Лекция № 5.

Лекция № 5.  Многообразие растительного мира как результат  

                         эволюции. Низшие растения.

Цель: Дать представления о многообразии растительного мира как результата эволюции.

Основные вопросы:

1. Низшие растения.


Систематика растений. Растительный мир очень разнообразен. Наряду с многоклеточными существуют и одноклеточные организмы. Они относятся к наиболее примитивным, эволюционно более древним формам. Царство растений делят на два подцарства – Низшие и Высшие растения. К низшим растениям относятся разнообразные водоросли, к высшим споровые (мхи, хвощи, папоротники) и семенные растения (голосеменные и покрытосеменные).

Низшие растения включают большую группу одноклеточных и многоклеточных растений, объединенных общим названием водоросли.

Водоросли древнейшие представители растительного мира, общее их количество около 40 000  видов. Среда обитания преимущественно водная, но встречаются они в почве, на коре деревь­ев и даже в снегу.

Отличительной особенностью водорослей является от­сутствие дифференциации на ткани и органы. Тело про­стейших водорослей состоит из одной клетки. Группы клеток могут объединяться и образовывать колонии - колониальные формы. Многоклеточные водоросли могут иметь нитчатую форму или пластинчатое строение. Тело многоклеточных водорослей называется талло­мом или слоевищем. Воду и минеральные соли они всасы­вают всей поверхностью.

Во всех клетках водорослей имеются хроматофоры - органоиды, в которых протекает процесс фотосинтеза. Окраска хроматофоров, а следовательно, и водорослей зависит от содержания красящего пигмента и может быть зеленой, желтой, бурой, красной. Но зеленый пигмент - хлорофилл имеется у всех водорослей. В основу классификации водорослей на различные типы положены строе­ние тела и состав красящих пигментов.

Размножаются водоросли чаще бесполым путем: одно­клеточные - делением клетки на две или четыре, а мно­гоклеточные - вегетативно: частями слоевища или спо­рами. При половом размножении гаметы сливаются по­парно и образуют зиготу. Из зиготы после периода покоя путем деления возникают споры, дающие начало новым организмам. У некоторых водорослей половой процесс более сложный.

Представители зеленых водорослей, обитатели пресных водоемов - хламидомо­на, хлорелла, спиро­гира,  улотрикс. Бурые и красные водоросли широко распространены в морях и океанах, некоторые из них могут достичь огромных раз­меров до 50 м.

Грибы - это группа гетеротрофных организмов, ко­торая имеет признаки сходства с растениями и живот­ными. Как и растения, грибы имеют клеточную оболочку, неограниченный рост, они неподвижны, размножаются спорами, питаются путем всасывания растворенных в воде питательных веществ. Как и животные, грибы не способны синтезировать органические вещества из неорганических, не имеют пла­стид и фотосинтезирующих пигментов, в качестве запас­ного питательного вещества накапливают гликоген, а не крахмал, клеточную оболочку строят из хитина, а не из целлюлозы.

Именно поэтому грибы выделяют в отдельное царство. Царство грибов объединяет около 100 тыс. видов, широ­ко распространенных на земле.

Строение гриба Тело гриба - таллом состоит из тонких нитей - гифов. Совокупность гифов называется мицелием или грибницей. Гифы могут иметь перегородки, образуя отдельные клетки. Но в некоторых случаях пере­городки отсутствуют (у мукора). Поэтому клетки грибов могут содержать одно или множество ядер. Мицелий развивается на субстрате, при этом гифы про­никают внутрь субстрата и разрастаются, многократно вет­вясь. Размножаются грибы вегетативно - частями мицелия и спорами, которые созревают в специализированных клет­ках - спорангиях.

Грибы делятся на два класса: низшие и высшие грибы.  Низшие грибы часто имеют многоядерный мицелий или состоят из одной клетки. Представителями низших гри­бов являются плесневые грибы. Плесневые грибы развиваются в почве, на влажных продуктах питания, плодах, овощах, вызывая их порчу. Одна часть гифов гри­ба проникает внутрь субстрата, а другая часть поднимает­ся вверх над поверхностью. На концах вертикальных ги­фов созревают споры.

