Тема 1. Педагогическое мастерство как компонент педагогической культуры, его сущность и содержание

Цель: обосновать сущность педагогического мастерства

         Задачи:

1. способствовать усвоению понятия «педагогическое мастерство»;

2. определение    содержания педагогического мастерства как компонента педагогической культуры.

         Рассматриваемые вопросы:

1. Педагогическая культура как профессиональная подготовленность учителя в специфике педагогической деятельности.

2. Компоненты педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника.

3. Элементы актерского и режиссерского мастерства в педагогической профессии.

        

         Культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жиз­недеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям.

         Понятие «культура» в переводе с латинского означает «возде­лывание, обработка, усовершенствование почвы». В этом смысле культура - это то, что создает, формирует людей, делает их соци­ально активными, профессионально зрелыми и целеустремленны­ми. Культура воплощает стиль мышления и поведения человека, поскольку она охватывает все стороны общественной жизни, лю­бой вид человеческой деятельности. Она характеризует образован­ность (ширину и глубину знаний), воспитанность, интеллигент­ность (умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соот­ветствии с обстановкой себя держать).

         Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведе­ния учителя. В качестве компонентов этой системы выделяются:

Ø  гуманистическая педагогическая позиция и личностные ка­чества;

Ø  профессиональные знания и культура педагогического мышления;

Ø  профессиональные умения и творческий характер педаго­гической деятельности;

Ø  саморегуляция личности и культура профессионального по­ведения педагога.

    Активная педагогическая позиция, которую можно выделить пятым, самостоятельным компонентом, представляется нам как:

Ø    вера в воспитание, убежденность в общественной значи­мости профессии;

Ø  активность в защите интересов ученика и оказании ему по мощи;

Ø  способность самостоятельно принимать решения в любой ситуации.

         Уровень педагогической культуры характеризуется степенью сформированности ее компонентов: а) педагогических позиций; б) профессиональных знаний и педагогического мышления; в) про­фессиональных умений и опыта творческо-педагогической деятель­ности; г) саморегуляции личности и культуры профессионального поведения педагога. Различают уровни - высокий, средний, низ­кий.

         Высокий уровень педагогической культуры характеризует учи­теля, который обладает необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, осуществляя ее на профес­сиональном уровне, ведет творческий поиск решения педагогичес­ких задач, имеет устойчиво проявляющуюся потребность в твор­ческом росте, добивается высоких результатов в обучении и воспитании всех учащихся. Этот уровень может быть назван про­фессионально-творческим.

         Средний уровень педагогической культуры характеризует учи­теля, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность с опорой на профессиональные зна­ния, но не ведет творческий поиск и не испытывает устойчивой потребности в творческом росте, имеет средние результаты обуче­ния и воспитания. Этот уровень может быть назван профессиональ­но-адаптивным.

         Низкий уровень педагогической культуры характеризует учите­ля, который не имеет множества профессионально-личностных ка­честв, осуществляет педагогическую деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании.

         Поскольку становление профессиональной куль­туры педагога - это непрерывный процесс само­развития личности, включающий самоопределение, самовыражение, самореализацию и пр., закономерно в структуре профессиональной культуры учителя выделить творческую саморе­ализацию личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. Про­явление этого компонента педагогической культу­ры учителя предполагает разрешение личностно-творческого противоречия между обществен­ной формой существующей профессионально-педа­гогической культуры и индивидуально-творческой формой ее присвоения.

         Научная добросовестность и этика исследо­вателя. Признавая безусловность значения для ус­пешной исследовательской деятельности учителя интеллекта, специальных зна­ний, следует подчеркнуть исключительную значимость уровня развития нравственных качеств ис­следователя: уважения результатов исследований, полученных по проблеме другими авторами, скромности, объективности в оценке личного вклада в коллективную работу и др.

         Искусство общения и культура поведения. Успех деятельно­сти во многом зависит от стиля профессионального общения учителя, определяется коммуникативны­ми возможностями, его творческой индивидуаль­ностью, уровнем развития качеств личности, обес­печивающим контакт с респондентами, позволяю­щий получить объективные данные при исследова­нии субъективных явлений.

         В ряду этих качеств особое место занимает об­щительность учителя. Для получения объек­тивных научных данных в психолого-педагогичес­ком исследовании сам педагог дол­жен владеть общением как искусством. Причем это искусство самого высокого уровня - понимать лю­дей, чувствовать их при ограниченном вербальном контакте, уметь раскрывать души и сердца участ­ников исследования в кратчайшие сроки. При этом цель общения не должна ограничиваться только по­лучением информации, она должна быть более фундаментальной, позволяющей оказать собеседнику не­обходимую нравственную, психологическую и пе­дагогическую помощь.

         Творческая педагогическая деятельность  - своего рода искусство. Но давно замечено, что там, где искусству не помогает наука, там  и искусства нет, а есть лишь ремесло. Учитель - ремесленник, то есть специалист, владеющий набором стандартных приемов, - не самый худший учитель, но и не самый лучший. Бесспорно, что ремесло, мастерство, владение конкретными приемами совершенно необходимо. Но они должны сочетаться с  логикой и технологией педагогического творчества и лишь тогда рождается искусство.

         Творчество есть неотъемлемая часть педагогического труда. «Творчество – это специфическая деятельность принципиально новая, преобразующая действительность». В обращении В. А. Сухомлинского к руководителям школ были следующие слова: «Если Вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневная проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку творчества».

         Действительно, педагогическая деятельность  по самой своей природе носит творческий характер. Известный советский дидакт М. А. Данилов выделил два источника педагогического творчества. Первый из них -практическая деятельность учебного воспитательного характера, её успех находится в прямой зависимости от педагогических находок, догадок, открытий. Это сфера первичных педагогических изобретений и открытий, подлинного новаторства учителей, воспитателей. Второй источник – исследования педагогического процесса, его содержания и методов. Здесь на первый план выступают теоретические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным выводам».

         Непременным условиям педагогического творчества является активная восприимчивость, к рекомендациям науки и опыту новаторов. Такая восприимчивость основанная на сознании и переживании, как внутренняя потребность учителя, приводит к сформированию у него своеобразного инновационного мышления.

         Анализ ряда исследований педагогов в мире объе­диняет стремление преодолеть рамки педагогической традиции и обратиться к образовательным иннова­циям как средству осмысления и освоения новых подходов в своей профессиональной деятельности. В этом случае необходимо обратиться к основной ха­рактеристике профессиональной культуры учителя - педагогическому творчеству.

         Педагогический словарь определяет творчество как деятельность, результатом которой является со­здание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью. Иными словами, педагогическое творчество пони­мается как выработка и воплощение учителем в по­стоянно меняющихся условиях учебно-воспитатель­ного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Педагоги­ческое творчество является показателем глубоких и всесторонних знаний педагога и их осмысления; умения перевести теоретические и методические по­ложения в педагогические действия; способности к самосовершенствованию и самообразованию к раз­работке новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания; диалектичности, ва­риативности, изменчивости деятельности педагога; эффективности применения имеющегося опыта в новых условиях; способности к рефлексивной оцен­ке собственной деятельности и ее результатов, к фор­мированию индивидуального стиля профессиональ­ной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога; способности к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть «веер вариантов».

         Анализируя многообразные определения поня­тия «творчество», можно отметить, что его отли­чительными чертами являются новизна продукта (материального или духовного), значимость этого продукта для общества и субъекта творчества, не­повторимость в своем пути движения к результату творчества. Процесс и результат творчества осу­ществляется под влиянием доминирующих потреб­ностей, смыслов и ценностей субъекта. Как отме­чает В.А. Сластенин, понятие «творчество» рас­крывается исследователями:

Ø  как создание новых оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость (С. Л. Рубин­штейн);

Ø  как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта (Л. С. Выгот­ский);

Ø  как источник и механизм движения, атрибу­та материи (Я. А. Пономарев) и т. д.

         До настоящего времени в теории множество мнений по определению сущности педагогического твор­чества. Актуальным для рассматриваемого феномена творчества учителя начальной школы с позиции принципа непрерывности образования является обращение к определению «педагогическое творчество» как диа­лога между участниками педагогического процес­са, что определяет его специфику как процесса, с одной стороны, константного, определенного, в ка­кой-то степени завершенного, так как он обязательно должен привести к определенным результатам, а с другой стороны - многозначного, поскольку твор­чество есть «бесконечное задание всей жизни чело­века», а творческая работа не знает пределов дос­тижения, и «всякое достижение в творчестве есть только этап для новых достижений». Эта бесконечность в достижении и выдвижении новых целей является основой для саморазвития, самопознания, самосовершенствования, «самотворения» участни­ков диалога.

         Одним из необходимых условий профессиональ­ного творчества будет являться неудовлетворен­ность, некоторое рассогласование между самооцен­кой и идеальным представлением об учителе, го­товность учителя к совершенствованию деятель­ности, стремлению что-то в ней изменить, добить­ся положительных результатов в работе. По мне­нию Л. С. Выгодского, творчеству нельзя научить, но можно создать условия для развития творчес­ких способностей человека. Для осуществления творческой деятельности «нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самой лично­стью».

