МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ   Разработка  базы  данных 

1.1  Требования, предъявляемые к базам данных

При проектировании, программной реализации и эксплуатации баз данных (БД) и информационных систем (ИС) для ЭВМ к ним предъявляются следующие требования в порядке их важности и приоритетности:

1) Работоспособность (функциональность) – способность БД и ИС правильно решать те информационные задачи и выполнять ту обработку данных, для которых они и предназначены, т. е. точно соответствовать своему функциональному назначению.

2) Надежность – способность БД и ИС давать одни и те же результаты для одних и тех же исходных данных, независимо от условий работы, числа повторений поиска и других факторов. К надежности также относят свойства БД и ИС противостоять попыткам ввода неверных исходных данных (вследствие неизбежных ошибок пользователей) или появлениям неверных промежуточных результатов в ходе обработки данных (например, попыткам деления на нуль и т. п.).

3) Удобство использования – совокупность свойств БД (ИС), характеризующая усилия, необходимые для ее использования, и инди­видуальную оценку результатов ее использования определенным кругом пользователей этой БД (ИС), включая понимаемость, осваиваемость и управляемость БД и ИС.

4) Эффективность – способность БД и ИС рационально использо­вать машинное время, объем оперативной памяти и другие  машинные ресурсы ЭВМ для достижения высокой скорости обработки данных, малого времени реакции на запросы пользователя и других показателей качества функционирования БД и ИС.

Требования удобства использования и эффективности, как правило, противостоят друг другу в части использования машинных ресурсов ЭВМ, поэтому при разработке БД и ИС обычно приходится идти на определенный компромисс между этими требованиями.

1.2  Стадии и этапы разработки баз данных для ЭВМ

Основные стадии жизненного цикла БД и ИС:

1.      Проектирование («бумажное» или с использованием специальных программных CASE‑средств и т. п.).

2.      Программная реализация (с разработкой приложения на ЭВМ).

3.      Эксплуатация.

Процесс проектирования БД и ИС для ЭВМ – это итеративный процесс,
в ходе которого обычно приходится многократно возвращаться к предыдущим этапам выполнения работы, вносить необходимые изменения и затем заново повторять последующие этапы до достижения необходи­мого результата.

Стадия проектирования БД и ИС для ЭВМ включает следующие основные этапы:

1.      Обследование предметной области.

2.      Инфологическое проектирование
(разработка инфологической модели предметной области).

3.      Даталогическое проектирование:

а)      логическое проектирование (разработка концептуальной модели базы данных);

б)     физическое проектирование (в учебном проектировании не выпол­няется);

в)     проектирование внешних представлений.

Стадия программной реализации БД и ИС включает работы:

1.      Создание таблиц.

2.      Создание межтабличных связей  (для поддержки целостности данных).

3.      Разработку внешних представлений данных (в терминологии реляционной СУБД Microsoft Access – форм, запросов, отчетов и Web‑страниц доступа к данным).

4.      Разработку процедур обработки данных (в терминологии реляционной СУБД Microsoft Access – модулей и макросов).

5.      Отладку БД и ИС (выполняется разработчиком).

6.      Тестирование БД и ИС (выполнение контрольных примеров).

7.      Разработка эксплуатационной документации БД и ИС.

Стадия эксплуатации включает наполнение БД и ИС реальными данными и ее непосредственное использование, а также сопровождение БД и ИС в течение жизненного цикла. Этап сопровождения особенно важен именно для БД и ИС, поскольку развитие и изменение предметной области в реальной жизни всегда требует совершенствования БД и ИС и разработки новых приложений.

1.3. Содержание и оформление пояснительной записки

Контрольная работа по базам данных должна включать в указанной ниже последовательности:

·      титульный лист;

·      задание на контрольную работу;

·      опиание работы;

·      приложение.

Первый лист контрольной работы – титульный лист (это лист с номером 1, на нем номер листа не проставляется). Остальные листы, включая приложение, нумеруются сквозной нумерацией.

