Лекция № 11.

Лекция № 11. Тип хордовые

Цель: Дать представления о многообразии и морфофизиологических и экологических  особенностях представителей типа хордовые.

Основные вопросы:

1.Подтип черепные, или позвоночные: класс птицы.

2. Клас млекопитающие.

Птицы - это высшие позвоночные животные, приспо­собившиеся к полету. Распространены они по всему земно­му шару и насчитывают до 9 000 видов. Тело птиц покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья.

В связи с тем, что они проводят значительную часть жиз­ни в воздухе, у птиц появились некоторые особенности. Их полые кости заполнены воздухом, что позволяет об­легчить вес тела. У летающих видов хорошо развита груди­на - киль, к которому прикрепляются мощные мышцы. Это теплокровные животные с интенсивным обменом ве­ществ. Температура тела доходит до 42 °С. Дыхательная система кроме хорошо развитых ячеистых легких пред­ставлена еще воздушными мешками, позволяющими вен­тилировать легкие на вдохе и выдохе (двойное дыхание). При вдохе воздух поступает в легкие и легоч­ные мешки. При выдохе крылья опускаются, сдавливая мешки, и воздух вторично проходит через легкие. Это спо­собствует лучшему усвоению кислорода и высокому обме­ну веществ. Сердце у птиц четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь полностью разделены. Пищеварительная, выделительная и половая системы у птиц и рептилий сход­ны. Однако в отличие от последних у птиц отсутствуют зубы, мочевой пузырь, а у самок второй яичник и яй­цевод, что связано с приспособлением к полету.

Оплодотворение у птиц внутреннее. Самка откладыва­ет яйца в построенные гнезда. Для них характерны наси­живание яиц и забота о потомстве.

Птицы делятся на выводковых и гнездовых (птенцо­вых). У выводковых птиц птенцы вылупляются более при­способленными к жизни: они зрячие, покрыты пухом, способны передвигаться и питаться самостоятельно. Это куры, утки, гуси, тетерева. Гнезда они, как правило, строят на земле. У гнездовых птиц птенцы вылупляются беспомощны­ми и слепыми, их тело не опушено, они выкармливаются родителями. Это вороны, голуби, скворцы, дятлы, орлы, ястребы и многие другие. Гнездятся они высоко на деревь­ях, в дуплах, в норках по берегам рек (ласточки), на ска­лах, в труднодоступных местах.

По способу питания птиц делят на растительноядных (щеглы, чижи, клесты, дрозды), насекомоядных (дятлы, поползни, синицы), хищных (соколы, ястребы, орлы, совы). Кроме того, многие водные птицы питаются ры­бой (утки, пингвины, цапли, пеликаны). Есть среди птиц и падальщики, которые питаются трупами животных, на­пример грифы.

Всех птиц объединяют в три крупные группы: бески­левые, плавающие (пингвины) и килегрудые.

     В зависимости о среды обитания и питания их подразделяют на  следующие экологические группы: лесные, водные, болотно-луговые, пустынно-степные, садово-парковые, хищные.

Млекопитающие – это наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Для них характерны высокоразвитая нервная система (за счет увеличения объема больших полушарий и образования коры); относительно постоянная температура тела; четырехкамерное сердце; наличие диафрагмы - мышечной перегородки, разделяю­щей брюшную и грудную полости; развитие детенышей в теле матери и вскармливание молоком. Тело млекопитающих часто покрыто шерстью. Появляются мо­лочные железы как видоизмененные потовые. Своеобраз­ны зубы млекопитающих. Они дифференцированы, их число, форма и функция существенно различаются у раз­ных групп и служат систематическим признаком. Тело разделяется на голову, шею и туловище. У многих имеется хвост. У зверей наиболее совершенный скелет, основой которого является позвоночный столб. Он под­разделяется на 7 шейных, 12 грудных, 6 поясничных, 3-4 крестцовых сросшихся и хвостовых позвонков, чис­ло последних различно. У млекопитающих хорошо разви­ты органы чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Име­ется ушная раковина. Глаза защищены двумя веками с ресницами.

За исключением яйцекладущих, все млекопитающие вы­нашивают детенышей в матке - специальном мышечном органе. Детеныши рождаются живыми и вскармливаются молоком. Потомство млекопитающих в большей степени нуждается в дальнейшей заботе, чем у остальных животных.

Все перечисленные признаки позволили млекопитаю­щим завоевать господствующее положение в животном мире. Они встречаются по всему земному шару.

Внешний облик млекопитающих очень разнообразен и определяется средой обитания: водные животные име­ют обтекаемую форму тела, ласты или плавники; обита­тели суши - хорошо развитые конечности, плотное тело. У обитателей воздушной среды передняя пара конечно­стей преобразована в крылья. Высокоразвитая нервная си­стема позволяет млекопитающим лучше приспособиться к условиям окружающей среды, способствует развитию многочисленных условных рефлексов.

Класс млекопитающих делится на три подкласса: яйце­кладущие, сумчатые и плацентарные.

Плацентарные млекопитающие делятся на 16 отрядов. К ним относятся Насекомоядные, Рукокрылые, Грызу­ны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообраз­ные, Копытные, Хоботные, Приматы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Прогрессивные черты в организации и приспособлении к полету птиц.

2.Значение птиц, млекопитающих в природе и в жизни человека.

3.Какие вы знаете экологические группы птиц.

4.Какие существуют меры по охране и воспроизводству животного мира? Как школьники могут участвовать в охране фауны?

5.Назовите сезонные изменения в жизни млекопитающих и черты приспособления к переживанию неблагоприятных условий?

Рекомендуемая литература:

1.Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. М. Просвещение, 1981. с. 103-192


Ұқсас жұмыстар

Сабақ кестесі
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Маркетинг пайда болуының және дамуының алғы шарттары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Есептеу математикасына кіріспе пәні бойынша оқу-әдістемелік кешен
ЖОҒАРЫ СЫНЫПТАРДА ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІНІҢ ТАРИХИ КУРСЫН ОҚЫТУДЫҢ ТЕОРИЯЛЫҚ МӘСЕЛЕЛЕРІ
Салыстырмалы педагогика ғылым ретінде
Жоғары мектеп педагогикасының зерттеу әдістері
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы