Лекция № 6.

Лекция № 6.  Многообразие растительного мира как результат   эволюции. Высшие растения.

Цель: Дать представления о многообразии растительного мира как результата эволюции.

Основные вопросы:

1. Высшие растения.

Высшие растения. Споровые.

Подцарство высших растений объединяет многокле­точные растительные организмы, тело которых расчлене­но на органы - корень, стебель, листья. Их клетки диф­ференцированы на ткани, специализированы и выпол­няют определенные функции.

По способу размножения высшие растения разделяют на споровые и семенные.

Мхи - это одна из самых древних групп высших рас­тений, насчитывается около 30 тыс. видов. Они неприхотливы, выдерживают сильные морозы и длитель­ную жару, но растут только во влажных тенистых местах.

        Представители этой группы наиболее просто уст­роены, их тело расчленено на стебель и листья. Они не имеют корней, а у наиболее простых - печеночных мхов даже отсутствует деление на стебель и листья, тело имеет вид слоевища. Прикрепляются мхи к субстрату и всасыва­ют воду с растворенными в ней минеральными вещества­ми с помощью ризоидов — выростов наружного слоя кле­ток. Это в основном многолетние растения небольших размеров: от нескольких миллиметров до десятка санти­метров.

Представители - кукушкин лен, сфагнум, маршанция и др.

В отличие от мхов, остальные споровые имеют хоро­шо развитую корневую систему, стебли и листья. Более 400 млн лет назад они доминировали среди древесных орга­низмов на Земле и образовывали густые леса. В настоящее время это немногочисленные группы в основном травяни­стых растений.

Плауны - очень древние растения. Ученые полагают, что они появились около 350-400 млн лет назад и обра­зовывали густые леса из деревьев высотой до 30 м. В насто­ящее время их осталось очень мало, и это многолетние травянистые растения. В наших широтах наиболее извес­тен плаун булавовидный. Его можно встретить в хвойных и смешанных лесах. Стелющийся по земле сте­бель плауна крепится к почве придаточными корнями. Мелкие шиловидной формы листья густо покрывают сте­бель. Размножаются плауны вегетативно - участками по­бегов и корневищ.

Хвощи - небольшие многолетние травянистые расте­ния. Они имеют хорошо развитое корневище, от которо­го отходят многочисленные придаточные корни. Членис­тые стебли в отличие от стеблей плаунов растут верти­кально вверх, от главного стебля отходят боковые побеги. На стебле расположены мутовки очень мелких чешуйча­тых листочков. Весной на зимующих корневищах вырас­тают бурые весенние побеги со спороносными колоска­ми, которые после созревания спор отмирают. Летние побеги зеленые, ветвящиеся, фотосинтезируют и запаса­ют питательные вещества в корневищах, которые пере­зимовывают, а весной образуют новые побеги. Стебли и листья хвощей жесткие, пропитаны кремне­земом, поэтому животные их не едят. Хвощи растут в ос­новном на полях, лугах, болотах, по берегам водоемов, реже в сосновых лесах

Папоротники. Папоротники, как хвощи и плауны, в каменноугольном периоде были процветающей группой растений. Сейчас их насчитывается около 10 тыс. видов, большинство которых распространено во влажных тро­пических лесах. Размеры современных папоротников ко­леблются от нескольких сантиметров (травы) до десятков метров (деревья влажных тропиков). Папоротники наших широт - травянистые растения с укороченным стеблем и перистыми листьями. Под землей находится корневище - подземный побег. Из его почек над поверхностью разви­ваются длинные, сложные перистые листья - вайи. Они обладают верхушечным ростом. От корневища отходят многочисленные придаточные корни. Весной, как только оттает почва, от корневища отрастает укороченный стебель с ро­зеткой красивых листьев. Летом на нижней стороне листь­ев появляются бурые бугорки - сорусы, представляющие собой скопления спорангиев. В них образуются споры.

Семенные растения

Голосеменные растения. Современные голосеменные рас­тения представлены около 700 видами деревьев и кустар­ников. Главное отличие голосеменных от ранее изученных рас­тений - наличие семян. Семя луч­ше переносит неблагоприятные условия, способствует рас­пространению растения. Распространены по всему земному шару.

Голосеменные подразделяются на четыре класса. Наиболее многочисленный класс хвойные. Известно около 560 современных ви­дов этого наиболее многочисленного класса. Все хвой­ные - это деревья и кустарники. Трав среди них нет. Это сосны, пихты, ели, лиственницы, можжевельник, кипарис, туя.. Они образуют хвойные и смешанные леса, которые за­нимают огромные пространства. Свое название эти рас­тения получили из-за своеобразных листьев - хвои. Обычно они игольчатые, покрытые слоем кутикулы, их устьица погружены в мякоть листа, что снижает ис­парение воды. Многие деревья относятся к вечнозеле­ным растениям. К листопадным хвойным относится лиственница.

