Лекция № 6

Тема: Возрастные особенности и гигиена анализаторов

Цель: дать будущему педагогу современные представления о особенностях строения и функций анализаторов детей и подростков.

План:

1. Понятие анализаторов.

2. Виды анализаторов и их строение.

Понятие анализатора. Его составные части. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Виды анализаторов: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, вестибулярный, тактильный.

Зрительный анализатор. Функция, составные части. Строение глаза. Форма. Возрастные особенности глаза. Три оболочки глазного яблока: наружная – белочная  переходящая в роговицу; средняя – сосудистая переходящая в переднем отделе в ресничное  тело  и радужную оболочку; внутренняя – сетчатка, содержащая  светочувствительные клетки – палочки и колбочки. Хрусталик и зрачок. Оптическая система глаза. Аккомодация. Бинокулярное зрение. Острота зрения. Дальнозоркость – гиперметропия. Близорукость – миопия. Косоглазие. Астигматизм. Освещенность учебных помещений. Гигиена глаза.

Слуховой анализатор. Краткое строение слухового анализатора. Механизм восприятия звука. Гигиена слуха.

Краткая характеристика  вкусового, обонятельного, вестибулярного, тактильного анализаторов.

Вопросы для самоконтроля

1.     Что такое анализатор (по И.П.Павлову)?

2.     Какова функциональная структура анализатора и их значение?

3.     Из каких частей состоит мозговой отдел анализатора?

4.     На какие виды делятся анализаторы?

5.     Каковы особенности строения глазного яблока?

6.     Чем представлена оптическая система глаза?

7.     Что такое аккомодация глаза и каков его механизм?

8.     Каковы особенности строения сетчатки глаза?

9.     Какие гигиенические требования необходимо выполнять для глаза?

10.                  Каково строение уха?

11.                  Каков механизм передачи звуковых колебаний?

12.                  Каковы особенности строения и функции вестибулярного аппарата?

13.                  Какие ощущения вкуса возникают при возбуждении вкусовых рецепторов?

14.                  Где находятся рецепторы обоняния, от чего зависит интенсивность запаха?

15.                  Чем обеспечивается тактильная, температурная, болевая чувствительность?


Ұқсас жұмыстар

Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Табиғи, ілеспе газдар және оларды өңдеу мен тазалау әдістері
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы