Лабораторная работа 3.

Лабораторная работа 3. Создание базы данных, состоящей из трех таблиц

Цели работы:

            научиться создавать таблицу базы данных с помощью Мастера таблиц;

            закрепить навыки по добавлению и удалению записей;

            закрепить навыки по заполнению и редактированию таблиц базы данных;

            научиться использовать фильтр в таблице.

Этапы работы

1.   Проектирование структуры базы данных.

Создадим более сложный вариант базы данных. В ней будет три таблицы: Список, Группы и Личные данные.

2.         Конструирование пустых таблиц базы данных.
Воспользуемся еще одним способом изготовления таблиц. Новую таблицу Личные данные создадим с помощью Мастера таблиц. Структуру таблиц Список и Группы скопируем из базы прошлого занятия.

3.                    Создание схемы базы данных.

В данном случае таблицы Группы и Список объединены свя­зью «один-ко-многим», таблицы Список и Личные данные -связью «один-к-одному». Таблицы Группы и Личные данные прямо не связаны.

4.   Ввод данных в таблицы.

Создадим форму для ввода данных и воспользуемся ею.

5.     Использование базы данных для практических задач.

Ход работы

Задание 1. Откройте учебную базу данных, созданную на про­шлом занятии.

Порядок работы:

            Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкните по пик­тограмме Microsoft Access. Перед вами откроется окно систе­мы управления базами данных, в котором появится меню.

            Включите мышкой переключатель Открыть базу данных, вы­делите из списка баз данных, расположенного ниже переклю­чателя, имя вашей базы и щелкните по кнопке ОК. На экране появится окно с основными элементами базы данных.

Замечание. Используем готовые таблицы этой базы для конструирования новой. Таблицу Группа оставим в прежнем виде, исправив испорченные значения, а из таблицы Список возьмем только структуру.

Задание 2. Откорректируйте данные в таблице Группы.

Порядок работы:

Замечание. В предыдущей работе вы удаляли записи из таб­лицы Группы. Их следует восстановить.

            Откройте таблицу Группы, выделив ее и щелкнув по кнопке Открыть.

            Добавьте недостающие записи. Исправьте существующие. Таб­лица должна выглядеть так, как в табл. 7.

            Закройте таблицу, предварительно сохранив ее.

Таблица 7

Учебная группа

Преподаватель

101

Верзаков С. А.

102

Белоусов А. И.

103

Масалова В.А.

104

Новикова Е.В.

105

Зачесова Т.П.

Задание 3. Удалите все записи таблицы Список, оставив ее структуру.

Порядок работы:

            Откройте таблицу Список.

            Выделите все записи.

            Нажмите клавишу [Delete]. Щелкните по кнопке Да в вопросе о подтверждении удаления. (Можно выполнить команду Прав­ка - Удалить запись или щелкнуть по кнопке – Удалить запись).

            Закройте таблицу, сохранив ее.

Замечание. Если теперь вводить данные в эту таблицу снова, то счетчик будет меняться с того номера, который был при­своен последней записи.

•      Чтобы нумерация снова начиналась с 1, выполните команду Сер­вис - Служебные программы - Сжать базу данных. Подож­дите некоторое время, чтобы программа отработала.

Задание 4. Используя Мастер таблиц, создайте таблицу Личные данные с ключевым полем.

Порядок работы:

            Выберите закладку Таблица, если находитесь в другом окне.

            Щелкните по кнопке Создать. В результате перейдем к работе со следующим диалоговым окном: Новая таблица. Здесь не­сколько вариантов, но вы выберите Мастер таблиц и щелкни­те по кнопке ОК. Появится диалоговое окно, представленное на рис. 15.

            В этом окне следует выбрать: в поле Образцы таблиц – поле Студенты; в поле Образцы полей - поля   КодСтудента, Адрес, НомерТелефона, щелкая после каждого

image                 Рис. 15

выбора по кнопке image. Эти поля попадут в Поля новой таблицы. Щел­кните по кнопке Далее.

•      В диалоговом окне задайте имя новой таблицы Личные дан­ные. Оставьте автоматический выбор ключа. Щелкните по кнопке Далее.

Замечание. Access проверит связи данной таблицы с другими таблицами. Так как вы еще не устанавливали связи, то они не будут найдены автоматически. В этот момент можно уста­новить новые связи, но мы пока этого делать не будем.

            Щелкните по кнопке Далее.