Более древними голосеменными являются представи­тели другого класса - саговники. Своего расцвета они до­стигли в каменноугольном периоде. Они встречаются во всех частях света, кроме Европы, и внешне напоминают пальму. Другим представителем реликтовых голосеменных является гинкго. Эти деревья сохранились лишь в Японии, Корее и Китае.

Покрытосеменные растения. Покрытосеменные, или цвет­ковые, растения появились относительно недавно, примерно 150 млн лет назад, но быстро распространились и завоевали всю нашу планету. Сейчас это самая многочисленная группа растений, насчитывающая около 250 тыс. видов.

Это наиболее высокоорганизованные из высших рас­тений. Они имеют сложноустроенные органы, высоко­специализированные ткани, обладают более совершен­ной проводящей системой. Для них характерны интен­сивный обмен веществ, быстрый рост и высокая приспо­собленность к различным экологическим условиям.

Главное отличие этих растений в том, что семяпочка у них защищена от неблагоприятных воздействий и распо­лагается в завязи пестика. Отсюда и их название - покры­тосеменные растения. Покрытосеменные имеют цветок - генеративный орган и семя, защищенное плодом. Цветок служит для привлечения опылителей (насекомых, птиц), защищает репродуктивные органы - тычинки и пестик.

Цветковые растения представлены всеми тремя жиз­ненными формами: деревьями, кустарниками, травами. Среди них есть как однолетние, так и многолетние расте­ния. Некоторые из них вторично перешли к жизни в воде, утратив или упростив некоторые органы и ткани. Напри­мер, ряска, элодея, стрелолист, водяная лилия.

Покрытосеменные растения делятся на два класса по числу семядолей в зародыше семени: двудольные и одно­дольные.

Двудольные растения - более многочисленный класс, в него входят более 175 тыс. видов, объединенных в 350 се­мейств. Отличительные признаки класса: корневая система обычно стержневая, но у травянистых форм может быть и мочковатой; наличие камбия и дифференцированность коры, древесины и сердцевины в стебле; листья простые и слож­ные с сетчатым и дуговым жилкованием, черешковые и си­дячие; цветки четырех- и пятичленные; зародыш семени имеет две семядоли. К двудольным относится большинство хоро­шо известных растений. Это все деревья: дуб, ясень, клен, береза, ива, осина и т.д.; кустарники: боярышник, сморо­дина, барбарис, бузина, сирень, лещина, крушина и т. д., а также многочисленные травянистые растения: василек, лю­тик, фиалка, лебеда, редис, свекла, морковь, горох и др. Семейства растений относящиеся с двудольным

Однодольные растения составляют примерно 1/4 всех по­крытосеменных и объединяют около 60 тыс. видов. Отличительные признаки класса: мочковатая корневая система; стебель в основном травянистый, камбий отсут­ствует; листья простые, часто с дуговым и параллельным жилкованием, сидячие и влагалищные; цветки трехчлен­ные, редко четырех- или двухчленные; зародыш семени имеет одну семядолю. Преобладающая жизненная форма однодольных - травы, многолетние и однолетние, дре­вовидные формы встречаются редко.

Вопросы для самоконтроля:

1.Жизненные формы споровых и семенных растений.

2.Характерные признаки споровых растений.

3.Основные отличия между голосеменными и покрытосеменными растениями.

4.Роль голосеменных и покрытосеменных растений в современном растительном покрове Земли.

5.Каковы основные различия между голосеменными и покрытосеменными растениями?

Рекомендуемая литература:

1.Кудряшов Л.В. и др. Ботаника с основами экологии. М. Просвещение, 1990.

с. 111-272

2.Растительный мир  Земли /под ред. Ф. Фукарека. М. 1982, т. 1, 2.

3.Тихомиров Ф.К. Ботаника М. Просвещение, 1978

4.Блукет Н.А. и др. Ботаника. М. Просвещение, 1986

5.Андреева М.И., Родман Л.С. Ботаника. М. 2002

4.Петерман И., Чирнер В. Интересна ли ботаника. М. Мир, 1984


Ұқсас жұмыстар

Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Табиғи, ілеспе газдар және оларды өңдеу мен тазалау әдістері
Қазақ дәстүрлі жазба әдебиеті және кітаби ақындар шығармашылығы (ХІХ ғ. екінші жартысы мен ХХ ғ. басы)
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі
Экобиотехнология пәнінен дәрістер жинағы