Тема 3. Педагогическая эрудиция и компетентность как условия педагогического мастерства

Цель: обосновать сущность педагогической эрудиции и компетентности как условия педагогического мастерства.

         Задачи:

1. раскрыть сущность педагогической эрудиции;

2. определение роли непрерывного образования и самообразования;

3. определение профессиональной компетентности как одного из показателей к осуществлению педагогической деятельности.

         Рассматриваемые вопросы:

1. Педагогическая эрудиция – ученость, начитанность, основательное знание предмета.

2. Непрерывное образование и самообразование как основные пути достижения эрудиции.

         Образование -  1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системы знаний, умений, навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми ЗУНами в связи с изменяющимися условиями жизни; 3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)  установленных государством образовательных уровней.

         Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов.

         В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек облада­ет соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой об­ласти и эффективно действовать в ней. В то же вре­мя профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую го­товность.

         Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»:

Ø     компетенция - включает совокупность взаи­мосвязанных качеств личности (знаний, умений, на­выков, способов деятельности), задаваемых по от­ношению к определенному кругу предметов и про­цессов и необходимых для качественной продуктив­ной деятельности по отношению к ним;

Ø     компетентность - владение, обладание че­ловеком соответствующей компетенцией, включа­ющей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

         В современной психологической и психолингви­стической литературе чаще употребляется понятия «компетентности» (в психологии) или «компетенции» (в лингвистике), являющиеся характеристиками по­ведения, доминирующей формой активности лично­сти, актуальным уровнем владения (например, язы­ком и речью). В данном контексте компетентность можно понимать как обученность, а способности - как обучаемость, но при этом компетентность может быть результатом научения или перекрывать поня­тие способности (если учитывать «цену» достиже­ния) (Арцишевская Е. В., Кабардов М. Е.). Иными словами, не всякая компетентность есть способность, так же как и не всякое достижение - свидетель­ство проявлений способностей.

         В научно-методической литературе выделены тра­диционные характеристики компетенций:

Ø                политические и социальные компетенции, свя­занные со способностью брать на себя ответствен­ность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;

Ø                компетенции, касающиеся жизни в поликуль­турном обществе, призванные препятствовать воз­никновению ксенофобии, распространению клима­та нетерпимости и способствовать пониманию раз­личий и готовности жить с людьми других куль­тур, языков и религий;

Ø                компетенции, определяющие владение пись­менным и устным общением, важным в профессио­нальной деятельности и общественной жизни (вла­дение несколькими языками);

Ø                компетенции, связанные с возникновением ин­формационного общества: владение новыми техно­логиями, понимание их силы и слабости, со спо­собностью критически относиться к распространя­емым по каналам СМИ и Интернет информации и рекламе;

Ø                компетенции, реализующие способность учить­ся в течение всей жизни не только в профессиональ­ном плане, но и в личной и общественной жизни.

         Иными словами, компетенция предполагает не­которое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной (включая профессиональную) под­готовке обучаемого, а компетентность есть уже со­стоявшееся личностное качество (характеристика). Следовательно, формирование компетенций происходит средствами содержания образования. Обра­зовательная компетенция предполагает не усвоение обучаемым отдельных друг от друга знаний и уме­ний, а овладение комплексной процедурой, в кото­рой для каждого выделенного направления присут­ствует соответствующая совокупность образователь­ных компонентов, имеющих личностный характер.


Ұқсас жұмыстар

Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін Университет магистратурасының білім беру жүйесінде қалыптастыру
Кәсіби біліктілік терминінің анықтамасы
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін университет магистратурасының білім беру жүйесін қалыптастыру
Оқытушы мен оқушы арасындағы қарым-қатынас
Мемлекет тарихы институты
Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
12 жылдық білім беруде бастауыш сыныптарда ана тілін оқытудың белсенді шығармашылық іс-әрекет негіздері
Кәсіптік шеберлік құрылымындағы педагогикалық қатынас
Кәсіби-педагогикалық іс-әрекет – педагогикалық шеберліктің қалыптасуының негізі