Краткое описание содержания дисциплины:

 взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности. Со времени появления человека на Земле влияние его на биосферу постоянно росло. Но именно в условиях индустриального общества и демографического взрыва отрицательные последствия человеческой деятельности приобрели глобальный характер. В невиданных ранее масштабах загрязняется окружающая среда. Наметились тенденции к истощению горючих и минеральных ресурсов. Разные виды антропогенной деятельности привели к прямому или косвенному уничтожению разнообразных видов животных и растений. Химическое загрязнение природной среды, радиационная обстановка, качество продуктов литания и питьевой воды и т.д. привели к ухудшению состояния здоровья населения. Возник ряд глобальных экологических проблем: явление парникового эффекта, разрушение озонового слоя, загрязнение Мирового океана, опустынивание и другие. Экологическая ситуация в Казахстане, в связи с экстенсивным развитием экономики, также резко ухудшилась: кризис Аральской экосистемы, неблагоприятная экологическая обстановка в Прикаспийском регионе и Восточном Казахстане; территорий, прилегающих к Семипалатинскому полигону, деградация почв и т.д. На современном этапе антропогенные изменения затронули практически все экосистемы планеты, газовый состав атмосферы, энергетический баланс Земли. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, система «биосфера - человечество» всё более приходит в разбалансированное состояние, в результате чего во многих районах мира нарушилось ее динамическое равновесие. Всё это способствует ухудшению состояния современной биосферы, разрушению здоровья и духовности человека.

         Программа Всемирного сотрудничества «Повестка дня на XXI век», принятая на Второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро, представила чрезвычайно сложную, беспрецедентную в глобальном отношении систему решения задач, направленных на достижение высокого качества состояния окружающей среды, здоровой экономики и устойчивого развития.

         Устойчивое развитие – это видение на перспективу, включающее обеспечение экономической жизнеспособности, социальной сплоченности, охраны окружающей среды и экологичного управления природными ресурсами, с тем чтобы удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерб возможностям будущих поколений удовлетворять свои потребности, давая им возможность делать наш мир более безопасным, более здоровым и более процветающим, тем самым повышая качество жизни.

                   Чем раньше человечество осознает это и пойдёт по пути устойчивого развития, тем вероятнее будет его выживание на Земле. При этом решающая роль принадлежит образованию в интересах устойчивого развития (ОУР), содержанием и сущностью которого является процесс формирования у личности представления о системной организации и динамичности (непрерывного изменения) окружающего мира, взаимосвязи и взаимодействия общества, природы и экономики, а также осознания ответственности каждого человека и человечества в целом за качество жизни настоящего и будущих поколений, основой которого является дисциплина «Экология и устойчивое развитие». Её цель – формирование у студентов конструктивно-оптимистического отношения к решению эколого-социо-экономических проблем, а также практических жизненных навыков, способствующих устойчивому качеству жизни. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и, тем самым, способствовать устойчивому развитию биосферы.


Ұқсас жұмыстар

Жасырын тергеу әрекеттері
Өндірістік практика бойынша Есеп (Информатика мамандығы)
Тіл мәдениетінің сипаты
Хаттың түрлері
Жоғары оқу орындарында Қазақ диалектологиясы пәнін модульдік технология арқылы оқыту
Басқару, ұйымдастыру, ынталандыру жұмыстары
Тарихи қосалқы пәндер дәрістер
Алғашқы қауымдық қоғам тарихының тарихнамасы
Mіcrosoft Access-те деректер базасын құру және жұмыс жасаудың басты принциптері
Тест сұрақтарының саны