Тема 2. Профессионально-педагогическая деятельность – основа становления педагогического мастерства.

Цель: раскрыть сущность профессионально-педагогической деятельности.

         Задачи:

1. рассмотреть основные функции учителя;

2. определение    содержания профессионально-педагогической деятельности;

3. обоснование значения личности педагога в педагогической деятельности.

         Рассматриваемые вопросы:

1. Профессионально-педагогическая деятельность как общественное явление.

2. Педагог как субъект педагогической деятельности.

3. Личность педагога и его становление в профессиональной деятельности.

        

         Из более тридцати тысяч профессий, существующих на Зем­ле, педагогика относится к числу наиболее древних. Педагог оправ­дывает социальные ожидания только тогда, когда его личность, об­щая и профессиональная культура являются опережающими по сравнению с другими членами общества. Вот почему в Древнем Ва­вилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древ­ней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граж­дане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чи­новники. Они должны были хорошо знать науки, но главное - много путешествовать, много видеть, изучать языки, культуру и обычаи разных народов. В древнекитайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX веке до н. э. в стране существовало министерство, ведающее делами просвещения народа и назначав­шее на должность учителей мудрейших представителей общества.

         В средние века педагогами обычно были священники, мона­хи, хоти и городских школах и университетах ими все чаще стано­вились люди, получившие специальное образование.

         Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно про­исходит от корня «питать», «питатель». Слова «воспитывать» и «вскармливать» и сейчас можно рассматривать как синонимы. В современных словарях «воспитатель» определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда чело­вечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направлен­ная на приобретение знаний и умений.

         Анализируя деятельность педагога в современных социальных условиях, можно выделить ее позитивы. Позитивные стороны: возможность профессионального роста; богатство социальных связей - с коллегами, учениками, родителями; разнообразие форм труда; возможность удовлетворить высшие человеческие по­требности - творческие; творческая самостоятельность; гуманистический («человекообразующий») характер про­фессии; летний срок отпуска; длительный отпуск (48 рабочих дней).

         В любом обществе учитель выполняет две функции:

Ø     удовлетворяет образовательные потребности его членов;

Ø     выполняет культурно-просветительские функции.

         Таким образом, учитель должен иметь двойную подготовку: человековедческую и специальную. С. Г. Вершловский считает, что за педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция свя­зана с приспособлением ученика, воспитанника к конкретным тре­бованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистичес­кая - с развитием его личности и творческой индивидуальности.

         С одной стороны, педагог готовит своих воспитанников к нуж­дам адаптации в определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. С другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

         По мнению И. Б. Котовой и Е. Н. Шиянова, реализация таких сложных функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

Ø     потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и широкой социально-культурной де­ятельности;

Ø     чувства эмпатии (сопереживания), такта, терпеливости и тер­пимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

Ø     понимания своеобразия и относительной автономности са­моразвития личности;

Ø     умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое об­щение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

Ø     знания особенностей психологии развития, особенно де­тей с проблемами, и стремления вместе с ними целенап­равленно создавать новые условия их саморазвития;

Ø     способности к непрерывному собственному саморазвитию и самовоспитанию.

         В наши дни общество как никогда нуждается в педагогах-гума­нистах, которых отличает направленность не на учебные предме­ты, а на личность воспитанника. Гуманистическая педагогика рас­сматривает знания как средство и условие осознания человеком своего места в мире, его возвышения, воспитания в нем чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

          Педагогическая деятельность занимает особое положение в классификации видов деятельности человека. В советское время она рассматривалась однобоко, с позиции субъект-объектных от­ношений в школе: учитель - субъект педагогической деятельнос­ти, ее организатор и инициатор, ученик - пассивный объект педа­гогических воздействий. Целью школы было воспитание борцов за светлое будущее и привитие им определенных знаний, умений и навыков. Никакого творчества, никакого сотрудничества учителя и ребенка в реальной школе не было.