            После появления вопроса о действиях после создания таблицы автоматически выбирайте ввод в режиме таблицы, но мож­но изготовить и форму. Щелкните по кнопке Готово. Вы попа­дете в пустую таблицу, у которой есть поля, но отсутствуют записи.

            Добавьте в таблицу Личные данные еще три поля Word, Excel и Access, в которых будут находиться семестровые оценки по этим предметам. Выберите Конструктор.

            Добавьте в конец списка полей три поля с именами Word, Excel, Access и типом данных - числовой.

            Щелкните по кнопкеimage- Сохранить.

            Перейдите в режим таблицы, щелкнув по кнопкеimage .

            Закройте таблицу, предварительно сохранив ее. В результате вы получите три таблицы, две из которых связаны, а третья нет.

Задание 5. Исправьте схему данных.

Порядок работы:

            Щелкните по кнопкеimage- Схема данных. Появится диало­говое окно Схема данных.

            Щелкните по кнопкеimage-Добавить таблицу. В появившем­ся окне Добавление таблицы выделите таблицу Личные дан­ные и щелкните по кнопке Добавить, а затем - по кнопке Закрыть окна Добавление таблицы.

            Поставьте мышку на имя поля КодСтудента в таблице Лич­ные данные и, не отпуская кнопку мышки, перетащите ее на поле Код в таблице Список. Отпустите мышку. Появится диа­логовое окно Связи.

            Включите флажок Обеспечение целостности данных. Это невозможно сделать, если типы обоих полей заданы нео­динаково.

            Щелкните по кнопке Создать. Появится связь «один-к-одному». Это значит, что одной записи в таблице Список соответствует одна запись в таблице Личные данные. Схема данных пред­ставлена на рис. 16.

            Закройте схему данных, сохранив ее.

Пояснение. Теперь встает задача ввода записей одновременно в разные таблицы: Список и Личные данные. ФИО мы храним в одной таблице, а адрес и номер телефона - в другой. Можно, конечно, попробовать ввести значения в каждую таблицу от­дельно, поудобнее видеть клетки обеих таблиц для ввода дан­ных одновременно. Эту задачу легко решить вводом значений через специально созданную форму, в которой при­сутствуют поля всех необходимых таблиц. Данные вводим в форму, а в результате заполняются таблицы.

image       Рис. 16

Задание 6. Создайте форму для ввода данных.

Порядок работы:

            В окне базы данных выберите вкладку Формы.

            Щелкните по кнопке Создать.

            В диалоговом окне Новая форма выберите Мастер форм. Описа­ние Мастера появляется в левой части диалогового окна. В ниж­нем поле имя таблицы или запроса в качестве источника данных можно не указывать. При использовании Мастера форм источник данных для формы следует указывать в диалоговом окне Мастера.

            Щелкните по кнопке ОК. Появится окно создания форм, пред­ставленное на рис. 17.

image       Рис. 17

             Выберите все поля из таблицы Список и все поля - из таблицы Личные данные. Для этого выберите имя таблицы Список в поле Таблицы/запросы. В результате появляется список полей в окне Доступные поля. Щелкните по кнопкеimage, которая переносит все поля из списка. Затем выберите имя таблицы Личные дан­ные в поле Таблицы  /запросы и вновь щелкните по кнопкеimage.

            Оставьте внешний вид формы в один столбец (выбран по умол­чанию).

            Щелкните по кнопке Далее.

            Выберите требуемый стиль (например, Обычный). Щелкните по кнопке Далее.

            Задайте имя формы: Общая форма. Щелкните по кнопке Гото­во. В результате вы получите форму, в которой можно менять существующие данные и вводить новые значения. Эти значе­ния будут попадать в ту таблицу, в которую нужно (часть значе­ний - в одну таблицу, часть - в другую).

Задание 7. Заполните таблицы данными.

Замечание. Поля Код и КодСтудента заполняются автома­тически.                                   

Таблица 8

К

0

д

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

Школа

Класс

Учебная группа

1

Иванова

Анна

Ивановна

1984

1

9

101

2

Баранова

Ирина

Алексеевна

1983

3

10

102

3

Корнилова

Ольга

Владимировна

1984

5

9

103

4

Воробьев

Алексей

Петрович

1983

1

10

101

5

Воробьев

Алексей

Иванович

1984

3

9

104

6

Воробьев

Олег

Григорьевич

1985

5

8

105

7

Скоркин

Александр

Евгеньевич

1982

1

11

101

8

Володина

Анна

Алексеевна

1984

3

9

102

9

Новоселов

Алексей

Антонович

1983

5

10

103

10

Александрова

Елена

Алексеевна

1984

1

9

101

Таблица 9

Код Студента

Адрес

Номер Телефона

Word

Excel

Access

1

Центральная 1 1-5

51-17-22

5

5

5

2

Солнечная 8-117

51-18-22

4

4

4

3

Сиреневый 7-16

51-19-22

3

4

5

4

Центральная 14-81

51-20-22

5

5

4

5

Сиреневый 7-16

51-21-22

5

4

4

6

Солнечная 2-121

51-22-22

4

4

4

7

Школьная 5-34

51-23-22

5

5

5

8

Центральная 30-7

51-24-22

3

3

3

9

Сиреневый 7-16

51-25-22

3

4

4

10

Солнечная 6-34

51-26-22

5

5

5

            Закройте форму, предварительно сохранив ее.

            Перейдите на закладку Таблицы.

            Откройте таблицу Список и убедитесь, что в них появились данные. Закройте таблицу.

•      Откройте таблицу Личные данные и убедитесь, что в них по­явились данные. Закройте таблицу.

Задание 8. Добавьте новое поле Портрет (рисунки или фотогра­фии) в таблицу Список.

Пояснение. Возможен вариант, когда появляется необходи­мость добавить новые поля в существующую таблицу. Это можно сделать, например, описанным ниже способом.

            Откройте таблицу Список, если она закрыта.

            Перейдите в режим Конструктора.

            Добавьте еще одно поле (вводите имя поля ниже поля Учебная группа), имя которого Портрет, тип данных - Поле объекта OLE, общие свойства поля оставить по умолчанию.

            Щелкните по кнопкеimage- Сохранить.

            Перейдите в режим таблицы, щелкнув по кнопкеimage

            Щелкните мышкой по клетке, где должно быть значение поля Портрет.

            Выполните команду Вставка - Объект - Точечный рисунок Paintbrush - OK.

            Нарисуйте портрет.

            Щелкните по кнопкеimageв правом верхнем углу окна рисунка, в ре­зультате чего вы вернетесь в таблицу. Рисунок будет обозначен словами. Чтобы увидеть портрет, дважды щелкните мышкой по на­званию рисунка, возвращаясь в программу, где изготовлен портрет.

Задание 9. Научитесь использовать фильтр.

Порядок работы:

•      Щелкните по кнопкеimage- Изменить фильтр. Появится окно выбора, представленное на рис. 18.

imageРис. 18

             Щелкните мышкой по полю Год рождения. У активного поля появится стрелка выбора.

             Выберите Год рождения 1984 и щелкните по кнопкеimageПрименить фильтр. Вы автоматически попадете в таблицу, в которой будут только выбранные записи.

             Отмените выбор. Для этого необходимо отжать эту же кнопку, которая теперь называется Удалить фильтр.

             Щелкните по кнопкеimage- Изменить фильтр.

             Удалите все в поле Год рождения, выделив значение и нажав клавишу [Delete].

             Измените фильтр так, чтобы в таблице были видны только уче­ники школы № 5, 10-го класса (одновременный запрос в двух полях - Школа и Класс).

            Измените фильтр. Допустимо указывать границы изменения значений. В поле Год рождения наберите >1982. Щелкнув по кнопке Применить фильтр, вы получите таблицу, в которой присутствуют записи с годами рождения больше 1982.

            Чтобы получить записи учеников, у которых фамилии начина­ются на букву «В», в соответствующем поле наберите Like «В*» (В - в данном случае русская буква).

            Запрос Not «В*» будет означать все записи, кроме указанных (в данном случае все записи, у которых фамилии не начинаются на букву «В»). Составьте этот запрос, щелкнув по кнопке image Применить фильтр.

 


Ұқсас жұмыстар

Информатикадан зертханалық және практикалық жұмыстарды өткізу әдістемесі
Биотехнологияда қолданылатын биологиялық нысандар пәнінің жұмыс бағдарламасы
MS Word көмегімен медициналық құжаттарды дайындау барысында мәтінмен жұмыс
Иммунитеттің әлсіреу себептері
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Қоршаған ортаға антропогендік факторлардың әсері
Информатикадан практикалық жұмыстар
Плеврит - плевраның қабыну экссудатының плевралық қуысында жиналуымен қабынуы
Жалпы металлургия пәнінен дәрістер жинағы
Ірі қара малының гигиенасы