Лекция № 3

Лекция № 3. Строение растительного организма

Цель: Дать представления о строении вегетативных и генеративных органов растения.

Основные вопросы:

1. Вегетативные органы растений

2. Генеративные органы растений.

Органы растения. Орган – это часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции. Органы высших растений подразделяются на две группы: вегетативные и репродуктивные, или генеративные.

Вегетативные органы составляют тело растения и выполняют основные функции его жизнедеятельности, т.е. служат для  поддержания индивидуальной жизни конкретной особи, а иногда  и её вегетативного размножения. К ним относятся корень, стебель и лист. У прокариот, низших растений и грибов вегетативных органов нет, поэтому низшие растения называют слоевищными, а тело – слоевищем. Корень - осевой вегетативный орган растения. Корни закрепляют растение в почве, обеспечивают всасывание и поступление в растение воды и минеральных веществ, в корне могут накапливаться запасные питательные вещества. Виды корней – главный, боковые и придаточные. Совокупность всех корней растения называют корневой системой. Выделяют следующие типы корневых систем – стержневая, мочковатая и смешанная. Видоизменениями корня являются корневые клубни и корневые шишки. Побег – это стебель с листьями и почками. Части побега это узлы, междоузлия, пазуха листа, почки (боковые, верхушечные). Стебель это осевая часть побега. Стебли классифицируются по расположению в пространстве, по поперечному сечению, по анатомическому строению, по типу ветвления. К видоизменениям стебля относятся корневища, луковицы, клубни, усы, колючки, столоны, клубнелуковицы. Функции стебля – опорная, проведение питательных веществ, хранилище запасных питательных веществ, орган размножения. Лист -  это боковое образование на стебле. Он выполняет функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. Основные части листа – листовая пластинка, черешок, прилистники и основание. Листья могут быть простыми  и сложными. Важные признаки в морфологической характеристике листа – форма листовой пластинки, ее края,  основания, верхушки, степень расчленения пластинки и характер жилкования. У растений различают несколько типов листорасположения: очередное, супротивное, мутовчатое. Продолжительность жизни зеленых  листьев у разных видов растений неодинакова и колеблется от 2-3 недель до 20 и более лет. Различают виды растений листопадные и вечнозеленые. Видоизменениям листа являются семядоли, колючки, усы, чешуи.

Репродуктивные органы служат для воспроизведения особи в ряду последующих поколений. У покрытосеменных это цветок и его производные (семя и плод). При половом процессе происходит слияние мужской и женской половых клеток, в результате появляется более жизнеспособное потомство, чем при вегетативном размножении.

Цветок – это укороченный видоизмененный неветвящийся побег с ограниченным ростом, орган размножения  покрытосеменных растений. Части цветка: цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки и плодолистики. Чашелистики составляют чашечку, лепестки околоцветник. По наличию тычинок и пестиков различают два типа цветков (обоеполые и однополые). Если тычиночные цветки располагаются на одной особи, то растения называются однодомными, если на разных - двудомными.

         Растения могут обладать крупными одиночными или многочисленными мелкими цветками. Мелкие цветки, собранные вместе называют соцветиями. Соцветия лучше заметны для опылителей, более эффективно опыляются ветром. Принято различать моноподиальные и симподиальные соцветия. Моноподиальные – кисть, колос, початок, головка, корзинка, щиток, зонтик, сложный колос, сложный зонтик, метелка. Симподиальные – монохазий, дихазий, плейохазий.

Плод – орган, развившийся из цветка и служащий для защиты и распространения семян. После процесса двойного оплодотворения, одновременно с образованием семян происходит и образование плодов. В формировании плода могут принимать участие не только пестик, но и другие части цветка: основания лепестков, чашелистиков и цветоложе.  Плоды могут быть простые и сложные, сухие и сочные, многосемянные и односемянные, вскрывающиеся и невскрывающиеся

Вопросы для самоконтроля:

1.Типы корневых систем, их характеристика.

2.Строение побега.

3.Строение и функции листа.

4.Что такое метаморфоз? Какие метаморфозы корня, побега и листа существуют?

5.Причины листопада.

6.Опыление и его типы.

7.В чем сущность процесса двойного оплодотворения?

Рекомендуемая литература:

1.Кудряшов Л.В. и др. Ботаника с основами экологии. М. Просвещение, 1990. с. 13-98

2.Тихомиров Ф.К. Ботаника М. Просвещение, 1978

3.Блукет Н.А. и др. Ботаника. М. Просвещение, 1986

4.Петерман И., Чирнер В. Интересна ли ботаника. М. Мир, 1984

5.Андреева М.И., Родман Л.С. Ботаника. М. 2002

6.Естествознание и основы экологии/Р.А. Петросова и др.2000.- 304 с.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Бастауыш сыныпта дүниетануды оқыту әдістемесі
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі