Лабораторная работа 2.

Лабораторная работа 2. Создание базы данных, состоящей из двух таблиц

Цели работы:

         научиться удалять таблицы;

         научиться создавать таблицы базы данных в режиме таблицы;

         научиться создавать самостоятельно ключевое поле;

         научиться создавать формы для ввода данных;

         закрепить навыки по заполнению и редактированию таблиц базы данных.

Этапы работы

1.   Проектирование структуры базы данных.

Создадим более сложный вариант базы данных. В ней будут две таблицы: Список и Группы.

2.   Конструирование пустых таблиц базы данных.

Воспользуемся новым способом изготовления таблиц. Таблицы будем создавать в режиме таблицы. В таблице Список будет 7 полей (код, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс, номер группы). Номера групп и фамилии преподавателей будут храниться в отдельной таблице Группы в виде двух столбцов.

3.   Создание схемы базы данных.

В         данном случае таблицы связаны связью «один-ко-многим». Это значит, что в таблице Группы каждое значение может встречаться только один раз, а в таблице Список - сколько угодно (несколь­ко человек могут быть из одной группы). Связи следует устанав­ливать при пустых таблицах. Если таблицы заполнены, могут возникнуть проблемы при создании связей и свойств связей. Для связи в обеих таблицах должны быть ключевые поля. В таблице Список - поле Код, в таблице Группы - поле Учебная группа.

4.   Ввод данных в таблицы.

Создадим форму для ввода данных и воспользуемся ею. При на­личии связанных таблиц имеет значение порядок заполнения их значениями.

Ход работы

Задание 1. Откройте учебную базу данных, изготовленную на прошлом занятии.

Порядок работы:

             Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкните по пиктограмме Microsoft Access; перед вами откроется окно системы управления базами данных, в котором появится меню.

             Включите мышкой переключатель Открыть базу данных, выделите из списка баз данных, расположенного ниже пере­ключателя, имя вашей базы и щелкните по кнопке ОК. На экране появится окно (рис. 8) с основными элементами базы данных.

image                Рис. 8

Задание 2. Удалите таблицу Список.

Порядок работы:

             Выделите имя таблицы.

             Нажмите клавишу [Delete].

             На вопрос о подтверждении удаления таблицы ответьте Да.

Задание 3. Создайте таблицу Группы.

Порядок работы:

             Выберите закладку Таблица, если находитесь в другом окне.

             Щелкните мышкой по кнопке Создать. Появится окно, представленное на рис. 9.

image                Рис. 9

•   Оставьте Режим таблицы и щелкните по кнопке ОК. Появит­ся пустая таблица, поля которой не определены и не имеют названия. Тип поля будет выбран автоматически в зависимости от введенной информации.

            Переименуйте Поле 1. Для этого поставьте курсор в любую ячейку столбца Поля 1. Выполните команду Формат - Пере­именовать столбец. Ячейка имени столбца окажется выде­ленной. Введите название поля Учебная группа и нажмите клавишу [Enter].

            Переименуйте Поле 2. Для этого поставьте курсор в любую ячейку столбца Поля 2. Выполните команду Формат - Пере­именовать столбец. Ячейка имени столбца окажется выде­ленной. Введите название поля Преподаватель и нажмите кла­вишу [Enter].

            Сохраните таблицу с именем Группы, щелкнув по кнопкеimage- Сохранить. На вопрос о создании ключевого поля ответьте отрицательно.

•    Перейдите в режим Конструктор, щелкнув по кнопкеimage, и посмотрите, как заданы поля. Сделайте поле Учебная груп­па ключевым, поместив курсор на имя этого поля и щелкнув по кнопкеimage- Ключевое поле. Тип данных поля Учебная группа задайте числовым, выбрав его мышкой из ниспадаю­щего списка.

•    Щелкните по кнопкеimage-Сохранить. Закройте таблицу (при сохранении таблицы вопросов не появится, так как имя табли­цы уже задано).

Задание 4. Создайте таблицу Список.

Порядок работы:

            Выберите закладку Таблица, если находитесь в другом окне.

            Щелкните мышкой по кнопке Создать.

            Появится окно, в котором оставьте Режим таблицы и щелк­ните мышкой по кнопке ОК. Появится пустая таблица, поля которой не определены и не имеют названия.

•      Переименуйте поля по аналогии с предыдущим заданием, вы­полнив команду Формат - Переименовать поле. Данные возьмите из табл. 3.

Таблица 3

Старое название

Новое название

Поле1

Код

Поле2

Фамилия

Поле3

Имя

Поле4

Отчество

Поле5

Год рождения

Поле6

Школа

Поле7

Класс

Поле8

Учебная группа

•    Сохраните таблицу с именем Список, щелкнув по кнопкеimageНа вопрос о создании ключевого поля ответьте отрицательно.

•      Перейдите в режим Конструктор и посмотрите, как заданы поля. Сделайте поле Код ключевым, поместив курсор на имя этого поля и нажав кнопкуimage- Ключевое поле. Тип поля Код - счетчик, полей Фамилия, Имя, Отчество - текстовые, полей Год рождения, Школа, Класс, Учебная группа - чис­ловые. С полем Учебная группа разговор особый. Его тип -числовой. Общие свойства поля не меняем. Кроме того, зна­чения этого поля надо не набивать вручную, а выбирать из списка, содержащегося в таблице Группы. Для этого в свой­ствах поля следует указать, что здесь имеет место подста­новка по следующей схеме: выберите закладку Подстанов­ка, тип элемента управления - Поле со списком, источник строк - Группы. Получите значения элементов, как показа­но на рис. 10.

•    Сохраните изменения, щелкнув по кнопкеimage

image                   Рис. 10

•    Закройте таблицу.

В результате этой работы вы получите две несвязанные таблицы. Нужно создать схему данных со связями.

Задание 5. Создайте схему данных.

Порядок работы:

            Щелкните по кнопкеimage- Схема данных.

            В появившемся окне Добавление таблицы выделите таблицу Группы и щелкните по кнопке Добавить. Выделите таблицу Список и щелкните по кнопке Добавить. В окне Схема данных появится условный вид этих таблиц. Щелкните по кнопке Закрыть окна Добавление таблицы.

            Увеличьте окно таблицы Список так, чтобы были видны все поля.

            Поставьте мышку на имя поля Учебные группы в таблице Груп­пы и, не отпуская кнопку мышки, перетащите ее на поле Учеб­ные группы в таблице Список. Отпустите мышку. Появится диалоговое окно Связи, представленное на рис. 11.

image             Рис. 11

•     Включите значок Обеспечение целостности данных. Это не­возможно будет сделать, если типы обоих полей заданы не одинаково.

•    Включите значок Каскадное обновление связанных полей. Это приведет к тому, что при изменении номера группы в таблице Группы автоматически изменится соответствующий номер в таблице Список.

•    Включите значок Каскадное удаление связанных полей. Это приведет к тому, что при удалении записи с номером группы в таблице Группы будут удалены все записи из таблицы Спи­сок, в которой стояли соответствующие номера групп.

•      Щелкните по кнопке Создать. Появится связь «один-ко-многим». Схема данных представлена на рис. 12.

image                Рис. 12

•      Закройте схему данных, щелкнув по кнопкеimageв верхнем пра­вом углу окна и ответив утвердительно на вопрос о сохранении схемы данных.

Задание 6. Заполните таблицу Группы значениями.

Порядок работы:

            Откройте таблицу Группы в режиме таблицы.

            Заполните ее записями из табл. 4.

Таблица 4

Учебная группа

Преподаватель

101

Верзаков С. А.

102

Белоусов А. И.

103

Масалова В. А.

104

Новикова Е.В.

105

Зачесова Т.П.

•    Сохраните таблицу и закройте ее.

Задание 7. Создайте формы для ввода данных.

Порядок работы:

             Выберите закладку Формы.

             Щелкните по кнопке Создать.

             Появится диалоговое окно (рис. 13), в котором следует выбрать Автоформа в столбец, а в качестве источника данных - Список.

image                  Рис. 13

•      Щелкните по кнопке ОК. Появится пустая форма ввода, пред­ставленная на рис. 14.

image             Рис. 14

Замечание. Значения кнопок работы с записями:

image —         переход к первой записи;

image -            переход к предыдущей записи;

image -            переход к следующей записи;

image -            переход к последней записи;

image —         добавление новой записи.

Задание 8. Добавьте в базу данных записи, используя форму.

Порядок работы:

•     Заполните базу данными, представленными в табл. 5.

Замечание. Переход от поля ввода к следующему полю произ­водится клавишей [Tab], [Enter] или мышкой. Для перехода к новой записи следует щелкнуть по кнопкеimage. Значения поля Код будут заполняться автоматически. Значения поля Учеб­ная группа выбирайте из ниспадающего списка.

Таблица 5

Код

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

Школа

Класс

Учебная группа

1

Чернова

Кристина

Ивановна

1984

1

9

101

2

Терещенко

Инна

Алексеевна

1983

3

10

103

3

Истратов

Максим

Владимирович

1984

5

9

101

4

Бондарь

Ольга

Петровна

1983

1

10

104

5

Новоселов

Алексей

Иванович

1984

3

9

105

            Сохраните введенные данные. Имя формы - Список. Закрой­те форму.

            Перейдите в окно Таблицы. Откройте таблицу Список. Убедитесь, что в таблице появились новые записи.

            Щелкнув по кнопке, сохраните текущую таблицу.

•      Щелкнув по нижней кнопке imageв правом верхнем углу, закройте таблицу.

Задание 9. Проверьте каскадное обновление связанных полей.

Порядок работы:

            Откройте таблицу Группы.

            Исправьте учебные группы на 201, 202, 203, 204, 205.

            Сохраните таблицу.

            Закройте таблицу Группы.

            Откройте таблицу Список.

            Убедитесь, что значения групп изменились.

            Закройте таблицу Список.

Задание 10. Проверьте каскадное удаление связанных полей.

Порядок работы:

            Откройте таблицу Группы.

            Удалите первую запись (всю строку выделите и нажмите на клавишу [Delete]).

            Согласитесь с проверочным вопросом.

            Закройте таблицу Группы.

            Откройте таблицу Список.

            Убедитесь, что исчезли записи с номером группы 201.

            Закройте таблицу Список.

Предъявите преподавателю:

1)    таблицу Список на экране;

2) таблицу Группы на экране;

форму Список на экране.

 


Ұқсас жұмыстар

Информатикадан зертханалық және практикалық жұмыстарды өткізу әдістемесі
Биотехнологияда қолданылатын биологиялық нысандар пәнінің жұмыс бағдарламасы
MS Word көмегімен медициналық құжаттарды дайындау барысында мәтінмен жұмыс
Иммунитеттің әлсіреу себептері
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Қоршаған ортаға антропогендік факторлардың әсері
Информатикадан практикалық жұмыстар
Плеврит - плевраның қабыну экссудатының плевралық қуысында жиналуымен қабынуы
Жалпы металлургия пәнінен дәрістер жинағы
Ірі қара малының гигиенасы