         В условиях обновляющейся системы образования приоритетным стало воспитание свободной, нравственной, духов­ной, гуманной, адаптивной, творческой личности. Это возможно лишь при сотрудничестве педагогов и учащихся, их сотворчестве, взаимовлиянии и взаиморазвитии. Личность ребенка, ее значи­мость в жизни школы в наши дни уравнивается с личностью педа­гога. Ребенок - высшая ценность педагогической культуры, уни­кальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно инте­ресно. Вся деятельность педагога в школе должна исходить их этих постулатов.

         Основными характеристиками педагогической деятельности являются субъектность и предметность.

         Субъектность находит отражение в активности, обусловленно­сти образа педагога, в потребностях, в установках, эмоциях, целях, направленности, избирательной деятельности, в личном смысле, т. е. интересе.

         Предметность характеризуется социальной обусловленностью человека, ее связью с сознанием, фиксированным и закрепленным в схемах, понятиях, социальных ролях, ценностях и социальных нормах.

         В современной научной и методической литера­туре по проблемам теории и методики профессио­нального образования и в практике профессиональ­ной подготовки используется множество терминов, описывающих сущность профессионализма: про­фессиональная компетентность, профессиональное мастерство, квалификация, профессионализация, профессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессиональная готовность, профессиональная направленность, профессиональ­ная подготовка, профессиональное самосовершен­ствование, профессиональная адаптация, профес­сиональная пригодность, профессиональная иден­тификация и т. д.

         Одним из важнейших факторов успешности педагоги­ческой деятельности является личность самого педагога.

         Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и - в случае осуществле­ния педагогической деятельности как профессиональной - в заинтересованности в самой педагогической профессии, склон­ности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания вклю­чает осознание норм, правил, моделей педагогического по­ведения, формирование педагогической позиции, осозна­ние и принятие неких профессиональных эталонов и соот­несение себя с ними на основе самооценки и оценки дру­гими участниками педагогического процесса своих пе­дагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагоги­ческой деятельности, профессионально значимых качеств личности.

         Н.В.Кузьмина выделяет три основных типа направленно­сти, определяющих характер педагогической деятельности учи­теля: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую. Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами препода­ваемого предмета. Основным мотивом истинно педагоги­ческой направленности является интерес к содержанию пе­дагогической деятельности.

         Высшим уровнем педагогической направленности лич­ности является призвание, когда одним из важнейших жиз­ненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность.

         Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции.

         В позиции педагога проявляются его личность, харак­тер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных Частей социальную и профессиональную позиции. Социальная позиция педагога вырастает из той системы «взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе фор­мируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее по­нимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.

         Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако иногда педагог, четко осо­знавая, что он делает, не может объяснить, почему он посту­пает именно так, а не иначе. Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе, педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.

         На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, од­нако решающими среди них являются его профессиональ­ные установки, индивидуально-типологические особенно­сти личности, темперамент и характер.

         Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве:

Ø          информатора, если он ограничивается сообщением тре­бований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);

Ø          друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;

Ø          диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

Ø          советчика, если использует осторожное уговаривание;

Ø          просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;

Ø          вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) инте­ресными целями, перспективами.

         Гуманистическая направленность лич­ности педагога является ведущим типом направленности, ко­торая предопределяет специфический характер профессио­нальной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи вос­питанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей - спе­цифических социальных определений объектов окружаю­щего мира, выявляющих их положительное или отрица­тельное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

         В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие уважительное от­ношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демокра­тические принципы его воспитания и образования. Буду­щему учителю необходимо с самых первых шагов в овла­дении профессией активно включаться в процесс форми­рования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.

         Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики. Высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования. Это очень хорошо понима­ли выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.

         Так, в XIX в. К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чув­ствует себя живым, деятельным членом организма, бо­рющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высоко-то в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...»

         В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном пред­назначении учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

         Л.Н. Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образова­ния. Опыт его педагогической работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Гово­ря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если  учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учи­тель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он - со­вершенный учитель».

    К примеру ряд заповедей педагога советского периода         И.Е. Синицы, с которыми он обратился к учителям со страниц своей книги «О такте и мастерстве».

Ø     Берегите высокое, благородное звание учителя. Помни­те, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отно­шение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведе­ние среди людей будут достойны подражания!

Ø     Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и разви­вайте их человеческое достоинство. С развитием чело­веческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережет собствен­ного достоинства, не сумеет воспитать его у учеников.

Ø     Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши дру­зья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имее­те больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права.

Ø     Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учени­ками в зависимости от их возраста и духовного разви­тия. Пусть она будет все более гибкой, динамичной и все менее демонстративной. Будьте такими же изобре­тательными и требовательными в выборе методов вос­питания, как и в методах обучения. Избегайте излиш­ней прямолинейности, штампованных нотаций и по­учений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действен­но то убеждение, которое было воспринято как свое собственное.

Ø     Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стиму­ляции, но при общей умеренности будьте более щед­рыми на похвалы и более скупыми на наказания. На­учитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегай­те всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций.

Ø     Научитесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, но избегайте крика. Крик унижает вас как педаго­га, уменьшает ваши возможности сближения с учени­ками. Крик свидетельствует только о вашем бессилии.

Ø     Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раз­драженности, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить свое право, а ученикам - разумно подчиниться ему.

Ø     Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Все может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения.

Ø     Будьте внимательны к желанию каждого отдельного ученика утвердиться в коллективе сверстников. Успех окрыляет человека, неуспех - угнетает. Ищите повод похвалить ученика, каким бы педагогически запущенным он ни был. Если нужно, создайте такой повод. Каждый ученик должен верить в свои силы и возможности. Ищите сближения с целым классом и с отдельными учениками. Найдите время и повод побыть с учеником наедине, постарайтесь встретиться с ним как будто случайно: на улице, в парке, на стадионе. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, вы сблизитесь с этим учеником и в определенной мере со всем классом.

Ø     Несите родителям радость в дом. Не злоупотребляйте жалобами родителям на их детей. Дисциплина, уста­новленная другими, а не вами, мало эффективна. Ваши взаимоотношения с учащимися - прежде всего ваше дело и ваша обязанность.

Ø     Покажите ученикам при удобном случае все лучшее, что есть у вас (свои дополнительные способности, уме­ния, навыки), но не привлекайте к себе особого вни­мания. Помните о своих коллегах. Скромность педаго­га высоко ценится как в учительском, так и в учени­ческом коллективах.

Ø     Берегите доверие своих учеников. Доверие к вам - это сердцевина ваших отношений с учениками, окно в их душу. Потеряв доверие одного ученика, вы можете по­терять доверие всего класса.

Ø     Главное. Воспитывайте у учащихся высокие чувства гражданина, уважение к людям труда, любовь к своей Родине, готовность отдать для ее блага свои силы, свою жизнь.

         Профессионально значимые качества личности педагога. Под профессионально значимыми качествами личности педагога понимаются характеристики умственной и эмо­ционально-волевой сторон личности, влияющие на продук­тивность профессионально-педагогической деятельности пе­дагога и определяющие ее индивидуальный стиль.

         В педагогической науке существует ряд мнений отно­сительно набора личностных качеств педагога, трактуе­мых как профессионально значимые. Остановимся на наи­более характерных.

         Ф.Н. Гоноболин выделил как профессионально значи­мые следующий ряд качеств личности учителя: педагоги­ческий такт, способность «реконструировать» учебный материал, доступно излагать его, способность убеждать лю­дей и организовывать их, способность к творческой рабо­те, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них, способность к препо­даваемому предмету, способность предвидеть результаты своей работы. Он также выделяет такие личностные каче­ства, призванные обеспечивать эффективность педагоги­ческой деятельности, как: убежденность, целенаправленность, настойчивость, выдержка, находчивость.

         Ю.К. Бабанский предложил свою классификацию про­фессионально значимых личностных качеств, в которой он объединил выделенные им качества в три группы: лич­ностные, связанные с учебной деятельностью, связанные с воспитательной работой.

         Исходя из положения о педагогической деятельности как о рефлексивном управлении учебной деятельностью учащихся, Ю.Н. Кулюткин выделяет три группы качеств личности учителя, а именно: способность понимать внут­ренний мир ребенка, способность к активному воздей­ствию на ученика, эмоциональную устойчивость.

         К.М. Левитан предлагает следующую шкалу основных про­фессионально значимых личностных качеств: высокий уро­вень владения предметом, умение передавать знания и навы­ки, требовательность, умение заинтересовать школьников изучением своего предмета, общая эрудиция, доброжелатель­ность, педагогический такт, умение организовать интерес­ный, урок, любовь к профессии, терпение и настойчивость, понимание детей, любовь к детям, справедливость, стремле­ние к совершенствованию, чувство юмора, принципиаль­ность, общительность, хорошая дикция, музыкальные спо­собности, эмоциональность, умение организовать внекласс­ную работу, добросовестность, умение использовать ТСО.

         Т.Н. Мальковская выделяет качества, затрудняющие вза­имодействие учителя с учащимися: вспыльчивость, прямо­линейность, торопливость, резкость, обостренное самолю­бие, самоуверенность, упрямство, отсутствие чувства юмо­ра, излишняя мягкость, нерешительность, простодушие, обидчивость, сухость, медлительность, неорганизованность.

         Я.Л. Коломинский добавляет к этому перечню непони­мание учащихся, несправедливость, раздражительность, ма­лую или излишнюю требовательность, педантизм, навязы­вание своего мнения, противоречие между словами и дела­ми, нечестность, недостатки в преподавании.

         В научно-педагогической литературе встречаются, хотя и довольно редко, попытки создания типологии личнос­ти педагога. Обычно выделяют «логотропов» - учителей, направленных на преподаваемый предмет, и «педотропов», учителей, ориентированных на взаимодействие с детьми.

         Дж.Б.Керрол считает, что на одном «полюсе» существу­ют учителя - консерваторы-традиционалисты, которые уверены в том, что они все делают совершенным образом, и не желают менять старые, проверенные приемы деятель­ности на новшества. На другом «полюсе» находятся «впе­чатлительные авантюристы», которые поддаются любой моде и перепробуют все на свете. Как подтип таких учите­лей Керрол выделяет «любителя технических усовершен­ствований». Основная же масса учителей располагается меж­ду этими двумя «полюсами».

         В.Н. Сорока-Росинский выделял четыре основные «по­роды» учителей: педагоги-теоретисты, педагоги-реалисты, педагоги-утилитаристы, педагоги-артисты.

         Таким образом, различные авторы дают различные клас­сификации профессионально значимых качеств в личнос­ти учителя. Однако в настоящее время нет общепринятого мнения ни относительно того, какие качества характеризу­ют педагогов высшего профессионального уровня, ни того, каковы предпосылки их успешного формирования, ни от­носительно того, каковы методы их выявления.


Ұқсас жұмыстар

Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін Университет магистратурасының білім беру жүйесінде қалыптастыру
Оқытушы мен оқушы арасындағы қарым-қатынас
Кәсіби біліктілік терминінің анықтамасы
Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
Бапкер-оқытушыны спорт колледжі жағдайында кәсіби-педагогикалық дайындау
Болашақ мұғалімдерді оқушылардың дене тәрбиесі жүйесін жүзеге асыруға дайындаудың ғылыми - педагогикалық негіздері
Мемлекет тарихы институты
12 жылдық білім беруде бастауыш сыныптарда ана тілін оқытудың белсенді шығармашылық іс-әрекет негіздері
Қазақ мемлекеттік қыздар педагогика институттының Хабаршасына жарияланған мақалалар
Болашақ мамандарды дайындаудың әдістемесі