Лекция № 10

Тема: Возрастные особенности крови. Органы кровообращения

Цель: дать будущему педагогу современные представления о возрастных особенностях крови и органов кровообращения детей и подростков.

План:

1. Функции и состав крови.

2. Форменные элементы и их возрастные особенности.

3. Возрастные особенности органов кровообращения.

Внутренняя среда организма. Значение крови. Количество и состав крови у человека. Кровяное депо: селезенка, почка, печень  и легкие. Плазма крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Их строение и функции, продолжительность жизни, количество в различные периоды жизни детей и подростков. Белки крови: альбумины, глобулины, фибриноген, гепарин, фибринолизин. Современные представления об иммунитете. Механизм образования тромба. Фибрин. Протромбин, тромбин. Свертывание крови. Физиологические растворы. Реакция крови (рH=7,36). Скорость оседания эритроцитов. Группы крови и переливание крови. Агглютиногены (А, В) и агглютинины (, ). Агглютинация – склеивание  происходит при встрече А с , B с , AB c .

1 группа - (40%): в плазме – , ;  в эритроцитах – агглютиногенов нет.

2 группа - (39%): в плазме – ; в эритроцитах – А.

3 группа - (15%): в плазме – ; в эритроцитах – В.

4 группа - (6 %): в плазме: - агглютининов   нет; в эритроцитах  - А, В.

Резус – фактор. Резус – положительные  (85% людей), резус – отрицательные (15% людей).

Система кровообращения. Значение кровообращения. Общая схема кровообращения. Большой и малый круг круги кровообращения.

Строение сердца и его возрастные особенности. Четыре камеры сердца. 2 предсердия и 2 желудочка. Створчатые и полулунные клапаны. Стенки сердца: эпикард, миокард, эндокард. Типическая мускулатура обеспечивает сократимость, атипические волокна – возбудимость. Атипические волокна образуют проводящую систему сердца: синусно–предсердный узел, предсердно–желудочковый узел, предсердно–желудочкового пучка и его разветвлений.

Сердечный цикл состоит из фаз: первая – сокращение предсердий – систола предсердий, вторая – систола желудочков, третья – общая пауза. Систола, диастола. Частота сердечный сокращений,  систолический и минутный объем. Электрокардиография. Кровяное давление и его возрастные особенности.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Вопросы для самоконтроля

1.     Что такое кровь и каково ее значение для организма?

2.     Какие функции выполняет кровь?

3.     Из каких компонентов состоит кровь?

4.     Что такое плазма крови и ее состав?

5.     Какие физические свойства крови, их характеристика?

6.     Какие виды форменных элементов крови существуют? Каково их количество?

7.     Какие функции выполняют эритроциты?

8.     Какие функции выполняют лейкоциты?

9.     Какие функции выполняют тромбоциты?

10.                              Какие фазы свертывания крови?

11.                              Каковы основные группы крови человека? Дайте им характеристику.

12.                              Что такое резус-фактор?

13.                              Какие правила необходимо соблюдать при переливании крови?

14.                              Из каких отделов состоит система кровообращения? Каково их значение?

15.                              Из каких отделов состоит сердце? Значение клапанного аппарата сердца?

16.                              Какими физиологическими свойствами обладает сердечная мышца?

17.                              Из каких фаз складывается сердечный цикл?

18.                              Что такое электрокардиограмма? Что отражают ее зубцы и интервалы?

19.                              Что такое систолический и минутный объем сердца? Каково их значение?

20.                              Как иннервируется сердце?

21.                              Как осуществляется рефлекторная регуляция деятельности сердца?

22.                              Какие вещества и каким образом они влияют на работу сердца через кровь?

23.                              Какие физиологические закономерности определяют движение крови по сосудам?

24.                              Что такое кровяное давление? Как оно изменяется? Как его определяют?

25.                              Как осуществляется иннервация сосудов?

26.                              Какими механизмами осуществляется регуляция тонуса сосудов?

27.                              Как и почему меняется деятельность кровообращения при физической нагрузке?

28.                              Что такое лимфа? Какова роль лимфатических узлов в организме?


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
ЖОҒАРЫ СЫНЫПТАРДА ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХИ КУРСЫН ОҚЫТУДЫҢ ТЕОРИЯЛЫҚ МӘСЕЛЕЛЕРІ
Табиғи, ілеспе газдар және оларды өңдеу мен тазалау әдістері
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы