Лекция № 14-15: ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РК


Цель: Рассмотреть основные перспективы устойчивого развития в РК.

План:

1.     Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.

2.     Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан: концепция Устойчивого развития.

1. Законодательство Республики Казахстан

в области охраны окружающей среды

Обязательства Казахстана в сфере устойчивого развития

Подписав в Рио-де-Жанейро базовые документы Конферен­ции ООН по окружающей среде и развитию, Казахстан тем самым принял наравне с другими странами мирового сообщества ответст­венность за сотрудничество в области перехода к устойчивому раз­витию.

После конференции Казахстан постоянно участвует в между­народных форумах по окружающей среде и развитию, вступил во все основные международные организации, такие как Комиссия ус­тойчивого развития ООН, ЕЭК ООН, ЭСКАТО и др., а также активно инициирует соглашения на двусторонней и многосторонней осно­вах. Казахстан участвует в конвенционном процессе: ратифициро­ваны Конвенция по биоразнообразию (1994), Рамочная конвенция ООН по изменению климата (1995), трансграничные Конвенции ЕЭК ООН (2000) - всего около 20 экологических конвенций и соглаше­ний.

Процесс устойчивого развития в Казахстане имеет целый ряд специфичных особенностей.

Во-первых, одним из крупных политических шагов нового го­сударства было закрытие Семипалатинского испытательного поли­гона и отказ от ядерного оружия. Это стало важнейшим вкладом страны в глобальный процесс устойчивого развития.

Продолжением этой инициативы явилось предложение Пре­зидента Республики Казахстан на 47 сессии Генеральной Ассамб­леи ООН о создании системы коллективной безопасности и сотруд­ничества в Азии, аналогичной системе ОБСЕ, на основе созыва Со­вещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Во-вторых, внешней и внутренней политике Казахстана при­сущ системный и диалектический подход. В концептуальных и стра­тегических документах Республики Казахстан, в работах и выступ­лениях Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева широко используются понятия, принципы и методические подходы ус­тойчивого развития. Долгосрочная стратегия развития - 2030, при­званная сбалансировать интересы и ресурсы нынешних и будущих поколений, воплощает в себе методологию стратегического плани­рования и современную парадигму устойчивого управления    государством - индикативное планирование, децентрализацию госу­дарственных полномочий, приоритетное развитие социального партнерства, достижение консенсуса, обеспечение политической стабильности, гармонизацию личных и государственных интересов.  

В третьих, устойчивое развитие Республики Казахстан формируется как поэтапный процесс:

-  В 1995 г. Указом Президента Республики Казахстан утвер­ждена Концепция экологической безопасности, где впервые вводит­ся термин «устойчивое развитие», его цели и принципы.

-  В 1997 г. начат и в 1998 г. закончен Национальный план действий по охране окружающей среды для устойчивого развития (НПДООС/УР).

- В 2000 г. начала свою деятельность программа «Институ­циональное усиление для устойчивого развития».

- Концепция казахстанской Повестки-21 находится на стадии разработки, завершить работу над которой планируется в апреле 2002 г.

- Для реализации Повестки-21 в 2002 г. планируется созда­ние Национального Совета устойчивого развития и разработка вто­рой фазы ПДООС.

Непосредственным   продолжением   национального   плана действий стала программа Правительства Республики Казахстан и ПРООН «Институциональное усиление для устойчивого развития».

В отличие от большинства проектов международной донор­ской помощи, программа «Институциональное усиление для устой­чивого развития» является долгосрочной и рассчитана на четыре года. Почти вся работа по данной программе выполняется нацио­нальными экспертами, что делает ее результаты привязанными к реальным условиям Казахстана и сокращает финансовые издерж­ки. Приоритет отдается увеличению потенциала экологической дея­тельности, расширению институтов устойчивого развития.

Программа предусматривает проведение мониторинга эко­логических проектов и программ, что устранит дублирование, несо­гласованность и повысит эффективность использования бюджет­ных и донорских средств.

2. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан:

концепция Устойчивого развития

Интеграция в международные программы и партнерство с иностранными донорами

Казахстан активно взаимодействует с международными ор­ганизациями,  разрабатывая совместные проекты и координируя планы действий как по глобальным экологическим проблемам, та­ким как Арал, Балхаш, Каспий, изменение климата, охрана озоново­го слоя и др., так и по множеству национальных и региональных проблем.

Деятельность международных организаций и стран-доноров, проведение многочисленных семинаров, конференций и форумов помогли изменить менталитет и систему понятий управленческой и интеллектуальной элиты, правовых институтов и общественности.

Важную роль сыграли проекты и инициативы ЮНЕП (конвен­ции), ПРООН, Всемирного Банка, ОБСЕ, ЕЭК ООН (СПЕКА, ОРЭД), ЮСАИД, ТАСИС, НАТО, ГТЦ, ПМГ/ГЭФ и многих других доноров. Важное значение партнерства с международными организациями обусловлено активным участием Казахстана в процессе усиления прогрессивных тенденций глобализации.

В настоящее время Казахстан находится на второй условной стадии использования мировой помощи развитию, которая характе­ризуется избирательным выбором международной помощи и ин­теллектуальным партнерством «на равных».

Важнейшим результатом первой стадии стало формирова­ние института (сети) национальных экспертов, работающих по меж­дународным стандартам.

Условия и предпосылки для процесса устойчивого развития

Казахстан имеет целый ряд внутренних и внешних пред­посылок к формированию и реализации политики устойчивого развития: 

1. Первая (парадоксальная) предпосылка - наличие экологи­ческих и социальных кризисных явлений, активизирующих общест­венное сознание к переходу на принципы устойчивой жизнедея­тельности: ускоренное сокращение горных ледников, питающих ре­ки, загрязнение и подъем уровня Каспия, обмеление Арала и Бал­хаша, процессы опустынивания, эрозии и засоления земель, бес­контрольные лесные вырубки и пожары, неизученные последствия деятельности на многочисленных военных полигонах, резкое ухуд­шение качества питьевой воды, физический износ оборудования большинства энергетических систем, урбанизация и многие другие факторы, которые, взаимодействуя с мировым системным кризисом и острой конкурентной геополитической борьбой в центрально-азиатском регионе, могут привести через несколько лет к социаль­но-экономическому и политическому самоуничтожению.

2. Политическая стабильность, сбалансированная внешняя политика, устойчивое место в мировом политическом пространстве. Гарантом этого могут служить дружественные отношения с активно конкурирующими в регионе странами, а также то, что Казахстан яв­ляется членом важнейших международных организаций и программ ООН, МВФ, Всемирного банка, ЮНЕП, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ТАСИС и др.

3.  В Казахстане поддерживается высокий уровень общест­венной безопасности, без приграничных, межгосударственных и. межнациональных конфликтов, проявлений международного тер­роризма. В стране своевременно пресечено распространение ис­ламского фундаментализма. Полиэтничность культур и вероиспо­ведания, которая в ряде стран явилась фактором неустойчивости, в Казахстане стала фактором устойчивости и дружбы с другими стра­нами.

4.  Высокий темп рыночных реформ и приватизации, что до сих пор имело негативное влияние на социальную и экономическую сферу. Тем не менее это создало предпосылки для адаптации к процессу глобализации, международному диалогу, повысило гиб­кость общественных институтов к переменам.

5.  Наличие стимулов перехода к устойчивому развитию - вы­сокий перспективный экономический потенциал экологически ориентированной деятельности. Огромные территории имеют малую плотность населения и достаточную экологическую емкость, а мно­гие деградирующие экосистемы могут быть восстановлены на осно­ве новых технологий. Например, потенциал развития туризма толь­ко в Или-Балхашском бассейне, включая Алматинскую область, составляет 5 млрд. долларов в год. За счет транспортных коридоров между Тихим океаном и Европой можно получать порядка 40 млрд. долларов в год.

