Лекция 13. Понятие информационной системы

Содержание лекционного занятия:

·         Этапы развития информационных систем

·         Процессы в информационной системе

 

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокуп­ность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по соста­ву, так и по главным целям.

Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направ­ленных на реализацию разных целей.

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Фирма

Люди, оборудование, материалы, здания

Производство     товаров

Компьютер

Электронные    и   электромеханические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуни­кационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Передача      инфор­мации

Информацион­ная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное       и       программное обеспечение

Производство   про­фессиональной информации

В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смы­словых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой об­ласти. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, ме­тодов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи ин­формации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в ка­честве основного технического средства переработки информации персонального компью­тера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, тех­ническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без кото­рого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными система­ми. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Этапы развития информационных систем

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предна­значены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханичес­ких бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информа­ция, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим пара­метрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

В 70-х — начале 80-х rr. информационные системы начинают широко использоваться
в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс
принятия решений.

К концу 80-х rr. концепция использования информационных систем вновь изменяется.
Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях
организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя во-
время нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности,
создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Процессы в информационной системе

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 6), состоящей из блоков:

image

Рис. 6. Процессы в информационной системе

·          ввод информации из внешних или внутренних источников;

·          обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

·          вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

·          обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Информационная система определяется следующими свойствами:

·         любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

·         информационная система является динамичной и развивающейся;

·         при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

·         выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

·         информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

В настоящее время сложилось мнение об информационной системе как о системе, реа-
лизованной с помощью компьютерной техники, Хотя в общем случае информационную
систему можно понимать и в некомпьютерном варианте.

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть про-
блем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена.
Так, например, при определении возможности компьютерной информационной системы
для поддержки принятия решений следует учитывать:

·         структурированность решаемых управленческих задач;

·         уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно бьггь принято;

·         принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;

·         вид используемой информационной технологии,

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Профили ИС. Структура профилей ИС.

2.Объектно-ориентированные БД

 

Рекомендуемая литература:

1.Информатика: Учебник/Под ред. проф. Н.В. Макаровой, - М.: Финансы и статистика, 1997, 2000.

2.Кузнецов С.Д. СУБД и файловые системы. - М.: Майор, 2001. - 176 с.

 


Ұқсас жұмыстар

Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
Денсаулық сақтау саласындағы ақпараттық жүйелер
Ақпараттық электрондық өнімдер
ДЕРЕКТЕР ҚОРЫНЫҢ ТЕОРИЯСЫ
БОЛАШАҚ МАТЕМАТИКА МАМАНДАРЫН ДӘРЕЖЕЛІК ФУНКЦИЯЛАРЫ БАР ТЕҢДЕУЛЕР МЕН ТЕҢСІЗДІКТЕРДІ ШЕШУГЕ ТЕРЕҢДЕТЕ ОҚЫТУ ӘДІСТЕМЕСІ
Қазақстан Республикасының кітапханашы мамандарының құндылық бағдарлары
Корпоративті клиенттерге қызмет көрсету
Диссертациялық зерттеудің обьектісі