Лекция № 11.
Лекция № 11. Тип хордовые
Цель: Дать представления о многообразии и морфофизиологических и экологических особенностях представителей типа хордовые.
Основные вопросы:
1.Подтип черепные, или позвоночные: класс птицы.
2. Клас млекопитающие.
Птицы - это высшие позвоночные животные, приспособившиеся к полету. Распространены они по всему земному шару и насчитывают до 9 000 видов. Тело птиц покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья.
В связи с тем, что они проводят значительную часть жизни в воздухе, у птиц появились некоторые особенности. Их полые кости заполнены воздухом, что позволяет облегчить вес тела. У летающих видов хорошо развита грудина - киль, к которому прикрепляются мощные мышцы. Это теплокровные животные с интенсивным обменом веществ. Температура тела доходит до 42 °С. Дыхательная система кроме хорошо развитых ячеистых легких представлена еще воздушными мешками, позволяющими вентилировать легкие на вдохе и выдохе (двойное дыхание). При вдохе воздух поступает в легкие и легочные мешки. При выдохе крылья опускаются, сдавливая мешки, и воздух вторично проходит через легкие. Это способствует лучшему усвоению кислорода и высокому обмену веществ. Сердце у птиц четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь полностью разделены. Пищеварительная, выделительная и половая системы у птиц и рептилий сходны. Однако в отличие от последних у птиц отсутствуют зубы, мочевой пузырь, а у самок второй яичник и яйцевод, что связано с приспособлением к полету.
Оплодотворение у птиц внутреннее. Самка откладывает яйца в построенные гнезда. Для них характерны насиживание яиц и забота о потомстве.
Птицы делятся на выводковых и гнездовых (птенцовых). У выводковых птиц птенцы вылупляются более приспособленными к жизни: они зрячие, покрыты пухом, способны передвигаться и питаться самостоятельно. Это куры, утки, гуси, тетерева. Гнезда они, как правило, строят на земле. У гнездовых птиц птенцы вылупляются беспомощными и слепыми, их тело не опушено, они выкармливаются родителями. Это вороны, голуби, скворцы, дятлы, орлы, ястребы и многие другие. Гнездятся они высоко на деревьях, в дуплах, в норках по берегам рек (ласточки), на скалах, в труднодоступных местах.
По способу питания птиц делят на растительноядных (щеглы, чижи, клесты, дрозды), насекомоядных (дятлы, поползни, синицы), хищных (соколы, ястребы, орлы, совы). Кроме того, многие водные птицы питаются рыбой (утки, пингвины, цапли, пеликаны). Есть среди птиц и падальщики, которые питаются трупами животных, например грифы.
Всех птиц объединяют в три крупные группы: бескилевые, плавающие (пингвины) и килегрудые.
В зависимости о среды обитания и питания их подразделяют на следующие экологические группы: лесные, водные, болотно-луговые, пустынно-степные, садово-парковые, хищные.
Млекопитающие – это наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Для них характерны высокоразвитая нервная система (за счет увеличения объема больших полушарий и образования коры); относительно постоянная температура тела; четырехкамерное сердце; наличие диафрагмы - мышечной перегородки, разделяющей брюшную и грудную полости; развитие детенышей в теле матери и вскармливание молоком. Тело млекопитающих часто покрыто шерстью. Появляются молочные железы как видоизмененные потовые. Своеобразны зубы млекопитающих. Они дифференцированы, их число, форма и функция существенно различаются у разных групп и служат систематическим признаком. Тело разделяется на голову, шею и туловище. У многих имеется хвост. У зверей наиболее совершенный скелет, основой которого является позвоночный столб. Он подразделяется на 7 шейных, 12 грудных, 6 поясничных, 3-4 крестцовых сросшихся и хвостовых позвонков, число последних различно. У млекопитающих хорошо развиты органы чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Имеется ушная раковина. Глаза защищены двумя веками с ресницами.
За исключением яйцекладущих, все млекопитающие вынашивают детенышей в матке - специальном мышечном органе. Детеныши рождаются живыми и вскармливаются молоком. Потомство млекопитающих в большей степени нуждается в дальнейшей заботе, чем у остальных животных.
Все перечисленные признаки позволили млекопитающим завоевать господствующее положение в животном мире. Они встречаются по всему земному шару.
Внешний облик млекопитающих очень разнообразен и определяется средой обитания: водные животные имеют обтекаемую форму тела, ласты или плавники; обитатели суши - хорошо развитые конечности, плотное тело. У обитателей воздушной среды передняя пара конечностей преобразована в крылья. Высокоразвитая нервная система позволяет млекопитающим лучше приспособиться к условиям окружающей среды, способствует развитию многочисленных условных рефлексов.
Класс млекопитающих делится на три подкласса: яйцекладущие, сумчатые и плацентарные.
Плацентарные млекопитающие делятся на 16 отрядов. К ним относятся Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Копытные, Хоботные, Приматы.
Вопросы для самоконтроля:
1.Прогрессивные черты в организации и приспособлении к полету птиц.
2.Значение птиц, млекопитающих в природе и в жизни человека.
3.Какие вы знаете экологические группы птиц.
4.Какие существуют меры по охране и воспроизводству животного мира? Как школьники могут участвовать в охране фауны?
5.Назовите сезонные изменения в жизни млекопитающих и черты приспособления к переживанию неблагоприятных условий?
Рекомендуемая литература:
1.Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. М. Просвещение, 1981. с. 103-192
Сабақ кестесі
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Маркетинг пайда болуының және дамуының алғы шарттары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен
ЖОҒАРЫ СЫНЫПТАРДА ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХИ КУРСЫН ОҚЫТУДЫҢ ТЕОРИЯЛЫҚ МӘСЕЛЕЛЕРІ
Салыстырмалы педагогика ғылым ретінде
Жоғары мектеп педагогикасының зерттеу әдістері
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы