Лекция № 12

Тема: Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания

Цель: дать будущему педагогу современные представления о возрастных особенностях органов пищеварения детей и подростков.

План:

1.Строение и функции органов пищеварения.

2.Возрастные особенности обмена веществ и органов пищеварения.

3. Гигиена питания.

Значение пищеварения. Общий план строения пищеварительной системы.

Пищеварение – процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом. Система органов пищеварения: ротовая полость с тремя парами крупных слюнных желез, глотка, пищевод, желудок, тонкий отдел кишечника, в состав которого входит двенадцатиперстная кишка (в нее открываются протоки печени и поджелудочной железы), тощая и подвздошная и толстый отдел кишечника, состоящий из слепой, ободочной и прямой.

Пищеварение в ротовой полости. Физическая и химическая расщепление углеводов до мальтозы под действием фермента амилазы. Обработка пищи. Зубы  и их рост и развитие в процессе развитии человека. Проблемы и болезни зубов: кариес и другие. Крупные слюнные железы: околоушные, подъязычные и поднижнечелюстные и мелкие слюнные железы.

Пищеварение в желудке. рН среды - кислая. Типы желудочных желез: главные, обкладочные, добавочные. Желудочный сок состоит из ферментов: пепсина, расщепляющего белки, соляной кислоты (0,5%) и слизи. Гормон гастрин. В состав желудочного сока новорожденного ребенка входят ферменты пепсин, химозин, липаза, молочная  и соляная кислоты.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. рН среды - щелочная. Сок поджелудочной железы содержит ферменты: трипсин, расщепляющий белковые вещества до аминокислот; липаза действует на жиры, превращая их в глицерин и жирные кислоты; амилаза и мальтаза расщепляют сложные углеводы до моносахаридов. Желчь: 1) переводит в активное состояние липазу и другие ферменты; 2) эмульгирует жиры; 3) активно влияет на процессы всасывания в тонкой кишке; 4) способствует  усилению отделения сока поджелудочной железы.

В тонком отделе кишечника происходит всасывание продуктов расщепления белков, жиров и углеводов.

В толстом отделе кишечника, находящиеся там бактерии, синтезируют витамин К и расщепляют клетчатку.

Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. Анаболизм и катаболизм. Основные этапы обмена веществ в организме. Основной обмен. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности. Обмен белков, жиров и углеводов в организме детей и подростков. Водно-солевой обмен. Витамины и их значение. Возрастные особенности обменных процессов.

Питательные вещества и пищевые продукты. Энергия пищевых веществ. Нормы питания. Калорийность питания детей и подростков в сутки. Режим питания. Питание учащихся в школах и колледжах. Гигиенические требования к питанию. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Вопросы для самоконтроля

1.     Какова роль исследований И.П.Павлова в развитии физиологии пищеварения?

2.     В чем сущность и значение пищеварения?

3.     Какие функции выполняет желудочно-кишечный тракт?

4.     Какие процессы происходят в ротовой полости?

5.     Какие функции выполняет желудок?

6.     Какие процессы происходят в двенадцатиперстной кишке?

7.     Какую роль в процессе пищеварения играет печень?

8.     Какова функция поджелудочной железы?

9.     Каков состав кишечного сока? Его функции?

10.                              Какую роль играет толстый кишечник в системе пищеварения?

11.                              В чем физиологическая сущность процесса всасывания? В каких отделах желудочно-кишечного тракта происходит всасывание белков, жиров, углеводов?

12.                              Где находится пищевой центр, его функция?

13.                              Каковы физиологические механизмы голода?

14.                              Каковы физиологические механизмы аппетита?

15.                              Каковы физиологические механизмы жажды?

16.                              Что такое ассимиляция и диссимиляция?

17.                              Какие основные этапы обмена веществ?

18.                              Какие функции выполняют в организме белки?

19.                              Какие функции выполняют в организме жиры?

20.                              Какие функции выполняют в организме углеводы?

21.                              Каково значение минеральных веществ в организма?

22.                              Каково значение витаминов в организма?

23.                              Что такое основной обмен веществ? Какие условия его определения?

24.                              Каковы энергетические затраты людей различных возрастных групп в зависимости от профессии?

25.                              Что такое пищевой рацион? Как его составляют?

26.                              Что такое режим питания?


Ұқсас жұмыстар

Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен
Педагогикалық практика бойынша есеп
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Табиғи, ілеспе газдар және оларды өңдеу мен тазалау әдістері
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
Салыстырмалы педагогика ғылым ретінде