         Учитывая то, что черты творческой личности сле­дуют из природы творчества, особенностей творчес­кой деятельности учителя, его социальной позиции, необходимо рассмотреть показатели готовности учителя к творческой деятельности, выделив уровни готовности:

         - Базовый уровень. Педагог обладает такими ка­чествами, как наблюдательность, восприимчивость, организованность, самокритичность, самоуправля­емость, требовательность и находчивость, ответ­ственность за свое дело. Если эти качеств сформи­рованы, то это позволяет свободно владеть педагогическими технологиями такого типа, как диагно­стика, целеполагание, прогнозирование, сочетание методов и средств педагогического воздействия, организация различных видов деятельности уча­щихся, умение связывать личностный, дифференцированный и индивидуальный подходы в профессиональном обучении и т. д. Если педагог достиг базового уровня профессиональной компетен­тности, он в состоянии заниматься репродуктивным педагогическим творчеством, т. е. рационально и эффективно использовать передовой педагогический опыт и рекомендации ученых.

         - Оптимальный уровень преподавателя харак­теризуют такие черты личности, как профессиональ­ная направленность, пытливость, психологическая зоркость, нестандартность мышления, объектив­ность самооценки, эмоционально-волевая устойчи­вость, принципиальность, справедливость, чувство нового. Педагогические технологии, которыми не­обходимо владеть учителю, достигшему оптималь­ного уровня готовности к педагогическому творче­ству, - диагностическая культура, культура педа­гогического анализа собственной деятельности, культура самосовершенствования, организация самовоспитания учащихся, формирование ученического коллектива и проведение всех видов учебных занятий на высоком научном и технологи­ческом уровне.

         - Творческий уровень. Для преподавателя ха­рактерны такие качества личности, как осознание себя как творческого работника, креативность мыш­ления, нетерпимость к консерватизму, вера в свои силы, оптимистичность, рациональность мышления, высокая культура общения. Для творческого учителя характерны свободное владение многими педа­гогическими технологиями, способность сочетать научный поиск и практику, исследовательский под­ход к процессу профессиональной подготовки. На творческом уровне учитель в состоянии раз­работать авторскую методику обучения (или воспи­тания), иметь свою педагогическую мастерскую, вести авторские курсы.

         - Исследовательский уровень. Учителя владеет основами научно-исследовательской дея­тельности, в состоянии самостоятельно вести науч­ное исследование и руководить творческим поис­ком своих коллег. На этом уровне творчества учитель имеет возможность открыть новые за­кономерности, сформулировать новые научные идеи, создать научную концепцию.

         Таким образом, уровень педагогического мастер­ства учителя определяет характер педагоги­ческого творчества. Следовательно, диагностика готовности учителя к творческой деятельности основывается на диагностике и самодиагностике его педагогического мастерства.

         Артистизм в структуре личности педагога. Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога профессиональных качеств, споры о том, должен или нет учитель обладать артистизмом, является ли это показателем его профес­сионализма и вообще, в чем сущность этого феномена, заставля­ют рассмотреть этот вопрос подробнее.

         Ш. А. Амонашвили пишет о том, что детям надо давать воз­можность, общаясь с учителем, чувствовать себя его равноправ­ными соратниками, чувствовать, что они нужны педагогу, что без них педагогу трудно. Поэтому задача педагога - поверить са­мому и «заставить» детей поверить в то, что все происходящее на уроке - правда.

         Отрицание важности артистизма педаго­га - это результат того, что долгое время в изучении и описании опыта учителей артистизм не улавливался, находился без вни­мания исследователей, в лучшем случае, интерпретировался как феномен, присущий конкретному педагогическому дарованию, серьезных попыток определения его сути не было.

         Важно разграничить понятия артистизма и актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники, здесь необ­ходима терминологическая точность. Если речь идет об истинном артистизме, то в игре есть элемент мастерства, педагогической устремленности и психологической гибкости воспитателя. Актерствование - это, скорее, лжеартистизм. Это манерность, с которой учитель «изображает» учителя на уроке, играя доброго и щедрого «повелителя», разговаривает покровительственным то­ном, любуется своей властью над учениками, играет непогреши­мость своего Я. Такой «артистизм» действительно трудно назвать в числе необходимых педагогу качеств. Он способен сначала «под­купить» ученика, но потом может и испугать своими проявлени­ями и надолго отвернуть его и от учителя, и от школы.

         Что же касается толкования артистизма, то дать ему однознач­ное определение, действительно, очень сложно. Словарь современного русского литературного языка опреде­ляет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой - как результат труда: «1. Выдающиеся способности, художественная одаренность, свобода перевоплощений, с помощью которой че­ловек легко, непринужденно "входит в образ". Особое умение дер­жать себя, изящество манер, грациозность движений и т. п., обычно свойственные артистам. 2. Высокое мастерство, достигнутое кем-либо в области искусства. Высокое мастерство в каком-либо деле, в выполнении чего-либо».

