое значение условных рефлексов.  Условия и механизм образования условного рефлекса. Принцип доминанты. Торможение условных рефлексов. Динамический стереотип.

Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах деятельности. Типы высшей нервной деятельности. Свойства нервных процессов. Классификация типов ВНД.

Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности. Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом. Физиологические механизмы памяти. Мотивация и эмоции, их значение в целенаправленном поведении. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Электроэнцефалограмма сна.

Вопросы для самоконтроля

1.     Кто является создателем метода условных рефлексов?

2.     Что понимают под высшей нервной деятельностью?

3.     Что такое инстинкт? Рефлекс? Приведите примеры.

4.     Какие основные отличия условных рефлексов от безусловных?

5.     Какие условия необходимы для образования условных рефлексов?

6.     Каков механизм образования условных рефлексов?

7.     Какие виды торможения условных рефлексов существуют? Каково их значения?

8.     Какое значение имеют условные рефлексы в жизни животных и человека?

9.     Что понимают под динамическим стереотипом? Каково его значение?

10.            Какие предпосылки имеются у животных для формирования качественных особенностей высшей нервной деятельности человека?

11.            В чем проявляется деятельность первой сигнальной системы? Каково его значение?

12.            Какие условия способствовали возникновению второй сигнальной системы у человека?

13.            Какие взаимодействия существуют между первой и второй сигнальными системами?

14.            Что следует понимать под типом нервной системы?

15.            Какие типы высшей нервной деятельности выделил И.П.Павлов у животных? Чем они характеризуются?

16.            Какие типы высшей нервной деятельности у человека существуют? Чем они характеризуются?

17.            Каковы нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания у детей и подростков?

18.            Каковы физиологические механизмы памяти?

19.            В чем физиологический смысл мотивации и эмоций?

20.            Какие имеются современные данные, раскрывающие механизмы сна?


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Әкімшілік басқару бойынша дәрістер
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі