Тема 3. Педагогическая эрудиция и компетентность как условия педагогического мастерства

Цель: обосновать сущность педагогической эрудиции и компетентности как условия педагогического мастерства.

         Задачи:

1. раскрыть сущность педагогической эрудиции;

2. определение роли непрерывного образования и самообразования;

3. определение профессиональной компетентности как одного из показателей к осуществлению педагогической деятельности.

         Рассматриваемые вопросы:

1. Профессиональная компетентность педагога как готовность к осуществлению педагогической деятельности. Структура профессиональной компетентности.

         Профессиональная компетентность - сово­купность индивидуальных свойств личности, состо­ящих в специфической чувствительности к объек­ту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

         Формирование профессиональной компетентнос­ти осуществляется в трех направлениях:

         а) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения (выработка соответствующих навыков, развитие специфических способов выполнения деятельности);

         б) изменение личности субъекта (моторика, речь, формы общения, эмоциональность, внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера);

         в) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (интерес к объекту, осознание его значимости, познание своих реальных возможностей влияния на объект) (Карпетова Н. М.).

         Обращение к понятию «профессиональная ком­петенция» в теории и практике профессионального образования вызвано рядом объективных и субъективных предпосылок. В этом случае актуализиру­ется проблема профессиональной подготовки, кото­рая рассматривается как многоаспектная пробле­ма, включающая проблему обеспечения уровня общеобразовательной подготовленности и, особенно, профессионально-педагогическую подготовленность учителя школы, преподавателя колледжа, техни­кума, вуза, от уровня которой фактически и зави­сит успешное развитие отечественной системы об­разования (как общего, так и профессионального).

         В совре­менных условиях учителю мало быть только «транс­лятором» социокультурного опыта, ему необходи­мо подняться до уровня «фасилитатора», облегча­ющего ребенку «создание и созидание образа мира в себе» как той действительности, в которой он смо­жет полностью реализовать свои внутренние воз­можности. Иными словами, педагогическая компе­тентность педагога не исчерпывается узкопрофес­сиональными рамками. На первое место выступа­ют такие содержательные компоненты компетент­ности педагога, как критичность мышления, спо­собность к анализу, потребность в самосовершен­ствовании и т. п. Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретиче­ских знаний, практических умений и значимых для педагога личностных качеств.

         Профессиональная компетентность есть интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками и следующими компонентами профессионального ма­стерства: система профессиональных знаний, уме­ний, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности (Крив­цов Л. Ю.). В структуре профессиональной компе­тентности можно выделить личностные смыслы, поскольку процесс решения профессиональных за­дач предполагает смыслообразования, которые, в свою очередь, оказывают значительное влияние на ход мыследеятельности и продуктивность принято­го решения, на персонифицирование профессиональ­ных ценностей (что позволяет педагогу подняться на новый качественный уровень профессионально­го мышления). Персонифицированные новые цен­ности выступают мотивообразующим фактором сверхадаптивной, сверхнормативной деятельности учителя; изменяют отношение к собственному раз­витию, определяя новые перспективы личностного преобразования. Результатом присвоения педагогом новых профессиональных ценностей является лич­ностная вариативность, гибкость, флексибельность.

         Профессиональная компетентность учителя оп­ределяется единством его методологической, специ­альной и психолого-педагогической подготовки. Методология при этом не является сводом готовых от­ветов, это тончайший инструмент диалектического познания и преобразования действительности, за­конов научного, социального и профессионального мышления. Знание фундаментальных наук — не­преложное требование к современному учителю. При этом решающее значение имеет не только объем знаний, но и их точность, систематичность, подвиж­ность. Не максимум знаний, а их мобильность и управляемость, гибкое приспособление к школьным условием делают специалиста пригодным к педаго­гической деятельности.

         Японские исследо­ватели в «формулу качеств» включают нравствен­ность, интеллект, мастерство, физическое совер­шенство и т. д. Французские  исследователи - про­фессионализм, инициативу, созидание, адаптацию, динамизм и т. д.

         В основе определения «формулы качества» спе­циалиста определение образования не только как «движения человека от незнания к общественной культуре» (Г. Гегель), но и как обогащение обще­ственной культуры личностным, вновь созданным иканием. Иными словами, образование может трак­товаться как социальное партнерство между лич­ностью и образовательными учреждениями.

         В то же время проблема профессионализма, про­фессиональной компетентности связана и с еще од­ним социально-психологическим феноменом - конкурентоспособностью специалиста. По мнению Лестора Туроу (одного из ведущих экономистов мира) знание сегодня становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции; но знание может быть использовано только через квалификацию индиви­дов. Современные и будущие работодатели заинте­ресованы в специалисте, который:

Ø     умеет думать самостоятельно и решать разно­образные проблемы (то есть применять знания, по­лученные в процессе образования);

Ø     обладает критическим и творческим мышле­нием (сформированном в процессе образования);

Ø     владеет богатым словарным запасом, основан­ным на глубоком знании;

Ø     умеет добывать новые знания (т.е., спосо­бен к самообучению, самообразованию).

         Таким образом, образование, как социальное партнерство, становится «ключом» к конкуренто­способности специалиста, к возможности успешно­го «вписывания» в структуру нынешнего общества, к активной социализации личности. Образование предоставляет человеку следующие «социальные роли» (Гершунский Б. С):

Ø     «Реализующаяся личность». Человек, хорошо знающий свои способности, возможности, ясно пред­ставляющий цель своей деятельности и по­следовательно ее достигающий, выбирая для этого наиболее оптимальные способы.

Ø     «Деятельный участник культурного развития». В этой роли человек бережно относится к любым проявлениям культуры отечественной и зарубеж­ной; участвует в процессе культурного обогащения собственной личности и общества.

Ø     «Высококвалифицированный работник».

Ø     «Информированный гражданин». Это лич­ность, хорошо осведомленная в вопросах экономи­ки, политики, истории, искусства и прочее; чутко реагирующая на международные и национальные проблемы.

Ø     «Человек, видящий жизнь как постоянное уче­ние». Это роль человека, умеющего гибко реагиро­вать на общественные изменения и стремящегося постоянно получать новое знание, необходимое в из­менившихся условиях социума.

         Актуальной для современного профессионально­го образования является социальная роль - «чело­век, видящий жизнь как постоянное учение», ко­торая актуализирует рассмотрение «непрерывного (пожизненного) образования», с одной стороны, и, с другой стороны, андрагогический1 подход к сис­теме непрерывного профессионального образования, который основывается на том, что специалист, по­лучивший среднее специальное образование, затем высшее, позднее - постоянно занимающийся на курсах повышения квалификации, постепенно осоз­нает ведущие функции образования:

Ø     адаптационная. Образование, как уже гово­рилось выше, способствует более активной социа­лизации личности, более адекватному пониманию развития общества, более глубокому проникновению в сущность своей роли в социуме;

Ø     саморазвития личности в процессе образо­вания, предполагающая развитие интеллектуаль­ной, эмоциональной сфер, личностных качеств и умений. Функция саморазвития тесно связана с самопознанием (которое возможно в процессе образования);

Ø     самопознания, выражающаяся в построении «Я-концепции» на основе выявления собственных достоинств, выработки приоритетных целей и цен­ностей будущей профессиональной и жизнедеятель­ности, осознания собственных проблем и трудно­стей, а также способов их преодоления, в понима­нии своего жизненного предназначения. Саморазвитие и самопознание определяют личностную са­мореализацию (как значимую функцию самообра­зования);

Ø     взаимодействия личности и социума, реали­зация которого основывается на том, что образова­ние расширяет границы общения, наполняет его новым содержанием, позволяя овладеть коммуни­кативными умениями и т. д.

         На основании обобщения данных подходов и функциональных характеристик профессиональной компетентности специалиста, а также с учетом андрагогического принципа профессиональной под­готовки, нами составлена обобщенная характерис­тика «формулы качества» специалиста.

         Анализ «формулы качества» специалиста, харак­теристик профессионализма и мастерства учителя позволя­ет определить содержание профессиональной компетентности выпускника вуза как показателя уровня профессиональной компетентности преподавателя.

         Профессиональная компетентность педагога - это сложное индивидуально-психологическое обра­зование на основе интеграции опыта, теоретичес­ких знаний, практических умений и значимых лич­ностных качеств, обусловливающее готовность учи­теля к актуальному выполнению педагогической де­ятельности. При этом педагогиче­ский профессионализм связан, прежде всего, с вы­соким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, инди­видуальным стилем деятельности. Следовательно, ответственность за выполнение профессиональ­ных заданий и др. Эти показатели и являются характеристикой про­фессиональной готовности специалиста.

         В начале профессиональной деятельности вчераш­ний выпускник не имеет целостного представления о многообразии профессиональной педагогической деятельности. Отсутствие образа профессиональной деятельности у начинающего педагога приводит к утрате ориентира в целенаправленном профессио­нальном образовании. Следовательно, возникает воп­рос о том, что является воплощением идеального образа педагогической деятельности, профессиональ­ным образцом в деятельности педагога.


Ұқсас жұмыстар

Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін Университет магистратурасының білім беру жүйесінде қалыптастыру
Кәсіби біліктілік терминінің анықтамасы
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін университет магистратурасының білім беру жүйесін қалыптастыру
Оқытушы мен оқушы арасындағы қарым-қатынас
Мемлекет тарихы институты
Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
12 жылдық білім беруде бастауыш сыныптарда ана тілін оқытудың белсенді шығармашылық іс-әрекет негіздері
Кәсіптік шеберлік құрылымындағы педагогикалық қатынас
Кәсіби-педагогикалық іс-әрекет – педагогикалық шеберліктің қалыптасуының негізі