Лекция

Тема: Среда визуального программирования. Отображение графической и мультимедиа – информации. Системные диалоги. Организация управления приложением. Диспетчеризация действий.

Цель: знать компоненты для работы с графической информацией

 

Работа с графикой в Delphi это не только линии и рисунки, но также и и печать текстовых документов. Поэтому в Delphi работе с графикой нужно уделить немного времени. Работа с графикой в Delphi предполагает обращение к канве - свойству Canvas компонентов. Canvas Delphi это холст, который позволяет программисту иметь доступ к каждой своей точке (пикселу), и словно художнику отображать то, что требуется. Конечно, рисовать попиксельно для работы с графикой в Delphi не приходится, система Delphi предоставляет для мощные средства работы с графикой, облегчающие задачу программиста.

В работе с графикой в Delphi в распоряжении программиста находятся канва (холст, полотно - свойство Canvas Delphi компонентов), карандаш (свойство Pen), кисть (свойство Brush) того компонента или объекта, на котором предполагается рисовать. У карандаша Pen и кисти Brush можно менять цвет (свойство Color) и стиль (свойство Style). Доступ к шрифтам предоставляет свойство канвы Font. Эти инструменты позволяют отображать как текст, так и достаточно сложные графики математического и инженерного содержания, а также рисунки. Кроме этого, работа с графикой позволяет использовать в Delphi такие ресурсы Windows как графические и видеофайлы.

Конечно, не все компоненты в Delphi имеют эти свойства. На вкладке Additional расположен специализированный компонент TImage, специально предназначенный для рисования, но также свойство Canvas имеют, например, такие компоненты как ListBox, ComboBox, StringGrid, а также и сама Форма, которая размещает наши компоненты! Кроме того, для печати документов Delphi обращается к свойству Canvas такого объекта как принтер.

Основное свойство такого объекта как Canvas Delphi - Pixels[i, j] типа TColor, то есть это двумерный массив точек (пикселов), задаваемых своим цветом. Рисование на канве происходит в момент присвоения какой-либо точке канвы заданного цвета. Каждому пикселу может быть присвоен любой доступный для Windows цвет. Например, выполнение оператора
Image1.Canvas.Pixels[100, 100]:=clRed;

приведёт к рисованию красной точки с координатами [100, 100]. Узнать цвет пиксела можно обратным присвоением:

Color:=Image1.Canvas.Pixels[100, 100];

Тип TColor определён как длинное целое (LongInt). Его четыре байта содержат информацию о долях синего (B), зелёного (G), и красного (R) цветов. В 16-ричной системе это выглядит так: $00BBGGRR. Доля каждого цвета может меняться от 0 до 255. Поэтому чтобы отобразить максимально красную точку, ей нужно присвоить цвет $000000FF.

 Для стандартных цветов в Delphi определён набор текстовых констант. Увидеть его можно, открыв в Инспекторе Объектов свойство Color, например, той же Формы.

Итак, классическое приложение Windows должно иметь хотя бы одно окно. Окно приложения должно уметь выполнять целый ряд важных операций. Оно должно правильно отображать себя на экране, уметь взаимодействовать с другими окнами и операционной системой, управлять размещенными на нем элементами управления, реагировать на разнообразные события.

В среде разработки Delphi понятие окна приложения совмещено с понятием формы. По существу это одно и то же. Просто формой называется окно приложения на этапе разработки. Форме при разработке и окну при выполнении приложения соответствует один и тот же экземпляр класса, тем не менее, введение понятия "форма" представляется оправданным.

Дело в том, что на этапе разработки окно должно обладать целым рядом ценных свойств, которые обеспечивают процесс программирования и обязаны исчезнуть при запуске приложения.

Самые важные из них заключаются в том, что форма умеет взаимодействовать с инструментами среды разработки (Палитрой компонентов, Инспектором объектов и т. д.) и размещенными на ней компонентами. Первое из названных свойств обеспечивается возможностями, унаследованными от базового класса иерархии VCL TComponent. Второе свойство обеспечено механизмами самого класса формы.

Кроме этого, форма обеспечивает еще целый ряд удобных и полезных для разработчика функций. Это разметка рабочей области, возможность выравнивания компонентов и т. д.

Для хранения каждой формы проекта используются два файла. Файл с расширением dfm хранит описание свойств формы и размещенных на ней компонентов. Для хранения исходного кода класса формы и ее компонентов предназначен файл модуля с расширением раз.

Формы играют исключительно важную роль в процессе создания приложения. Они обеспечивают создание пользовательского интерфейса с одной стороны, и хранение программной логики приложения — с другой. Хотя форма и является потомком класса TComponent, она не присутствует в Палитре компонентов. Для создания новой формы проекта необходимо использовать команду New Form из меню File или Репозиторий, где хранятся прототипы часто используемых форм. Это говорит о роли формы в процессе разработки приложения — на нее возложено гораздо больше обязанностей, чем на обычный компонент.

Контрольные вопросы

1.      Что представляет собой Canvas Delphi

2.      Какие инструменты для работы с графикой вы знаете?


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл философиясы – тілдің философиялық қызметі жөніндегі ғылым
Семинар сабақтарда пәннің мазмұны бойынша проблемалық оқыту принципін іске асыру
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі