Тема 1. Педагогическое мастерство как компонент педагогической культуры, его сущность и содержание
Цель: обосновать сущность педагогического мастерства
Задачи:
1. способствовать усвоению понятия «педагогическое мастерство»;
2. определение содержания педагогического мастерства как компонента педагогической культуры.
Рассматриваемые вопросы:
1. Педагогическая культура как профессиональная подготовленность учителя в специфике педагогической деятельности.
2. Компоненты педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника.
3. Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической профессии.
Культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям.
Понятие «культура» в переводе с латинского означает «возделывание, обработка, усовершенствование почвы». В этом смысле культура - это то, что создает, формирует людей, делает их социально активными, профессионально зрелыми и целеустремленными. Культура воплощает стиль мышления и поведения человека, поскольку она охватывает все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности. Она характеризует образованность (ширину и глубину знаний), воспитанность, интеллигентность (умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать).
Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя. В качестве компонентов этой системы выделяются:
Ø гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества;
Ø профессиональные знания и культура педагогического мышления;
Ø профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;
Ø саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.
Активная педагогическая позиция, которую можно выделить пятым, самостоятельным компонентом, представляется нам как:
Ø вера в воспитание, убежденность в общественной значимости профессии;
Ø активность в защите интересов ученика и оказании ему по мощи;
Ø способность самостоятельно принимать решения в любой ситуации.
Уровень педагогической культуры характеризуется степенью сформированности ее компонентов: а) педагогических позиций; б) профессиональных знаний и педагогического мышления; в) профессиональных умений и опыта творческо-педагогической деятельности; г) саморегуляции личности и культуры профессионального поведения педагога. Различают уровни - высокий, средний, низкий.
Высокий уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, осуществляя ее на профессиональном уровне, ведет творческий поиск решения педагогических задач, имеет устойчиво проявляющуюся потребность в творческом росте, добивается высоких результатов в обучении и воспитании всех учащихся. Этот уровень может быть назван профессионально-творческим.
Средний уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность с опорой на профессиональные знания, но не ведет творческий поиск и не испытывает устойчивой потребности в творческом росте, имеет средние результаты обучения и воспитания. Этот уровень может быть назван профессионально-адаптивным.
Низкий уровень педагогической культуры характеризует учителя, который не имеет множества профессионально-личностных качеств, осуществляет педагогическую деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании.
Поскольку становление профессиональной культуры педагога - это непрерывный процесс саморазвития личности, включающий самоопределение, самовыражение, самореализацию и пр., закономерно в структуре профессиональной культуры учителя выделить творческую самореализацию личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. Проявление этого компонента педагогической культуры учителя предполагает разрешение личностно-творческого противоречия между общественной формой существующей профессионально-педагогической культуры и индивидуально-творческой формой ее присвоения.
Научная добросовестность и этика исследователя. Признавая безусловность значения для успешной исследовательской деятельности учителя интеллекта, специальных знаний, следует подчеркнуть исключительную значимость уровня развития нравственных качеств исследователя: уважения результатов исследований, полученных по проблеме другими авторами, скромности, объективности в оценке личного вклада в коллективную работу и др.
Искусство общения и культура поведения. Успех деятельности во многом зависит от стиля профессионального общения учителя, определяется коммуникативными возможностями, его творческой индивидуальностью, уровнем развития качеств личности, обеспечивающим контакт с респондентами, позволяющий получить объективные данные при исследовании субъективных явлений.
В ряду этих качеств особое место занимает общительность учителя. Для получения объективных научных данных в психолого-педагогическом исследовании сам педагог должен владеть общением как искусством. Причем это искусство самого высокого уровня - понимать людей, чувствовать их при ограниченном вербальном контакте, уметь раскрывать души и сердца участников исследования в кратчайшие сроки. При этом цель общения не должна ограничиваться только получением информации, она должна быть более фундаментальной, позволяющей оказать собеседнику необходимую нравственную, психологическую и педагогическую помощь.
Творческая педагогическая деятельность - своего рода искусство. Но давно замечено, что там, где искусству не помогает наука, там и искусства нет, а есть лишь ремесло. Учитель - ремесленник, то есть специалист, владеющий набором стандартных приемов, - не самый худший учитель, но и не самый лучший. Бесспорно, что ремесло, мастерство, владение конкретными приемами совершенно необходимо. Но они должны сочетаться с логикой и технологией педагогического творчества и лишь тогда рождается искусство.
Творчество есть неотъемлемая часть педагогического труда. «Творчество – это специфическая деятельность принципиально новая, преобразующая действительность». В обращении В. А. Сухомлинского к руководителям школ были следующие слова: «Если Вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневная проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку творчества».
Действительно, педагогическая деятельность по самой своей природе носит творческий характер. Известный советский дидакт М. А. Данилов выделил два источника педагогического творчества. Первый из них -практическая деятельность учебного воспитательного характера, её успех находится в прямой зависимости от педагогических находок, догадок, открытий. Это сфера первичных педагогических изобретений и открытий, подлинного новаторства учителей, воспитателей. Второй источник – исследования педагогического процесса, его содержания и методов. Здесь на первый план выступают теоретические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным выводам».
Непременным условиям педагогического творчества является активная восприимчивость, к рекомендациям науки и опыту новаторов. Такая восприимчивость основанная на сознании и переживании, как внутренняя потребность учителя, приводит к сформированию у него своеобразного инновационного мышления.
Анализ ряда исследований педагогов в мире объединяет стремление преодолеть рамки педагогической традиции и обратиться к образовательным инновациям как средству осмысления и освоения новых подходов в своей профессиональной деятельности. В этом случае необходимо обратиться к основной характеристике профессиональной культуры учителя - педагогическому творчеству.
Педагогический словарь определяет творчество как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью. Иными словами, педагогическое творчество понимается как выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Педагогическое творчество является показателем глубоких и всесторонних знаний педагога и их осмысления; умения перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; способности к самосовершенствованию и самообразованию к разработке новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания; диалектичности, вариативности, изменчивости деятельности педагога; эффективности применения имеющегося опыта в новых условиях; способности к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, к формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способности к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов».
Анализируя многообразные определения понятия «творчество», можно отметить, что его отличительными чертами являются новизна продукта (материального или духовного), значимость этого продукта для общества и субъекта творчества, неповторимость в своем пути движения к результату творчества. Процесс и результат творчества осуществляется под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Как отмечает В.А. Сластенин, понятие «творчество» раскрывается исследователями:
Ø как создание новых оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость (С. Л. Рубинштейн);
Ø как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта (Л. С. Выготский);
Ø как источник и механизм движения, атрибута материи (Я. А. Пономарев) и т. д.
До настоящего времени в теории множество мнений по определению сущности педагогического творчества. Актуальным для рассматриваемого феномена творчества учителя начальной школы с позиции принципа непрерывности образования является обращение к определению «педагогическое творчество» как диалога между участниками педагогического процесса, что определяет его специфику как процесса, с одной стороны, константного, определенного, в какой-то степени завершенного, так как он обязательно должен привести к определенным результатам, а с другой стороны - многозначного, поскольку творчество есть «бесконечное задание всей жизни человека», а творческая работа не знает пределов достижения, и «всякое достижение в творчестве есть только этап для новых достижений». Эта бесконечность в достижении и выдвижении новых целей является основой для саморазвития, самопознания, самосовершенствования, «самотворения» участников диалога.
Одним из необходимых условий профессионального творчества будет являться неудовлетворенность, некоторое рассогласование между самооценкой и идеальным представлением об учителе, готовность учителя к совершенствованию деятельности, стремлению что-то в ней изменить, добиться положительных результатов в работе. По мнению Л. С. Выгодского, творчеству нельзя научить, но можно создать условия для развития творческих способностей человека. Для осуществления творческой деятельности «нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самой личностью».
Учитывая то, что черты творческой личности следуют из природы творчества, особенностей творческой деятельности учителя, его социальной позиции, необходимо рассмотреть показатели готовности учителя к творческой деятельности, выделив уровни готовности:
- Базовый уровень. Педагог обладает такими качествами, как наблюдательность, восприимчивость, организованность, самокритичность, самоуправляемость, требовательность и находчивость, ответственность за свое дело. Если эти качеств сформированы, то это позволяет свободно владеть педагогическими технологиями такого типа, как диагностика, целеполагание, прогнозирование, сочетание методов и средств педагогического воздействия, организация различных видов деятельности учащихся, умение связывать личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в профессиональном обучении и т. д. Если педагог достиг базового уровня профессиональной компетентности, он в состоянии заниматься репродуктивным педагогическим творчеством, т. е. рационально и эффективно использовать передовой педагогический опыт и рекомендации ученых.
- Оптимальный уровень преподавателя характеризуют такие черты личности, как профессиональная направленность, пытливость, психологическая зоркость, нестандартность мышления, объективность самооценки, эмоционально-волевая устойчивость, принципиальность, справедливость, чувство нового. Педагогические технологии, которыми необходимо владеть учителю, достигшему оптимального уровня готовности к педагогическому творчеству, - диагностическая культура, культура педагогического анализа собственной деятельности, культура самосовершенствования, организация самовоспитания учащихся, формирование ученического коллектива и проведение всех видов учебных занятий на высоком научном и технологическом уровне.
- Творческий уровень. Для преподавателя характерны такие качества личности, как осознание себя как творческого работника, креативность мышления, нетерпимость к консерватизму, вера в свои силы, оптимистичность, рациональность мышления, высокая культура общения. Для творческого учителя характерны свободное владение многими педагогическими технологиями, способность сочетать научный поиск и практику, исследовательский подход к процессу профессиональной подготовки. На творческом уровне учитель в состоянии разработать авторскую методику обучения (или воспитания), иметь свою педагогическую мастерскую, вести авторские курсы.
- Исследовательский уровень. Учителя владеет основами научно-исследовательской деятельности, в состоянии самостоятельно вести научное исследование и руководить творческим поиском своих коллег. На этом уровне творчества учитель имеет возможность открыть новые закономерности, сформулировать новые научные идеи, создать научную концепцию.
Таким образом, уровень педагогического мастерства учителя определяет характер педагогического творчества. Следовательно, диагностика готовности учителя к творческой деятельности основывается на диагностике и самодиагностике его педагогического мастерства.
Артистизм в структуре личности педагога. Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога профессиональных качеств, споры о том, должен или нет учитель обладать артистизмом, является ли это показателем его профессионализма и вообще, в чем сущность этого феномена, заставляют рассмотреть этот вопрос подробнее.
Ш. А. Амонашвили пишет о том, что детям надо давать возможность, общаясь с учителем, чувствовать себя его равноправными соратниками, чувствовать, что они нужны педагогу, что без них педагогу трудно. Поэтому задача педагога - поверить самому и «заставить» детей поверить в то, что все происходящее на уроке - правда.
Отрицание важности артистизма педагога - это результат того, что долгое время в изучении и описании опыта учителей артистизм не улавливался, находился без внимания исследователей, в лучшем случае, интерпретировался как феномен, присущий конкретному педагогическому дарованию, серьезных попыток определения его сути не было.
Важно разграничить понятия артистизма и актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники, здесь необходима терминологическая точность. Если речь идет об истинном артистизме, то в игре есть элемент мастерства, педагогической устремленности и психологической гибкости воспитателя. Актерствование - это, скорее, лжеартистизм. Это манерность, с которой учитель «изображает» учителя на уроке, играя доброго и щедрого «повелителя», разговаривает покровительственным тоном, любуется своей властью над учениками, играет непогрешимость своего Я. Такой «артистизм» действительно трудно назвать в числе необходимых педагогу качеств. Он способен сначала «подкупить» ученика, но потом может и испугать своими проявлениями и надолго отвернуть его и от учителя, и от школы.
