Цели, задачи и принципы музыкального обучения и воспитания
Цель лекции: Определиться студентам в определении задач музыкального образования и воспитания.
Основные вопросы:
1. Ведущие задачи музыкального образования и воспитания.
2. Значение развития у учащихся интереса к музыке, её восприятия , формирования навыков выразительного исполнения произведений, опора на положения музыкальной эстетики, психологии, дидактики.
В современной педагогике целью общего музыкального образования принято считать становление и развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Д. Б. Кабалевский сформулировал цели музыкального образования в статье «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы», которая издается как введение в его программе для начальной школы.
Л. В. Школяр выдвигает три компонента понятия музыкальная культура: музыкальный опыт, музыкальная грамотность и музыкально-творческое развитие.
Методика – это та часть педагогики, которая трактует как: как на основе дидактических принципов, с помощью каких приемов, способов, методов наиболее целесообразно строить учебно-воспитательный процесс, как решать входящие в него общий и частные задачи. Методика освещает и частные задачи, например приемы разучивания песен.
Фактически, результат всей работы учителя-музыканта зависит от того, как он понимает сущность музыкального искусства, его специфику, содержание, его познавательные и воспитательные возможности. Учитель должен быть в курсе основных тенденций в области музыкальной эстетики, знать о разных точках зрения на музыкальное искусство как таковое.
Педагогика определяет термин воспитание как развитие духовных и физических сил детей, формирование их мировоззрения и приобретение ими знаний, умений и навыков. Воспитание ориентировано прежде всего на формирование качеств личности, ее духовного мира. И учитель музыки должен постоянно иметь в виду именно этот аспект.
Учитель хорошо должен знать особенности и возможности детей в каждом классе. Однако характеристики возрастных групп подвижны, изменчивы, поскольку изменение социальных условий накладывает на них свой отпечаток.
Цель определяет задачи, принципы, содержание, методы и формы.
Основные задачи музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация его цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.
К задачам отнесены:
· Развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого, эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;
· Знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;
· Педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;
· Развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской « деятельности;
· Воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;
· Развитие потребности общения с высокохудожественной музыкой;
· Арттерапевтическое воздействие на учащихся средствами музыки;
· Целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;
· Помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.
Э. Б. Абдуллин в 1983 году выделил в задачах три направления: формирование эмоционального, сознательного и деятельностно-практического отношения к музыке.
Методика музыкального воспитания как наука подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике, опирается на дидактические принципы:
· Воспитывающего обучения;
· Научности и доступности осваемого материала;
· Нагладности при его преподнесении;
· Прочности знаний, умений и навыков;
· Активности и самостоятельности деятельности;
· Связи с жизнью и интересами детей.
Принцип (от лат. основа, первоначало) традиционно понимается как руководящая, основополагающая, фундаментальная идея, как ведущее понятие, как система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебного процесса.
В 1957 году Локшин Д. Л. Впервые дал обоснование основным принципам обучения хоровому пению в школе: это единство эмоционального и логического, технического и художественного
В 1963 году О. А. Апраксина определила принципы специфические для музыкального образования:
· Единство художественного и технического;
· Единство эмоционального и сознательного;
· Единство развития ладового, ритмического чувства и чувства формы.
В истории музыкального обучения и воспитания выделялись и концептуальные принципы:
Б. В. Асафьев: контраст в музыке и в музыкальном воспитании; художественности; импровизации.
Д. Б. Кабалевский: связи музыки и жизни; увлеченности; изучение музыки как живого, образного искусства; сходства и различия; тематического построения; целостности урока.
Л. В. Горюнова: целостности урока; образности; интонационности.
Кадобнова И. В., Усачева Г. О. и Школяр Л. В.: доступности; обращение к народной педагогике; импровизационности; образно-игрового вхождения в музыку.
М. Х. Балтабаев: тематизма; диалектической взаимосвязи народного искусства и современной жизни.
Елеманова, Валлиулина, Саильянс, Маханова, Кульманова: тематизма; интереса; принципов музыкальной педагогики.
Музыкалық ойлаудың шығармашылық сипаты
Білім саласындағы әлемдік даму
МАТЕМАТИКАНЫ ОҚЫТУДА ҚАЗАҚ ЭТНОПЕДАГОГИКАСЫ ЭЛЕМЕНТТЕРІН ҰТЫМДЫ ПАЙДАЛАНУ (5-9 СЫНЫПТАР НЕГІЗІНДЕ)
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Оқытушылар мен студенттердің тұлғааралық қарым-қатынастарын оқыту үдерісінде қалыптастырудың педагогикалық шарттары
Терең тұлға аралық қатынастары
Мемлекет тарихы институты
«Дене тәрбиесі және спорттың ілімі мен әдістемесі» оқу кітабы
Қазақстанның туризмін дамыту туралы ұлттық бағдарлама
Орта топ балаларын музыка тыңдауға үйретудің ерекшеліктері (4-5 жас)