 

Задание

В реестре акционерного общества хранятся сведения об акционерах, об акциях и сертификатах, о принадлежности этих ценных бумаг акционерам. Система должна обеспечивать поиск акционеров или акций по различным условиям поиска, выдачу списков по разным выборкам. В реальной системе приходится также вести учет операций купли-продажи ценных бумаг, начислений и выплат дивидендов и т. д., что сильно усложняет задачу. Разработать информационную систему РЕЕСТР АКЦИЙ.

Разработать базу данных РЕЕСТР АКЦИЙ на основе Microsoft Access –реляционной системы управления базами данных, входящей в комплект пакета Microsoft Office.

 

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ

1 Схема данных

На рисунке 1 приведена схема данных для базы данных РЕЕСТР АКЦИЙ.

image

Рисунок 1 – Схема данных

 

2 Описание работы для разработки БД

2.1 Назначение

Данное приложение записывает все данные об акциях и их держателях, выводит отчеты, а также осуществляет вывод на печать (на принтер).

2.2 Работа с программой

Данное приложение рассчитано на работу в среде Windows под управлением СУБД Microsoft Access. При открытии файла «Реестр Акций.mdb» появляется главное меню приложения «Реестр Акций» (рисунок 2):

image

Рисунок 2 – Главное меню приложения «Реестр Акций»

Главное меню включает следующие пункты (кнопки):

1. Акции

3. Отчеты

2. Акционеры

4. Выход

2.2.1 Акции

При нажатии данной кнопки вызывается форма «Акции» (рисунок 3):

Рисунок 3 – Форма «Акции»

Назначение данной формы – добавить в базу данных сведения об акциях (название, цена, начисляемые дивиденды). Все измененные данные об акции при этом заносятся в таблицу «Акции».

2.2.2 Акционеры

При нажатии данной кнопки вызывается форма «Акционеры» (рисунок 4):

image

Рисунок 4 – Форма «Акционеры»

Назначение данной формы – внести в базу данных сведения об акционере (фамилия, имя, отчество) и названия акций, которые он имеет. Введенные данные об акционере при этом заносятся в таблицу «Акционеры».

2.2.3 Отчеты

При нажатии данной кнопки вызывается форма «Отчеты» (рисунок 5):

image
Рисунок 5 – Форма «Отчеты»

Эта кнопочная форма содержит 3 пункта меню:

  1. Информация об акциях
  2. Поиск акции
  3. Поиск акционера

Назначение данной формы – сформировать отчеты на основе существующей базы данных.

2.2.3.1 Информация об акциях

При нажатии данной кнопки вызывается отчет «Акции» (рисунок 6):

image

Рисунок 6 – Отчет «Акции»

Он выводит полную информацию обо всех акциях, которые были внесены в базу данных.

2.2.3.2 Поиск акции

При нажатии данной кнопки вызывается основанный на запросе “Поиск акции” отчет “Поиск акции” (рисунок 7):

image

Рисунок 7 – Отчет «Поиск акции» (по запросу)

Назначение данного отчета – показать уже имеющиеся сведения в базе данных об определенной акции.

2.2.3.3 Поиск акционера

При нажатии данной кнопки вызывается основанный на запросе “Поиск акционера” отчет “Поиск акционера” (рисунок 8):

image

Рисунок 8 – Отчет «Поиск акционера» (по запросу)

Назначение данного отчета – показать уже имеющиеся сведения в базе данных об определенном акционере.

2.2.4 Выход

При нажатии данной кнопки приложение закрывается и осуществляется выход в среду Windows.

 


Ұқсас жұмыстар

Автоматты реттеу жүйесін талдау мен синтездеу
Бұрғылау машиналарының негізгі түрлерінің техникалық және эксплуатациялық көрсеткіштері
Жабын тақта цехы
Рупорлық параболалық антенна
Арж-сін микропроцессорлық элементтер туралы
SDH технологиясының жабдығы
Айырбастау пунктіндегі ақпараттар қозғалысының бақылау жүйесін автоматтандыру
Темір бетон бұйымдарын өндіретін цеч
Газ турбинасының техникалық сипаттамасы
MS EXCEL кестелік процессоры көмегімен есептерді шешу