Лабораторная работа №1. «Формирование основных понятий раздела «Информация и информационные процессы» в базовом курсе информатики»
Основные вопросы:
1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.
2. Обязательный и вариативный уровень организации, а также усвоение учащимися учебного материала в образовательном процессе.
3. Роль рассматриваемой темы в решении общеобразовательных задач базового курса информатики, связанных с формированием системно-информационных представлений учащихся.
4. Роль рассматриваемой содержательной линии в решении задач развития общеинтеллектуальных и общеучебных умений и навыков.
5. Методические подходы к рассмотрению в образовательном процессе ключевых вопросов данной темы.
6. Дидактическая целесообразность использования программных средств обучения демонстрационного и обучающего характера, упражнений и вопросов-проблем при организации фронтальной работы с учащимися; учебных задач, тестового текущего и итогового контроля.
7. Поиск эффективных способов сочетания словесных, наглядных и практических (деятельностных) методов и средств обучения при организации учебных занятий.
Задачи занятия:
1. Определить роль и место учебного раздела «Информация и информационные процессы» в базовом курсе информатики.
2. Рассмотреть цели и задачи изучения раздела в базовом курсе информатики.
3. Определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования.
4. Установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с изученными ранее понятиями других учебных предметов.
5. Определить уровни формирования базовых понятий, их общеобразовательный и мировоззренческий аспекты изучения.
Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 4, 8, 13, 17, 18, 19, 22, 24].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Составить терминологический словарь по базовым понятиям учебного раздела, разработать логико-структурную модель учебного материала.
2. Провести содержательный анализ раздела «Информация и информационные процессы» в учебниках и учебных пособиях.
План занятия
1. Анализ полного содержания фазовых понятий раздела.
2. Определение предельно общих фундаментальных понятий-категорий.
3. Построение логико-структурной модели учебного материала.
4. Построение тезауруса учебного материала раздела (отражение внутрипредметных и межпредметных иерархических связей в системе базовых понятий).
На основе анализа учебников и учебных пособий заполнение таблицы «Базовые понятия» (табл. 7.1).
Таблица 7.1 - Базовые понятия
Понятие (указать категорию), его определение |
Сущность понятия |
Примеры на внутрипредметные связи (раздел, понятие) |
Примеры на межпредметные связи (уч. предмет, раздел, понятие) |
Этап формирования |
Методы и средства обучения, приемы работы |
|||
Образовательный аспект |
Мировоззренческий аспект |
Ранее изученные |
Подлежащие усвое- нию |
Ранее изученные |
Подлежащие усвое- нию |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Примечание. Табл. 7.1 и ряд таблиц (7.2 — 7.4), описанных в лабораторном практикуме текущей главы, являются инвариантными к лабораторным практикумам по всем разделам базового курса информатики.
Методические указания по заполнению таблицы 7.1 Этап формирования (столбец 8) может быть определен в соответствии с этапами, выделенными Дж. Брунером на основе процессов восприятия объектов и явлений, переработки информации: введение понятия; приведение примеров (положительных и отрицательных), к которым приложимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанное на существенных признаках.
В столбце 9 табл. 7.1 необходимо описать адекватные содержанию методы и средства обучения, приемы работы. Для решения задачи формирования понятий могут быть рассмотрены следующие методы обучения: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), рассказ, рассказ-описание, рассказ-беседа, беседа по вопросам, беседа с постановкой проблемных вопросов, объяснение, демонстрация и т.д. Соответственно, приемы работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания, решение познавательных задач и т.д. Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос.
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
Тіл мәдениетінің сипаты
Ақпараттық мәдениетті қалыптастыру
Бастауыш сынып оқушыларының цифрлық сауаттылығын қалыптастырудың маңызы
Информатикадан зертханалық және практикалық жұмыстарды өткізу әдістемесі
Үшбұрышты пирамиданың кескінін салу
Алгебра және анализ бастамаларын оқыту барысында математикалық анализдiң негiзгi ұғымдарын есептердi пайдаланып қалыптастыру
Ақпараттық-коммуникациялық технологияларды пайдалану – кәсіптік білім мамандығы студенттерінің кәсіби құзырлылығын қалыптастырудың маңызды элементі