Лекция № 14-15: ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РК
Цель: Рассмотреть основные перспективы устойчивого развития в РК.
План:
1. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.
2. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан: концепция Устойчивого развития.
1. Законодательство Республики Казахстан
в области охраны окружающей среды
Обязательства Казахстана в сфере устойчивого развития
Подписав в Рио-де-Жанейро базовые документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Казахстан тем самым принял наравне с другими странами мирового сообщества ответственность за сотрудничество в области перехода к устойчивому развитию.
После конференции Казахстан постоянно участвует в международных форумах по окружающей среде и развитию, вступил во все основные международные организации, такие как Комиссия устойчивого развития ООН, ЕЭК ООН, ЭСКАТО и др., а также активно инициирует соглашения на двусторонней и многосторонней основах. Казахстан участвует в конвенционном процессе: ратифицированы Конвенция по биоразнообразию (1994), Рамочная конвенция ООН по изменению климата (1995), трансграничные Конвенции ЕЭК ООН (2000) - всего около 20 экологических конвенций и соглашений.
Процесс устойчивого развития в Казахстане имеет целый ряд специфичных особенностей.
Во-первых, одним из крупных политических шагов нового государства было закрытие Семипалатинского испытательного полигона и отказ от ядерного оружия. Это стало важнейшим вкладом страны в глобальный процесс устойчивого развития.
Продолжением этой инициативы явилось предложение Президента Республики Казахстан на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН о создании системы коллективной безопасности и сотрудничества в Азии, аналогичной системе ОБСЕ, на основе созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Во-вторых, внешней и внутренней политике Казахстана присущ системный и диалектический подход. В концептуальных и стратегических документах Республики Казахстан, в работах и выступлениях Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева широко используются понятия, принципы и методические подходы устойчивого развития. Долгосрочная стратегия развития - 2030, призванная сбалансировать интересы и ресурсы нынешних и будущих поколений, воплощает в себе методологию стратегического планирования и современную парадигму устойчивого управления государством - индикативное планирование, децентрализацию государственных полномочий, приоритетное развитие социального партнерства, достижение консенсуса, обеспечение политической стабильности, гармонизацию личных и государственных интересов.
В третьих, устойчивое развитие Республики Казахстан формируется как поэтапный процесс:
- В 1995 г. Указом Президента Республики Казахстан утверждена Концепция экологической безопасности, где впервые вводится термин «устойчивое развитие», его цели и принципы.
- В 1997 г. начат и в 1998 г. закончен Национальный план действий по охране окружающей среды для устойчивого развития (НПДООС/УР).
- В 2000 г. начала свою деятельность программа «Институциональное усиление для устойчивого развития».
- Концепция казахстанской Повестки-21 находится на стадии разработки, завершить работу над которой планируется в апреле 2002 г.
- Для реализации Повестки-21 в 2002 г. планируется создание Национального Совета устойчивого развития и разработка второй фазы ПДООС.
Непосредственным продолжением национального плана действий стала программа Правительства Республики Казахстан и ПРООН «Институциональное усиление для устойчивого развития».
В отличие от большинства проектов международной донорской помощи, программа «Институциональное усиление для устойчивого развития» является долгосрочной и рассчитана на четыре года. Почти вся работа по данной программе выполняется национальными экспертами, что делает ее результаты привязанными к реальным условиям Казахстана и сокращает финансовые издержки. Приоритет отдается увеличению потенциала экологической деятельности, расширению институтов устойчивого развития.
Программа предусматривает проведение мониторинга экологических проектов и программ, что устранит дублирование, несогласованность и повысит эффективность использования бюджетных и донорских средств.
2. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан:
концепция Устойчивого развития
Интеграция в международные программы и партнерство с иностранными донорами
Казахстан активно взаимодействует с международными организациями, разрабатывая совместные проекты и координируя планы действий как по глобальным экологическим проблемам, таким как Арал, Балхаш, Каспий, изменение климата, охрана озонового слоя и др., так и по множеству национальных и региональных проблем.
Деятельность международных организаций и стран-доноров, проведение многочисленных семинаров, конференций и форумов помогли изменить менталитет и систему понятий управленческой и интеллектуальной элиты, правовых институтов и общественности.
Важную роль сыграли проекты и инициативы ЮНЕП (конвенции), ПРООН, Всемирного Банка, ОБСЕ, ЕЭК ООН (СПЕКА, ОРЭД), ЮСАИД, ТАСИС, НАТО, ГТЦ, ПМГ/ГЭФ и многих других доноров. Важное значение партнерства с международными организациями обусловлено активным участием Казахстана в процессе усиления прогрессивных тенденций глобализации.
В настоящее время Казахстан находится на второй условной стадии использования мировой помощи развитию, которая характеризуется избирательным выбором международной помощи и интеллектуальным партнерством «на равных».
Важнейшим результатом первой стадии стало формирование института (сети) национальных экспертов, работающих по международным стандартам.
Условия и предпосылки для процесса устойчивого развития
Казахстан имеет целый ряд внутренних и внешних предпосылок к формированию и реализации политики устойчивого развития:
1. Первая (парадоксальная) предпосылка - наличие экологических и социальных кризисных явлений, активизирующих общественное сознание к переходу на принципы устойчивой жизнедеятельности: ускоренное сокращение горных ледников, питающих реки, загрязнение и подъем уровня Каспия, обмеление Арала и Балхаша, процессы опустынивания, эрозии и засоления земель, бесконтрольные лесные вырубки и пожары, неизученные последствия деятельности на многочисленных военных полигонах, резкое ухудшение качества питьевой воды, физический износ оборудования большинства энергетических систем, урбанизация и многие другие факторы, которые, взаимодействуя с мировым системным кризисом и острой конкурентной геополитической борьбой в центрально-азиатском регионе, могут привести через несколько лет к социально-экономическому и политическому самоуничтожению.
