Тема 3. Педагогическая эрудиция и компетентность как условия педагогического мастерства
Цель: обосновать сущность педагогической эрудиции и компетентности как условия педагогического мастерства.
Задачи:
1. раскрыть сущность педагогической эрудиции;
2. определение роли непрерывного образования и самообразования;
3. определение профессиональной компетентности как одного из показателей к осуществлению педагогической деятельности.
Рассматриваемые вопросы:
1. Профессиональная компетентность педагога как готовность к осуществлению педагогической деятельности. Структура профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность - совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.
Формирование профессиональной компетентности осуществляется в трех направлениях:
а) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения (выработка соответствующих навыков, развитие специфических способов выполнения деятельности);
б) изменение личности субъекта (моторика, речь, формы общения, эмоциональность, внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера);
в) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (интерес к объекту, осознание его значимости, познание своих реальных возможностей влияния на объект) (Карпетова Н. М.).
Обращение к понятию «профессиональная компетенция» в теории и практике профессионального образования вызвано рядом объективных и субъективных предпосылок. В этом случае актуализируется проблема профессиональной подготовки, которая рассматривается как многоаспектная проблема, включающая проблему обеспечения уровня общеобразовательной подготовленности и, особенно, профессионально-педагогическую подготовленность учителя школы, преподавателя колледжа, техникума, вуза, от уровня которой фактически и зависит успешное развитие отечественной системы образования (как общего, так и профессионального).
В современных условиях учителю мало быть только «транслятором» социокультурного опыта, ему необходимо подняться до уровня «фасилитатора», облегчающего ребенку «создание и созидание образа мира в себе» как той действительности, в которой он сможет полностью реализовать свои внутренние возможности. Иными словами, педагогическая компетентность педагога не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. На первое место выступают такие содержательные компоненты компетентности педагога, как критичность мышления, способность к анализу, потребность в самосовершенствовании и т. п. Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для педагога личностных качеств.
Профессиональная компетентность есть интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками и следующими компонентами профессионального мастерства: система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности (Кривцов Л. Ю.). В структуре профессиональной компетентности можно выделить личностные смыслы, поскольку процесс решения профессиональных задач предполагает смыслообразования, которые, в свою очередь, оказывают значительное влияние на ход мыследеятельности и продуктивность принятого решения, на персонифицирование профессиональных ценностей (что позволяет педагогу подняться на новый качественный уровень профессионального мышления). Персонифицированные новые ценности выступают мотивообразующим фактором сверхадаптивной, сверхнормативной деятельности учителя; изменяют отношение к собственному развитию, определяя новые перспективы личностного преобразования. Результатом присвоения педагогом новых профессиональных ценностей является личностная вариативность, гибкость, флексибельность.
Профессиональная компетентность учителя определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки. Методология при этом не является сводом готовых ответов, это тончайший инструмент диалектического познания и преобразования действительности, законов научного, социального и профессионального мышления. Знание фундаментальных наук — непреложное требование к современному учителю. При этом решающее значение имеет не только объем знаний, но и их точность, систематичность, подвижность. Не максимум знаний, а их мобильность и управляемость, гибкое приспособление к школьным условием делают специалиста пригодным к педагогической деятельности.
Японские исследователи в «формулу качеств» включают нравственность, интеллект, мастерство, физическое совершенство и т. д. Французские исследователи - профессионализм, инициативу, созидание, адаптацию, динамизм и т. д.
В основе определения «формулы качества» специалиста определение образования не только как «движения человека от незнания к общественной культуре» (Г. Гегель), но и как обогащение общественной культуры личностным, вновь созданным иканием. Иными словами, образование может трактоваться как социальное партнерство между личностью и образовательными учреждениями.
В то же время проблема профессионализма, профессиональной компетентности связана и с еще одним социально-психологическим феноменом - конкурентоспособностью специалиста. По мнению Лестора Туроу (одного из ведущих экономистов мира) знание сегодня становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции; но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов. Современные и будущие работодатели заинтересованы в специалисте, который:
Ø умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (то есть применять знания, полученные в процессе образования);
Ø обладает критическим и творческим мышлением (сформированном в процессе образования);
Ø владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком знании;
Ø умеет добывать новые знания (т.е., способен к самообучению, самообразованию).
Таким образом, образование, как социальное партнерство, становится «ключом» к конкурентоспособности специалиста, к возможности успешного «вписывания» в структуру нынешнего общества, к активной социализации личности. Образование предоставляет человеку следующие «социальные роли» (Гершунский Б. С):
Ø «Реализующаяся личность». Человек, хорошо знающий свои способности, возможности, ясно представляющий цель своей деятельности и последовательно ее достигающий, выбирая для этого наиболее оптимальные способы.
Ø «Деятельный участник культурного развития». В этой роли человек бережно относится к любым проявлениям культуры отечественной и зарубежной; участвует в процессе культурного обогащения собственной личности и общества.
Ø «Высококвалифицированный работник».
Ø «Информированный гражданин». Это личность, хорошо осведомленная в вопросах экономики, политики, истории, искусства и прочее; чутко реагирующая на международные и национальные проблемы.
Ø «Человек, видящий жизнь как постоянное учение». Это роль человека, умеющего гибко реагировать на общественные изменения и стремящегося постоянно получать новое знание, необходимое в изменившихся условиях социума.
Актуальной для современного профессионального образования является социальная роль - «человек, видящий жизнь как постоянное учение», которая актуализирует рассмотрение «непрерывного (пожизненного) образования», с одной стороны, и, с другой стороны, андрагогический1 подход к системе непрерывного профессионального образования, который основывается на том, что специалист, получивший среднее специальное образование, затем высшее, позднее - постоянно занимающийся на курсах повышения квалификации, постепенно осознает ведущие функции образования:
Ø адаптационная. Образование, как уже говорилось выше, способствует более активной социализации личности, более адекватному пониманию развития общества, более глубокому проникновению в сущность своей роли в социуме;
Ø саморазвития личности в процессе образования, предполагающая развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер, личностных качеств и умений. Функция саморазвития тесно связана с самопознанием (которое возможно в процессе образования);
Ø самопознания, выражающаяся в построении «Я-концепции» на основе выявления собственных достоинств, выработки приоритетных целей и ценностей будущей профессиональной и жизнедеятельности, осознания собственных проблем и трудностей, а также способов их преодоления, в понимании своего жизненного предназначения. Саморазвитие и самопознание определяют личностную самореализацию (как значимую функцию самообразования);
Ø взаимодействия личности и социума, реализация которого основывается на том, что образование расширяет границы общения, наполняет его новым содержанием, позволяя овладеть коммуникативными умениями и т. д.
На основании обобщения данных подходов и функциональных характеристик профессиональной компетентности специалиста, а также с учетом андрагогического принципа профессиональной подготовки, нами составлена обобщенная характеристика «формулы качества» специалиста.
Анализ «формулы качества» специалиста, характеристик профессионализма и мастерства учителя позволяет определить содержание профессиональной компетентности выпускника вуза как показателя уровня профессиональной компетентности преподавателя.
Профессиональная компетентность педагога - это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее готовность учителя к актуальному выполнению педагогической деятельности. При этом педагогический профессионализм связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, индивидуальным стилем деятельности. Следовательно, ответственность за выполнение профессиональных заданий и др. Эти показатели и являются характеристикой профессиональной готовности специалиста.
В начале профессиональной деятельности вчерашний выпускник не имеет целостного представления о многообразии профессиональной педагогической деятельности. Отсутствие образа профессиональной деятельности у начинающего педагога приводит к утрате ориентира в целенаправленном профессиональном образовании. Следовательно, возникает вопрос о том, что является воплощением идеального образа педагогической деятельности, профессиональным образцом в деятельности педагога.
Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін Университет магистратурасының білім беру жүйесінде қалыптастыру
Кәсіби біліктілік терминінің анықтамасы
Жаңа тұрпатты мұғалімді қалыптастыруда ақпараттық технологияларды қолданудың педагогикалық шарттары
Болашақ жоғарғы мектеп оқытушыларының кәсіби-педагогикалық біліктілігін университет магистратурасының білім беру жүйесін қалыптастыру
Оқытушы мен оқушы арасындағы қарым-қатынас
Мемлекет тарихы институты
Оқу үрдісін жүргізуде MS Excel бағдарламасын қолданудың тиімділігі
12 жылдық білім беруде бастауыш сыныптарда ана тілін оқытудың белсенді шығармашылық іс-әрекет негіздері
Кәсіптік шеберлік құрылымындағы педагогикалық қатынас
Кәсіби-педагогикалық іс-әрекет – педагогикалық шеберліктің қалыптасуының негізі