ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6 (сдается на 12 неделе)


Тема: Экология человека. Приходно-расходная модель организма

Проблема экологии человека возникли давно, а сама экология человека насчитывает несколько десятилетий. Экологическое благополучие сказывается на внутренней и внешней среде человека снижением иммунитета. В связи с этим экология развивается на разных уровнях - организменном, популяционном, видовом, биоценотическом, и экосистемном.

Человек может играть разную роль в составе биоценоза: от случайного присутствия до его ведущего члена (антропоценозы) делят на 3 группы:

1. натурценозы - при любом воздействии человека на природу, например, охотниками, грибниками, ягодниками              

2. агроценозы - сельскохозяйственные угодья

3. урбаноценозы - промышленные зоны и города.

К проблеме экологии человека относятся вопросы адаптации человека к экстремальным условиям, состоящие в центре внимания различных медицинских направлений.

Вопросы адаптации организмов к тем или иным экологическим факторам имеют большое практическое, медицинское значение: например, адаптация болезнетворных организмов к лекарственным препаратам ослабляет их лечебное действие.

Важной проблемой экологии человека является проблема санитарно-гигиенического состояния питьевой воды, ее химический и бактериологический состав. Прогрессирующее загрязнение природных вод различными промышленными и коммунальными стоками и отбросами выдвигает большие задачи перед санитарией. Санитарная гидробиология и почвенная микробиология изучают организмы в качестве показателей загрязнения и исследуют их роль в процессе очистки загрязненных вод и почв. Практика применения биофильтров и дезинфекции целиком строится на данных экологии.

Особо актуальными становятся вопросы предохранения человека от вредных ионизирующих излучений и продуктов радиоактивного распада. Все виды загрязнения весьма опасны, и могут привести к массовому появлению слабых нежизнеспособных растений, животных и людей и нанести непоправимый ущерб будущим поколениям.

Питание - процесс поступления в организм и усвоения им веществ для покрытия энергетических и пластических затрат. Пищевые отношения между отдельными видами животных служат основой биогенного круговорота веществ, связывают их в сообщества, оказываются одним из важнейших регуляторов численности организмов и основным видом связи организмов со средой.

Питание человека – один из факторов внешней среды, существенно влияющий на его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни. Неполноценное питание приводит к нарушению функций отдельных органов и систем и к общему ослаблению организма и его иммунитета и развитию болезней. Недостаточность питания особенно отрицательно сказывается на детях, задерживая их рост, физическое и психическое развитие, снижает сопротивляемость различным болезням. Недостаток витаминов в питании вызывает гиповитаминозы и авитаминозы.

Избыточное питание способствует развитие ожирения, атеросклероза, сахарного диабета, нарушению обмена веществ. Недостаток в пище белка может вызвать тяжелую дистрофию.

Рациональным называется питание, достаточное в количественном отношении полноценное в качественном. Основа такого питания - сбалансированность, т.е. оптимальное соотношение компонентов пищи. Насчитывают около 60 пищевых веществ, нуждающихся в сбалансированности.

Рациональное питание обеспечивает поступление пластических, энергетических и регуляторных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.

Однообразное питание, исключающее на длительный срок отдельные группы пищевых продуктов, нарушает сбалансированность пищевых компонентов, понижает усвояемость и синтез веществ.

Основа сбалансированности и полноценности питания - это соотношение белков, жиров, углеводов в пропорции 1:2:4.

Обеспечение суточной калорийности за счет правильного подбора белков (15% суточной калорийности, причем белки животного происхождения должны составлять не менее половины общего количества белка), жиров (30% суточной калорийности) и углеводов (55%). Животные жиры должны составлять 75-280% общего количества жира в питании, а растительные масла - 20-25%

Чтобы питание было рациональным, в пищевой рацион должны быть включены мясо, рыба, молочные продукты (основной источник белков и жиров), а также овощи, фрукты (источник углеводов, минеральных веществ, витаминов).

Молоко - наиболее «универсальный» продукт в пищевом рационе: оно содержит углеводы, белки и жиры в пропорциях, близких к оптимальным, и в хорошо усвояемой форме. Пищевой рацион различен для разных климатических зон и разных стран. Например, для европейской части России существуют следующие нормы: содержание жира в рационах жителей южных районов должно быть ниже, северных - выше, удельный вес белка в питании во всех климатических районах должен быть постоянным. Меняется нормирование углеводов, удельный вес которых в питании повышается для жителей южных районов и снижается для северных. В северных районах потребность в белках, жирах и углеводах составляет 14,35 и 51%, в центральных районах - 14, 30 и 56, в южных- 15,25 и 61 соответственно.

Для детей, учитывая физиологические особенности растущего организма, разработаны особые нормы.

Разработаны нормы и для пожилых людей. В этом возрасте рекомендуется некоторое ограничение питания. Так, для мужчин 60-70 лет калорийность пищи составляет 2350 ккал, белков - 80, жиров - 76, углеводов - 320 г. в сутки, для женщин этого возраста соответственно - 2100 ккал, 70,66, 228. Потребность пожилых людей в калориях и пищевых веществах повышается на 100-150 ккал при проживании в населенных пунктах с малоразвитым коммунальным обслуживанием, а также при активных формах отдыха.

Важен режим питания - ежедневный прием пищи в строго определенное время. На завтрак рекомендуется 25 % суточной калорийности, на второй завтрак - 15, на обед - 35. на ужин - 25.

Выполнение практической работы

Определить энергетические затраты вашего организма за истекшие сутки изучить  таблицу   1   совместимости   продуктов  и   сделать   заключение  о правильности питания.

Приходно-расходная модель человеческого организма включает количество тех или иных продуктов, потребляемых в единицу времени, например за сутки, а также содержание в продуктах белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, биологически активных веществ, таких как витамины.

Потребность в калориях и пищевых веществах изменяется в зависимости от возраста, выполняемой работы, климатических условий.

Что необходимо помнить о питании.

По профессиональному признаку и соответственно, по количеству энергетических затрат люди делятся на 4 группы.

К первой относят людей интеллектуального труда, в том числе студентов. Их суточные затраты не превышают 3000 килокалорий у мужчин и 2700 килокалорий у женщин. Оптимальный вариант соотношения в пище белков, жиров и углеводов следующий: белков - 14%, жиров - 30, и углеводов - до 56. Кроме того, в пище должно содержаться   достаточное   количество   витаминов   и   минеральных   солей   наиболее физиологично четырехразовое питание.

Задание 1. Изобразить приходно-расходную модель своего организма:

1. В таблице 1 занести перечень продуктов, съеденных вами в предыдущие сутки, в том числе «на ходу»;

2. Определить количество граммов для каждого вида продуктов;

3. По таблице 2 установить калорийность и содержание биогенов в 100 г. и в истинном количестве пищи дневного рациона, заполнить соответствующие колонки таблицы 1;

4.Суммировать общую калорийность и приход биогенных элементов в организм;                                     

5. Соотнести полученный результат с требованием калорий для людей по профессиональному признаку.

Таблица 1. Общая калорийность и содержание биогенов в дневном рационе

Пищевой продукт

 

 

Калорийность в

100 г

 

Фактическое кол-во, г

 

Фактическая калорийность

Содержание биогенов, г.

В белках

В жирах

В углеводах

в 100 г

фактически

в100 г

фактически

в100 г

фактически

1.

2.

сумма

Сумма белков

Сумма жиров

Сумма углеводов

Сумма белков + сумма жиров + сумма углеводов = 100% из них сумма белков – Х% и т.д.

Таблица 2. Калорийность и химический состав некоторых продуктов (100 г. продукта). Большая советская Энциклопедия.

Продукты

Килокалорий

белки

Жиры

Углеводы

Молоко

62

3,0

3.5

4,5

Сметана 1-го сорта

285

2,1

28,0

3,0

Творог жирный

230

11,0

19,0

3,0

Творог нежирный

75

14.0

0,5

3,5

Сыр

380

21,0

30.0

2,5

Мороженое сливочное

180

3,4

9,4

18,5

Говядина 1-й категории

154,0

15.0

10,0

 

2-й категории

106,0

18,0

4,0

 

Баранина 1-й категории

206,0

14,0

14,0

 

Свинина мясная

245,0

14,0

20,0

 

Свинина жирная

390,0

13,0

36,0

 

Ветчина

365,0

14,0

33,0

 

Колбаса любительская

чайная

290,0

150,0

12,0

10,0

36,0

11,0

 

Судак

72

16,0

1,0

 

Треска

65

15,0

0,5

 

Сельдь соленая атлант.

120

16,0

6,0

 

Яйца

150

10,0

11,0

0,5

Хлеб ржаной

240

5,1

1.0

42,5

Хлеб пшеничный

230

7,1

1,0.

46,5

Сахар

390

 

 

95,5

Мед

320

0,3

 

78,0

Шоколад молочный

568

5,8

37,0

47,0

Макароны

339

9,3

0,8

70,9

Крупа гречневая

329

10,6

2,3

64,4

Пшеничная

335

10,0

2,3

66,5

Манная

333

9,5

0,7

70,1

Рис

332

6,4

0,9

72,5

Кукуруза

340

8,4

4,3

64,9

Горох

310

196

2,2

50,8

Фасоль

310

19,6

2,0

51,8

Картофель осенний

89

1,7

 

51,4

Весенний

89

1,7

 

20,0

Масло сливочное

734

0,4

78,5

0,5

Топленое

869

93,5

 

 

Масло растительное

872

 

93,5

 

Капуста белокочанная

27

1,5

 

5,2

Морковь

36

1,3

 

7,6

Лук зеленый

21

1,1

 

4,1

Репчатый

48

2,5

 

9,2

Огурцы свежие

15

0,7

 

2,9

Томаты красные

18

0,5

 

4,0

Арбуз

38

0,4

 

8,8

Яблоки

48

0,3

 

11,5

Груши

44

0,3

 

10,5

Виноград

70

0,3

 

16.7

Смородина черная

43

0,7

 

9,8

Красная

44

0.5

 

10.5

Земляника

43

1,5

 

8,9

Лимон

41

0,8

 

9,2

хАлельсин

41

0,8

 

9,2

Вишня ,

47

0,7

 

10,7

Грибы белые

32

4,6

0,5

3,0

Маслят

21

1,7

0,5

 

Опенки

23

1,7

0,5

3,8

Орехи грецкие

612

15,0

55,4

8,3

Задание 2. Подсчитать затраты энергии за истекшие сутки, используя табл. 3.

Задание 3. Сравнивать данные при выполнении заданий 1 и 2 и подсчитать энергетический баланс своего организма.

Задание 4. Оценить сбалансированность вашего питания по калорийности, питательным веществам, витаминному составу.

Изучить потребности человека в белках, жирах, углеводах и витаминах. Сравнить приведенные в них данные в результатами, полученными в вашей приходно-расходной модели.

Сделать вывод о сбалансированности вашего питания.

Задание 5. Оценить правильность вашего питания. Составить сочетание продуктов, принимаемых вами за один прием, последовательность их приема в мечение суток.

Изучить таблицу 6 о совместимости продуктов и сравнивать с сочетанием продуктов в вашем рационе.

Сделать вывод о том, правильно ли питаетесь.

Контрольные вопросы.

1.Что произойдет при недостатке биогенов? Какие 2 процесса от них зависят?

2.Что может произойти при избыточном поступлении биогенов

З.Что происходит при кратковременном недостатке калорийности и при долговременном

4.Что происходит в организме при избытке калорийности пищи

5.Какими способами можно регулировать баланс калорийности?

6.Что происходит в организме при недостатке витаминов.

7.Как восполнить недостаток витаминов в организме.

Таблица 3. Затраты энергии ккал/кг/ч

Вид работы

Затраты энергии

Вид работы

Затраты энергии

Сон

0,93

Бег со скоростью 9 км/ч

9,0

Отдых лежа

1,1

12

10,6

Чтение вслух

1,5

15

16,2

Работа на пишущей машинке

2,0

Скоростной бег на 100 м

45,0

Легкие работы по дому

1,8-3,0

Ходьба на лыжах 12 км/ч

12,0

Медленная ходьба

3,2

Вольная борьба

14-16

Ходьба со скоростью 6 м/ч

4,5

Езда на велосипеде

4,0-9,0

Быстрая ходьба

10,

Езда на автомобиле

1,6

Подъем в гору со скоростью

2 км/ч

17,0

Тяжелые работы

3.8

Спокойный бег

6,0

Чрезвычайно тяжелые работы по дому

4,5

Таблица 4. Содержание витаминов в некоторых пищевых продуктах мг/100 г

Продукты

А

В1

В2

РР

С

Хлеб ржаной

0,15

0,13

0,45

Хлеб пшеничный белый

 

0,10

0,07

0,67

Крупа гречневая

 

0,51

0,24

4,3

Крупа ячневая

 

0,20

Крупа овсяная

 

0,60

0,14

1,0

 

Горох

 

0,72

0,15

2.4

4,0

Чечевица

 

0,50

0,21

1,8

3,0

Говядина

0,01

0.10

0,17

4.22

 

Баранина

 

0,17

0,15

5,8

 

Свинина

 

0,93

0,16

2,7

 

Печень говяжья

15

0.40

 

Курица

0,12

0J5

0,16

8,1

 

Судак

 

0,04

0,11

 

Сазан

 

0,02

0,14

2,8

 

Треска

 

0,08

J 0,10

1,5

 

Молоко

0,05

0,05

0,19

0,1

1,0

Масло  коровье  (сливочное и топленое)

0,6

 

 

Сыр голландский

0,21

0,10

0,51

 

Яйцо (1 шт.)

0,70

0,16

0,80

0,23

 

Картофель

Следы

0,10

0,05

0,9

10,0

Капуста квашеная с рассолом

 

20,0

Капуста квашеная, хранившаяся без рассола

 

Капуста белокочанная

Следы

0,06

0,05

0,04

30,0

Капуста цветная

0,05

0,11

0,10

0,6

70,0

Морковь

9,0

0,06

0,06

0,4

5,0

JIvk репчатый

0,03

0,03

0,04

0,2

10,0

Помидоры

2,00

0,06

0,04

0,5

40,0

Салат

0,12

0,04

0,08

0,2

7,0

Яблоки

0,1

0,04

0,03

0,2

7,0

Вишня

0,3

0,05

0,06

0,4

15,0

Виноград

 

0,06

0,04

0,2

3,0

Слива

0,1

0,06

0,04

0,5

5,0

Земляника садовая

 

0,03

0,06

0,3

60,0

Смородина черная

0,7

 

 

 

300,0

Смородина красная

 

 

 

 

30,0

Апельсин                                          

0,3

0,08

0,03

0,2

40,0

Лимон                                                 

0,4

0,04

 

0,1

40,0

Шиповник сушеный                          

До 5

 

 

 

1500,0

Дрожжи пивные сухие

 

5

4

40

 

Дрожжи пекарские прессованные

0,45

2,07

28,2

 

Дрожжи пекарские сухие

2,0

 

 

 

Таблица 5. Средняя суточная потребность в витаминах

Витамины

Кол-во, мг

Витамины

Кол-во, мг

С (аскорбиновая кислота)

50-70

Холин

500-1000

Р (рутин)

25

Инозит

500-1000

В1 (тиамин)

1.5-2,0

А

1,5-2,5

РР (никотиновая кислота)

15-25

Д

100-400 ME

В6 (пиридоксин)

2-3

Е

10-30

В12 (кобаламин)

0,002-0,005

К

0,2-3,0

Н (биотин)

0,15-0,3

-

-

                     

Таблица 6. Совместимость продуктов по Г. Шилтону и рекомендации других диетологов

продукты

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Мясо,

рыба,

птица

 

2

 

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

2

3

Зернобобовые

2

 

3

4

4

2

3

2

2

4

2

2

2

2

3

4

Масло сливочное

2

3

 

3

2

2

4

4

2

4

3

2

3

2

2

4

Сметана

2

4

 

 

2

4

4

4

3

4

2

4

 

 

2

4

Масло растительное

2

4

2

3

 

2

4

4

3

4

2

2

2

2

4

4

Сахар,

кондитерские изделия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

 

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлеб,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крупы,

2

3

4

4

4

2

 

2

2

4

2

2

3

2

 

4

картофель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрукты,

2

2

4

4

4

2

2

 

3

4

2

3

4

2

4

3

томаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сухофрукты

2

2

2

3

3

2

2

3

 

4

 

3

2

2

3

 

Овощи зел. некрахма-листые

4

4

4

4

4

4

4

4

4

 

2

4

4

4

4

4

Овощи крахмалистые

3

4

4

4

4

2

4

3

3

4

3

4

4

3

4

 

Молоко

2

2

 

2

2

2

2

2

3

2

 

2

2

2

2

 

Кисломолочные продукты

2

2

2

4

2

2

2

3

4   

4

2

4

4

2

4

4

Сыр, брынза

2

2

3

3

2

2

3

4

2

4

2

4

 

2

3

4

Яйца

2

2

2

3

2

2

2

2

2

4

2

2

2

 

2

3

Орехи

2

3

2

2

4

2

3

4

3

4

2

4

3

2

 

4

                                                   

2 - Мясо, рыба, птица, 3 – Зернобобовые, 4  -Масло сливочное, сливки, 5 – Сметана, 6 - масло растительное, 7 - Сахар, кондитерские изделия, 8 - Хлеб, крупы, картофель, 9 - Фрукты кислые, томаты, 10 - Фрукты сладкие, сухофрукты, 11 - Овощи зеленые, некрахмалистые, 12 - Овощи крахмалистые, 13 – Молоко, 14 - Кисломолочные продукты, 15 - Сыр, брынза, 16 – Яйца, 17 - Орехи

Примечание: 4- хорошая совместимость продуктов: 3 -допустимая; 2-плохая.


Ұқсас жұмыстар

Қазастан Республикасының өсімдіктері
Жарнамалық әрекеттің тиімділігін бағалау
Жарақатты санақ әдісімен талдау
Коммуникативтік дағдылар түсінігін анықтау
Анатомия пәні және зерттеу әдістері. Остеология
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Әр халықтың әдеби дәстүрі – бір кезең, бір дәуір емес, ұзақ ғасырлар тудырған, ұрпақтан ұрпаққа беріліп, үнемі өзгеріп, түлеп, байып, дамып отыратын рухани игілік
Ылғалды ауаның негізгі параметрлері
Тапсырманың берілген күні
Қаржы менеджменті» мамандығы. Диплом алдындағы практика есебі