2. Политическая стабильность, сбалансированная внешняя политика, устойчивое место в мировом политическом пространстве. Гарантом этого могут служить дружественные отношения с активно конкурирующими в регионе странами, а также то, что Казахстан является членом важнейших международных организаций и программ ООН, МВФ, Всемирного банка, ЮНЕП, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ТАСИС и др.
3. В Казахстане поддерживается высокий уровень общественной безопасности, без приграничных, межгосударственных и. межнациональных конфликтов, проявлений международного терроризма. В стране своевременно пресечено распространение исламского фундаментализма. Полиэтничность культур и вероисповедания, которая в ряде стран явилась фактором неустойчивости, в Казахстане стала фактором устойчивости и дружбы с другими странами.
4. Высокий темп рыночных реформ и приватизации, что до сих пор имело негативное влияние на социальную и экономическую сферу. Тем не менее это создало предпосылки для адаптации к процессу глобализации, международному диалогу, повысило гибкость общественных институтов к переменам.
5. Наличие стимулов перехода к устойчивому развитию - высокий перспективный экономический потенциал экологически ориентированной деятельности. Огромные территории имеют малую плотность населения и достаточную экологическую емкость, а многие деградирующие экосистемы могут быть восстановлены на основе новых технологий. Например, потенциал развития туризма только в Или-Балхашском бассейне, включая Алматинскую область, составляет 5 млрд. долларов в год. За счет транспортных коридоров между Тихим океаном и Европой можно получать порядка 40 млрд. долларов в год.
6. Стратегическая ориентация страны на развитие туризма и выгодное транспортно-географическое положение вынуждают переводить к комплексу международных стандартов - высокой культуре обслуживания, сервиса, эффективного правообеспечения, безопасности, благоприятного качества окружающей среды, институтам страхования, упрощениям бюрократических процедур, визового режима и т.д.
7. Растущий общественный интеллект, менталитет, воспитанный духовными и патриотическими традициями Аблай хана, Казыбек би, Абая, Чокана Валиханова, Джамбула. Патриотизм всегда предполагает любовь к родному краю, природе и заботу о будущих поколениях. Кочевой образ жизни предков сформировал коммуникабельность, дипломатичность, гармонию с природой, выживаемость.
8. Необходимо отметить изменения в менталитете властных структур, уровне подготовки законов и управленческих решений, а также активизацию политики усиления кадрового менеджмента и реформирования государственного управления,
9. За прошедшее десятилетие отмечается тенденция усиления экологической политики:
- около 20 ратифицированных экологических конвенций и международных соглашений;
- ратифицирована Орхусская Конвенция;
- отклонены проекты развития атомной энергетики.
10. На территории Казахстана практически отсутствуют стихийные бедствия (вулканы, тайфуны, землетрясения).
11. Достигнут определенный прогресс потенциала экологической деятельности (программа институционального усиления для устойчивого развития с собственным штатом, два центра чистых производств, множество экологических фирм, создан комитет по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан, растет количество публикаций, изданий, сайтов по тематике устойчивого развития и окружающей среды, зарегистрированы свыше ста активных экологических неправительственных организаций (НПО)).
12. Движение НПО и общественных организаций, зародившееся в Республике Казахстан в начале 90-х годов, играет особую роль в становлении гражданского общества. Сегодня в стране существует несколько тысяч НПО, более 300 из них имеют экологическую направленность.
Глобализация экологической политики, демократизация общества, подписание и ратификация Орхусской Конвенции Казахстаном - это новый этап развития республики при непосредственном участии общественных экологических НПО. Конвенция является важным элементом осуществления Повестки дня на XXI век, и ее реализация будет способствовать дальнейшему усилению процесса демократизации и устойчивого развития.
Примером сотрудничества законодательной и исполнительной власти и НПО Республики Казахстан стало подписание в июне 2000 г. трехстороннего Меморандума о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитетом по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан и Бюро СРГ НПО Республики Казахстан. Постоянно растет количество проектов, выполняемых НПО.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются основные обязанности Казахстана в сфере устойчивого развития?
2. С какими международными экологическими организациями активно взаимодействует Республика Казахстан?
3. Какие внутренние и внешние предпосылки к формированию и реализации политики устойчивого развития имеет Казахстан?
4. Приведите примеры сотрудничества законодательной и исполнительной власти и НПО Республики Казахстан.
Экономиканың бәсекеге қабілеттілігін арттыру мақсатында Қазақстанның инновациялық дамуының теориялық моделін
Картоп дақылының агротехнологиясы
Қазақстанда таралған топырақтардың көптүрлілігі, құнарлылығы және оларды арттыру мәселелері
Шетел инвестицияларын қазақстан экономикасына тарту процесін реттеу
«Жасыл» құрылыс дамуының болашағы
Мұнай тотықтырғыш бактериялардың коллекциялық штамдарының антибиотикрезистенттілігін зерттеу
Бағаның қалыптасуындағы теориялар
Еңбек ұжымындағы келісімдер
Биосорбенттердің микроорганизмдердің антибиотикке сезімталдығына әсері
Фармацевтикалық маркетингтің мақсаттары