13. Глоссарий (список терминологии с кратким описанием)

Образование -  1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системы знаний, умений, навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУНами в связи с изменяющимися условиями жизни; 3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленных государством образовательных уровней.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов.

Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия

людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной деятельностью. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом,  включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся  в определённой системе  общественных отношений. Основным в характеристике личности является её  общественная  направленность, непосредственно связанна с мировоззрением. Потребности, мотивы и интересы обуславливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки человека.

Педагог – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области; ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Классный руководитель – лицо, в обязанности которого входит руководство ученическим коллективом, учебной и внеучебной деятельностью.

Профессиональные педагогические функции – предписанные педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Компетентность – овладение знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий.

Культуросообразность -  учёт в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, всей современной культуры и культуры страны  являющейся родиной ученика.

Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведе­ния учителя.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и мо­ральных ценностей.

Педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учи­тель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Педагогический такт - это соблюдение учите­лем чувства меры в общении с детьми в самых раз­нообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспита­тельных отношений с ними.

Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

Педагогическое мастерство - это совокупность психолого-педагогиче­ской эрудиции, профессиональных способностей и педагогической техники.

Педагогическое общение - вид духовной деятельности, кото­рая в свое содержание обязательно включает как передачу (ретран­сляцию) знаний, умений и навыков на основе творческого, про­дуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового - формирование свободной, нравственной, гуманной, творческой, адаптивной личности человека.

Профессиональная компетентность - сово­купность индивидуальных свойств личности, состо­ящих в специфической чувствительности к объек­ту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

Профессиональная культура общения учителя - социально значимый показатель (мера) его способностей, умения осуществ­лять свои взаимоотношения с другими людьми, воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стрем­лений в процессе решения поставленных педагогической деятель­ностью конкретных задач.

Профессиональная ориентация - предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Профессиональная честь в педагогике - это по­нятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Профессиональное мастерство учи­теля в педагогике понимается как «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно со­вершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навы­ков методического искусства и личных качеств учи­теля».

Профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую го­товность.

Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

Общение - процесс непосредственных взаимоотношений, об­ращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответ­ствии с социальными нормами и условиями осуществляемой дея­тельности.

Мониторинг – средство наблюдения, регистрации и отслеживания работы программы или проекта. Является во многом инструментом управления; обеспечивает сохранность текущей информации, что делает возможным проследить процесс осуществления принятого плана.

Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью.

Целеполагание – легитимизация целей, закрепление их в официальных выражениях образовательной политики государства, придание им законодательного статуса, нормативных установках.

Ценностная ориентация личности – содержание социального уровня направленности личности, взаимодействующей со значимыми для неё оценками окружающей действительности, окрашенными значимыми эмоциями.

Квалификация профессиональная – степень профессиональной подготовленности работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности.

Воспитательная работа – организация жизнедеятельности взрослых и детей, направленная на создание условий для полноценного развития личности.

Педагогический анализ - это оценочное рассмотрение сущностных элементов воспитания.


Ұқсас жұмыстар

Медициналық тақырыбында қолданатын терминдерді аудару
Негізгі дәрілік қалыптар
Когнитивті лингвистика мен қазақ тіл білімінің байланысы
Жарнаманың түрлері Жарнаманы дайындау технологиясы
Мұнай газ саласындағы терминдерді ағылшын тілінен қазақ тіліне аудару мәселелері
Лексикалық дағдыларды қалыптастыру
Терминдерді аудару барысында трансформациялардың қолданылуы (ағылшын және қазақ заң терминдері)
Терминологиялық бірліктердің лексикографиялық сипаты
ХХ ғасырдың басындағы өлкенің әлеуметтік-экономикалық жағдайы
Токсоплазмозбен ауырған мысықтарына диагностика жасау, емдеу, тиімді алдын алу