К высшим грибам относятся шляпочные грибы. Для них характерен многоклеточный мицелий, который развива­ется в почве, а на поверхности образуются плодовые тела, состоящие из плотно переплетенных гифов, в которых созревают споры. Плодовые тела состоят из ножки и шляп­ки. У одних грибов нижний слой шляпки образован радиально расположенными пластинками - это пластинча­тые грибы.  У других грибов на ниж­ней стороне шляпки имеются многочисленные трубочки - это трубчатые грибы. В трубочках и на пластинках созревают споры гриба. Часто мицелий гриба образует микоризу, прорастая гифами в корни растений.

Растение снабжает гриб органическими питательными ве­ществами, а гриб обеспечивает минеральное питание ра­стения. Такое взаимовыгодное сожительство называется симбиозом. Многие шляпочные грибы съедобны, но среди них есть и ядовитые. По способу питания грибы делят на сапрофитов и пара­зитов. Грибы наряду с бактериями играют важную роль в кру­говороте веществ в биосфере. Они разлагают органичес­кие вещества, минерализуют их, участвуют в образова­нии плодородного слоя почвы - гумуса. Велико значение грибов и в жизни человека. Кроме использования в пищу из грибов получают лекарственные препараты - антибио­тики (пенициллин), витамины, ростовые вещества рас­тений (гиббереллин), ферменты.

Лишайники - это своеобразная группа организмов, представляющая собой симбиоз гриба и од­ноклеточных водорослей или цианобактерий. Гриб обес­печивает защиту водоросли от высыхания и снабжает во­дой. А водоросли и цианобактерии в процессе фотосинте­за образуют органические вещества, которыми питается гриб. Тело лишайника - слоевище (таллом) состоит из гифов гриба, среди которых нахо­дятся одноклеточные водоросли. Лишайники обладают уникальной особенно­стью - они могут существовать в самых неблагоприятных условиях, поселяться на голых скалах и камнях, коре де­ревьев, крышах домов. Их называют пионерами почвооб­разования, так как, «обживая» горные породы, они со­здают условия для последующего поселения растений. Единственным необходимым условием для жизни лишай­ников является чистота воздуха. Поэтому они служат ин­дикаторами степени загрязнения атмосферы. Размножаются лишайники вегетативно - частями сло­евища и клетками водорослей. Растут очень медленно. По внешнему виду лишайники делят на три группы: корковые (накипные), листоватые и кустистые.

Будучи автогетеротрофами, лишайники в процессе фо­тосинтеза создают органические вещества в местах, недо­ступных другим организмам. Одновременно они минера­лизуют органические вещества, тем самым участвуя в кру­говороте веществ в природе и играя важную роль в почво­образовании.

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислите отделы водорослей. Какое строение имеют водоросли.

2.Значение водорослей в природе и в жизни человека.

3.Каковы особенности строения грибов, связанные с гетеротрофностью?

4.Значение грибови лишийников  в природе и в жизни человека.

Рекомендуемая литература:

1.Кудряшов Л.В. и др. Ботаника с основами экологии. М. Просвещение, 1990.

с. 111-272

2.Растительный мир  Земли /под ред. Ф. Фукарека. М. 1982, т. 1, 2.

3.Тихомиров Ф.К. Ботаника М. Просвещение, 1978

4.Блукет Н.А. и др. Ботаника. М. Просвещение, 1986

5.Андреева М.И., Родман Л.С. Ботаника. М. 2002

4.Петерман И., Чирнер В. Интересна ли ботаника. М. Мир, 1984

6.Естествознание и основы экологии/Р.А. Петросова и др.2000.- 304 с.


Ұқсас жұмыстар

Жоғарғы оқу орнындағы лекция және оқу жұмысын ұйымдастырудың басқа формалары мен әдістері
Сабақ кестесі
Тіл білімінің өзекті мәселелері пәнінің оқу -әдістемелік кешені
Информатика пәні бойынша сыртқы бөлімге арналған тапсырмалар жинағы
Жоғарғы оқу орнындағы лекция. Ағымдағы лекция
Математикалық сауаттылық есептері тақырыбындағы 5 сыныптарға арналған элективті курс
Жоо-дағы оқу процесін ұйымдастыру формалары
ӘДЕБИЕТТАНУДЫҢ ЖАҢА БАҒЫТТАРЫ
Жоғары оқу орындағы тәрбие мен оқытудың теориясы
Психологиялық білімді меңгерудің ерекшелігі