Тема 2. Профессионально-педагогическая деятельность – основа становления педагогического мастерства.
Цель: раскрыть сущность профессионально-педагогической деятельности.
Задачи:
1. рассмотреть основные функции учителя;
2. определение содержания профессионально-педагогической деятельности;
3. обоснование значения личности педагога в педагогической деятельности.
Рассматриваемые вопросы:
1. Профессионально-педагогическая деятельность как общественное явление.
2. Педагог как субъект педагогической деятельности.
3. Личность педагога и его становление в профессиональной деятельности.
Из более тридцати тысяч профессий, существующих на Земле, педагогика относится к числу наиболее древних. Педагог оправдывает социальные ожидания только тогда, когда его личность, общая и профессиональная культура являются опережающими по сравнению с другими членами общества. Вот почему в Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники. Они должны были хорошо знать науки, но главное - много путешествовать, много видеть, изучать языки, культуру и обычаи разных народов. В древнекитайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX веке до н. э. в стране существовало министерство, ведающее делами просвещения народа и назначавшее на должность учителей мудрейших представителей общества.
В средние века педагогами обычно были священники, монахи, хоти и городских школах и университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от корня «питать», «питатель». Слова «воспитывать» и «вскармливать» и сейчас можно рассматривать как синонимы. В современных словарях «воспитатель» определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений.
Анализируя деятельность педагога в современных социальных условиях, можно выделить ее позитивы. Позитивные стороны: возможность профессионального роста; богатство социальных связей - с коллегами, учениками, родителями; разнообразие форм труда; возможность удовлетворить высшие человеческие потребности - творческие; творческая самостоятельность; гуманистический («человекообразующий») характер профессии; летний срок отпуска; длительный отпуск (48 рабочих дней).
В любом обществе учитель выполняет две функции:
Ø удовлетворяет образовательные потребности его членов;
Ø выполняет культурно-просветительские функции.
Таким образом, учитель должен иметь двойную подготовку: человековедческую и специальную. С. Г. Вершловский считает, что за педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением ученика, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности.
С одной стороны, педагог готовит своих воспитанников к нуждам адаптации в определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. С другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
По мнению И. Б. Котовой и Е. Н. Шиянова, реализация таких сложных функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:
Ø потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и широкой социально-культурной деятельности;
Ø чувства эмпатии (сопереживания), такта, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
Ø понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
Ø умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;
Ø знания особенностей психологии развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать новые условия их саморазвития;
Ø способности к непрерывному собственному саморазвитию и самовоспитанию.
В наши дни общество как никогда нуждается в педагогах-гуманистах, которых отличает направленность не на учебные предметы, а на личность воспитанника. Гуманистическая педагогика рассматривает знания как средство и условие осознания человеком своего места в мире, его возвышения, воспитания в нем чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Педагогическая деятельность занимает особое положение в классификации видов деятельности человека. В советское время она рассматривалась однобоко, с позиции субъект-объектных отношений в школе: учитель - субъект педагогической деятельности, ее организатор и инициатор, ученик - пассивный объект педагогических воздействий. Целью школы было воспитание борцов за светлое будущее и привитие им определенных знаний, умений и навыков. Никакого творчества, никакого сотрудничества учителя и ребенка в реальной школе не было.
В условиях обновляющейся системы образования приоритетным стало воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптивной, творческой личности. Это возможно лишь при сотрудничестве педагогов и учащихся, их сотворчестве, взаимовлиянии и взаиморазвитии. Личность ребенка, ее значимость в жизни школы в наши дни уравнивается с личностью педагога. Ребенок - высшая ценность педагогической культуры, уникальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно интересно. Вся деятельность педагога в школе должна исходить их этих постулатов.
Основными характеристиками педагогической деятельности являются субъектность и предметность.
Субъектность находит отражение в активности, обусловленности образа педагога, в потребностях, в установках, эмоциях, целях, направленности, избирательной деятельности, в личном смысле, т. е. интересе.
Предметность характеризуется социальной обусловленностью человека, ее связью с сознанием, фиксированным и закрепленным в схемах, понятиях, социальных ролях, ценностях и социальных нормах.
В современной научной и методической литературе по проблемам теории и методики профессионального образования и в практике профессиональной подготовки используется множество терминов, описывающих сущность профессионализма: профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, квалификация, профессионализация, профессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессиональная готовность, профессиональная направленность, профессиональная подготовка, профессиональное самосовершенствование, профессиональная адаптация, профессиональная пригодность, профессиональная идентификация и т. д.
Одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности является личность самого педагога.
Педагогическая направленность личности характеризуется наличием у субъекта педагогической деятельности интереса и потребности в осуществлении этой деятельности, интереса к личности самих учащихся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач и - в случае осуществления педагогической деятельности как профессиональной - в заинтересованности в самой педагогической профессии, склонности ею заниматься, уровне профессионального самосознания. Процесс развития профессионального самосознания включает осознание норм, правил, моделей педагогического поведения, формирование педагогической позиции, осознание и принятие неких профессиональных эталонов и соотнесение себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, знаний и умений, характера и эффективности собственной профессионально-педагогической деятельности, профессионально значимых качеств личности.
Н.В.Кузьмина выделяет три основных типа направленности, определяющих характер педагогической деятельности учителя: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую. Причем истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета. Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности.
Высшим уровнем педагогической направленности личности является призвание, когда одним из важнейших жизненных смыслов человека является его профессионально-педагогическая деятельность.
Личностная направленность педагога ярко проявляется в его социально-профессиональной позиции.
В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Здесь мы различаем в качестве составных Частей социальную и профессиональную позиции. Социальная позиция педагога вырастает из той системы «взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности педагога.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако иногда педагог, четко осознавая, что он делает, не может объяснить, почему он поступает именно так, а не иначе. Никакой анализ не поможет выявить до конца, какие источники активности возобладали при выборе, педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией.
На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Л.Б. Ительсон приводит перечень типичных ролевых педагогических позиций, согласно которым педагог может выступать в качестве:
Ø информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
Ø друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;
Ø диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
Ø советчика, если использует осторожное уговаривание;
Ø просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;
Ø вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.
Гуманистическая направленность личности педагога является ведущим типом направленности, которая предопределяет специфический характер профессиональной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей - специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).
В современной педагогической культуре, являющейся частью общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие уважительное отношение к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности.
Требования к личности педагога в работах корифеев педагогической науки и практики. Высокое предназначение педагога предъявляет к нему столь же высокие требования. Это очень хорошо понимали выдающиеся педагоги прошлого, понимают это и наши современники.
Так, в XIX в. К.Д. Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высоко-то в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...»
В.Г. Белинский, говоря о высоком социальном предназначении учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».
Л.Н. Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт его педагогической работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель».
К примеру ряд заповедей педагога советского периода И.Е. Синицы, с которыми он обратился к учителям со страниц своей книги «О такте и мастерстве».
Ø Берегите высокое, благородное звание учителя. Помните, что личность учащихся воспитывается личностью их учителя. Пусть ваше служение Родине, ваше отношение к труду, ваше гражданское лицо и ваше поведение среди людей будут достойны подражания!
Ø Уважайте человека в ваших учениках. Берегите и развивайте их человеческое достоинство. С развитием человеческого достоинства у учащихся развиваются и другие лучшие гражданские качества. Берегите и собственное достоинство. Учитель, который не бережет собственного достоинства, не сумеет воспитать его у учеников.
Ø Будьте ближе к своим воспитанникам. Они ваши друзья. Они не забывают, что вы их учителя, что вы имеете больше прав, чем они, но не любят, когда вы часто демонстрируете им свои права.
Ø Меняйте свою тактику во взаимоотношениях с учениками в зависимости от их возраста и духовного развития. Пусть она будет все более гибкой, динамичной и все менее демонстративной. Будьте такими же изобретательными и требовательными в выборе методов воспитания, как и в методах обучения. Избегайте излишней прямолинейности, штампованных нотаций и поучений. Отдавайте предпочтение недемонстративным подсказкам, ненавязчивым советам. Наиболее действенно то убеждение, которое было воспринято как свое собственное.
Ø Пользуйтесь всем диапазоном педагогической стимуляции, но при общей умеренности будьте более щедрыми на похвалы и более скупыми на наказания. Научитесь пользоваться всеми своими выразительными средствами, взглядом, мимикой, жестами, но избегайте всяческих резкостей, которые находятся на грани допустимых проявлений человеческих эмоций.
Ø Научитесь владеть своим голосом, интонировать свою речь, но избегайте крика. Крик унижает вас как педагога, уменьшает ваши возможности сближения с учениками. Крик свидетельствует только о вашем бессилии.
Ø Избегайте решений, в целесообразности которых вы не уверены. Не принимайте решений в состоянии раздраженности, прибегайте к методу отсрочки, который даст вам возможность разумно употребить свое право, а ученикам - разумно подчиниться ему.
Ø Посещайте уроки опытных учителей, наблюдайте, как они контактируют с учениками, какие делают замечания, как слушают учащихся, как сидят, как ходят по классу. Все может вам пригодиться. Умение контактировать с учащимися приобретается, как и все другие умения.
Ø Будьте внимательны к желанию каждого отдельного ученика утвердиться в коллективе сверстников. Успех окрыляет человека, неуспех - угнетает. Ищите повод похвалить ученика, каким бы педагогически запущенным он ни был. Если нужно, создайте такой повод. Каждый ученик должен верить в свои силы и возможности. Ищите сближения с целым классом и с отдельными учениками. Найдите время и повод побыть с учеником наедине, постарайтесь встретиться с ним как будто случайно: на улице, в парке, на стадионе. Если вы будете тактичны, ненавязчивы, вы сблизитесь с этим учеником и в определенной мере со всем классом.
Ø Несите родителям радость в дом. Не злоупотребляйте жалобами родителям на их детей. Дисциплина, установленная другими, а не вами, мало эффективна. Ваши взаимоотношения с учащимися - прежде всего ваше дело и ваша обязанность.
