Лабораторная работа №6. Тема «Формирование основных понятий раздела «Формализация и моделирование» в базовом курсе информатики»
Задачи занятия:
1. Определить роль и место учебного раздела «Формализация и моделирование» в базовом курсе информатики.
2. Рассмотреть цели и задачи изучения раздела в базовом курсе информатики.
3. Определить сущность и роль базовых понятий, этапы и методы их формирования.
4. Установить связи между основными понятиями внутри учебного раздела, а также межпредметные связи с ранее изученными понятиями других учебных предметов.
5. Определить уровни формирования базовых понятий, их общеобразовательный и мировоззренческий аспекты изучения.
6. Проанализировать уровень представления учебного материала в учебниках и учебных пособиях.
7. Рассмотреть классификации информационных моделей по различным признакам, определить уровень их усвоения учащимися в базовом курсе информатики.
8. Рассмотреть классификацию моделей знаний, определить обязательный и вариативный уровень усвоения моделей знаний в базовом курсе информатики.
Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [2, 16, 19, 33, 34, 35].
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Составить терминологический словарь по базовым понятиям учебного раздела, разработать логико-структурную модель учебного материала.
2. Изучить классификации информационных моделей и моделей знаний, изучаемых в базовом курсе информатики.
3. Провести содержательный анализ раздела «Формализация и моделирование» в учебниках и учебных пособиях.
План занятия
1. Анализ полного содержания базовых понятий раздела.
2. Определение предельно общих фундаментальных понятий — категорий.
3. Построение логико-структурной модели учебного материала.
4. Пополнение тезауруса учебного материала базового курса информатики тезаурусом раздела «Формализация и моделирование».
5. На основе анализа учебников и учебных пособий заполнение таблицы «Базовые понятия» (см. табл. 7.1).
6. Систематизация информации по классификациям информационных моделей и моделей знаний, изучаемых в базовом курсе информатики.
6.1. Область использования информационной модели.
6.2. Фактор времени в информационной модели.
6.3. Способ представления информационной модели.
6.4. Форма представления информационной модели.
6.5. Использование компьютера для исследования информационной модели.
6.6. Модели знаний в системах искусственного интеллекта.
7. Анализ обязательного уровня представления учебного материала, основанного на классификациях информационных моделей и моделей знаний, и его реализация в учебниках и учебных пособиях.
Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос; беседа по вопросам-проблемам; индивидуальная работа с учебниками и учебными пособиями.
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Үшбұрышты пирамиданың кескінін салу
Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
Математикалық және компьютерлік модельдеу идеяларын математикалық білімді тереңдетуде пайдалану ерекшеліктер
Ақпараттық модель және оның берілу жолдары
Алгебра және анализ бастамаларын оқыту барысында математикалық анализдiң негiзгi ұғымдарын есептердi пайдаланып қалыптастыру
Ақпараттық-коммуникациялық технологияларды пайдалану – кәсіптік білім мамандығы студенттерінің кәсіби құзырлылығын қалыптастырудың маңызды элементі
Математикалық модель практикалық есептерді шешу әдісі ретінде қарастыру
Фронтальды зертханалық жұмыстардың жіктелуі
Бастауыш сынып оқушыларының цифрлық сауаттылығын қалыптастырудың маңызы