         Применительно к педагогике артистизм - это:

1.  Черта личности учителя, некое ее своеобразие: способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость, острота, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказ­чика, способность нравиться; одухотворенность, ощущение внут­ренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциа­ции; особенности психики, тип нервной системы, акцентуация личности (К. Леонгард выделяет 3 стимулирующих момента для артистической натуры: 1) эмоциональную возбудимость, 2) де­монстративные черты характера, 3) интровертированность); спо­собность к импровизационному и органичному, естественному су­ществованию в условиях педагогического процесса.

2.  Совокупность учебных приемов, «техник», заключающихся в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изу­ченным наукой до конца. Искусство отбора наиболее эстетически яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяю­щих уроку запомниться. Использование приемов искусства, в ча­стности - отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского пове­дения (если это необходимо) в соответствии с определенными педагогическими задачами.

3.  Концепция педагогического творчества, по которой педагоги­ческая деятельность рассматривается «незашоренным» взглядом, вся окружающая действительность работает на нее, а содержание уро­ка не сводится до какого-то узкого аспекта - «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по за­конам жизни, в которой нет чего-то не главного. И тогда не тема проходится, а жизненные явления подводятся под какие-то закономерности, действительность переплавляется в яркую, самобыт­ную картину жизни. Внешние движения в творческой манере педа­гога-артиста сопрягаются с глубинным оттенком мысли, пережи­ваний, со всей структурой деятельности. Гармоничные отношения между педагогом и учеником достигаются естественностью обеих сторон, а естественность создается отсутствием строгой и сжатой внешней запрограммированности общения, жесткой схемы, кото­рые нередко мешают ученику и учителю импровизировать, строить догадки и неординарно мыслить, хотя внутри всего процесса об­щения проходит стержень, вокруг которого идет разговор. В импро­визации, которая рождена не стихийностью, а продуманностью первого шага, раскрывается внутреннее настроение учителя, что, по существу, является основой артистизма.

         Педагогический артистизм - это феномен, функционирую­щий с той или иной степенью активности на всех стадиях процес­са педагогического творчества. Роль и место артистизма в препо­давании могут меняться при совершенствовании профессиональ­ной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта ин­тегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.

         Задача артистичного педагога - оказать на уче­ников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, оп­ределенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в созна­нии и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра - всегда свобод­ный выбор.

         При этом основная цель педагога - способствовать формиро­ванию у ученика личностной позиции на основе системы убежде­ний, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отно­шения к объектам окружающего мира, а в целом - положитель­ного отношения детей к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым школой; выбора учеником соб­ственных средств для самореализации.

         Основной жанр уроков артистичных педагогов - соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», а создается его партитура - каждый раз заново. От­сюда - импровизация. А так как в ней участвуют все, то она ста­новится соимпровизацией.

         Главным результатом труда артистичных педагогов является то, что постоянное нахождение в «лаборатории», где протекает процесс творчества, и активное участие в нем оказывают непосред­ственное влияние на творческое становление учеников, на их охот­ное желание раскрыться, поделиться тем, что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, пе­реводить знания в личностный план, видеть их смысл.

         «Артист» в широком смысле слова - это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе пе­дагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту.

         В структуре педагогического артистизма выделяются две сто­роны:

1. Внутренний артистизм - культура педагога, непосредствен­ность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассо­циативное видение, неожиданные яркие ходы в «сценарии» уро­ка (особенно его первых минутах), внутренняя «настройка» на творчество, самообладание в условиях публичности и др.

2. Внешний, разомкнутый на класс артистизм - игровая подача, так сказать, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отно­шения к деятельности, владение умением самопрезентации, вы­ведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура урока.

         Артистизм предполагает наличие у учителя так называемой «визуальности», внешней привлекательности. И дело тут не столько в правильности и красивости черт лица, в безупречной фигуре. При­родные данные учителя могут быть обычными, внешне «неброс­кими». Гораздо большую роль играют умение учителя следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. Установление коммуникационных связей упроща­ется, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны.

         Творческая деятельность учителя характеризуется необходимо­стью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, не­прерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизиро­вать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих пе­дагогических задач и своего творческого самочувствия.


Ұқсас жұмыстар

Қазақ халқының дәстүрлі педагогикалық мәдениеті (Тарих. Теория. Практика)
ҮЙДЕ ОҚЫТЫЛАТЫН БАЛАЛАРДЫ ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІНІҢ ОҚУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫМЕН ОҚЫТУ
Жалпы орта мектептерде оқушылардың дене мәдениетін қалыптастыру
Қазақ мемлекеттік қыздар педагогика институттының Хабаршасына жарияланған мақалалар
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
Кіші жас оқушыларының креативтігін дамытудағы педагогикалық қолдау
Қазақ халқы ұлттық дене шынықтыруының педагогикалық мәні
Қиын баланың дүниетаным ерекшелігі
Болашақ педагог - психологтардың педагогикалық мәдениетінің даму деңгейін анықтау
Терең тұлға аралық қатынастары