Что же касается толкования артистизма, то дать ему однозначное определение, действительно, очень сложно. Словарь современного русского литературного языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой - как результат труда: «1. Выдающиеся способности, художественная одаренность, свобода перевоплощений, с помощью которой человек легко, непринужденно "входит в образ". Особое умение держать себя, изящество манер, грациозность движений и т. п., обычно свойственные артистам. 2. Высокое мастерство, достигнутое кем-либо в области искусства. Высокое мастерство в каком-либо деле, в выполнении чего-либо».
Применительно к педагогике артистизм - это:
1. Черта личности учителя, некое ее своеобразие: способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость, острота, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться; одухотворенность, ощущение внутренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации; особенности психики, тип нервной системы, акцентуация личности (К. Леонгард выделяет 3 стимулирующих момента для артистической натуры: 1) эмоциональную возбудимость, 2) демонстративные черты характера, 3) интровертированность); способность к импровизационному и органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.
2. Совокупность учебных приемов, «техник», заключающихся в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным наукой до конца. Искусство отбора наиболее эстетически яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться. Использование приемов искусства, в частности - отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского поведения (если это необходимо) в соответствии с определенными педагогическими задачами.
3. Концепция педагогического творчества, по которой педагогическая деятельность рассматривается «незашоренным» взглядом, вся окружающая действительность работает на нее, а содержание урока не сводится до какого-то узкого аспекта - «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой нет чего-то не главного. И тогда не тема проходится, а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобытную картину жизни. Внешние движения в творческой манере педагога-артиста сопрягаются с глубинным оттенком мысли, переживаний, со всей структурой деятельности. Гармоничные отношения между педагогом и учеником достигаются естественностью обеих сторон, а естественность создается отсутствием строгой и сжатой внешней запрограммированности общения, жесткой схемы, которые нередко мешают ученику и учителю импровизировать, строить догадки и неординарно мыслить, хотя внутри всего процесса общения проходит стержень, вокруг которого идет разговор. В импровизации, которая рождена не стихийностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, является основой артистизма.
Педагогический артистизм - это феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадиях процесса педагогического творчества. Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.
Задача артистичного педагога - оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра - всегда свободный выбор.
При этом основная цель педагога - способствовать формированию у ученика личностной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом - положительного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником собственных средств для самореализации.
Основной жанр уроков артистичных педагогов - соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», а создается его партитура - каждый раз заново. Отсюда - импровизация. А так как в ней участвуют все, то она становится соимпровизацией.
Главным результатом труда артистичных педагогов является то, что постоянное нахождение в «лаборатории», где протекает процесс творчества, и активное участие в нем оказывают непосредственное влияние на творческое становление учеников, на их охотное желание раскрыться, поделиться тем, что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.
«Артист» в широком смысле слова - это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту.
В структуре педагогического артистизма выделяются две стороны:
1. Внутренний артистизм - культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в «сценарии» урока (особенно его первых минутах), внутренняя «настройка» на творчество, самообладание в условиях публичности и др.
2. Внешний, разомкнутый на класс артистизм - игровая подача, так сказать, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура урока.
Артистизм предполагает наличие у учителя так называемой «визуальности», внешней привлекательности. И дело тут не столько в правильности и красивости черт лица, в безупречной фигуре. Природные данные учителя могут быть обычными, внешне «неброскими». Гораздо большую роль играют умение учителя следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. Установление коммуникационных связей упрощается, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны.
Творческая деятельность учителя характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.
Қазақ халқының дәстүрлі педагогикалық мәдениеті (Тарих. Теория. Практика)
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Жалпы орта мектептерде оқушылардың дене мәдениетін қалыптастыру
Қазақ мемлекеттік қыздар педагогика институттының Хабаршасына жарияланған мақалалар
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
Кіші жас оқушыларының креативтігін дамытудағы педагогикалық қолдау
Қазақ халқы ұлттық дене шынықтыруының педагогикалық мәні
Қиын баланың дүниетаным ерекшелігі
Болашақ педагог - психологтардың педагогикалық мәдениетінің даму деңгейін анықтау
Терең тұлға аралық қатынастары