Ø Покажите ученикам при удобном случае все лучшее, что есть у вас (свои дополнительные способности, умения, навыки), но не привлекайте к себе особого внимания. Помните о своих коллегах. Скромность педагога высоко ценится как в учительском, так и в ученическом коллективах.
Ø Берегите доверие своих учеников. Доверие к вам - это сердцевина ваших отношений с учениками, окно в их душу. Потеряв доверие одного ученика, вы можете потерять доверие всего класса.
Ø Главное. Воспитывайте у учащихся высокие чувства гражданина, уважение к людям труда, любовь к своей Родине, готовность отдать для ее блага свои силы, свою жизнь.
Профессионально значимые качества личности педагога. Под профессионально значимыми качествами личности педагога понимаются характеристики умственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность профессионально-педагогической деятельности педагога и определяющие ее индивидуальный стиль.
В педагогической науке существует ряд мнений относительно набора личностных качеств педагога, трактуемых как профессионально значимые. Остановимся на наиболее характерных.
Ф.Н. Гоноболин выделил как профессионально значимые следующий ряд качеств личности учителя: педагогический такт, способность «реконструировать» учебный материал, доступно излагать его, способность убеждать людей и организовывать их, способность к творческой работе, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них, способность к преподаваемому предмету, способность предвидеть результаты своей работы. Он также выделяет такие личностные качества, призванные обеспечивать эффективность педагогической деятельности, как: убежденность, целенаправленность, настойчивость, выдержка, находчивость.
Ю.К. Бабанский предложил свою классификацию профессионально значимых личностных качеств, в которой он объединил выделенные им качества в три группы: личностные, связанные с учебной деятельностью, связанные с воспитательной работой.
Исходя из положения о педагогической деятельности как о рефлексивном управлении учебной деятельностью учащихся, Ю.Н. Кулюткин выделяет три группы качеств личности учителя, а именно: способность понимать внутренний мир ребенка, способность к активному воздействию на ученика, эмоциональную устойчивость.
К.М. Левитан предлагает следующую шкалу основных профессионально значимых личностных качеств: высокий уровень владения предметом, умение передавать знания и навыки, требовательность, умение заинтересовать школьников изучением своего предмета, общая эрудиция, доброжелательность, педагогический такт, умение организовать интересный, урок, любовь к профессии, терпение и настойчивость, понимание детей, любовь к детям, справедливость, стремление к совершенствованию, чувство юмора, принципиальность, общительность, хорошая дикция, музыкальные способности, эмоциональность, умение организовать внеклассную работу, добросовестность, умение использовать ТСО.
Т.Н. Мальковская выделяет качества, затрудняющие взаимодействие учителя с учащимися: вспыльчивость, прямолинейность, торопливость, резкость, обостренное самолюбие, самоуверенность, упрямство, отсутствие чувства юмора, излишняя мягкость, нерешительность, простодушие, обидчивость, сухость, медлительность, неорганизованность.
Я.Л. Коломинский добавляет к этому перечню непонимание учащихся, несправедливость, раздражительность, малую или излишнюю требовательность, педантизм, навязывание своего мнения, противоречие между словами и делами, нечестность, недостатки в преподавании.
В научно-педагогической литературе встречаются, хотя и довольно редко, попытки создания типологии личности педагога. Обычно выделяют «логотропов» - учителей, направленных на преподаваемый предмет, и «педотропов», учителей, ориентированных на взаимодействие с детьми.
Дж.Б.Керрол считает, что на одном «полюсе» существуют учителя - консерваторы-традиционалисты, которые уверены в том, что они все делают совершенным образом, и не желают менять старые, проверенные приемы деятельности на новшества. На другом «полюсе» находятся «впечатлительные авантюристы», которые поддаются любой моде и перепробуют все на свете. Как подтип таких учителей Керрол выделяет «любителя технических усовершенствований». Основная же масса учителей располагается между этими двумя «полюсами».
В.Н. Сорока-Росинский выделял четыре основные «породы» учителей: педагоги-теоретисты, педагоги-реалисты, педагоги-утилитаристы, педагоги-артисты.
Таким образом, различные авторы дают различные классификации профессионально значимых качеств в личности учителя. Однако в настоящее время нет общепринятого мнения ни относительно того, какие качества характеризуют педагогов высшего профессионального уровня, ни того, каковы предпосылки их успешного формирования, ни относительно того, каковы методы их выявления.
Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін Университет магистратурасының білім беру жүйесінде қалыптастыру
Оқытушы мен оқушы арасындағы қарым-қатынас
Кәсіби біліктілік терминінің анықтамасы
Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
Бапкер-оқытушыны спорт колледжі жағдайында кәсіби-педагогикалық дайындау
Болашақ мұғалімдерді оқушылардың дене тәрбиесі жүйесін жүзеге асыруға дайындаудың ғылыми - педагогикалық негіздері
Мемлекет тарихы институты
12 жылдық білім беруде бастауыш сыныптарда ана тілін оқытудың белсенді шығармашылық іс-әрекет негіздері
Қазақ мемлекеттік қыздар педагогика институттының Хабаршасына жарияланған мақалалар
Болашақ мамандарды дайындаудың әдістемесі