6. Стратегическая ориентация страны на развитие туризма и выгодное транспортно-географическое положение вынуждают переводить к комплексу международных стандартов - высокой культу­ре обслуживания, сервиса, эффективного правообеспечения, безо­пасности, благоприятного качества окружающей среды, институтам страхования, упрощениям бюрократических процедур, визового ре­жима и т.д.

7. Растущий общественный интеллект, менталитет, воспи­танный духовными и патриотическими традициями Аблай хана, Казыбек би, Абая, Чокана Валиханова, Джамбула. Патриотизм всегда предполагает любовь к родному краю, природе и заботу о будущих поколениях. Кочевой образ жизни предков сформировал коммуникабельность, дипломатичность, гармонию с природой, выживае­мость.

8.  Необходимо отметить изменения в менталитете властных структур, уровне подготовки законов и управленческих решений, а также активизацию политики усиления кадрового менеджмента и реформирования государственного управления,

9.  За прошедшее десятилетие отмечается тенденция усиле­ния экологической политики:

-  около 20 ратифицированных экологических конвенций и международных соглашений;

- ратифицирована Орхусская Конвенция;

- отклонены проекты развития атомной энергетики.

10.  На территории Казахстана практически отсутствуют сти­хийные бедствия (вулканы, тайфуны, землетрясения).

11.  Достигнут определенный прогресс потенциала экологи­ческой деятельности (программа институционального усиления для устойчивого развития с собственным штатом, два центра чистых производств, множество экологических фирм, создан комитет по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан, растет количество публикаций, изданий, сайтов по тематике устойчивого развития и окружающей среды, за­регистрированы свыше ста активных экологических неправительст­венных организаций (НПО)).

12.  Движение НПО и общественных организаций, зародив­шееся в Республике Казахстан в начале 90-х годов, играет особую роль в становлении гражданского общества. Сегодня в стране су­ществует несколько тысяч НПО, более 300 из них имеют экологиче­скую направленность.

Глобализация экологической политики, демократизация об­щества, подписание и ратификация Орхусской Конвенции Казах­станом - это новый этап развития республики при непосредствен­ном участии общественных экологических НПО. Конвенция являет­ся важным элементом осуществления Повестки дня на XXI век, и ее реализация будет способствовать дальнейшему усилению процес­са демократизации и устойчивого развития.

Примером сотрудничества законодательной и исполнитель­ной власти и НПО Республики Казахстан стало подписание в июне 2000 г. трехстороннего Меморандума о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Ко­митетом по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан и Бюро СРГ НПО Республики Казахстан. Постоянно растет количество проектов, выполняемых НПО.

        

Вопросы для самоконтроля:

1.     В чем заключаются основные обязанности Казахстана в сфере устойчивого развития?

2.     С какими международными экологическими организациями активно взаимодействует Республика Казахстан?

3.     Какие внутренние и внешние предпосылки к формированию и реализации политики устойчивого развития имеет Казахстан?

4.     Приведите примеры сотрудничества законодательной и исполнитель­ной власти и НПО Республики Казахстан.


Ұқсас жұмыстар

Экономиканың бәсекеге қабілеттілігін арттыру мақсатында Қазақстанның инновациялық дамуының теориялық моделін
Картоп дақылының агротехнологиясы
Қазақстанда таралған топырақтардың көптүрлілігі, құнарлылығы және оларды арттыру мәселелері
Шетел инвестицияларын қазақстан экономикасына тарту процесін реттеу
«Жасыл» құрылыс дамуының болашағы
Мұнай тотықтырғыш бактериялардың коллекциялық штамдарының антибиотикрезистенттілігін зерттеу
Бағаның қалыптасуындағы теориялар
Еңбек ұжымындағы келісімдер
Биосорбенттердің микроорганизмдердің антибиотикке сезімталдығына әсері
Қазақстандық қоғамды демократияландыру аясындағы саяси жаңарту үрдісі